Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческий процесс: структура процесса перехода к рыночной экономике в РБ

Поиск

Управленческий процесс состоит из определенных фаз (стадий).Фаза (стадия) — качественно определенная часть процесса. Переход из одной фазы в другую предполагает существенные качественные изменения как самого процесса, так и системы, в которой он осуществляется.

Полное прохождение стадий процесса и возвращение к исходному образует цикл. В общем случае цикл — это полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса.Этап — более узкое понятие, чем фаза. Этапы выделяются только в процессах, ориентированных на достижение результатов.Этапы управления — это конкретные действия, входящие в управленческий процесс, в целях получения планируемого результата.

Этапы управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Вместе с тем они неразрывно связаны, более того, они как бы проникают друг в друга. Иными словами, все управленческие этапы образуют целостный управленческий цикл.Управленческий цикл — это завершенная последовательность повторяющихся активных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Мы будем ориентироваться на общую систему этапов:

1. сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки — диагноз;

2. научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития объекта управления на период упреждения на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между его прошлым, настоящим и будущим — прогноз;

3. выработка и принятие управленческого решения;

4. разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели, — планирование;

5. своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения — организация;

6. активация деятельности исполнителей — мотивация и стимулирование;

7. получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того, насколько организация дела и результаты исполнения соответствуют принятым решениям, — учет и контроль;

общий для 4-х последних этапов — обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями — регулирование.

Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (— эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов; второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы.

Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

1. Л и б е р а л и з а ц и я э к о н о м и к и — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

2. Д е м о н о п о л и з а ц и я э к о н о м и к и и с о з д а н и е к о н к у р е н т н о й с р е д ы, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. И н с т и т у ц и о н а л ь н ы е п р е о б р а з о в а н и я, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. С т р у к т у р н ы е п р е о б р а з о в а н и я, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Ф о р м и р о в а н и е а д е к в а т н о й р ы н о ч н о м у х о з я й с т в у с и с т е м ы с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы н а с е л е н и я. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

В качестве основных направлений структурных преобразо­ваний определены: создание необходимых нормативных и правовых, финан­совых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвести­ций и кредитов; опережающее развитие наукоемких высокотехнологич­ных экспортоориентированных и импортозамещающих отрас­лей и производств, а также сферы услуг; стимулирование процесса реформирования реального сек­тора экономики, повышения его эффективности на основе со­вершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межот­раслевых, отраслевых и региональных корпоративных струк­тур в форме финансово-промышленных и иных хозяйствен­ных групп; развитие и государственная поддержка малого предпри­нимательства; повышение эффективности деятельности естественных мо­нополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики; разработка и реализация социальных программ и про­грамм совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приори­тетных отраслей и производств.

 

Теоретико-концептуальную основу упр.процесса составляет идея создания в РБ социально ориентированной рыночной экономики. Разработка стратегии достижения поставленной цели составляет первый этап данного упр.процесса. Второй этап связан с появлением новых структур рыночной экономики, то есть негосударственных предприятий, организаций, объединений, а также структур, призванных осуществлять координацию их деятельности, создавать необходимые условия. Иными словами, на этом этапе форм.субъект и объект управления. Появляющиеся субъекты и объекты получают возможность действовать на основе принятых правовых актов, государственных законов, инструкций, регламентов, определяющих их социальную миссию и «правила игры». Создание законодательной базы рыночных отношений и составит третий этап упр.процесса. Создание правовой базы предполагает и создание системы контроля, которая даст ответ на вопрос: эффективно ли взаимодействуют субъекты и объекты упр.процесса, результативно ли работаютновые структуры рыночной экономики, правильно ли определены критерии оценки их деятельности, не нарушают ли правил и норм координации и контроля упр.подсистемы. Это и будет четвёртый этап упр.процесса.


27_Последствия управленческих решений, проблемы минимизации негатив­ных результатов.

УР всегда несёт в себе соц. сущность, играет важную соц.-эк. Роль. Оно «зреет» в социуме/ чел-ской среде; выражает соц. интересы, потребности, противоречия соц. общностей; регулирует отнош. между соц. институтами, гр., индивидами, с его пом. достигаются цели социума. Оно несёт в себе опр. соц. последствия, кот. м.б. глобальными, имеющими всеобщее значение, важными для коллектива, отдельной личности. Во всех случаях эти последствия имеют соц. значимость, потому велика ответственность тех, кто их принимает. Важно, чтобы серьёзные решения принимались открыто, с учётом мнения различных категорий населения, на основе конкретных иссл, расчётов, экспертиз. УР кроме серьёзной проработки, мудрости, требуют решительности, особенно когда не все последствия можно просчитать, т.к. не всегда возможно предсказать возмущающее воздействие со стороны внешней и внутренней среды.

УР требуют от принимающего их ч-ка особых кач-в. Немаловажен и контроль на всех стадиях УР. На стадии реализации УР нередко приходится устранять различные «нестыковки», дезорганизационные послед­ствия, возникающие по самым различным причинам, регулиро­вать ход реализации УР.

