Социология управления в системе социального знания и практической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология управления в системе социального знания и практической деятельности.



Социология управления в системе социального знания и практической деятельности.

Социология управления как учебная дисциплина на основе базовых знаний о современных особенностях управления призва­на дать студентам теоретико-методологические и прикладные знания, умения, навыки социологического анализа обновляющей­ся управленческой деятельности, форм и методов влияния но­вых органов управления на качественные изменения социаль­но-экономической, политической, социальной, духовной жизни нашего общества.

Современный менеджмент необходимо рассматривать как целерациональную человеческую деятельность триединой направ­ленности: деятельность по координации всех видов человеческо­го труда; деятельность по усовершенствованию процесса и меха­низмов самого управления; деятельность по развитию социаль­ных и нравственных качеств современной личности, претендую­щей занять достойное место в конкурирующей среде. Такой под позволяет полнее раскрыть гуманистическую сущность управления.

Для выпускника университета, специализирующегося в об­ласти социологии управления, на наш взгляд, исключительно важно владеть основными понятиями современной теории и прак­тики менеджмента, включая различные концепции и дискус­сионные проблемы, уметь самостоятельно осуществлять сравни­тельный анализ проблем и результативности отечественного и за­падного менеджмента, различных управленческих систем и ситу­аций, критически их оценивать, уметь исследовать состояние и возможности субъектов и объектов управленческого процесса, ка­чество управленческой информации, эффективность стилей управ­ления, рутинных и творческих решений назревших задач, выяв­лять истинные и мнимые причины конфликтных ситуаций, функ­циональные и дисфункциональные последствия их разрешения, действенность мотивационных рычагов и т. д.

Концептуально в социологии управления представляется важ­ным помочь студентам овладеть формами и методами исследова­ния новых организационно-структурных построений трудовых коллективов, рыночных и инновационных форм и методов управ­ленческой деятельности, роли формальных и неформальных под­структур. Важной остается и задача исследования эффективности труда управленческого персонала, особенно руководителей низово­го и среднего звена, их профессионализма, экономико-управлен­ческой культуры, этики делового общения и разумного поведения в условиях функционирования совместных предприятий, разнона­циональных коллективов.

Особенность социологии управления:

· -нельзя заблуждаться, что глядя на образец мы можем скопировать (пример: подражание капитализма России Западу)

· -исследуя современные явления управления, в контексте интернационализации, нельзя надеяться на очень быстрый успех

· - национальные особенности системы управления могут играть решающую роль в реализации какой бы то ни было программы

· -серьезной разработки требует проблема соотношения общего и особенного в национальных системах управления

· -необходимо развивать и активно использовать национальную политико-управленческую культуру и культурную традицию

 


Требования к характеристикам S

· -профессионально-квалификационная характеристика

· -количественное соотношение S-O – необходимо строго ясное и достаточное число управленцев. – («соотношение количества преподавателей к ученикам)

· -S должен формироваться в зависимости от конкретной необходимости

 

Требования к характеристикам О

· -анализируя постоянно S, необходимо анализировать и O ===> приспосабливать друг к другу (соответствие объекта субъекту и субъекта объекту)

 

 

Управление человеком (Афанасьев) – рассмотрел позиции управления человеком:

· 1)- для каждого человека, с учетом его интересов, необходимо обозначить его социальную роль

· 2)- подготовить человека к конкретной социальной роли

· 3)- создать благоприятные условия, чтобы человек мог свою роль выполнять наилучшим образом

· 4)- надо проконтролировать: как выполняются эти все задачи, как человека подготовили и т.д.

· 5)- принцип ответственности и полезности человеку лично и коллективу в целом ========> принцип синхронного прогресса человека (как личности) и общества

 

Специфика взаимосвязи субъекта и объекта:

Субъекты и объхекты в известном смысле однокачественны.

Объекты управления имеют собственные закономерности функционирования, с которыми неоходимо считаться при осуществелении управления.

Объекты управления обладают социальной активностью, самодеятельностью. В связи с этим стоит говорить о такоим типе связи, как реординация (обратное упорядочение).

