Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Маркс, как и его предшественники, осмысливая исторический процесс, решил разбить его на определенные периоды, но в основу деления он положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Он ввел новую категорию в социальную философию для обозначения различных этапов в развитии человечества. Речь идет о категории общественно-экономической формации. Это понятие Маркс не сразу нашел. Так, в «Немецкой идеологии», написанной в 1845—1846 гг., употребляется термин «форма собственности», а появление различных форм собственности связывается с разделением труда. Первой формой собственности является племенная собственность, которая соответствует неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, скотоводством или земледелием. Вторая форма — античная общинная и государственная собственность. Наряду с общинной собственностью развивается частная собственность, появляется рабство, уже встречается противоположность между городом и деревней, внутри самих городов тоже имеется противоположность между рабами и гражданами. Эта форма собственности присуща рабовладельческому обществу. Третьей формой собственности является феодальная собственность. Для античности исходным пунктом служит город, для Средневековья — деревня. Почему так произошло? Отвечая на этот вопрос, Маркс и Эн- Данилевский К Я. Указ. соч. С. 91. 2 Там же. С. 98. 106 гельс пишут, что «эта перемена исходного пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное развитие начинается на гораздо более широкой территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия»1. Понятие формации («образование») Маркс взял из геологии. Впервые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». В классическом виде эта категория была представлена в Предисловии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества... В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации»2. Категория общественно-экономической формации — это категория философии истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское понимание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке. Такая путаница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс, и когда не находят полного тождества формации и действительности, то первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неизмеримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, о рабстве и т. д. Конечно, отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как отражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных фактов, явлений и событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосредственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 22. Там же. С. 7. Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, социальные, еемейно-бытовые и т. д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. А основой производственных отношений является форма собственности на средства производства. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный организм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная; буржуазная и коммунистическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Маркс подчеркивал, что развитие общества носит естественно-исторический характер и что оно не может перескочить через естественные фазы своего движения по восходящей линии. Культура: понятие, виды Понятие «культура» (от латинского слова cultura — возделывание, обрабатывание) употребляется в самых разных смыслах1. Скажем в обыденной речи выражение «культурный человек» может обозначать и «образованный человек» и «воспитанный человек». Когда мы говорим о культуре труда, то подразумеваем организованный, деловой и целенаправленный характер труда. Различные интерпретации связаны не только с тем, что термин «культура» прочно вошел, так сказать, в будничную жизнь людей, но и с тем, что культура является объектом многих наук: истории, этнографии, социологии, археологии и т. д. Понятно, что каждая наука вкладывает в понятие культуры свой собственный смысл. Социальная философия, например, ищет некие общие черты, присущие всем культурам независимо от их пространственного и временного расположения. Она изучает закономерности развития культуры, взаимодействие и взаимовлияние различных культур. Из этимологии понятия культуры вытекает, что оно применимо лишь к результатам человеческой деятельности. Все, что создано человеческим трудом, выступает как элемент культуры. Дикая природа не есть культура, но природа, преобразованная человеком, уже выступает как элемент культуры. Культура проявляется в самых разнообразных формах, О политической культуре см. разд. IV, п. 11. 108 как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. Поэтому культуру можно определить как совокупность материальных и духовных достижений человечества. В самом общем виде культуру можно разделить на два вида: на материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся архитектурные сооружения, дома, памятники, машины, станки и др. По материальной культуре можно определить уровень развития общества. Скажем, египетские пирамиды, построенные в 3—2 тыс. до н. э., показывают, что древние египтяне имели высокий уровень культуры. К духовной культуре относятся живопись, наука, философия, искусство, литература, кино и т. д. Духовная культура тоже показывает уровень достижений общества на том или ином этапе его развития. Античная философия, например, представляет собой вершину античной мысли и свидетельствует о том, что Древняя Греция добилась громадных успехов в создании духовных ценностей, которыми до сих пор пользуются люди. Разумеется, к духовной культуре относятся и традиции, обычаи, моральные нормы и принципы, регулирующие отношения людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Духовная культура каждого народа имеет свои неповторимые черты и особенности, которые складываются веками и передаются из поколения в поколение. При этом важно иметь в виду, что культура независимо от того, кто ее представляет — большой или малый народ, — уникальна, неповторима и интересна. Поэтому нет ни низших, ни высших культур. Есть культура больших народов и культура малых народов. Одни народы больший вклад вносят в мировую культуру, другие меньший, но каждый народ в меру своих возможностей умножает и обогащает мировую культуру. Сравнивая понятия культуры и цивилизации, надо отметить, что оба понятия близки по содержанию, но тем не менее они полностью не совпадают. Во-первых, культура возникает раньше цивилизации. Первобытные общества были культурными обществами. Первобытные люди, например, имели прекрасное искусство. Но у них не было никакой цивилизации. Во-вторых, в отличие от цивилизации культура указывает на присутствие человека в историческом процессе, на то, что общественное богатство создается людьми, а сама история есть результат их деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.011 с.) |