А. Ю. Баженов, К. В. Булкин, В. А. Дементьев, Д. А. Ионов, А. Д. Лаврентьев, А. С. Петрик, А. С. Филиппова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Ю. Баженов, К. В. Булкин, В. А. Дементьев, Д. А. Ионов, А. Д. Лаврентьев, А. С. Петрик, А. С. Филиппова



А.Ю. Баженов, К.В. Булкин, В.А. Дементьев, Д.А. Ионов, А.Д. Лаврентьев, А.С. Петрик, А.С. Филиппова

Административное право

России

Ответы на вопросы

Издание первое

Издательский дом НИУ-ВШЭ

 

Москва 2011


Ответы подготовлены студентами группы 258 факультета права Национального Исследовательского Университета – Высшей Школы Экономики в составе:

Баженов А.Ю. – вопросы №№55-76;

Булкин К.В. – вопросы №№19-38;

Дементьев В.А. – вопросы №№ 1-18;

Ионов Д.А. – вопросы №№ 39-56;

Лаврентьев А.Д. – вопросы №№77-93;

Петрик А.С. – вопросы №№ 110-123;

Филиппова А.С. – вопросы №№ 94-109;

Ответственный редактор: Дементьев В.А.

 

 

© Коллектив авторов, 2011

© Издательский дом НИУ-ВШЭ, 2011


 

«Изучить, отштудировать, себя отформатировать!»

И.В. Панова

Административное право

Общая часть

Раздел 1. Введение в административное право.

Вопрос 1. Управление: понятие, признаки и виды.

Административное право, как базовая отрасль публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления (Н.М. Конин).

Управление присутствует во всех более менее сложных системах, поскольку без него эти системы не могут сохранять свою структуру, обеспечивать согласованную работу частей, направленную на достижение каких-либо целей.

Управление – это руководство кого-либо/чего-либо (субъекта управления) кем-либо/чем-либо (объектом управления). По своему содержанию управление является целенаправленной организующей деятельностью.

Организация – это сознательное объединение людей, преследующих определенные цели и решающее соответствующие задачи (И.В. Панова).

Управленческому процессу присущи следующие черты:

1. Необходимость создания и функционирования законченной системы

2. Целенаправленный характер воздействия

3. Наличие субъекта и объекта управления

4. Главное связующее звено между участниками управленческого процесса – информация

5. Иерархичность структуры управления

6. Сочетание различных форм, способов и методов управления

Существуют 3 вида управления:

1. Техническое (Инна Викторовна едет на машине, т.е. объект управления – какое-либо техническое средство)

2. Биологическое (говорим собаке «Фас!», т.е. объект управления – биологический организм)

3. Социальное (рисуем закон, т.е. объект управления – общество)

В рамках курса административного права нас интересует социальное управление. Оно имеет следующие отличительные признаки:

1. Социальное управление существует там, где есть совместная деятельность людей

2. Социальное управление воздействует на общественные отношения. Оно имеет цель и всегда определенным образом упорядоченно

3. Объект социального управления – поведение

4. Между субъектом и объектом устанавливаются управленческие отношения

5. Социальное управление носит властный характер

6. Социальное управление всегда осуществляется в конкретных условиях

7. Социальному управлению присуща высокая степень автономии объектов управления

Социальное управление не всегда реально. По-настоящему управленческие отношения могут установиться, только если система субъект-объект основана на:

1. Организованности

2. Ответственности

3. Подчиненности

4. Силе

5. Воле

Социальное управление подразделяется на несколько видов:

1. Государственное управление

2. Муниципальное управление

3. Общественное управление

4. Коммерческое управление

5. Семейное управление

6. Самоуправление

Поскольку предпосылкой и движущей силой социального управления выступает власть, то согласно Конституции РФ можно выделить 3 вида социального управления, которые связаны с административным правом. Это государственное, муниципальное и общественное.

Рассмотрим подробнее государственное управление.

Государственное управление является основной сферой действия административного права.

В широком смысле – это вся деятельность всех государственных органов, поскольку цель функционирования всего государственного механизма – упорядочивание общественных отношений.

