Политика — сфера общественной жизни: основные элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика — сфера общественной жизни: основные элементы



Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством1. Трудно сказать, когда этот термин впервые был использован, но его генезис (происхождение) связан с античными государствами-полисами. Политика как специфическая форма деятельно­сти людей возникает вместе с появлением общественных классов и госу­дарств, когда необходимо было регулировать классовые, кастовые, груп­повые, сословные, межличностные, межгосударственные и иные отноше­ния. Политика, прежде всего, связана с управлением, и условно ее можно определить как одну из форм деятельности по урегулированию и управ­лению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе их совместной деятельности. Но ведь управление есть имманентное свойство любого социума, в том числе первобытного, когда не было еще политики. Это, конечно, так, но в первобытном обществе управление носило неполитический характер, оно базировалось на родо­вых и племенных традициях.

Элементы политики. Политика включает в себя следующие элементы: 1) политическая власть; 2) политические отношения; 3) политическая ор­ганизация; 4) политические интересы и идеи.

9. Власть: общая характеристика2

Политика — это власть, хотя не всякая власть имеет политический ха­рактер. Власть — самое загадочное явление. Почему малолетнему наслед­нику подчиняются убеленные сединами люди, имеющие огромный поли­тический опыт? Почему сын выступает против отца из-за власти и прини­мает активное участие в дворцовом перевороте? Ведь материально он полностью обеспечен. Почему уходящий в отставку глава государства так сильно переживает, что иной раз это переживание заканчивается смер­тельным исходом? Вопросов много, но ответить на них не так легко и просто.

Стремление к власти обыватель объясняет лишь материальными фак­торами. Петр хочет стать главой государства, рассуждает он, потому что будет получать много денег, будет ездить на дорогих лимузинах, будет всегда на виду, не будет испытывать никаких житейских трудностей. Ма­ем. разд. ГУ.

Более подробно см. разд. IV, пп. 1-2. 48


териальная сторона, конечно, имеет место, особенно для политикана. Но она появилась в эпоху сформировавшихся буржуазных общественных от­ношений, когда человек освободился от феодальных оков и благополучие его во многом стало определяться его собственной предприимчивостью и его положением в политической жизни общества. Ведь в докапитали­стических классовых обществах у власти стояли богатейшие люди, и по­этому материальная сторона их мало волновала. Более того, свое богатст­во они нередко использовали для прихода к власти, о чем свидетельству­ет, например, история античного Рима. Да и в буржуазных странах внача­ле становятся богатыми, а потом приходят к власти, ибо богатство дает возможность занять определенное положение в обществе, завязать кон­такты с власть имущими, создать себе команду и объявить о своем наме­рении стать кандидатом, скажем, в президенты. Стало быть, не власть де­лает человека богатым, а богатство дает ему возможность прийти к вла­сти. Конечно, отсюда не следует, что власть не предполагает обогащения власть имущих. Высокая государственная должность позволяет человеку накопить определенное богатство, особенно в тех странах, где фактиче­ски не действуют законы и слабы или вовсе отсутствуют демократиче­ские традиции.

Где искать истоки власти? Одни предлагают искать их только в при­роде человека (Наполеон I стал императором, потому что он от природы был властолюбив), другие — только в социальных условиях (Наполеон I стал императором, потому что тогдашняя Франция нуждалась в импера­торе). Полагаю, что обе точки, зрения представляют собой крайности, так как первая не видит никакой качественной разницы между обществом и природой и биологизирует социальную жизнь, а вторая отрывает соци­ум от природы, которая и породила его в процессе своей длительной эво­люции.

Власть - это биосоциальное явление. Это значит, что задатки власти наследуются людьми от природы. Тривиальна истина о том, что в живот­ном мире существует определенная «субординация». Вожак стада обезьян «имеет» огромную «власть» над всеми остальными обезьянами, и они это хорошо чувствуют. Без такого вожака любое стадо может погибнуть, по­скольку потеряет ориентиры и в жестоких условиях борьбы за существо­вание не сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Следователь­но, сама природа как бы позаботилась о том, что необходимо иметь кому-то из сообщества животных «власть», позволяющую ему в разных ситуациях, возникающих довольно часто в жизни этого сообщества, иг­рать роль вожака. Эту «власть» он завоевывает путем схватки с себе по­добными. Оказавшись более сильным, он подчиняет себе всех остальных.

