Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурологического исследования

Поиск

Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Структура культурологии. Место культурологии в системе знаний. Интегрирующая роль культурологии в системе гуманитарного знания: движение теоретической мысли от многообразия артефактов к усвоению духа культуры, выявлению ее архетипов, структуры, воссозданию «генетики» культуры.

 

Тема 2. Предмет и основные

проблемы культурологии

Содержание понятия культуры. Соотношение социогенеза и культурогенеза. Этимология слова «культура». Основные смыслы понятия культуры. Культура и субъекты культуры.

Понятие культуры в истории культурологии (И.Гердер, Ф.Ницше и др.).

Понятие культуры в современном культурологическом анализе. Дж. Фейблман и аксиологическое определение культуры. Й.Хейзинга о культуре как «игре». Л. Уайт и символический смысл культуры. К. Лоренц и этнологическое значение культуры. Л. Витгенштейн об объективном факторе культуры.

Понятие языка, символа и кода культуры. Условно-договорные обозначения и их роль в культуре. Коды и знаки как заменители культурно-значимой информации. Знаки как артефакты культуры.

Структура культуры. Материальная и духовная культура. Исторические типы культуры. Уровни культуры.

Функции культуры: коммуникативная, символическая, информативная и др.

Культура и личность. Модели культурного человека в истории культуры. Инкультурация и социализация современного культурного человека.

Основные культурологические концепции. Эволюционистская (О.Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби), социологическая (М. Вебер), этическая (А. Швейцер), «перспективистская» (Ф.Ницше) и др. концепции.

Проблема приоритетов в культуре и ее отражение в литературе и искусстве ХХ в.

 

Тема 3. Проблема культурной целостности.

Культура и цивилизация

Проблема культурной целостности и культурогенеза (И. Гердер, К. Ясперс). И. Гердер о влиянии характера письменности на культуру. К. Ясперс о понятии «осевого времени», «осевых культур» и «осевых народов». Единство и многообразие культур и цивилизаций. Культурная картина мира (произведение К.Ясперса «Истоки истории и ее цель»).

Культура и история. Понятие исторической памяти. Явление «манкуртизма». «Культурная самоидентичность» как понятие. Культурная история и культурная традиция. Понятие культурной традиции. Произведение П. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» о понятии «культурная история». Значение исторического знания для культуры.

Цивилизация как важнейшее понятие культурологии. Соотношение культуры и цивилизации. Исторические типы цивилизации. Теории цивилизаций (Н. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби).

 

Тема 4. Типология культур

Типология культур: вопросы теории. Проблема типологии культур в культурологической науке. Основные подходы и решения. Соотношение «формационного» и системно-ценностного подходов: проблема критериев. Марксистский подход и производственно-экономический критерий. Цивилизационный подход и социокультурный критерий. Теория Дж. Фейблмана о «семи идеальных типах» культур.

Классификация, систематизация и типологизация культур: особенности дифференциации. Этническая и национальная культуры. Элитарная и массовая культуры. Локальная и мировая культуры. Восточная и западная культуры. Специфическая и «срединная» культуры.

Методы типологического анализа. Исторический, логический, структуралистский методы, метод моделированияи их применение в научно-культурологической мысли. Методы и подходы Гегеля и Шпенглера. Теория Риккерта об аксиологическом подходе в науках о культуре. Теория «идеальных типов» культур Вебера. Теория К.Ясперса. Структурализм К. Леви-Строса. Понятие «культурного ареала» А. Тойнби.

Морфология культуры. Этническая, национальная и цивилизованная культуры. Х. Ортега-и-Гассет о современном «варварстве» и цивилизации.

Тема 5. Культурно-исторические типы

Историческая культурология и ее проблематика. Смена культурных типов в истории человечества. Древние культуры и цивилизации: предыстория общества.

Восточная культура и ее разновидности. Специфика восточной культуры, ее генезис, сакральные книги и эволюция.

Восточная культура: индо-буддийский тип. Арийская культура, Веды и ведические тексты. Понятие ведической культуры. Взаимодействие аллохтонной и автохтонной культур. Синкретизм индийской культуры.