Реординационные связи фактически являются разновидностью обратных связей, однако они могут возниикать не только как реакции на установки верхов, но и как самостоятельные управленческие прпедлодения, требования и тд.

Субъекты управления формируются и изменяются целенаправленно под определённый видж деятельности тем, кто эту деятельность осуществляет.

Субъекты имеют как количественную, так и качественную определённость.

Совершенствование менеджмента в современных условиях предполагает одновременные, параллельные качественные изменения и субъекта, и объекта, а также системы методов их взаимоотношений и отношений с внешней средой.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проблема совершенствования взаимодействия, координации и взаимоответственности субъектов и объектов управления на личностном уровне, т. е. в системе управленческих отношений «человек — человек». Именно от того, как подготовлены люди для выполнения тех или иных производственных, социально-политических и идеологических функций, как они расставлены и организованы в различных клеточках социального организма, как они взаимодействуют, координируют свои усилия, насколько точно соизмеряют свои поступки с общественными требованиями и принципами, нормами права и морали и прежде всего зависит успех дела [2, с. 205].

В управленческой практике на уровне первичных субъектов и объектов (управляющих и управляемых: мастера и рабочего, учителя и ученика и т. п.) это означает их максимальную приближенность, их постоянное результативно-качественное взаимодействие, профессиональное и нравственное взаимообогащение. В успешных коллективах такого положения достигают как за счет высокой квалификации и ответственности менеджеров низового звена, так и за счет качественного отбора и набора производственного персонала, четко налаженного между ними обученческо-контрольного взаимодействия и взаимоответственности.

 


Структурирование коллектива

В К. объединены люди, технические, экономические, финансовые, информационные, административные ресурсы, не К. воздейств.внешняя среда и т.д.

2 группы организационных структур управления: 1) иерархические (формальные, механические, бюрократические); 2) адаптивные (органические, гибкие). У каждой группы свои недостатки и преимущества.

К гр.иерархических относятся: линейная стр-ра (т.н. военная; бывает плоская (большое кол-во подчиненных одному рук-лю) и многоуровневая линейные стр-ры), функциональная стр-ра (осн.на разделении труда в аппарате управления), штабная (линейно-функциональная) стр-ра (синтез двух вышеназв.стр-р); дивизиональная организационная стр-ра (децентрализация управления при резком увеличении размеров предприятий, усложнен.технологических процессов, динамичн.внешней среды; структурная организация в усл.подхода производится по 1 из 3 критериев: по выпускаемой продукции или предоставл.услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация); дивизиональная структура позволяет быстро разобраться в меняющихся запросах покупателей, предвидеть перемены и своевременно реагировать на них; в то же время дивизиональные стр-ры привели к росту иерархичности, вертикали управления); на смену традиц.структ.совершенствованию организаций приходят новые методы, в основе которых лежат принципы самоорганизации, автономности отдельных подразделений и звеньев, «мягкие» связи между ними; так, к гибким, адаптивным, органическим структурам относятся: матричная стр-ра (созд.спец.подразделения для реализ.конкр.задачи, программы), программно-целевая структура (проектная). В посл.время в сист.менеджмента появились новые структурные построения: групповые (бригадные) оргструктуры (раб-к участвует в производстве от начала до конца), бизнес-центры (раб-т по принципу проектных групп, отвечают за достижение поставл.цели), конгломератные структуры (включ. разные структуры, имеющиеся на предприятии, несколько фирм разнонапр.деятельности, замыкающихся на корпорации) и др. Разраб.и внедр.модульные, атомистические, сетевые организационные структуры, виртуальные организации, базирующиеся на основе сетевых (это связ.с процессами информатизации, «инф.-компьютерной революцией» (Тоффлер)). Среди стр-р, имеющих признаки будущего, выделяют: эдхократические организации (применяются к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности); партисипативные организации (построенные на участии работников в управлении); организации, ориентированные на рынок (тесно связаны с рынком (внешней средой), быстро приспосабливаются к внешним изменениям и переменам внутри организации); предпринимательская организация (хар-ся поиском новых возможностей, такая организац.гибка, с небольшим числом иерархических уровней, децентрализована, с невысокой формализацией, сетевым построением). Выделяют еще интеллектуальные предприятия (фирмы, полностью зависящие от умственных способностей персонала).