Но эти процессы происходят в природе, где все совершается стихий­но и где все подчинено инстинкту самосохранения. Что касается общест­ва, то в нем действуют люди, сознательно преследующие свои цели. Про­явление власти в обществе носит не стихийный, а сознательный харак-


тер. В сущности, все нормальные люди от природы имеют склонность властвовать над себе подобными. Иными словами, властолюбие присуще всем, но только у одних оно проявляется сильнее, а у других слабее. Ведь власть приносит огромное моральное удовлетворение. Человека, обла­дающего властью, легко можно отличить, если даже он окружен множест­вом людей. В зависимости от того, где люди стоят или сидят, можно оп­ределить, кто из них обладает большей властью, а кто меньшей, а кто во­обще никакой власти не имеет. «Власть и ранг имеют свои твердые тради­ционные позиции. Из того, как люди располагаются по отношению друг к другу, легко сделать вывод о соотношении их статусов. Мы сразу пони­маем смысл ситуации, когда один сидит на возвышении, а остальные сто­ят вокруг него; когда один стоит, а все другие вокруг сидят; когда один вдруг появляется, и все собравшиеся встают; когда один падает перед другим на колени; когда вошедшего не приглашают сесть. Даже такое случайное перечисление показывает, как много существует немых выра­жений власти»1. Власть возвышает человека над всеми остальными. Власть — это своего рода наркотик, без которого наркоман не может жить. Властью нередко злоупотребляют, и тогда трудно приходится тем, кто находится под такой властью. Но власть можно использовать на благо всех членов общества. Такую власть люди готовы уважать и защи­щать.

Все люди, как уже отмечалось, рождаются с властными задатками, но их проявление зависит от социальных условий. Наполеон I не стал бы им­ператором Франции, если бы Корсика не была присоединена к Франции за три месяца до его рождения и если бы во Франции не разразилась Ве­ликая французская революция.

Для осуществления власти необходимы по крайней мере две сторо­ны. Одна сторона дает распоряжения, а другая их выполняет. Иначе гово­ря, во властных отношениях следует различать субъект власти и объект власти. Субъект приказывает объекту, а объект подчиняется, ибо непод­чинение должно повлечь за собой наказание. В качестве субъектов вла­сти выступают индивиды, группы, классы через своих представителей. То же самое касается объекта власти. Субъект и объект власти могут менять­ся местами. Субъект превращается в объект, а объект в субъект. Подчине­ние субъекту власти предполагает такие формы взаимоотношений, при которых распоряжения этого субъекта исполняются с необходимостью. При этом субъект власти должен обладать соответствующими полномо­чиями, дающими ему право приказывать объекту власти и требовать от него выполнения своих приказаний и распоряжений. Власти необходим контроль за деятельностью объектов власти. Собственно говоря, без должного контроля трудно рассчитывать на выполнение распоряжений субъекта власти. Контроль осуществляется либо в форме отчетов, либо в форме регулярных докладов о выполнении поставленных субъектом

Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. С. 413.

СП


власти задач, либо в форме ревизии и т. д. Но чтобы успешно осуществ­лять контроль во властных структурах, должны быть эффективные гори­зонтальные и вертикальные связи. Одним словом, власть и контроль — две стороны одной медали.

Очень трудно дать какую-либо дефиницию власти. Но тем не менее, на мой взгляд, можно дать такое определение: власть представляет собой специфический инструмент, используемый для достижения поставленных це­лей. Цели могут быть личными, групповыми, коллективными, классовы­ми, государственными и т. д. Власть призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые были поставлены. Скажем, руководитель предприятия должен использовать свою власть для того, чтобы добиться преследуемых целей.