Восточная культура: конфуцианско-даосский тип. Особенности китайской культуры. Патриархальная направленность и регламентация социальной жизни.

Проблема диалога восточной и западной культуры. Психологизм восточной культуры и рационализм западной культуры. Возможности диалога восточной и западной культур.

Античный тип культуры. Генезис и периодизация. Крито-микенская культура, ее характеристика. Основание западной культуры и цивилизации. Минойская культура и исследования Эванса. Талассократия и дворцовая архитектура. Линейное письмо. Микенская культура и акрополь. Исследования Шлимана и троянская культура. Эпос Гомера.

Классическая античная культура. Полисы и социально-политическая жизнь. Формы политического устройства и зарождение гражданской власти. Явление остракизма и его современный смысл. Театр и художественная культура. Наука и научное творчество. Система образования.

Эллинистический период античной культуры. Александрийский Музейон и развитие наук. Математика, астрономия, механика, философия, история как основание европейского знания.

Система ценностей античной культуры. Формирование западноевропейской культуры и цивилизации.

Средневековый тип культуры и особенности ее мировоззрения. Теоцентризм и христианская культура. Городская культура Средневековья и особенности художественных стилей. Романский стиль (Х-ХП вв.) и его особенности. Готический стиль (ХII-ХIV вв.) и его особенности. Рыцарство как явление светской культуры. Понятие «куртуазной культуры». Нравственные заповеди рыцарства. Рыцарство и мировая культура.

Основные тенденции современной культуры. Понятия метакультуры и метацивилизации.

 

Тема 6. Русская культура и

ее типологическая характеристика

Генезис русской культуры. Византия и Русь. Паламизм. Развитие письменности и ее истоки. «Велесова книга». Развитие русской народности и формирование государственности. Особенности культурного типа: византийское происхождение, православная религиозность, отсутствие национальной однородности. Роль деятельности русских духовных подвижников для роста русского народного самосознания. С.Радонежский и его духовная миссия. «Срединный» характер русской культуры, ее географические и национальные особенности.

Эпоха русского Просвещения ХУШ в. и динамика культуры России. Культурные деятели. М. Ломоносов. А. Болотов.

Русская духовная культура и ее ценности. Русская икона, ее истоки. Е. Трубецкой о русской иконе. Проблема человека, смысла жизни и нравственного совершенствования в произведениях Л.Толстого, В.Соловьева. Практически-этическая ориентация русской религиозно-философской мысли. Н.Бердяев. Проблема судьбы России в русской культурологической мысли.

Место и роль России в мировой культуре. Россия и проблема евразийства. Россия и Европа. Россия и Азия. Современные ценности и ориентация русской культуры и цивилизации.

 

Тема 7. Культура и контркультура

Соотношение понятий «культура» и «контркультура». Понятие контркультуры. Культурология Ф.Ницше и ее отношение к явлению контркультуры. Современная контркультура.

Антитоталитарная направленность контркультуры. Движение «новых левых», хиппи, их культурные ценности.

Основные направления современных молодежных субкультур. Новая смена культурно-ценностных ориентаций.

 

Тема 8. Культурология будущего

Русский космизм и его идеи. Планетарные идеи В.И. Вернадского. Понятие ноосферы. «Научная мысль как планетное явление». Мысли о будущем интеллектуальной культуры. Будущее российской крестьянской цивилизации в произведениях А. Чаянова. Антитоталитаризм в культуре и литературе ХХ в. Романы Е.Замятина, Дж. Оруэлла, А. Платонова и их роль. Идеи новой организации человечества.

Культурология будущего: сущность и проблемы. Культура как фактор прогресса. Проблема культурного прогнозирования. Мировая культурология об основных тенденциях и перспективах культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

1. Аванесова Г.А. Динамика культуры. – М., 1996.

2. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. – М., 1996.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1993.

4. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию культуры: возможности и пределы. – М., 2002.

5. Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. М., 2001.