От преступлений

Классификация организаций.

1. По выполнению определенных целей:

· предприятия (производство благ),

· учреждения (реализация законных прав и интересов),

· общественные и религиозные объединения (удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей),

· фонды (взносы на социальные, благотворительные, культурные, образовательные цели)

2. По видам собственности: государственные, муниципальные, частные, объединения смешанных форм собственности

3. По назначению и организационно-правовым формам: общефедеральные, субъектов Федерации, ГУП, МУП, ООО, ОАО, ЗАО, производственный кооператив …

4. По характеру выпускаемой продукции, отраслевой специализации: промышленные (заводы, шахты, фабрики), сельскохозяйственные (колхозы, фермерский хозяйства, агрофермы), строительные (СМУ, строительные кооперативы), транспортные (предприятия, депо, аэропорты) и т.д.

Административно-правовой статус государственных учреждений регулируются нормами, которые устанавливают запрет на вмешательство государства в деятельность организаций, обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление государственным органам информации. Должностные лица государственных организаций обладают некоторыми полномочиями государственно-властного характера, на них распространяется ряд положений административно-правового статуса должностных лиц государственных органов.

Вопрос №43. Ответственность служащих за служебные проступки и её виды. Дисциплинарные взыскания.

 

Та же 12 глава:

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

1. Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

2. Представитель нанимателя в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

3. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

4. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

 

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

 

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

 

Статья 59. Служебная проверка

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Вопрос №51. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

1) требования к подготовке и изданию:

Указ Президента «О порядке подготовки указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ»

Регламент Правительства

Правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ.

2) требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступления их в законную силу:

а) Акты Президента и Правительства, опубликование – 10 дней с момента подписания; имеющие нормативный характер вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования. Ненормативные вступают в силу с момента их подписания; может быть установлен иной порядок их вступления в силу. («Российская газета», «СЗ РФ»)

б) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования; может быть установлен иной порядок. (в противном случае не имеют юридической силы, не влекут юридических последствий)

3) требования к содержанию

а) социально-политические (соответствие целям, установленным Конституцией РФ, различными доктринами, концепциями и т.п.)

б) организационно-правовые (требование законности: принятие уполномоченным органом по вопросам и в пределах их компетенции в установленном порядке без нарушения прав и свобод граждан и организаций)

в) организационно-технические (форма, реквизиты, четкость структуры)

Процессуальная часть

 

Самостоятельно написано и скомпилировано из разных источников Лаврентьевым А.Д.

 

Многое, что написано по этой теме (как в более или менее весомых источниках – научных работах, так и в совсем ненадежных – рефератах и в интернетах) безжалостно содрано с бахраховского учебника (а в нем данный раздел не редактировался как минимум с 2004 года, а скорее всего и еще дольше). Поэтому попытаемся хоть как-то структурировать информацию и изложить ее в понятном (не в ущерб содержательности) виде.

 

Виды юридического процесса.

Большое значение имеет группировка разновидностей процесса по отраслевому признаку. Обычно выделяют уголовный, гражданский, административный процессы.

 

Также существуют несколько конституционных процессов. Это избирательный, проведения референдумов, законодательный, бюджетный процессы и конституционное судопроизводство. Есть основания выделить индивидуальные конституционные процедуры выражения недоверия правительству, отрешения Президента (губернатора, мэра) от должности как еще один конституционно-юрисдикционный процесс.

 

По признаку субъекта властной деятельности можно выделить судопроизводство, процессы всенародного голосования (выборы Президента, губернаторов, депутатов и др., проведение референдумов), процессы осуществления представительной (правотворческие, бюджетные и др.), а также государственной исполнительной власти.

 

По содержанию различаются процессы правотворчества, регулятивного правоприменения (оперативно-распорядительные, правонаделительные) и юрисдикционные. Они отличаются тем, какой акт готовится, принимается, исполняется.

 

Вопрос №94. Административное судопроизводство - это не деятельность администрации, а вид российского судопроизводства по рассмотрению административных дел в особенном порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права.

