Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формальная и неформальная подструктуры коллектива: особенности, назначение, исследование.
В структуре коллективов с точки зрения регуляции поведения и отношений между людьми и социальными группами рассматриваются две подсистемы: Формальная организация — это система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний, соответствующих вертикальному и функциональному разделению труда. Формальная организация выступает основой административной структуры, придает ей необходимую устойчивость. Неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации, на основе личностных особенностей работников, их общих интересов, не имеет жесткой структуры. Она может направлять свои усилия на укрепление формальной организации, а может и противостоять ее принципам, направленности основной деятельности. Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Факторы, обусловливающие необходимость неформальной организации: 1) невозможность стандартизировать все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности; 2) неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений; 3) необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную; 4) невозможность свести отношения между людьми только к деловым задачам Исследователи выделяют ряд факторов, обусловливающих необходимость НО: 1) невозможность стандартизировать все отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности; 2) неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений; 3) необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную; 4) невозможность свести отношения между людьми только к деловым задачам. Исследование (?): неформ. орг. – метод включенного наблюдения (можно получить наиболее информативные данные), форм. орг. – метод интервью, анкетный опрос, возможно проведение социальной паспортизации и т.д.
30_УП в соц.-функциональной структуре коллектива (организации): назначение, специфика труда
Трудовой коллектив любой организации включает две основные подгруппы работников: УП и персонал, производящий основную продукцию данной организации (товары, услуги и т. д.). УП — это работники преимущественно умственного труда, их относят к категории служащих. Что же касается персонала, производящего основную продукцию, то это работники преимущественно физического труда. УП (руководители, специалисты, другие служащие) — это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель и содержание труда которых — управление человеческими ресурсами, обеспечение их эффективного использования и развития в соответствии с миссией организации. Специфика труда профессионального менеджера состоит в том, что он создает необходимые организационно-технические, социально-экономические, социально-психологические, идеологические предпосылки и условия для эффективного труда и развития работников, непосредственно занятых выполнением производственных заданий. Без этих условий их труд практически невозможен. Менеджер воздействует на подчиненных путем использования информации как в документальной форме (чертежи, технологические карты, распоряжения и т. п.), так и в устной. Предмет и продукт его труда носит информационный характер. Это преимущественно умственный труд. В этом особенность управленческого труда. Итак, менеджер — это профессиональный управляющий, как правило, имеющий подчиненных. Исследования показывают, что управленческий труд сильно отличается от неуправленческого. Его главные приметы: интеллектуальная насыщенность, опора на информационный материал, целенаправленность и систематичность. Управленческий труд дает простор, создает условия для всех других видов человеческой деятельности, для взаимодействия, скоординированности усилий индивидов и социальных образований. В повседневной практической деятельности УП приходится решать значимые актуальные задачи, обеспечивать развитие инновационных процессов, эффективно использовать рабочую силу, материальные и финансовые средства, совершенствовать профессиональные качества работников и т. п.
31. Основные виды труда руководителей, специалистов, др служащих С учетом характера и содержания труда управленческих кадров в трудовых коллективах их подразделяют на три группы: руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители). Каждой из этих групп присущи конкретные виды труда и конкретные управленческие операции. В целом же управленческому персоналу присущи три вида умственного труда: эвристический, административный, операторный. (см вопр.29, 30) Операторный труд — это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процессов производства, труда и управления. Особенность этого вида труда — сочетание наиболее простых элементов умственной работы с действиями, требующими некоторых физических усилий. По содержанию операторный труд можно характеризовать как информационно-технологическую работу, включающую следующие виды операций: документационные (письменная работа, оформление документов, их копирование, размножение, транспортировка, хранение, прием и выдача, обработка корреспонденции); первично-счетные и учетные (счет материалов, заготовок, полуфабрикатов, деталей, готовой продукции, документов, регистрация и контроль времени, табельный учет, учет работы и простоев оборудования и др.); коммуникационно-технические (восприятие, преобразование, кодирование и декодирование информации, звуковая и оптическая сигнализация, передача визуально воспринимаемых сообщений, ввод информации в ЭВМ и другие технические средства); вычислительные и формально-логические (арифметические и алгебраические действия, инженерные и диагностические расчеты, а также другие операции переработки информации по заранее составленной программе). Умственный труд есть и у рабочих (изобретательство, рационализация, новаторство). Специфика труда профессионального менеджера состоит в том, что он создает необходимые организационно-технические, социально-экономические, социально-психологические, идеологические предпосылки и условия для эффективного труда и развития работников, непосредственно занятых выполнением производственных заданий. Менеджер воздействует на подчиненных путем использования информации как в документальной форме (чертежи, технологические карты, распоряжения и т. п.), так и в устной. Особенность управленческого труда состоит в том, что это преимущественно умственный труд, предмет и продукт труда носит информационный характер. Управленческий персонал осуществляет множество различных видов управленческой деятельности. По исследованиям американского специалиста Геста, мастера, например, выполняют в среднем 583 различных операций по управлению в день. Их работа разнообразна, фрагментарна, часто не повторяющаяся, как это характерно другим работникам, освоившим какой-то конкретный вид труда. Эвристический труд — это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и разработке различных управленческих вопросов: перспективное и текущее планирование деятельности, анализ, определение направлений совершенствования дела и т. д. Результат этой деятельности — выработка, принятие и реализация решений, проектов, бизнес-планов и т. п.