6. Гуревич П.С. Культурология – М., 1996.

7. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М., 2002.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1996.

9. Есин А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

10. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб., 1996.

11. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

12. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др. М., 1999.

13. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

14. Коган Л.Н. Теория культуры. – Екатеринбург,1993.

15. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – Москва-Воронеж, 1998; Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1999.

16. Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. – М., 1993.

17. Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1997.

18. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000.

19. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. М., 1998.

20. Межуев В.М. Философия культуры. В 2 частях. – М., 2003.

21. Минюшев Ф. Социальная антропология: Учебное пособие. – М., 1997.

22. Морфология культуры: Структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой. – М., 1994.

23. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

24. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1998.

25. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 1999.

26. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. В 2-х томах. – М., 1999

27. Розин В.М. Культурология. – М., 1998.

28. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М., 1999.

29. Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. Часть I. Культура. Формы культуры. – СПб., 1997.

30. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. – М., 2000.

31. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

 

Словари, справочные издания, хрестоматии

1. Антология исследования культуры. Том I. Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

2. Антология культурологической мысли / Под ред. С.П. Мамонтова. – М., 1996.

3. Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. – СПб., 1998.

5. Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. – М., 2002.

6. Современная научная картина мира. Словарь / Под ред. В.С.Егорова. – М., 1997.

7. Хрестоматия по мировой художественной культуре. – М., 1998.

8. Философский энциклопедический словарь. В 4-х тт. – М., 2001.

9. Энциклопедический словарь по глобалистике. – М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.

3. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. М., 1991.

4. Булгаков С. Философия хозяйства. – М., 1995.

5. Васильева Ю.В. Страницы отечественного образования. М., 1996.

6. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

7. Велесова книга. Перевод текстов новгородских волхвов. – М., 1995.

8. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1988.

9. Войнович В. Монументальная пропаганда. – М., 2001.

10. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

11. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М., 1989.

12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

13. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. – М., 1989.

14. Домострой. Памятники литературы Древней Руси. – М., 1995.

15. Древнегреческая трагедия. Эсхил. Софокл. Еврипид. – Новосибирск, 1993.

16. Дюби Ж. Европа в Средние века. – Смоленск, 1994.

17. Икэда Д., Логунов А. Третий радужный мост. – М., 1988.

18. История мировой культуры. / Под ред. А.М. Марковой. –М., 1995.

19. Китайская Книга перемен. (И-Цзин). / Комм. Ю. Шумского. – М., 1993.

20. Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995.

21. Косидовский З. Когда солнце было богом. – Л., 1991.

22. Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Т. 1-2. – СПб., 1998.

23. Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. – М., 1992.

24. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2000.

25. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.

26. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1-3. – М., 1993-1995.

27. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – М., 1993.

28. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. – М., 1991.

29. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

30. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

31. Россия между Европой и Азией. Антология. – М., 1993.

32. Россия между Западом и Востоком: традиционные и современные концепции. – М., 1994.

33. Садовничий В.А. Университетское образование. – М., 1995.

34. Трубецкой Е. Три рассказа о русской иконе. – М., 1995.

35. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1-2. – СПб., 1992.

36. Франк С. Смысл жизни. – М., 1997.

37. Фромм Э., Судзуки Д., Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ. – М., 1997.

38. Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 1993.

39. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. – М., 1998.

40. Элиаде М. Священные тексты народов мира. – М., 2000.

41. Юнг К. А психологии восточных религий и философий. – М., 1998.

42. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

43. Юнг К. Современность и будущее. – Минск, 1993.

44. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

СеминарскиЕ занятиЯ

 

Предмет и основные

проблемы культурологии

1. Понятие культуры в истории культурологии и современном культурологическом анализе.

2. Структура и функции культуры.

3. Основные культурологические концепции.

4. Проблема приоритетов в культуре и ее отражение в литературе и искусстве.

 

Темы докладов и рефератов

1. Происхождение понятия культуры.

2. Язык, символ и код культуры.

2. Культура и субъекты культуры.

