Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие правила организации информации: основные элементы и этапы информационных процессов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Управленческая информация (по Афанасьеву) - совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обоснования и реализации принимаемых решений. Управленческая деятельность в организации, как правило, сопровождается несколькими видами информационного обеспечения: 1. в рамках вертикальных коммуникаций (и нформация может передаваться по нисходящей (с высших уровней на низшие; носит «установочный» характер, содержит рекомендации, требования каких-либо перемен и т. д.) и по восходящей (с низших уровней на высшие; инициативные инновационные предложения, требующие одобрения или решения на высшем уровне). В этих рамках рассматриваются коммуникации «руководитель — подчиненный» ( занимает 2/3 коммуникационной деятельности руководителя и может быть связан с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также с получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях). 2. рамках горизонтальных коммуникаций (между структурными подразделениями - отделами, лабораториями, производствами и т. п.); цель — координация, обеспечение взаимодействия подразделений, концентрация усилий на решении общеорганизационных задач, утверждении здоровой корпоративной культуры). Деятельность любой современной организации обусловлена ее связями с внешним миром. Цель управленческих коммуникаций между организацией и внешней средой — «чувствительно» реагировать на изменения внешнего влияния с тем, чтобы самосохраниться, выжить и обеспечить развитие, а также создание собственного имиджа, умелая самопрезентация: - внешняя среда прямого влияния (поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов; потребители; конкуренты; госорганы и законодательство; налоговая система и т. п.) - внешняя среда косвенного влияния (общее состояние экономики; международные события; политические факторы; социокультурные факторы; научно-технические факторы и т. п.). Основные элементы информационных процессов: 1.отправитель – лицо, генерирующее информацию (идею, задачу); 2. сообщение – вербальные или невербальные символы; 3.канал – речь, письмо, электронные средства; 4.получатель – лицо, декодирующее информацию. Этапы движения информации - зарождение идеи; кодирование и выбор канала; собственно передача; декодирование. Последовательность действий: 1)отправитель формулирует или отбирает идеи, установки; 2)кодирует их (превращает в сообщение), отбирает соответствующий канал для передачи сообщения и передает его получателю; 3)получатель декодирует полученное сообщение, уясняет его суть и через систему обратной связи информирует об этом источник (отправителя). Эффективность коммуникаций зависит от качественной «проработки» каждого базового элемента и каждого этапа движения информации. Иначе могут появляться «шумы» (преграды): -преграды, обусловленные восприятием (по причине неодинакового понимания информации отправителем и получателем в силу их различной компетенции и опыта; из-за социальных установок, негативного восприятия друг друга, недоверия, антагонизма и самозащиты); -семантические барьеры ( слова могут иметь разные значения для людей, сообщение не обязательно будет правильно понято и интерпретировано получателем; часто возникают в средах, имеющих культурные и другие различия); -невербальные преграды ( на различном понимании невербальных символов - обмен взглядами, выражение лица, жесты и т. п. ); -плохая обратная связь (свидетельствует о мере понимания, восприятия, доверия и согласия с полученным сообщением, может резко снижать управленческие действия руководителя ); -неумение слушать ( может привести к серьезным искажениям поступающей информации, неадекватности принимаемых управленческих решений ). 20_Информационное обеспечение управленческого процесса. Требования, предъявляемые к управленческой информации, методы ее сбора и анализа. Управленческие процессы базируются на циркуляции соответствующей информации, прямых и обратных информационных связях между субъектом и объектом. Любое важное управленческое решение невозможно без обмена информацией, примем именно той информацией, которая нужна и важна в данном конкретном случае. Взависимости от области знания, в которой проводились исследования, информация получила множество определений: информация — это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер); информация — коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); информация — передача разнообразия (У. Р. Эшби); информация — оригинальность, новизна; информация — мера сложности структур (Моль); информация — вероятность выбора (Яглом) и т. д. Каждое из этих определений акцентирует внимание на своем видении сущности информации — этого многозначного, феноменального явления. Управленческая информация (по Афанасьеву) - совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обоснования и реализации принимаемых решений. Управление