Управленческие технологии

Управленческие технологии – это продуманные системы научно обоснованных действий и взаимодействий субъектов и объектов, позволяющие достичь поставленной цели с наменьшими затратами человеческих и материальных ресурсов. В основе управленческих технологий лежит интеллектуальная деятельность, в них реализуются интеллектуальные качества менеджера, раскрываются его творческие таланты. Условием успеха технологии является реализация соответствующих процедур (набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом) и операций (непосредственных действий в рамках данной процедуры).

Технологии, используемые в управлении, могут быть разделены на две категории: 1) технологии по подготовке управленческих решений (технология диагностики, создание алгоритмизированного средства, позволяющего определить, насколько состояние диагностируемого объекта соответствует требуемому уровню, который устанавливается с помощью эталонных образцов или концептуальных схем); 2) технологии их реализации (алгоритмизированная система средств, которая обеспечивает доведение объекта до этого эталонного состояния).

В менеджменте используются и гуманитарные технологии, важность которых обосновал Шепель. К ним относят: технология индивидуальной работы с персоналом, технология выявления профпригодности руководителя, технология имиджа. Шепель разрабатывает методику и метоологию пяти процедур, раскрывающих логику проектирования этих технологий: разработкапакета по теоретическому обоснованию технологии; разработка пакета процедур; разработка пакета инструментария; создание паета критериев и методов замера результатов реализации технологического замысла; разработка пакета охраны здоровья, достоинства и прав человека.

Применяются и социальные технологии (Тощенко) – совокупности последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата.

Этапы разработки социальной технологии (Тощенко): теоретический этап – определение цели объекта технологизации, разделение социального процесса на составляющие и выявление связей между ними; методический этап – выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, выводов и рекомендаций; процедурный этап – организация практической деятельности по реализации требований социальной технологии.

Модель управленческой деятельности:

1 стадия: целевая: цель, проблема

2 стадия: дескриптивная: выявление ценности инфо, её достоверности и достаточности

3 стадия: прескриптивная: превращение инфо в управленческое решение

4 стадия: реализационная: программируется ход процесса, выбирается оптимальный вариант действий

5 стадия: ретроспективная: обобщение и анализ рез-в

 


Модель научного управления

Деятельностный подход к проблемам современного менеджмен­та предусматривает направленность всей аналитико-организацион-ной работы на достижение поставленных целей, используя проду­манную последовательность действий и взаимодействий соответ­ствующих социальных образований, т. е. «системы-субъекта» и «системы-объекта».

Объективно существующее управленческое простран­ство, его «система-объект» и «система-субъект» подвергаются системному научному познанию, итоги которого кладутся в осно­ву вырабатываемых управленческих решений-программ, за кото­рыми следует организация их реализации. Итоговый анализ управ­ленческих действий дает представление о результативности взаи­модействия теории и практики, позволяет оценить практическую и теоретическую значимость полученного опыта и выступает ис­точником нового знания о взаимодействующих системах (S и О).

Научное управлениеэто один из видов интеллек­туальной человеческой деятельности. В се социальные процессы какими бы они ни были — про­грессивными, нейтральными, или даже регрессивными — в ко­нечном счете проявляются через деятельность людей.

«Деятельность — всегда преобразование, независимо от того, ка­кой субъект ее осуществляет, какой предмет ее побуждает и на ка­кой объект, предмет она направлена» В. Г. Афанасьев.

Научное уп­равление рассматривается как деятельность и как процесс систе­матического, сознательного, целенаправленного, опирающегося на прогрессивные тенденции и объективные закономерности, взаимо­действия людей, систем с тем, чтобы сохранить их качественную специфику, обезопасить от внешних и внутренних разрушитель­ных воздействий, обеспечить дальнейшее развитие и совершен­ствование.