3. Понятие культуры в истории науки.

4. Современные научные представления о культуре.

5. Символическая функция культуры.

6. Ф. Ницше о культуре и ее назначении.

7. Л.Н. Толстой о ценностях религиозной культуры.

8. Культурные приоритеты и их отражение в литературе и искусстве.

 

Литература

Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С.23-140.

Антология исследований культуры. Т.1. – СПб., 1997.

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни.// Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1990.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.

Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2000.

 

Проблема культурной целостности

1. Культурная целостность и культурогенез.

2. Динамика культуры и «историческая память». Культурная самоидентичность.

3. Культурная история и культурная традиция.

4. Многообразие и единство культурного мира.

 

Темы докладов и рефератов

1. Проблема культурогенеза.

2. Социогенез и культурогенез, их соотношение.

3. Культурная картина мира и ее эволюция в истории.

4. Значение культурной традиции и культурной самоидентичности для развития личностной культуры.

 

Литература

Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С.23-36, 141-160.

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.1-3. – М., 1993-1995.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. – М., 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Типология культур

1. Классификация, систематизация и типологизация культур.

2. Методы культурологического анализа (исторический, логический, структуралистский методы, метод моделирования).

4. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.

5. Морфология культуры и культурные архетипы.

 

Темы докладов и рефератов

1. Теоретические проблемы типологии культуры.

2. Элитарная и массовая культуры, закономерности их развития.

3. Локальные и мировые культуры.

4. Основные методы культурологического анализа.

5. М.Вебер и метод моделирования.

6. К.Юнг и проблема культурных архетипов.

7. Концепция дегуманизации искусства Х. Ортеги-и-Гассета.

8. Теории цивилизаций и современность.

9. Н.Я. Данилевский и проблема развития славянской культуры.

10. Идея «заката Европы» О.Шпенглера.

11. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби.

 

Литература

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 1993.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1995.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. – М, 1998.

Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

 

Культурно-исторические типы

1. Восточная культура и ее разновидности. Индо-буддийский и конфуцианско-даосский тип культуры.

2. Проблема диалога восточной и западной культур.

3. Античный тип культуры и ценности европейской культуры.

4. Средневековый тип культуры и ее особенности. Христианская культура и ее эволюция.

5. Основные тенденции современной культуры. Понятия метакультуры и метацивилизации.

 

Темы докладов и рефератов

1.Восточная культура: общая характеристика.

2. Египетская культура и ее памятники.

3. Генезис и периодизация античной культуры.

4. Крито-микенская культура и ее памятники.

5. Античная классика и артефакты античной культуры.

6. Античная драматургия (Эсхил. Софокл. Еврипид).

7. Античная философия как феномен античной культуры.

8 Греция и Рим: соотношение систем культурных ценностей.

9. Художественные стили средневековой культуры.

10. Романский стиль и его черты.

11. Готический стиль и современная Европа.

12. Рыцарство и культура средневековья.

13.Христианская культура, ее генезис и система ценностей.

14. Библия как культурный памятник.

 

Литература

Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С.470-476, 562-573, 195-215.

Античная драма. Пер. с древнегреч. и лат. – М., 1970.

Антонова И.А. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – М., 1986.

Библейские легенды. – М., 1990.

Буслович Д.С. Люди. Герои. Боги. – СПб., 1992.

Гомер. Илиада. Одиссея. – М., 1993.

Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. – М., 1961.

Пич С., Миллард Э. Греки. – М., 1992.

Гай Светоний Транкцилл. Жизнь двенадцати Цезарей. – М., 1993.

История мировой культуры. / Под ред. А.М. Марковой. – М., 1995.

Сенкевич Г. Камо грядеши. – М., 1990.

Словарь античности. – М., 1992.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988.

 

Русская культура и

ее типологическая характеристика

1. Истоки и исторические традиции русской цивилизации. Понятие русской духовности.

2. Русская икона как явление культуры.

3. Эпоха русского Просвещения.

4. Русская духовная культура и ее ценности.

5. Место и роль России в мировой культуре.