До сих пор на законодательном уровне нет четкости в определении ряда терминов, и ученые-административисты порой одни и те же явления называют разными определениями. В связи с чем необходимо законодательно закрепить основополагающие понятия, такие как «административное судопроизводство», «административная юстиция», «административное дело» и «административный спор», «административно-юрисдикционное дело», «административная жалоба» и «административный иск», «общая административная жалоба», «специальная административная жалоба» и т.д.

Некоторые ученые рассматривают административное судопроизводство в качестве вида административного процесса, что, по сути, не только необоснованно, но и противоречит конституционному принципу разделения ветвей власти, который имеет в своем содержании процессуальный компонент.

Конституция Российской Федерации разграничивает данные понятия: так, в ст. 72 выделяется в качестве самостоятельных звеньев административное и административно-процессуальное законодательство, а ст. 118 Основного закона закрепляет административное судопроизводство. Каждый орган государственной власти (законодательной, исполнительной (административной) или судебной) осуществляет свою деятельность в определенной процессуальной форме: законодательный — в виде законодательного процесса, исполнительный (административный) — посредством административного процесса, судебный — путем судопроизводства (конституционного, гражданского, уголовного и административного).

Процессуалисты административным судопроизводством считают рассмотрение любого административного дела судами в общем (гражданско-правовом) порядке. Представляется, что административные дела имеют свою специфику (властную, административную «начинку»), что не позволяет рассматривать их аналогично гражданско-правовым делам.

Таким образом, административное судопроизводство — это не деятельность администрации, а вид судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права.

От административного судопроизводства следует отличать административную юстицию (в широком понимании), которая включает в себя рассмотрение административных споров (а не административных дел) в особом (административном) порядке как судебными, так и внесудебными (квазисудебными) административно-юрисдикционными органами.


Вопрос №95. Административная юстиция.

Административная юстиция – это рассмотрение административных споров в особом (административном) порядке как судебными, так и внесудебными(квазисудебными) административно-юрисдикционными органами

Транспорт.

Транспорт является обслуживающей отраслью экономики и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве. Его основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.

В организации управления транспортно-дорожным комплексом России ведущую роль играют федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта. Общее руководство транспортным комплексом страны возложено на Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России). В его состав входят:

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

 

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Все полномочия расписаны в Положении о Министерстве транспорта Российской Федерации(Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации")


Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (около 100 видов деятельности);

3. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций

 

Связь

Государственное управление в сфере связи до мая 2008 года осуществляло Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Затем эти полномочия были возложены на Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России). В его состав входят:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Федеральное агентство связи (Россвязь)

 

Правовую основу развития и функционирования всех звеньев связи прежде всего составляют Федеральные законы "О связи" и "О почтовой связи".

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.

 

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.

 

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных Министерству организаций.

 

(Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации")

 

 

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты (по более 30 видам);

3. вырабатывает принципы формирования и использования находящихся в федеральной собственности фондов законченных производством и прошедших в эфир телевизионных программ, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов);

4. участвует в формировании единого информационного пространства на территории государств - участников СНГ;

5. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным министерству;

7. дает федеральным органам исполнительной власти заключения о целесообразности расходов на проведение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по созданию и приобретению программного обеспечения и технических средств для создания и эксплуатации ведомственных информационных систем;

8. обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральной службы и федеральных агентств в указанной области и обеспечивает мобилизационную подготовку министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;

9. осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям;

10. разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.

Торговля

 

Сфера торговли остается преимущественно децентрализованной. В условиях формирования рыночных отношений она подверглась наибольшей приватизации и вытеснению государственного сектора торговли коммерческой, кооперативной и частной торговлей, торгово-посреднической деятельностью.

В настоящее время эти задачи возложены на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

в состав которого входит

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

 

Установление МРОТ

Величина МРОТ установлена Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и в настоящее время составляет 4330 рублей. Исходя из этой суммы считаются также пособия по временной нетрудоспособности.

Установление прожиточного минимума

Величина прожиточного минимума, согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

o оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

o обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

o формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

o оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

o оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

o формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Органы исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.1 с.)