Формальная и неформальная подструктуры коллектива: особенности, назначение, исследование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формальная и неформальная подструктуры коллектива: особенности, назначение, исследование.



В структуре коллективов с точки зрения регуляции поведения и отношений между людьми и социальными группами рассматриваются две подсистемы:

Формальная организация — это система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний, соответствующих вертикальному и функциональному разделению труда. Формальная организация выступает основой административной структуры, придает ей необходимую устойчивость.

Неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации, на основе личностных особенностей работников, их общих интересов, не имеет жесткой структуры. Она может направлять свои усилия на укрепление формальной организации, а может и противостоять ее принципам, направленности основной деятельности. Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют.

Факторы, обусловливающие необходимость неформальной организации: 1) невозможность стандартизировать все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности; 2) неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений; 3) необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную; 4) невозможность свести отношения между людьми только к деловым задачам

Исследователи выделяют ряд факторов, обусловливающих необходимость НО: 1) невозможность стандартизировать все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности; 2) неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений; 3) не­обходимость отработки новых стандартов поведения, которые пер­воначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную; 4) невозможность свести отно­шения между людьми только к деловым задачам.

Исследование (?): неформ. орг. – метод включенного наблюдения (можно получить наиболее информативные данные), форм. орг. – метод интервью, анкетный опрос, возможно проведение социальной паспортизации и т.д.

 

30_УП в соц.-функциональной структуре кол­лектива (организации): назначение, специфика труда

Трудовой коллектив любой организации включает две основ­ные подгруппы работников: УП и персонал, производящий основную продукцию данной организации (товары, услуги и т. д.). УП — это работники преиму­щественно умственного труда, их относят к категории служащих. Что же касается персонала, производящего основную продукцию, то это работники преимущественно физического труда.

УП (руководители, специалисты, дру­гие служащие) — это самостоятельная группа профессиональ­ных специалистов-менеджеров, главная цель и содержание труда которых — управление человеческими ресурсами, обеспечение их эффективного использования и развития в соответствии с мис­сией организации.

Специфика труда профессионального менеджера состоит в том, что он создает необходимые организационно-технические, соци­ально-экономические, социально-психологические, идеологичес­кие предпосылки и условия для эффективного труда и развития ра­ботников, непосредственно занятых выполнением производствен­ных заданий. Без этих условий их труд практически невозможен. Менеджер воздействует на подчиненных путем использования ин­формации как в документальной форме (чертежи, технологичес­кие карты, распоряжения и т. п.), так и в устной. Предмет и продукт его труда носит информационный характер. Это преимущественно умственный труд. В этом особенность управленческого труда.

Итак, менеджер — это профессиональный управляющий, как правило, имеющий подчиненных. Исследования показывают, что управленческий труд сильно отличается от неуправленческого. Его главные приметы: интеллектуальная насыщенность, опора на ин­формационный материал, целенаправленность и систематичность. Управленческий труд дает простор, создает условия для всех других видов человеческой деятельности, для взаимодействия, скоордини­рованности усилий индивидов и социальных образований. В повседневной практической деятельности УП приходится решать значимые актуальные задачи, обеспечивать развитие инновационных процессов, эффективно использовать рабочую силу, материальные и финансовые средства, совершенствовать профессиональные качества работников и т. п.


31. Основные виды труда руководителей, специалистов, др служащих

С учетом характера и содержания труда управленческих кадров в трудовых коллективах их подразделяют на три группы: руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители). Каждой из этих групп присущи конкретные виды труда и конкретные управленческие операции. В целом же управленческому персоналу присущи три вида умственного труда: эвристический, административный, операторный. (см вопр.29, 30)

Операторный труд — это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процессов производства, труда и управления. Особенность этого вида труда — сочетание наиболее простых элементов умственной работы с действиями, требующими некоторых физических усилий.

По содержанию операторный труд можно характеризовать как информационно-технологическую работу, включающую следующие виды операций: документационные (письменная работа, оформление документов, их копирование, размножение, транспортировка, хранение, прием и выдача, обработка корреспонденции); первично-счетные и учетные (счет материалов, заготовок, полуфабрикатов, деталей, готовой продукции, документов, регистрация и контроль времени, табельный учет, учет работы и простоев оборудования и др.); коммуникационно-технические (восприятие, преобразование, кодирование и декодирование информации, звуковая и оптическая сигнализация, передача визуально воспринимаемых сообщений, ввод информации в ЭВМ и другие технические средства); вычислительные и формально-логические (арифметические и алгебраические действия, инженерные и диагностические расчеты, а также другие операции переработки информации по заранее составленной программе). Умственный труд есть и у рабочих (изобретательство, рационализация, новаторство).

