Социальные группы и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные группы и организации



1. Классификация социальных групп.

2. Групповая динамика.

3. Социальные организации.

Литература

Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых групп. – Л., 1982.

Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. – М., 1994.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

Пригожин А.И. Организации: Системы и люди. – М., 1983.

Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе. – М., 2007.

 

Социальная стратификация

1. Исторические типы стратификации.

2. Гендерное неравенство и социальная стратификация.

3. Стратификация современного российского общества. Проблема среднего класса.

Литература

Аврамова Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методологии, количественные оценки// Общественные науки и современность. 2002. № 1.

Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. № 9.

Бондаренко Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 9-10.

Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России)// Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.

Соколова Г.Н. Экономическая стратификация общества в России и Белоруссии (опыт сравнительного анализа) // Социс. 2009. № 5.

Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // Социс. 2010. № 1.

Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восми лет реформ // Общественные науки и современность. 2000. № 3.

Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. – М., 2003.

Урнов М. Стимулирование развития среднего класса в России как управленческая и политическая задача // Средний класс в России: проблемы и перспективы. – М. 1998.

Федосеев В.В. Социальная стратификация населения Росси // Народонаселение. 2009. № 2.

Хахулина Л. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1999. № 2.

 

Социальная мобильность

1. Понятие горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

2. Миграционная картина современной России.

3. Проблема социализации молодежи в современной России.

Литература

Аврамова Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методологии, количественные оценки// Общественные науки и современность. 2002. № 1.

Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. № 9.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 9-10.

Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России)// Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.

Нужнова С.В. Формирование готовности к профессиональной мобильности // Высшее образование в России. 2009. № 6.

Сигарева Е.П., Ходенко С.В. Мобильность и миграционные планы постоянного населения России // Народонаселение. 2008. № 3.

Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // Социс. 2009. № 1.

Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // Социс. 2010. № 1.

Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ // Общественные науки и современность. 2000. № 3.

Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. – М., 2003.

 

Социология личности

1. Основные концепции личности (поведенческая, ролевая, деятельностный подход и др.).

2. Социальные типы личностей.

3. Социализация личности.

4. Проблема социальной зрелости личности.

Литература

Анурин В.Ф. Некоторые проблемы социологии старости /\ Пожилые люди – взгляд в XXI век. – Н.- Новгород. 2000.

Борисова Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых // Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. – Л., 1974.

Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социс. 2009. № 6.

Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. 1997. № 3.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

Матвеев Ю.И. Социальная ориентация личности. – М., 1990.

Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: Поиск альтернатив. – М., 1995.

Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы России // Социс. 1996. № 11, 12.

Серикова Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе реформирования российского общества // Куда идет России? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. – М., 1999.

Смирнов П.И. Социология личности: Учебное пособие. – СПб., 2001.

Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003.

Социальный контроль

И отклоняющееся поведение

1. Функции и содержание социального контроля.

2. Девиантный, деликвентный и криминальный тип поведения.

3. Особенности аномии современного российского общества.

 

Литература

Бабосов Е.М. Катастрофа как объект социологического анализа // Социс. 1998. № 4.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. – М., 1976.

Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – СПб., 1993.

Гилинския Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб., 2007.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. – М., 1996.

Димов В. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (Социологический аспект) // Вестник МГУ. Серия 18. 1997. № 3.

Дюркгейм Э. Норма и патология. Социология преступности. – М., 1966.

Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. – Минск, 1997.

Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. № 3.

Коэн А.К. Отклоняющееся поведение. – М., 1978.

Лактионова А.И., Махнач А.В. Факторы жизнеспособности девиантных подростков // Психологический журнал. 2008. № 6.

Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990. № 9.

Социальные отклонения: Введение в общую теорию. – М., 1984.

Социальный контроль над девиантностью в современной России. – СПб., 1998.

Социология преступности. – М., 1966.

Тайбаков А.А. Профессиональный преступник (Опыт социологического исследования// Социс. 1993. № 8.

Яковлев А.М. Социология экономической преступности. – М., 1988.

