Вопрос №96. Административное дело: понятие и виды административных споров.
Содержание книги
- А. Ю. Баженов, К. В. Булкин, В. А. Дементьев, Д. А. Ионов, А. Д. Лаврентьев, А. С. Петрик, А. С. Филиппова
- Вопрос 2. Исполнительная власть: понятие и принципы функционирования
- Вопрос №11. Общий и специальные административно-правовые режимы.
- Вопрос №17. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
- Вопрос №19. Обращения граждан.
- Вопрос №23. Административно-правовой статус общественных объединений.
- Вопрос №25. Президент в системе государственной власти, его полномочия.
- Вопрос №27. Правовой статус Правительства Российской Федерации.
- Вопрос №30. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос №34. Виды службы, должностей и служащих по действующему законодательству. Реестры должностей государственной службы.
- Вопрос №37. Система государственной службы: федеральная государственная служба, государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
- Вопрос №38. Государственные служащие, их классификация.
- Вопрос №39. Должностное лицо: понятие и виды.
- Вопрос №40. Поступление на государственную службу и иные виды служб.
- Вопрос №41. Прохождение государственной гражданской службы.
- Вопрос №42. Меры поощрения и стимулирования.
- Вопрос №44. Прекращение служебных отношений (основания и порядок)
- Вопрос №50. Правовой акт управления: понятие, признаки, юридическое значение, классификация.
- Вопрос №53. Методы государственного управления: понятие, признаки и виды.
- Вопрос №69. Президентский контроль.
- Вопрос №75. Деятельность уполномоченного по правам человека РФ.
- Вопрос №77. Юридический процесс: понятие, виды, особенность, процессуальная форма и структура (процессуальное производство, стадии, режимы).
- Вопрос №86. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
- Вопрос №93. Субъекты административно-процессуального права.
- Вопрос №96. Административное дело: понятие и виды административных споров.
- Порядок рассмотрения административных дел
- Органы управления в экономической сфере и их правовое положение.
- Вопрос №100. Агропромышленный комплекс: понятие, система и полномочия органов власти.
- Вопрос №102. Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере экономики.
- Вопрос №103. Антимонопольная политика: формы и методы регулирования.
- Вопрос №108. Государственное регулирование, управление наукой: правовые основы и органы регулирования.
- Вопрос №109. Социальная защита населения: правовые основы, меры защиты и система органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения.
- Вопрос №111. Система безопасности Российской Федерации и средства ее обеспечения.
- Вопрос №114. Общественный порядок и общественная безопасность: понятие и органы его осуществляющие.
- Вопрос №119. Спецслужбы Российской Федерации: система организации и правовые основы. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами.
- Вопрос №121. Служба судебных приставов: организация и правовой статус.
Похожие статьи вашей тематики
Понятие «административное дело» шире понятия «административный спор», так как административное дело, возникающее из управленческих (административных) правоотношений, где одним из субъектов всегда является исполнительный орган публичной власти (государственной или муниципальной), может иметь место как при наличии административного спора (в случае административной жалобы или административного иска), так и при его отсутствии (привлечение судом правонарушителя к административной ответственности, административное судебное санкционирование и т.д.).
Данный вывод основан и на положениях Конституции Российской Федерации, содержащей понятие «административное дело» (ст. 126).
Административное дело возникает из управленческих (административных) правоотношений, где хотя бы один из субъектов является исполнительный орган публичной власти (администрация).
Административные дела бывают трех видов: нормотворческие, правоприменительные, юрисдикционные.
К административно-юрисдикционным делам относятся следующие дела:
1) о привлечении к административной ответственности;
2) о привлечении к дисциплинарной ответственности;
3) о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
4) по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
5) по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
6) по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
7) по спорам между субъектами Российской Федерации;
8) по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
9) о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
10) по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.
Вопрос №97. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения.
Под внесудебным рассмотрением следует понимать рассмотрение административного дела при отсутствии административного спора административно-юрисдикционным органом (например, дела об административном правонарушении) либо рассмотрение административного спора административно-юрисдикционным органом инициированного самим невластным субъектом (в этом случае у невластного субъекта был выбор между судебным и административным обжалованием). В любом случае внесудебное рассмотрение административного дела не исключает его дальнейшего рассмотрения в судебных органах.
Досудебное обжалование - обращение невластного субъекта с жалобой в административно-юрисдикционный орган как обязательную стадию, необходимую для дальнейшего обращения в судебные органы.
Основные цели административной реформы в России — это, во-первых, выработка эффективного механизма взаимодействия публичных органов исполнительной власти с невластными субъектами (гражданами, индивидуальными предпринимателями, предприятиями, учреждениями и другими институтами гражданского общества). Во-вторых, рассмотрение административных дел и жалоб специализированным административно-юрисдикционным органом (в установленные динамичные сроки) по четкой и простой административной процедуре с полным набором дополнительных гарантий для невластных субъектов.
Задачами административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел являются:
— создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);
— повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);
— разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа;
— создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел.
|