Реальность. Основные общесоциологические теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальность. Основные общесоциологические теории



Социальная философия как учение об обществе. Специфика социальной формы бытия. Понятие общества. Деятельность как способ существования социального. Социально-историческое пространство и время как формы бытия социальной реальности. Структура социальной реальности: социальные отношения, социальные формы общности людей, формы общественного сознания и социальные институты.

Историческое развитие общества. Роль материальных и духовных факторов в общественном развитии. Социальный детерминизм и многовариантность исторического процесса. Открытость истории и проблема исторического выбора.

Общество как предмет многоаспектного философского познания. Принцип дополнительности методологических подходов к обществу.

Юридический характер мировоззрения Нового времени. Теории общественного договора в социальной философии XVII-XVIII вв. Концепция естественных, неотчуждаемых прав человека. Общество и государство: проблема правового общественного устройства. Разделение властей и народный суверенитет как альтернативы государственному тоталитаризму. Социально-правовая теория Канта. Проблема политической культуры. Проблема гражданского общества и государства у Гегеля.

Демократическое общество: понятие и реальность. Многообразие форм политической демократии. Гражданское общество и его основные характеристики. Рыночная свобода и политическая демократия. Роль государства в рыночной экономике. Средний класс как социальная основа демократии. Права, свободы и обязанности личности. Частная жизнь человека. Триумф современной демократии и проблематичность «конца истории».

Россия: переход к посттоталитарному состоянию в ситуации стратегической нестабильности. Социальная демократия и либеральная демократия как два варианта российских реформ. Возможности российского варианта демократического общества.

Формационная теория общества. Общество как система общественного производства. Материальное и духовное производство. Общественно-экономическая формации и ее структура. Понятие способа производства. Общественные производительные силы и диалектика их развития. Типы и виды общественных отношений. Социальная и институциональная структура общества. Человек как субъект и объект общественных отношений.

История как смена общественных формаций. Многомерность формационного развития. Типологические особенности докапиталистических обществ. Формационные характеристики классического буржуазного общества. Философия истории и методологический потенциал формационной теории.

Культурно-цивилизационная модель общества. Цивилизация как ступень исторического развития и как культурно-историческое образование. Теория культурно-исторических типов (П.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев). Историческая морфология культур О.Шпенглера. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби. «Исторический вызов» и проблема возникновения цивилизаций. Их типология и стадии развития. Проблема преемственности и целостности истории в теории Тойнби.

Понятие общечеловеческой цивилизации. Космогенная цивилизация. Буржуазное общество и техногенная цивилизация. Человек и культура в условиях индустриально-технического развития. Контуры антропогенной цивилизации.

Теория столкновения цивилизаций Хантингтона. Проблема самоопределения России в XXI веке и варианты ее цивилизационного развития. Россия как «догоняющая цивилизация». Россия как евразийская цивилизация.

Технократический подход к обществу. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Теория постиндустриального общества (Белл, Кан, Тофлер, Фурастье и др.). Доиндустриальное (аграрное) общество и его особенности. Индустриальное общество, его структура. Понятие постиндустриального общества, специфика его социальной и экономической организации.

Теория информационного общества (Белл, Дайзард, Стоуньер, Турен и др.). Роль информации в производственной и социальной жизни. Понятие информационной экономики. Социальные аспекты «компьютерной революции».

Тема 14. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Человек как предмет философского познания. Специфика философского видения человека. Понятие философской антропологии, ее разновидности. Подходы к определению сущности человека в философии и науке: сходство и различие. Понятие природы человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности. Личность как предмет психологии, социологии и философии. Философия личности, его проблемы и основные течения. Личность как объект и субъект общественной жизни. Исторические типы взаимоотношений личности и общества. Проблема человеческой свободы. Философский анализ отчуждения. Проблема снятия отчуждения. Идеал гармонической целостной личности.

Тема 15. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Социальные функции культуры. Культура и идеология. Развитие культуры: традиции и новаторство. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Культура и цивилизация.

Ценности и их роль в жизни общества и человека. Аксиологический аспект предмета философии: человек в аксиологическом «измерении». Проблема ценности в истории философии. Природа ценностей. Ценностные ориентиры в современном мире. Кризис ценностей. Переоценка ценностей, создание новых ориентиров в кризисные эпохи. Ценностные ориентиры современной науки и образования.