 

Темы докладов и рефератов

1. Русская культура и цивилизация: истоки и перспективы.

2. «Велесова книга» и ее роль в формировании русской письменной культуры.

3. Особенности русского этноса.

4. Роль петровских реформ в развитии русской культуры.

5. Россия и Европа как культурно-исторические типы.

6. Произведения Л.Толстого о нравственной культуре.

7. Национальная идея в русской культуре (славянофилы, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).

8. Русская культура и евразийство.

 

Литература

Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С. 343- 550.

Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.

Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

Велесова книга. – М., 1995.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. – М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Домострой. Памятники литературы Древней Руси. – М., 1985.

Пути Евразии. – М., 1992.

Россия между Европой и Азией. Антология. – М., 1993.

Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. – СПб., 1991.

Соловьев Вл. Избранные произведения. – М., 1993. («Русская идея». «Византизм и Россия»).

 

Культура и контркультура

1. Культура и контркультура. Роль философии Ф.Ницше в формировании идеологии контркультуры.

2. Антитоталитарная направленность современной контркультуры.

3. Основные направления современных молодежных субкультур. Субкультура и глобальные проблемы современности.

 

Темы докладов и рефератов

1. Социальные истоки контркультуры

2. Контркультура: «закат культуры» или новые перспективы?

3. Эстетика контркультуры

4. Контркультура: «прорыв к свободе» или «бегство от свободы»?

5. Контркультура и искусство XX века.

6. Современные молодежные субкультуры.

7. Искусство и проблема культурной модернизации.

 

Литература

Давыдов Ю., Роднянская И. Социология контркультуры. – М., 1980.

Контркультура и социальные трансформации. – М., 1998.

Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

Миллс Ч. Воинствующая элита. – М., 1978.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 1993

 

 

Культурология будущего

1. Русский космизм и его идеи: взгляд в будущее.

2. Культура в контексте идей русского космизма.

3. Антитоталитарная литература ХХ века и идеи новой организации человечества.

4. Культурология будущего: сущность и проблемы.

 

Темы докладов и рефератов

1. Идеи русского космизма и их современное значение.

2. Планетарные идеи В.Вернадского и их судьба.

3. Идеи А.Чаянова о российской крестьянской культуре и их роль.

4. Социокультурная роль романов-утопий (А.Платонов, Е.Замятин, Дж.Оруэлл).

5. Культурное прогнозирование.

Литература

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

Чаянов А. Краткий курс кооперации. – М., 1990.

Замятин Е. Мы. – М., 1989.

Оруэлл Дж. 1984. – М., 1989.

Платонов А. Чевенгур. – Рига, 1989.

Хаксли О. Прекрасный новый мир. – М., 1989.

 

ТестЫ для самопроверки

 

1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово «cultura»:

а) очеловечивание б) украшение, развлечение

в) обработка, возделывание

 

2. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм в прямом смысле, то есть как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определённые функции?

а) функциональной б) культурно-исторической

в) эволюционной г) структурной антропологии

 

3. «Культура не обозначает ни исключительно социальное развитие, ни интеллектуальную сторону цивилизации, эта великая дефиниция включает в себя систему ценностей именно человеческого общества» (Дж. Фейблман «Теория человеческой культуры»). Как вы назовете такой подход к определению культуры?

а) аксиологическим б) онтологическим
в) диалектическим г) логическим

4. «Культура – это игра; игра есть универсальная категория; вся культура – игровая; все, что ни делает человек – это игра и маскарад». Кому принадлежит это высказывание?

а) Ф. Ницше б) Й. Хейзинге в) О. Шпенглеру г) А. Швейцеру

 

5. К особенностям культуры, рассматриваемой как система, относятся:

а. целостность, связанность всех элементов

б. четкая организация, жесткое соподчинение одних частей другим

в. неопределенность границ, сложные, многократно опосредованные связи между элементами

 

6. Какие существуют методы анализа культуры?