Всякой самоуправляе­мой системе присущи 2 тенденции: тенденция к организации, обеспечиваемая деятельностью Sа упр-я, и тенденция к дезорганизации, обусловленная внеш­ними факторами - притоком в систему новых вещных и людских элементов, постановкой перед системой новых задач, различного ро­да случайными воздействиями, напр., неблагоприятным влия­нием природных сил. Преодоление противоречия между орга­низацией и дезорганизацией, состоянием порядка и факторами, на­рушающими, возмущающими этот порядок, и составляют сущность и содержание упр. труда по регулированию системы, по обеспечению дальнейшей успешной работы над реализацией УР. Регулирование в зависимости от возмущаю­щих воздействий м. б. экономическим, идеологическим (вос­питательным), техническим, технологическим.

В системе действий, осуществляемых в ходе реализации УР, могут исп. сцена­рии, целью кот. явл. предупреждение руководителя о воз­можном возникновении опасности, кот. ни в коем случае нельзя пропустить, необходимо упредить ее воздействие. Сценарий рассм. и как условие активного воздействия на среду. Акофф подчеркивает, что исп. сценария основывается на убежде­нии, что будущее организации зависит больше от того, что она сама делает, и меньше от того, что делают с ней.

По мнению Акоффа, сценарий включает:

Во-1ых, общую установку. В ней определяется сфера воз­можного расширения активности и искл. из рассм. некоторые возможные виды деятельности на основе заранее сфор­мулированных ограничений.

Во-2ых, перспективу развития. Дается вероятностное опи­сание того, что будет представлять собой в будущем данная об­ласть, т. е. формулируется опорное представление, которое, как правило, основывается на материалах, отобранных из имеющейся литературы.

В-3их, приводится описание того, какой может стать орга­низация через опред. время и как она может достичь описы­ваемого сост., исходя из существующего положения дел. Эта часть явл. основой всего сценария.

Исп. сценариев целесообразно при работе над мас­штабными реш., проектами, целевыми программами.

В реализации УР исключительная роль играют контрольные действия. Контроль обеспечивает успешную реализацию реш., оптимизирует всю деят. коллектива, служит важным ср-вом воспитания работников, утверждения действен­ного стиля руководства, повыш. дисциплины и ответственно­сти. Функции контроля практически сопровождают все стадии ра­боты над УР: на 1эт. закладывают­ся критерии, периодичность контрольных информаций, на стадии ре­гулирования и коррегирования исп. рез-ты контроль­ных сравнений, на ретроспективной стадии выводы делаются на ос­нове завершающего контроля и учета.

Виды контроля:

Предварительный - проводится до принятия реш. в целях предупреждения неверных или необоснованных реш., приме­няется к трудовым, матер. и финансовым ресурсам.

Текущий - осуществляется в пр-ссе исп. принятых реш. с целью выявления отклонений и их устранения на уров­не подчиненного и его непосредственного начальника.

Заключительный - осуществляется после реализации реш. для проверки правильности и результативности его исполнения.

Стратегический - предусматривает учет, оценку и анализ ре­зультатов разработки и реализации перспективной концепции раз­вития организации. O ами выступают жизненно важные ас­пекты политики организации маркетинг, научно-технические про­гнозы, продуктово-тематический портфель.

Оперативный - нацелен на текущий учет, анализ осуществля­емых пр-ссов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Oами выступают: тематичес­кие и производственные задания, сроки проведения работ, кач-во работ, предусмотренные планом ресурсы.

Финансовый - ориентирован на конечные эк. ре­з-ты деятельности организации и проводится на разных ур. в соотв. с орг. структурой коллектива. O-ты контроля: прибыль, издержки, объемы производства и продаж, ин­вестиции и эффективность их использования, обеспеченность фи­нансовыми ср-вами и финансовое состояние организации (плате­жеспособность и ликвидность).

Административный - распространяется на процессы деятель­ности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Oы контроля: производственно-хозяйственный пр-сс в целом и его отдельные части, плановые задания и заказы, сроки поставок, ситу­ация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации.

Полный - строится как целостная система, постоянно функцио­нирующая в принятой организационной структуре.

Выборочный - организуется как разовое мероприятие, имею­щее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдения нормативнык требований, научно-технич. уровня продукции.

По форме осуществления контроль:

Внутренний - система контроля организуется предприятием самостоятельно.

Внешний - это контроль со стороны внешник контрольных ор­ганов, вышестоящей организации, гос. органов.

Пр-сс контроля и регулирования осуществляется в 3 эт., представляющих собой комплекс конкретных содержательно-организационных действий.

1ый - выработка стандартов и критериев, которые включаются в плановые документы, используются для контроля.

2ой - сопоставление фактических результатов с ожи­даемыми, выявление отклонений, требующих принятия корректи­рующих мер.

3ий - анализ причин возникших отклонений, при­нятие корректирующих мер. Варианты поведения: ничего не пред­принимать; устранить отклонения, прежде чем они перерастут в пробл.; пересмотреть стандарты.

Что касается учета, то его рассматривают как вид работы по по­лучению, обработке, анализу и систематизации сведений в колич. форме, в колич. показателях. Сис­тема учета включает систематический, бухгалтерский, опе­ративно-технический учет.

Пр-сс реализации УР вклю­чает диагностику, формулировку ограничений и критериев оценки, определение альтернатив, окончательный выбор. Рассматриваются факторы, влияющие на пр-сс принятия УР: личностные оценки руководителя; среда принятия реш. (определенность, риск, неопределенность); время и изменяющаяся среда; информационные ограничения.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.012 с.)