Без подчинения нет власти, но власть может осуществляться и без приказаний. Скажем, власть жрецов, прорицателей, пророков и т. д. Вла­сти религии подчинялись даже такие великие полководцы, как Алек­сандр Македонский. Вот как античный историк Квинт Курций Руф опи­сывает поведение македонского царя во время осады персидского города Газу: «Когда взошло солнце, он перед тем, как повести войска, совершил по обычаю отцов моление богам, прося у них помощи. Случайно проле­тевший ворон обронил комочек земли, который нес в когтях; упав на го­лову царя, земля рассыпалась, а птица села на ближайшей башне, обма­занной битумом и серой, птица прилипла крыльями к башне и тщетно старалась улететь; близко стоящие воины ее поймали. Это происшествие показалось достойным того, чтобы запросить о нем прорицателя, да и сам Александр не был совсем свободен от суеверий. Итак, астролог, пользовавшийся величайшим доверием, разъяснил, что этим знамением предвидится падение города, однако есть опасение, как бы не получил ранение сам царь. И хотя царь очень досадовал, что один этот город пре­пятствует ему спокойно вступить в Египет, он все же послушал прорица­ния и дал сигнал к отступлению»1. Власть религии имеет мировоззренче­ский характер, верующий подчиняется ей, а неверующий — нет, и за это его никто не накажет.

Политическая власть — это насилие и принуждение. Вполне естест­венно, что многие ее не любят, презирают и отвергают. Анархисты, на­пример, считали, что власть есть зло и надо от нее избавляться любыми путями. М. А. Бакунин, анализируя действия европейских государств по подавлению революционного движения, использовавших армию и поли­цию против восставших народов, делает общий теоретический вывод: «...Государство, потому что государство именно значит и насилие, господ­ство посредством насилия, замаскированного, если можно, а в крайнем случае бесцеремонного и откровенного»2. И в будущем обществе, по твер-

Историки античности. Т. I. Древняя Греция. М., 1989. С. 314. Бакунин М. А. Философия, социология, политика. М., 1989. С. 314.


дому убеждению М. А. Бакунина, не будет места никакой государствен­ной власти.

Разумеется, анархисты ошибались. Власть, как уже отмечалось, есть имманентная черта общества, и в силу этого оно не может нормально функционировать без соответствующих властных структур. Люди боятся власти, но вместе с тем, если в обществе верх берут аномальные явле­ния — преступность, воровство грабежи и т. д., — жалуются на отсутствие власти. Безвластие приводит либо к дезинтеграции всех сторон общест­венной жизни и в конечном итоге к ее гибели, либо к установлению дик­татуры.

Власть и авторитет

Нельзя путать власть с авторитетом. Субъект может обладать вла­стью, но не авторитетом, хотя обладание властью не исключает облада­ния авторитетом. Субъект приобретает авторитет постепенно и заслужи­вает его благодаря своей деятельности, приносящей пользу обществу, коллективу, группе, политической партии, мафии и т. д. Авторитетный че­ловек дает советы и рекомендации, которые можно учитывать, а можно и просто игнорировать. Если я пользуюсь авторитетом у своего друга, то могу посоветовать ему посмотреть тот или иной фильм, представляющий интерес с моей точки зрения. Но друг волен поступать по своему разуме­нию. Многие выдающиеся люди (писатели, ученые, художники и т. д.), не имея никакой власти, пользуются большим авторитетом в обществе благодаря своему огромному вкладу в сокровищницу культуры. Что каса­ется власть имущих, то они должны заработать авторитет у народа свои­ми благородными делами. Римские императоры Нерон и Калигула имели неограниченную власть, но у них никакого авторитета не было среди римского населения, и когда их убили, то об этом никто не сожалел. Но Юлий Цезарь имел не только огромную власть, но и большой авторитет, и после его убийства народ ему воздвиг на форуме колонну, у подножия которой приносили жертвы, давали обеты и клялись именем царя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.01 с.)