 

Социология семьи

1. Соотношение понятий семья и брак. Типы семьи и браков.

2. Функции семьи.

3. Современное состояние института семьи и брака в России и мире.

Литература

Антонов А.И., Меднов В.М. Социология семьи. – М., 1996.

Антонов А.И., Мацковский М.С., Мэддок Дж.У., Хоган М.Дж. Семья на пороге третьего тысячелетия. – М., 1995.

Багирова А.П., Илышев А.М. Факторы репродуктивного поведения населения (анализ межотраслевых и межрегиональных различий) // Социс. 2009. № 2.

Балабанов С.С., Наук Б., Саралиева З.Х.-М. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социс. 2009. № 3.

Галецкая Р.А., Галецкая О.Ю. Демографические перспективы России // Народонаселение. 2008. № 4.

Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

Государственная семейная политика в странах европейского сообщества и США: Сб. обзоров. – М., 1996.

Гурко Т.А. Брак и родительство в России. – М., 2008.

Демографический ежегодник России (см. за последние годы).

Козлова Т.З. Проблемы создания и жизнедеятельности опекунской семьи // Социс. 2009. № 3.

Левкович В.П. Особенности добрачных отношений супругов как фактор стабильности семьи// Психологический журнал. 2009. № 2.

Лунякова Л.Г. Гендерные проблемы в современной России. // Народонаселение. 2008. № 4.

Мельников В. Поколение, которое мы потеряли // Социс. 2002. № 8.

Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. Большая семья в демографической ситуации России // Социс. 2009. № 3.

Римашевская Н.М. Роль семьи в демографических процессах // Народонаселение. 2008. № 4.

Филлипс Ч.Т. Феминизм и семья: историко-социологический анализ. – М., 2002.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Социальный портрет современного российского студента.

Образовательная деятельность как механизм воспроизводства и саморегуляции социума.

Место и роль образования в системе социализации личности.

Сплетни как социальное явление.

Роль СМИ в формировании общественного мнения.

Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.

Проблема социализации молодежи в современной России.

Конфликт «отцов и детей» и проблема преемственности поколений.

Социальный кризис в современной России и пути его разрешения.

Место молодежи в современном российском обществе.

Портрет современного российского предпринимателя.

Социальные роли женщины в современном обществе.

Изменения социальной стратификации современного российского общества: новые тенденции.

Социология о проблемах среднего класса. Особенности его формирования в современной России.

Роль образования в повторной социализации и ресоциализации личности.

Виды социальной мобильности и основные их тенденции в современном российском обществе.

ЛИТЕРАТУРА

Артемов Г.П. Политическая социология: Уч. пособие. – М., 2003.

Бабосов Е.М. Прикладная социология: Уч. пособие для студентов вузов. – Минск, 2001.

Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, 2001.

Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов – М., 1999.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 2000.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

Гилдденс Э. Социология. – М., 1999.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – М., 2003.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х т. – М., 2000.

Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – М., 2002.

Зборовский Г.Е. Социология управления: Учебное пособие. – М., 2004.

Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов-на-Дону, 2001.

Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Уч.пособие. – М., 2000.

Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учебное пособие для вузов. – М, 2001.

Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. – М., 1998.

Лапаева В.В. Социология права. – М., 2004.

Маркович М. Социология. – М., 1995.

Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – М., 2003.

Общая социология: Уч.пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

Общая социология: Учебное пособие. – М., 2002.

Общая социология: Учебное пособие/ Под ред. А. Г. Эфендиева. – М., 2004.

Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие для высшей школы. – М., 2003.

Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М., 2004.

Радаев В.В. Экономическая социология Курс лекций: Уч. пособие. – М., 2000.

Радугин А.А. Социология: Курс лекций. – М., 2000.

Развитие социологии в России (с момента появления до конца XX века): Учебное пособие / Под ред. Е.И. Кукушкина. – М., 2004.

Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

Сорокин П. Система социологии В 2-х т. – М., 1993.