Тема 16. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Постановка проблемы сознания в философии. Специфика анализа феномена сознания в онтологии, логике, гносеологии, аксиологии. Взаимосвязь философии и частно-научного знания в исследовании генезиса сознания и его предпосылок. Социальная природа сознания.

Сознание и формы психической деятельности. Сознание и язык. Знаково-символическая основа языка. Тенденции в развитии языка как средства познания, мышления и переживания. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Духовный мир личности в контексте культурно-исторического опыта человечества. Сознание и творчество.

Тема 17. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Формы чувственного познания. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы мышления, единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в философии и науке. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Наука как специализированная форма познания. Философия и методология науки. Специфические признаки научного познания.

 

ЛИТЕРАТУРА

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1994.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.

Загадка человеческого понимания. – М., 1991.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. – М., 1981.

Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.

Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.

Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Проблема человека в современной философии. – М., 1969.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1981.

Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.

Философия и ценностные формы сознания. – М., 1987.

Философские проблемы глобальной экологии. – М., 1983.

 

3. Философия научного
и ценностного познания

Тема 18. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КАК

ТЕОРИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Методологические проблемы науки. Философия и наука: точки их соприкосновения. Наука как система знаний. Особенности научного знания. Методы и средства научного познания. Общая характеристика методов и средств познания. Метод, методика и методология.

Логико-гносеологические аспекты науки. Теория как форма научного знания. Структура научной теории. Функции научной теории. Многообразие теорий. Проблема предмета и классификации наук. Взаимодействие естественных, технических и социальных наук.

Возникновение науки и ее историческое развитие. Предыстория науки и ее особенности. Понятие научной революции. Революция как коренное изменение основных понятий и принципиальных параметров науки. Социокультурные факторы развития науки.

Социология науки. Наука как вид духовного производства и специализированная форма духовного труда. Понятие научного сообщества. Наука и производство. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Наука как социальный институт.

Наука в системе культуры. Научное знание как ценность. Наука и другие формы духовной культуры: обыденное сознание, мифология, религия, искусство. Наука и политика. Наука и мировоззрение. Проблема научного мировоззрения.

Тема 19. ГУМАНИТАРНОЕ

И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Природа и особенности гуманитарного познания. Типы гуманитарного познания и его функции. Проблема истины в гуманитарных науках. Истина и ценность.

Структура гуманитарного познания. Проблема понимания и интерпретации в гуманитарном познании. Герменевтика и структурализм как философская основа гуманитарных наук. Текст, знак, символ в контексте гуманитарного познания.

Гуманизация и гуманитаризация современной науки.

Специфика художественного познания: предмет, метод, структура, функции. Эстетический идеал и его роль в познании. Отражение и творчество. Психология творчества. Талант и интуиция. Мировоззрение в структуре художественного познания. Правда действительности и правда искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Кн.1. – М., 1980. Кн. 2. – М., 1987.

Гносеология в системе философского мировоззрения. – М., 1983.

Исторические типы рациональности. – М., 1997.

Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.

Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М., 1988.

Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. – Ростов-на-Дону, 2004.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991.

Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. – М., 1988.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

Наука и нравственность. – М., 1971.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

Современная философия науки. – М., 1996.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М., 1986.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО

В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Специфика философского знания: структура, проблемы, типология философских учений.

2. Предмет философии и его исторические формы.

3. Философия как теоретическое мировоззрение. Личностное измерение философии.

4. Возникновение философии: от мифа к логосу.

Тематика докладов и рефератов

1. Миф и его функции в культуре.

2. Социокультурные предпосылки возникновения древневосточных философских учений.

3. Образы мудрецов как первых философов.

4. Философское мышление и здравый смысл.

5. Философия и наука: история взаимосвязи и современность.

6. Философия и ценностные формы сознания (искусство, религия, мораль, право).

7. Философия и смысложизненные ориентации человека.

8. Философия и проблема человеческого счастья.

 

Тексты и источники

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

Виндельбанд В. О понятии и истории философии// Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М., 1995.

Кант И. Понятие философии вообще// Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?// Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Соловьев В.С. Первое начало теоретической философии// Соловьев В.С. Соч. в 2-х томах. – М., 1988. Т.1.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики// Вопросы философии. 1989. № 9.

Научная литература

Бабушкин В.У. О природе философского знания. – М., 1978.

Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. – М., 1983.

Бибихин В.В. Язык философии. – М., 1993.

Библер В.С. Что есть философия?// Вопросы философии. 1995. № 1.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1987.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 1987.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Косарев А. Философия мифа. – М., 2000.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1992.

Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М., 1989.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Хюбнер К. Истина мифа. – М.,1996.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Исторические и духовные предпосылки формирования философии Средних веков и Возрождения.

2. Периодизация и основные проблемы средневековой философии: Бог, человек и мир, вера и знание, единичного и общего, цели и смысл истории.

3. Философия итальянского гуманизма XIV века. Неоплатоническая диалектика Кузанского.

4. Натурфилософия Возрождения и подготовка научной картины мира.

 

Тематика докладов и рефератов

1. Христианская картина мира и место в ней человека.

2. Средневековый символизм и мироощущение христианина.

3. Идеал знания в схоластической философии.

4. Религия и наука: различия и единство.

5. Христианская концепция смысла жизни.

6. Понятие Возрождения как культурно-исторической эпохи.

7. Антропоцентричность ренессансного мировоззрения.

8. Гуманизм как культурно-историческое явление.

9. Эстетические идеалы Возрождения.

 

Тексты и источники

Августин. Исповедь. – М., 1992.

Августин. О граде Божьем. – М., 1995.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995.

Антология мировой философии. В 4-х томах. – М., 1969. Т.I. Часть I и II.

Боэций. Утешение философией. – М., 1990.

Валла Л. Об истинном и ложном. О свободе воли. – М., 1989.

Монтень М. Опыты. В 3-х кн. – М., 1991.

Кузанский Н. Об ученом незнании// Кузанский Н. Сочинения в двух тт. – М., 1979. Т.I.

Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1986.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Т.II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще// Вопросы философии. 1997. №9.

Научная литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1997.

Боргаш Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. – Архангельск. 1995.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988.

Честертон Г.К. Вечный человек. – М., 1991.

Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. – М., 1978.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М., 1984.

ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

1. Теоретические предпосылки философии К.Маркса: младогегельянство, антропология Л.Фейербаха.

2. Принцип практики и марксистская концепция предмета философии.

3. Философия человека и истории в марксизме.

4. Марксистская философия в России конца XIX-нач. XX вв. (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.).

5. Судьба марксизма в ХХ веке. Понятие советского марксизма.

 

Тематика докладов и рефератов

1. Становление философских взглядов К. Маркса в 40-х годах XIX в.

2. Антропологический материализм Л. Фейербаха и марксистская концепция человека.

3. К. Маркс и младогегельянство (Б. Бауэр, Д. Штраус, М. Штирнер).

4. «Экономическо-философские рукописи 1844 года» К. Маркса и проблема отчуждения человеческой сущности.

5. Труд как философская категория в марксистской теории.

6. Марксистская концепция социально-деятельной сущности человека и теоретическая педагогика.

7. Марксистский идеал всесторонне развитой личности и его современные интерпретации.

8. «Диалектика природы» Ф. Энгельса в контексте современного естествознания.

9. Марксистский анализ идеологии как ложного сознания.

10. Марксизм в оценке русской либеральной интеллигенции («Вехи», «Из глубины»).

 

Тексты и источники

Ленин В.И. Карл Маркс// Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26.

Маркс К. «Тезисы о Фейербахе»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.

Маркс К. «Экономическо-философские рукописи 1844 г.»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю// Плеханов Г.В. Избр. философ. произв. В 5 томах. – М., 1956. Т.1.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Научная литература

Арон Р. Карл Маркс// Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

Вехи. Из глубины. – М., 1990.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Кувакин В.А. Мировоззрение В.И. Ленина: Формирование и основные черты. – М., 1990.

Лапин Н.И. Молодой Маркс. – М, 1986.

Марксистская философия в XIX веке. В 2 кн. – М., 1979

Марксистская философия за рубежом: Проблемы и тенденции развития. – М., 1989.

Марксизм и Россия. – М., 1990.

Ойзерман Т.Н. Формирование философии марксизма. – М., 1988.

Степун Ф.А. Ленин// Вопросы философии. 2002. №8.

Умер ли марксизм? Материалы «Круглого стола»// Вопросы философии. 1990. №10.

Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса// Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.255 (0.101 с.)