неразрывно связано с информацией, с течением информационных процессов. Без информации немыслимо эффективно управлять системой, обеспечить ее рациональное функционирование и успешное развитие, достижение целей, которые перед ней поставлены. При этом информация решает в управлении три класса задач: 1)является специфической формой взаимосвязи, взаимодействия компонентов системы, а также системы в целом с окружающими условиями; 2)обслуживает все уровни, функции управления — от подготовки и принятия решения до подведения результатов его выполнения; 3)является непосредственной причиной, определяющей выбор системой того или иного варианта поведения, перевода системы в новое состояние. Существуют различные классификации информации. По Михайлову - информация непосредственного управления (циркулирующую по каналам данной конкретной системы и используемая для решения стоящих перед системой задач; содержится в определенных видах документов, формах хранения информации)и информация развития системы ( м. б. использована для преобразований системы, развития производства и повышения профессионального и культурно-технич. уровня работников; содержится в науч. документах - книгах, статьях, отчетах, патентах, диссертациях и т. п.). По Рапопорту, фиксированная (может использоваться неоднократно) и нефиксированная информация (используется однократно, в момент ее получения, преимущественно в оперативном управлении). Выделяется также исходная (первичная, необработанная информация), промежуточная (переработанная, но еще не в той степени, чтобы могла быть использована в управлении), конечная (полностью переработанная, доведенная до степени готовности к использованию в упражнении), универсальная (используется на всех объектах управления), пообъектная (для конкретных объектов), функциональная (для реализации функций управления) информация и др. В практической деятельности приходится встречаться и с такими видами информации, как директивно-нормативная информация, предписывающая и оценочная (государственные законы, кодексы, указы, приказы, инструкции, договора, рекомендации и т. д.). Управленческая деятельность в организации, как правило, сопровождается несколькими видами информационного обеспечения: 1. в рамках вертикальных коммуникаций (и нформация может передаваться по нисходящей (с высших уровней на низшие; носит «установочный» характер, содержит рекомендации, требования каких-либо перемен и т. д.) и по восходящей (с низших уровней на высшие; инициативные инновационные предложения, требующие одобрения или решения на высшем уровне). В этих рамках рассматриваются коммуникации «руководитель — подчиненный» ( занимает 2/3 коммуникационной деятельности руководителя и может быть связан с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также с получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях). 2. рамках горизонтальных коммуникаций (между структурными подразделениями - отделами, лабораториями, производствами и т. п.); цель — координация, обеспечение взаимодействия подразделений, концентрация усилий на решении общеорганизационных задач, утверждении здоровой корпоративной культуры). Деятельность любой современной организации обусловлена ее связями с внешним миром. Цель управленческих коммуникаций между организацией и внешней средой — «чувствительно» реагировать на изменения внешнего влияния с тем, чтобы самосохраниться, выжить и обеспечить развитие, а также создание собственного имиджа, умелая самопрезентация: - внешняя среда прямого влияния (поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов; потребители; конкуренты; госорганы и законодательство; налоговая система и т. п.) - внешняя среда косвенного влияния (общее состояние экономики; международные события; политические факторы; социокультурные факторы; научно-технические факторы и т. п.). Требования к управленческой информации: 1)должна быть непосредственно связанной с концептуальными основами развития данного общества, отражать его социально-политическую и экономическую направленность, государственную идеологию, т.е. ценность, полезность, новизна, работа на новационные процессы 2)должна быть полной, оптимальной, т.е. содержать информационно-управленческую характеристику объекта и субъекта по всем необходимым параметрам и без искажений точности 3)должна соответствовать компетенции, полномочиям субъекта управления, его функциям и уровню (низовые звенья исп-ют оперативную информацию, более детализированную, высшие — наиболее обобщенную, необходимую для стратегических решений). 4) достоверность - объективно верное отражение состояния объекта и окружающей среды. 5) комплексность и систематизированность (позволяет субъекту видеть социальный объект во всей его сложности и многообразии, корректировать его функционирование и развитие с учетом требований времени, конкретной ситуации). 6) лаконичность (значимость каждого слова) и логичность (непротиворечивость, последовательность всех сообщений, пропорциональность объема информации в соответствии с ее значимостью, однозначность смысла и формы информации). 