Социология. – М., 2004.

Социология: Учебник / Под ред. Д.В. Иванова. – М., 2005.

Социология: Учебник / Под ред. В.Э. Бойкова. – М., 2004.

Социология: Учебное пособие / Под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб., 2004.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М., 2003.

Социология: Словарь-справочник. Т.1,2. – М., 1990-1991.

Социология государственной службы: Терминологический словарь-справочник // Под ред. Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону, 1996.

Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. – М., 2003.

Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1998.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебное пособие. – М., 2001.

Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. – М., 1999.

Филатова О.Г. Общая социология: Уч. пособие. – М., 2005.

Фролов С.С. Социология. – М., 2000.

Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. – М., 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите причины высокого уровня деликвентного поведения среди подростков по сравнению с другими возрастными группами.

2. По каким параметрам происходит дифференциация общества.

3. Что такое «средний класс»?

4. Перечислите основные функции, которые выполняют социальные институты в обществе.

5. Какие типы семьи выделяют социологи?

6. Проанализируйте процесс вашей социализации.

7. Как вы понимаете понятие «общественное мнение»?

8. Назовите основные функции общественного мнения.

9. Чем представлено девиантное и деликвентное поведение современной молодежи.

10. Определите значение самоконтроля в жизни общества.

11. В чем заключается сущность закона ускорения истории?

12. Что такое традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества?

13. Определите, есть ли разница между свободным и внерабочим временем.

14. Что такое дисфункция социальных институтов?

15. Охарактеризуйте важнейшие признаки социальной мобильности в российском обществе переходного периода.

16. Охарактеризуйте социальные изменения в российском обществе переходного периода.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Особенности объекта и предмета социологии.

2. Особенности социологического подхода к анализу социальной действительности.

3. Социальное действие как базисный элемент социальной реальности.

4. Социальная связь как базисный элемент социальной реальности.

5. Особенности социальных отношений.

6. Социальный институт как форма социального взаимодействия. Основные типы социальных институтов.

7. Социальная общность и социальная группа.

8. Общество как социальная система.

9. Типология современных обществ.

10. Культура как социальная реальность: компоненты и универсалии культуры, формы культуры.

11. Особенности социологической концепции личности.

12. Основные факторы и теории становления и развития личности в обществе.

13. Процесс социализации личности. Периодизация развития личности.

14. Социологическая структура личности и ее основные социальные типы.

15. Социальная роль: сущность, разновидности. Ролевой набор.

16. Особенности ролевых конфликтов.

17. Девиантное поведение личности. Особенности социального контроля.

18. Социальная дезорганизация. Концепция аномии.

19. Понятие и сущность социальной структуры.

20. Разновидности социальных групп в современном обществе.

21. Групповая динамика в современной социальной структуре.

22. Проблема социального неравенства и дифференциации в обществе.

23. Основные показатели измерения социальной стратификации.

24. Исторические системы социальной стратификации (рабство, касты, кланы, сословия, классы).

25. Социальные статусы: показатели и виды.

26. Социальная мобильность: особенности и формы.

27. Социология семьи: понятие, функции в обществе, основные типы.

27. Социология труда (условия, организация, виды, содержание и характер труда).

28. Социология образования: социальные условия функционирования и развития современных систем образования.

29. Особенности социальных процессов (структура и типология).

30. Социальные изменения: виды и источники.

 

ТЕСТЫ

 

1. Общество – это:

А. Социальная общность, выступающая единицей вертикального членения социальной структуры современного общества.

Б. структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.

В. исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности, особый социальный организм, подчиненный своим особым законам функционирования и развития.

 

2. Девиантное поведение – это:

А. отклоняющееся поведение

Б. адекватное поведение

В. поведение детей

 

3. Семья – это:

А. малая группа

Б. средняя группа

В. большая группа

 

4. Социальная мобильность – это:

А. перемещение людей через границы тех или иных территориальных образований в целях временного или постоянного изменения места жительства.