научное управление обществом как деятельность начинается с теоретико-концептуального обоснования целей и ожидаемых результатов, а завершается практическим опытом и его обобщением, оценкой. Между ними простирается целое поле мыслительных, познавательных, организационно-управленческих действий-программ или ступеней субъективизации теоретичес­кой концепции и объективизации практического опыта. Высо­кий уровень научности и результативности управления может быть достигнут тогда, когда на каждой из этих ступеней, «ша­гов» движения от теоретической концепции к практике и об­ратноот практического опыта к исходной (новой) концеп­ции-задаче будет обеспечиваться соответствующий их научный анализ, оценка и корректировка в их теснейшей взаимосвязи.

Образное видение модели управления как интеллектуальной деятельности может быть представлено в следующем виде:

Теоретическая концепция (исходного масштаба)
Концепция-программа (первого уровня)
Концепция-программа (второго уровня)
Концепция-программа (третьего уровня)
Практическая реализация проекта (малая группа, отдельная личность)
Обобщение опыта, информация для новой (исходной) концепции

 

За содержательным (методологическим) аспектом в научном управлении должно следовать его технологи­ческое (процессуальное) содержание, ориентированное в конечном счете на изменение управленческих ситуаций самого процесса уп­равления к лучшему.


Управленческая решетка

1.1. - страх перед бедностью (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства.1.9. - дом отдыха(социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.9.1. - авторитет (подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности.5.5. - организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве.

9.9. – команда – самый эффективный Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству


Социология управления в системе социального знания и практической деятельности.

Социология управления как учебная дисциплина на основе базовых знаний о современных особенностях управления призва­на дать студентам теоретико-методологические и прикладные знания, умения, навыки социологического анализа обновляющей­ся управленческой деятельности, форм и методов влияния но­вых органов управления на качественные изменения социаль­но-экономической, политической, социальной, духовной жизни нашего общества.

Современный менеджмент необходимо рассматривать как целерациональную человеческую деятельность триединой направ­ленности: деятельность по координации всех видов человеческо­го труда; деятельность по усовершенствованию процесса и меха­низмов самого управления; деятельность по развитию социаль­ных и нравственных качеств современной личности, претендую­щей занять достойное место в конкурирующей среде. Такой под позволяет полнее раскрыть гуманистическую сущность управления.

Для выпускника университета, специализирующегося в об­ласти социологии управления, на наш взгляд, исключительно важно владеть основными понятиями современной теории и прак­тики менеджмента, включая различные концепции и дискус­сионные проблемы, уметь самостоятельно осуществлять сравни­тельный анализ проблем и результативности отечественного и за­падного менеджмента, различных управленческих систем и ситу­аций, критически их оценивать, уметь исследовать состояние и возможности субъектов и объектов управленческого процесса, ка­чество управленческой информации, эффективность стилей управ­ления, рутинных и творческих решений назревших задач, выяв­лять истинные и мнимые причины конфликтных ситуаций, функ­циональные и дисфункциональные последствия их разрешения, действенность мотивационных рычагов и т. д.

Концептуально в социологии управления представляется важ­ным помочь студентам овладеть формами и методами исследова­ния новых организационно-структурных построений трудовых коллективов, рыночных и инновационных форм и методов управ­ленческой деятельности, роли формальных и неформальных под­структур. Важной остается и задача исследования эффективности труда управленческого персонала, особенно руководителей низово­го и среднего звена, их профессионализма, экономико-управлен­ческой культуры, этики делового общения и разумного поведения в условиях функционирования совместных предприятий, разнона­циональных коллективов.

Особенность социологии управления:

· -нельзя заблуждаться, что глядя на образец мы можем скопировать (пример: подражание капитализма России Западу)

· -исследуя современные явления управления, в контексте интернационализации, нельзя надеяться на очень быстрый успех

· - национальные особенности системы управления могут играть решающую роль в реализации какой бы то ни было программы

· -серьезной разработки требует проблема соотношения общего и особенного в национальных системах управления

· -необходимо развивать и активно использовать национальную политико-управленческую культуру и культурную традицию

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.038 с.)