7) своевременность (быстрое устаревание информации ведет к ошибкам, неудачам в управлении). Методы сбора информации и ее анализа: наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование и т. п. 21_Невербальная информация и ее роль в управленческой деятельности Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. В управленческой деятельности невербальное поведение имеет исключительное значение, т.к. 1. трудно сохранять корпоративные цели, 2. лидеры организаций получают информацию как по официальным источникам, так и посредством прямого общения; 3. коммуникация становится инструментом управления деловыми отношениями. Для менеджера важно добиваться, чтобы невербальные символы соответствовали идее, которую он намеревается сообщить, одновременно не забывая культурно-национальных традиций собеседников, у которых те или иные жесты, позы могут выражать другое содержание. Невербальная информация может 1) подтверждать и повторять то, что было сказано словами. 2) отрицать или запутывать вербальное сообщение. 3) усиливать и акцентировать сказанное, то есть увеличивать интенсивность сказанного и придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. 4) использоваться для регуляции и контроля над тем, что происходит в процессе общения, для контроля над поведением другого. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями (Пиз, Бердвислл, Кнап, Роджерс и др.), которые гласят, что слова раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая возможность расположения руководителя и подчиненного друг к другу. Она задаётся расположением кресел в кабинете - это приглашение к диалогу. “Я расположен к вам, я с вами прямо сейчас” (свидетельствует о готовности к контакту, сообщает о его вовлечённости в беседу и приглашает к открытому самопредъявлению). Располагая кресла под некоторым углом и изменяя дистанцию, можно регулировать степень открытости и участия в контакте. Обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под небольшим углом. Открытая поза свидетельствует об открытости руководителя и его восприимчивости к тому, что скажет подчиненный. Закрытаяпоза (скрещивания ног или рук) - о меньшей вовлечённости в беседу. Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство. Наклон вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне интересен ты и то, что ты хочешь сказать”. А отклонение назад часто сообщает - “Я не совсем с тобой” или “Мне скучно”. Прямой визуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать”. Оптимально поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не задерживаясь надолго на них. Кивки головой - очень хороший способ показать клиенту, что вы его слушаете. Они начинают выполнять функцию обратной связи и как ничто другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку. Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости. Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков руководителя. Так он предоставляет возможность говорить подчиненному, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Она подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Нормальная пауза обычно не превышает 20-40 секунд. 22_Управленческое решение: сущность, социальная роль, виды. Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной. Кроме того, решением можно считать: • последовательность действий по достижению поставленной цели; • нечто отражающее такое достижение (объект, состояние и др.); • психологическую реакцию на раздражитель; • управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и регламентирующий те или иные действия, состояния, изменения и проч. Эффективное решение должно быть: • простым и логичным; • приемлемым для большинства членов организации; • экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата); • своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности); • ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра); • устраняющим причины, а не следствия проблемы. Решения, особенно в крупных организациях, затрагивают интересы множества людей. Это требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств. Выработка и реализация управленческих решений должна осуществляться на глубокой научной основе, направляться на благо всех слоев населения страны, на устойчивое развитие ее экономики, на укрепление международного авторитета. Всякое решение зреет в социуме, выражает и разрешает социально значимые задачи, несет в себе определенные последствия, которые могут быть глобальными, имеющими всеобщее значение, важными для коллектива, для отдельной личности. Во всех случаях эти последствия имеют социальную значимость, потому так велика ответственность тех, кто принимает управленческие решения, потому так важно, чтобы серьезные решения принимались открыто, с учетом мнения различных категорий населения, на основе конкретных исследований, расчетов, экспертиз. Классификация управленческих решений. Болгарские специалисты разделяют на: 1 национальные и