Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества

Поиск

Маркс, как и его предшественники, осмысливая исторический про­цесс, решил разбить его на определенные периоды, но в основу деления он положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Он ввел новую категорию в социальную философию для обозна­чения различных этапов в развитии человечества. Речь идет о категории общественно-экономической формации. Это понятие Маркс не сразу на­шел. Так, в «Немецкой идеологии», написанной в 1845—1846 гг., употреб­ляется термин «форма собственности», а появление различных форм соб­ственности связывается с разделением труда.

Первой формой собственности является племенная собственность, которая соответствует неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, скотоводством или земледелием.

Вторая форма — античная общинная и государственная собствен­ность. Наряду с общинной собственностью развивается частная собствен­ность, появляется рабство, уже встречается противоположность между го­родом и деревней, внутри самих городов тоже имеется противополож­ность между рабами и гражданами. Эта форма собственности присуща рабовладельческому обществу.

Третьей формой собственности является феодальная собственность. Для античности исходным пунктом служит город, для Средневековья — деревня. Почему так произошло? Отвечая на этот вопрос, Маркс и Эн-

Данилевский К Я. Указ. соч. С. 91. 2 Там же. С. 98. 106


гельс пишут, что «эта перемена исходного пункта была обусловлена ред­костью и рассеянностью по обширной площади первоначального населе­ния, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значи­тельно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное раз­витие начинается на гораздо более широкой территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия»1.

Понятие формации («образование») Маркс взял из геологии. Впер­вые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапар­та». В классическом виде эта категория была представлена в Предисло­вии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не поги­бает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества... В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи эко­номической общественной формации»2.

Категория общественно-экономической формации — это категория философии истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Фор­мация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, аб­страгируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское пони­мание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке. Такая пута­ница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс, и когда не находят полного тождества формации и действитель­ности, то первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неиз­меримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, о рабстве и т. д.

Конечно, отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как от­ражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных фактов, явлений и событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосред­ственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 22. Там же. С. 7.


Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, со­циальные, еемейно-бытовые и т. д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и про­изводственных отношений. А основой производственных отношений яв­ляется форма собственности на средства производства. Общественно-эко­номическая формация — это исторически конкретное общество на дан­ном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный ор­ганизм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация — это определенная сту­пень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: перво­бытнообщинная, рабовладельческая, феодальная; буржуазная и коммуни­стическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой исто­рии: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является бо­лее прогрессивной по сравнению с предыдущей. Маркс подчеркивал, что развитие общества носит естественно-исторический характер и что оно не может перескочить через естественные фазы своего движения по вос­ходящей линии.

Культура: понятие, виды

Понятие «культура» (от латинского слова cultura — возделывание, об­рабатывание) употребляется в самых разных смыслах1. Скажем в обыден­ной речи выражение «культурный человек» может обозначать и «образо­ванный человек» и «воспитанный человек». Когда мы говорим о культуре труда, то подразумеваем организованный, деловой и целенаправленный характер труда.

Различные интерпретации связаны не только с тем, что термин «куль­тура» прочно вошел, так сказать, в будничную жизнь людей, но и с тем, что культура является объектом многих наук: истории, этнографии, со­циологии, археологии и т. д. Понятно, что каждая наука вкладывает в по­нятие культуры свой собственный смысл. Социальная философия, на­пример, ищет некие общие черты, присущие всем культурам независимо от их пространственного и временного расположения. Она изучает зако­номерности развития культуры, взаимодействие и взаимовлияние различ­ных культур.

Из этимологии понятия культуры вытекает, что оно применимо лишь к результатам человеческой деятельности. Все, что создано человеческим трудом, выступает как элемент культуры. Дикая природа не есть куль­тура, но природа, преобразованная человеком, уже выступает как эле­мент культуры. Культура проявляется в самых разнообразных формах,

О политической культуре см. разд. IV, п. 11. 108


как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. По­этому культуру можно определить как совокупность материальных и ду­ховных достижений человечества.

В самом общем виде культуру можно разделить на два вида: на мате­риальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся архи­тектурные сооружения, дома, памятники, машины, станки и др. По мате­риальной культуре можно определить уровень развития общества. Ска­жем, египетские пирамиды, построенные в 3—2 тыс. до н. э., показывают, что древние египтяне имели высокий уровень культуры. К духовной куль­туре относятся живопись, наука, философия, искусство, литература, кино и т. д. Духовная культура тоже показывает уровень достижений общества на том или ином этапе его развития. Античная философия, например, представляет собой вершину античной мысли и свидетельствует о том, что Древняя Греция добилась громадных успехов в создании духовных ценностей, которыми до сих пор пользуются люди. Разумеется, к духов­ной культуре относятся и традиции, обычаи, моральные нормы и прин­ципы, регулирующие отношения людей в процессе их совместной жизне­деятельности.

Духовная культура каждого народа имеет свои неповторимые черты и особенности, которые складываются веками и передаются из поколе­ния в поколение. При этом важно иметь в виду, что культура независимо от того, кто ее представляет — большой или малый народ, — уникальна, неповторима и интересна. Поэтому нет ни низших, ни высших культур. Есть культура больших народов и культура малых народов. Одни народы больший вклад вносят в мировую культуру, другие меньший, но каждый народ в меру своих возможностей умножает и обогащает мировую куль­туру.

Сравнивая понятия культуры и цивилизации, надо отметить, что оба понятия близки по содержанию, но тем не менее они полностью не сов­падают. Во-первых, культура возникает раньше цивилизации. Первобыт­ные общества были культурными обществами. Первобытные люди, на­пример, имели прекрасное искусство. Но у них не было никакой цивили­зации. Во-вторых, в отличие от цивилизации культура указывает на при­сутствие человека в историческом процессе, на то, что общественное бо­гатство создается людьми, а сама история есть результат их деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.011 с.)