Специфика труда профессионального менеджера состоит в том, что он создает необходимые организационно-технические, социально-экономические, социально-психологические, идеологические предпосылки и условия для эффективного труда и развития работников, непосредственно занятых выполнением производственных заданий. Менеджер воздействует на подчиненных путем использования информации как в документальной форме (чертежи, технологические карты, распоряжения и т. п.), так и в устной. Особенность управленческого труда состоит в том, что это преимущественно умственный труд, предмет и продукт труда носит информационный характер.

Управленческий персонал осуществляет множество различных видов управленческой деятельности. По исследованиям американского специалиста Геста, мастера, например, выполняют в среднем 583 различных операций по управлению в день. Их работа разнообразна, фрагментарна, часто не повторяющаяся, как это характерно другим работникам, освоившим какой-то конкретный вид труда.

Эвристический труд — это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и разработке различных управленческих вопросов: перспективное и текущее планирование деятельности, анализ, определение направлений совершенствования дела и т. д. Результат этой деятельности — выработка, принятие и реализация решений, проектов, бизнес-планов и т. п.

Эвристический труд включает операции двух видов:

аналитические заключаются в получении и восприятии информации, необходимой для принятия решений; это рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах); постановка или уточнение диагноза существующего положения;

конструктивные связаны с подготовкой и принятием разного рода решений; эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решаемых задач, от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска и разрешения.

Административный труд — труд руководителей, а также других работников, на которых помимо их непосредственных функций возложены функции руководства. Это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является конкретное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности, координация и оценка деятельности подразделений коллектива.

Административный труд включает следующие операции:

служебно-коммуникационные (передача и прием устной информации — телефонные переговоры, обход рабочих мест, прием сотрудников и посетителей и т. д.);

распорядительные (доведение решений до исполнителей: устные распоряжения, письменные приказы, указания, задания исполнителям, утверждение составленных ими личных планов, устные инструктажи, составление и утверждение письменных инструкций и др.);

координационные (взаимная увязка работы подразделений и служб: совещания и заседания, план-график работ с указанием исполнителей и сроков и др.);

контрольно-оценочные (контроль исполнения планов, приказов, решений совещаний и заседаний, поручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания).

Административный труд частично присущ бригадиру или старшему рабочему, а также специалистам в определенных ситуациях.

32. Понятие первичных элементов умственного труда. Умственный Труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.

В чистом виде умственный труд практически не существует, в любом виде деятельности обязательно найдется место и физическому труду. Но если судить по результату, то можно действительно выделить продукты исключительно интеллектуальной деятельности. Это труд ученого, исследователя, проектанта, конструктора, технолога, преподавателя, штурмана, врача-диагноста и т.п. Как предмет изучения, умственный труд необходимо классифицировать. До сих пор речь шла о производительности работников умственного труда, которые занимаются только интеллектуальным трудом. Но очень многие работники умственного труда занимаются как умственным, так и физическим трудом, гармонично сочетая их. Примером такого труда могут служить специалисты, инженеры-наладчики, инженеры-экспериментаторы, дантисты, хирурги, модельеры, механики-водители, рабочие-операторы при сложном оборудовании, механики по ремонту сложной техники, помощники руководителей и т.д. Сегодня, например в США, такие «новые служащие» уже составляют 2/5 всей рабочей силы. Именно от производительности этой группы работников уже зависит процветание предприятий, а в скором будущем будет определяться полностью.

Что должен работник умственного труда понять в производственном задании, чтобы успешно его выполнить?

Во-первых, представить его как результат, как интеллектуальный продукт, представить – какого рода решения требует данная интеллектуальная задача, представить - какова иерархия этих решений.

Во-вторых, сформулировать, в соответствии с требованиями управления по результатам, цель интеллектуальной деятельности по данному заданию. Как известно, цель – это желаемый результат, выраженный качественно и количественно, имеющая своего ответственного исполнителя, срок достижения и ограничения по ресурсам. Таким образом, в связи с формулировкой цели, необходимо определить: 1) качественное выражение результата; 2) количественное выражение; 3) срок достижения цели; 4) ответственного исполнителя; 5) ограничения по всем видам ресурсов.

В-третьих, согласно иерархии решений, структурировать цель и построить дерево цели на 2-3 уровнях с установлением коэффициентов относительной и абсолютной важности всех подцелей.

В-четвертых, определить стратегию интеллектуальной деятельности (стратегия – способ достижения цели): каковы частные задачи, что содействует выполнению задания и что надо обеспечить, что мешает и что надо устранить (мы подходим к необходимости моделирования интеллектуальной деятельности как системы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.021 с.)