региональные; 2 экономические, социально-политические, культурно-идеологические; 3 государственно-правовые и руководящие (решения общественных организаций); 4 глобальные и специфические; 5 стратегические и тактические; 6 коллективные и единоличные; 7 формализованные и неформализованные; 8 научно обоснованные и эмпирическо-интуитивные; 9 новаторские и рутинные. Несколько подробнее рассмотрим важнейшие группы управленческих решений. Национальные и региональные решения (в основе иерархия и компетентность органов управления) (по проблемам национального значения, затрагивают общество в целом, все социальные группы, всех граждан). Экономические решения (критерий — область жизнедеятельности) - определяют экономическое развитие общества, региона, коллектива, разрабатываются в соответствии с социально-экономической политикой государства, миссией организации, интересами субъектов и объектов социального управления. Социально-политические решения – цель: обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан на основе социальной политики государства, развития эффективных инновационных форм социальной деятельности с использованием различных видов собственности и т. д. Культурно-идеологические решения - развитие духовной сферы, совершенствование идеологического процесса, отражающего новые подходы государства к социально ориентированной экономике, международной политике, укреплению обороноспособности и усилению патриотического воспитания, утверждению здорового образа жизни и обеспечению роста благосостояния народа и его духовно-культурного облика. Государственно-правовые и руководящие решения (в зависимости от правового статуса органа, принимающего решения) воплощают и выражают закрепленные в Конституциии права, обязанности, принципы деятельности данного государственного органа или общественной организации. Имеют обязательную силу, определенную юридическую форму, соответствующее юридическое оформление. Стратегические решения - на достижение результатов в перспективе, регламентируют деятельность социального субъекта на значительный период. Направлены всегда в будущее. Последствия могут быть позитивными и негативными. Необходимо использовать современные научные методы и средства: научное прогнозирование будущего состояния управляемой системы и глубокое изучение тенденций ее развития; моделирование процессов; использование методов экспертных оценок; поливариантность и т. д. Чтобы успешно реализовать стратегическое решение приходится прибегать к оперативным вмешательствам, корректировкам. Эту роль выполняют тактические решения. Они базируются на информации о функционировании системы в процессе работы над стратегическим решением, требуют от руководителя быстрого реагирования, маневренности, умения концентрировать внимание на узловых вопросах функционирования системы, четко понимать и не упускать из виду связь между задачами дня и стратегическими целями. Американская наука признает за управленческими решениями исключительную роль, особое место отводит организационным решениям, т. е. решениям на уровне производственных коллективов, а также роли менеджеров в их подготовке и реализации. В системе организационных наряду с общими подходами рассматриваются запрограммированные ( структурированы, ограничены определенными условиями, предполагают определенную последовательность шагов, действий, число возможных альтернатив ограничено, выбор делается в пределах, заданных организацией) и незапрограммированные (обусловлены новыми ситуациями, неизвестными факторами, не позволяющими заранее однозначно определить результаты, выбрать формы реакции, поведения) решения. В чистом виде таких решений не существует. С учетом особой роли руководителя рассматриваются: - Интуитивные решения - только на основе ощущения того, что он правилен, по «управленческому чутью». Очень ненадежно. - Решения, основанные на суждениях, - основаны на знаниях или накопленном опыте, на здравом смысле, с учетом того, что в организации многие ситуации часто повторяются. Не требуют много времени и средств. - Рациональные решения обосновываются с помощью объективных аналитических процессов, данных и т. п., не предполагают опоры на прошлый опыт. - Решение в условиях определенности - руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. - К решениям в условиях риска - такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Важную роль играет наличие релевантной информации - Решение в условиях неопределенности - к огда невозможно оценить и предсказать вероятность потенциальных результатов. Частично уменьшить неопределенность можно за счет дополнительных проработок, уточнений, интуиции, опыта руководителя и т. д. - Бабосов также выделяет супероптимальные решения - обеспечивают достижение целей всех заинтересованных сторон, оказавшихся в конфликтном взаимодействии, конкурирующих между собой. С помощью посредников, переговоров участники достигают результатов, превосходящих их ожидания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.015 с.) |