а. сравнительно-исторический, цивилизационно-типологи-ческий

б. структурно-функциональный, семиотический

в. морфологический, структуральный, диалогический

г. все перечисленные ниже

 

7. Что означает понятие «цивилизация»?

а. уровень общественного развития

б. ступень общественного развития, следующая за варварством

в. синоним культуры

г. данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора

 

8. Семиотика изучает:

а. внутреннее строение знаковых систем

б. знаковые системы как средство выражения смысла

в. отношения знаковых систем с тем, кто их использует

г. все перечисленное

 

9. Назовите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики и исследователя социальной стратификации, который также занимался проблемой типологии культур?

а) Н. Бердяев б) Н. Данилевский в) П. Сорокин г) А. Лосев

10. Что означает термин «античность»?

а. греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима)

б. термин, равнозначный русскому «древность»

в. термин «античность» употребляется в обоих смыслах: в узком («а») и широком («б»)

 

11. Кто из русских мыслителей в своих исследованиях уделял большое внимание античной культуре и мифологии, автор работ «Античный космос и современная наука», «Диалектика мифа», «Античная мифология в ее историческом развитии», «Типы античного мышления»?

а) Д. Лихачев б) В. Соловьев в) К. Леонтьев г) А. Лосев

 

12. Материальную основу культуры Древней Греции составлял:

а. государственно-храмовый тип экономики, сопровождаемый установлением деспотии и жесткой иерархией социальных отношений

б. особая форма социально-экономической и политической организации общества как община – полис, существующий по принципу автаркии (совокупность подобных самостоятельных образований и составляет специфику данной культуры

в. домовая община, члены которой связаны родственными узами и коллективно владеют землей

 

13. Хронологические рамки европейского Средневековья:

а) X – XV вв. б) V – XVII вв. в) XII – XIII вв.

 

14. Выделите из названных ниже систем мировосприятия культурологическую концепцию:

а. эмпиризм и рационализм

б. немецкий романтизм ХVIII-XIX вв.

в. итальянский гуманизм эпохи Ренессанса

г. теория культурных и цивилизационных кругов А. Тойнби

 

15. «Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и поэтому заключает в себе противоречия.... Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад.... И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное». Кому принадлежит это высказывание?

а) Толстому б) Достоевскому в) Данилевскому г) Бердяеву

 

16. Вл. Соловьев писал: «Смысл личной и общественной религии (и собственно, культуры) состоит в том, «чтобы сомкнулась чрез нас богочеловеческая цепь мироздания, чтобы небо сочеталось с землею». Как можно определить концепцию Соловьева?

а) теология б) христианская схоластика в) теософия г) атеизм

 

17. Какие религии относятся к мировым?

а. зороастризм, синтоизм, даосизм

б. буддизм, христианство, индуизм

в. ислам, кришнаизм, бахаизм

г. иудаизм, конфуцианство, мусульманство

д. православие, католицизм, протестантизм

е. буддизм, христианство, ислам

 

18. Какие тенденции характерны для науки XX века?

а. интегративность

б. системность

в. комплексный подход

г. экологизация всех проблем

д. все перечисленные

 

19. Кто является основателем буддизма?

а. Соманатха

б. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни

в. Пандитачарья

 

20. Какой термин употребляется для обозначения религиозных верований, в которых все специфически человеческое, все социальное, личностное или «духовное» приравнено к природному? Всякая сила, с которой сталкивается человек, будь она доброй или злой, «возвышенной» или «низменной», предполагает неизменное соответствие в божественном мире. Боги в этих верованиях смертны, но в отличие от «смертных» они подобны природе, которая осуществляет свое бессмертие в циклическом чередовании умирания и возрождения.

а) тотемизм б) магия в) политеизм г) все перечисленное

 

21. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?

а) Г. Спенсер б) О. Шпенглер в) 3. Фрейд г) Й. Хейзинга

 

22. Как называется труд нидерландского учёного Й. Хейзинги, в котором он излагает свою концепцию культуры?

а. «Первобытная культура»

б. «Недовольство культурой»

в. «Закат Европы»

г. «Человек играющий»

 

23. Что изучает синергетика?