Эвристический труд включает операции двух видов: • аналитические заключаются в получении и восприятии информации, необходимой для принятия решений; это рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах); постановка или уточнение диагноза существующего положения; • конструктивные связаны с подготовкой и принятием разного рода решений; эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решаемых задач, от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска и разрешения. Административный труд — труд руководителей, а также других работников, на которых помимо их непосредственных функций возложены функции руководства. Это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является конкретное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности, координация и оценка деятельности подразделений коллектива. Административный труд включает следующие операции: • служебно-коммуникационные (передача и прием устной информации — телефонные переговоры, обход рабочих мест, прием сотрудников и посетителей и т. д.); • распорядительные (доведение решений до исполнителей: устные распоряжения, письменные приказы, указания, задания исполнителям, утверждение составленных ими личных планов, устные инструктажи, составление и утверждение письменных инструкций и др.); • координационные (взаимная увязка работы подразделений и служб: совещания и заседания, план-график работ с указанием исполнителей и сроков и др.); • контрольно-оценочные (контроль исполнения планов, приказов, решений совещаний и заседаний, поручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания). Административный труд частично присущ бригадиру или старшему рабочему, а также специалистам в определенных ситуациях.
32. Понятие первичных элементов умственного труда. Умственный Труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. В чистом виде умственный труд практически не существует, в любом виде деятельности обязательно найдется место и физическому труду. Но если судить по результату, то можно действительно выделить продукты исключительно интеллектуальной деятельности. Это труд ученого, исследователя, проектанта, конструктора, технолога, преподавателя, штурмана, врача-диагноста и т.п. Как предмет изучения, умственный труд необходимо классифицировать. До сих пор речь шла о производительности работников умственного труда, которые занимаются только интеллектуальным трудом. Но очень многие работники умственного труда занимаются как умственным, так и физическим трудом, гармонично сочетая их. Примером такого труда могут служить специалисты, инженеры-наладчики, инженеры-экспериментаторы, дантисты, хирурги, модельеры, механики-водители, рабочие-операторы при сложном оборудовании, механики по ремонту сложной техники, помощники руководителей и т.д. Сегодня, например в США, такие «новые служащие» уже составляют 2/5 всей рабочей силы. Именно от производительности этой группы работников уже зависит процветание предприятий, а в скором будущем будет определяться полностью. Что должен работник умственного труда понять в производственном задании, чтобы успешно его выполнить? Во-первых, представить его как результат, как интеллектуальный продукт, представить – какого рода решения требует данная интеллектуальная задача, представить - какова иерархия этих решений. Во-вторых, сформулировать, в соответствии с требованиями управления по результатам, цель интеллектуальной деятельности по данному заданию. Как известно, цель – это желаемый результат, выраженный качественно и количественно, имеющая своего ответственного исполнителя, срок достижения и ограничения по ресурсам. Таким образом, в связи с формулировкой цели, необходимо определить: 1) качественное выражение результата; 2) количественное выражение; 3) срок достижения цели; 4) ответственного исполнителя; 5) ограничения по всем видам ресурсов. В-третьих, согласно иерархии решений, структурировать цель и построить дерево цели на 2-3 уровнях с установлением коэффициентов относительной и абсолютной важности всех подцелей. В-четвертых, определить стратегию интеллектуальной деятельности (стратегия – способ достижения цели): каковы частные задачи, что содействует выполнению задания и что надо обеспечить, что мешает и что надо устранить (мы подходим к необходимости моделирования интеллектуальной деятельности как системы).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.021 с.) |