а. динамические процессы в открытых, неравновесных, нелинейных системах

б. знаки и знаковые системы

в. проблемы культурных коммуникаций

 

24. Кто из мыслителей разрабатывал концепцию определенных абстрактных идеальных типов, которые представляли собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую (существовавшую) социокультурную реальность; идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями?

а) Д. Дидро б) М. Вебер в) И. Кант

25. Символ – это:

а. условный знак

б. неразвернутый знак, обобщение

в. знак, который несет в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в нем смыслового содержания

г. все перечисленное

 

26. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?

а) мифология б) наука в) религия г) техника

 

27. Что является условием самоорганизации системы согласно идеям синергетики?

а. система должна быть нелинейной

б. система должна быть открытой

в. система должна быть неравновесной

г. все перечисленное

 

28. Утверждение, что нравственность есть космически предопределенная целеустремленность, принадлежит:

а. древнегреческим мыслителям б. Конфуцию
в. Циолковскому г. Спинозе

 

29. Футурология – это:

а. современное направление в искусстве

б. социальное движение

в. наука о будущем

 

30. Кому принадлежит выражение: «Закат Запада, феномен, прежде всего ограниченный в пространстве и во времени, как и соответствующий ему закат античности, оказывается, по всей очевидности, философской темой, которая, будучи понята в своей значимости, заключает в себе все великие вопросы бытия»?

а) Шпенглеру б) Сорокину в) Гете г) Ницше

 

31. Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры?

а. человек и культура – свободное творение богов, Бога (Абсолюта)

б. перенос зародышей жизни на Землю из космического пространства

в. естественное усовершенствование человека и его культуры

 

32. Н.Я. Данилевский выделяет в своей концепции культуры четыре основных разряда культурной деятельности. Какие это виды деятельности?

а. художественная, религиозная, политическая, нравственная

б. религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая

в. научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая

 

33. Кто разрабатывал идеи синергетики?

а) Д. Сахаров б) И. Пригожин и Г. Хакен

в) А. Кребер и К. Клакхон

 

34. О. Шпенглер считал, что:

а. Существуют типы культур полностью независимые, и существуют те, которые находятся в сыновне-родственных отношениях

б. Все культуры, существующие на Земле, имеют единое начало, одну праматерь, из которой они все вышли. И у всех культур одни и те же духовные гены

в. Подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг другакультурно-исторических типов

г. Каждая культура замкнута на себя, самодостаточна. Каждый культурно-исторический тип существует обособленно, изолировано. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Диалога культур нет

35. Что такое искусство?

а. уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры

б. совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящеесяна определенной стадии развития

в. неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоениячеловеком действительности, формирующий и развивающий его способности творческипреобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты

 

36. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?

а. постепенные и взрывные процессы

б. процессы распада и структурирования

в. волнообразные процессы

г. циклические процессы

д. все перечисленные

 

37. Какие отрасли знания изучают искусство?

а. эстетика б. искусствознание

в. социология г. психология д. все перечисленные

 

38. Понятие «ноосфера», введенное в научный обиход В.И. Вернадским, это:

а. тропосфера и стратосфера

б. оболочка Земли, идущая за атмосферой

в. новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим факторомее развития

г. открытое космическое пространство

39. Кто из мыслителей считает, что в XX веке формируется новый всеобщий разум – разум культуры, разум диалогический; культуры могут существовать только в диалоге?

а. Л. Баткин б. В. Библер в. П. Гуревич г. Э. Сепир

 

40. Массовая культура – это:

а. ориентация культуры на «усредненный» уровень массового потребителя

б. ориентация культуры на небольшую группу людей, элитарный слой в обществе

в. народная культура

 

41. Авангард – это:

а. совокупность новаторских направлений в художественной культуре XX века

б. образцы классического искусства, составляющие его «золотой фонд»

в. постоянно воспроизводимое содержание культуры в виде набора стереотипов

&nbs



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.019 с.)