Б. изменение членами общества своих социальных позиций в иерархии социальных статусов.

В. совокупность индивидов, связанных определенными едиными социальными и культурными признаками.

 

5. Горизонтальная мобильность – это:

А. социальное перемещение людей в иерархическом порядке, например, из низшего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате труда.

Б. переход людей из одних социальных групп в другие, находящиеся на одном уровне социальной структуры общества.

В. постепенный переход человека в маргинальные группы.

 

6. Вертикальная мобильность – это:

А. социальное перемещение людей в иерархическом порядке, например, из низшего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате труда.

Б. переход людей из одних социальных групп в другие, находящиеся на одном уровне социальной структуры общества.

В. постепенный переход человека в маргинальные группы.

 

7. Социальная группа – это:

А. совокупность людей, проживающих на определенной территории, формирующих социальные связи и взаимодействия прежде всего на основе ее хозяйственного и культурного освоения.

Б. промежуточное положение, определяющее поведение, мышление и социальное самочувствие людей в ходе утраты ими своей принадлежности к прежней среде и слабой освоенности новых ролей и норм поведения.

В. объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.

 

8. Малая группа – это:

А. группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми.

Б. исторические общности людей, характеризующиеся общностью их происхождения, языка, территории, экономического уклада.

В. большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

 

9. Референтная группа – это:

А. социальная группа, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу ее членов, но ориентирующим свое поведение на ценности этой группы.

Б. объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.

В. совокупность индивидов, связанных определенными едиными социальными и культурными признаками.

 

10. Социальная общность – это:

А. совокупность индивидов, связанных определенными едиными социальными и культурными признаками – характером совместной деятельности, образом жизни, возрастом, полом, территорией проживания, языком, системой ценностей, норм.

Б. объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.

В. промежуточное положение, определяющее поведение, мышление и социальное самочувствие людей в ходе утраты ими своей принадлежности к прежней среде и слабой освоенности новых ролей и норм поведения.

 

11. Социальные институты – это:

А. система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определенных целей.

Б. группы людей, объединенные общим для них укладом жизни, специфическими интересами и ценностными ориентациями, которые они реализуют в совместной деятельности.

В. исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

 

12. Социальные организации – это:

А. система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определенных целей.

Б. группы людей, объединенные общим для них укладом жизни, специфическими интересами и ценностными ориентациями, которые они реализуют в совместной деятельности.

В. исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

 

13. Социальный статус – это:

А. динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте.

Б. положение личности в обществе, совокупность прав и обязанностей человека как члена данного общества.

В. положение в социальной иерархии, которое ребенок получает с первых дней жизни.

 

14. Социальная роль – это:

А. нормативно одобренный образец поведения личности, соответствующий требованиям, предъявляемым к данному статусу (позиции).

Б. положение личности в обществе, совокупность прав и обязанностей человека как члена данного общества.

В. положение в социальной иерархии, которое ребенок получает с первых дней жизни.

 

15.Социальные отношения – это:

А. периодическая повторяемость социальных явлений, процессов и отношений, составляющая кругооборот в течение определенного периода времени...

Б. устойчивость социальных объектов, которая при всех их изменениях сохраняет их целостность как таковых.

В. относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

 

 

16. Социальные изменения – это:

А. перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом.

Б. включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом в процессе собственной деятельности и общения.

В. это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества.

 

17. Социальная структура:

А. число лет, которое предстоит прожить в среднем одному новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте.

Б. определенный способ взаимодействия индивидов, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями, социальными функциями, социальными нормами и ценностями.

В. способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования.

 

18. Социальная деятельность – это:

А. динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте...

Б. это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества.

В. осознание смысла и придание значения стимулам внешней среды.

 

19. Социальный контроль – это:

А. приспособленческое, пассивное, некритическое принятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления.

Б. способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования.

В. это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества.

 

20. Социализация – это:

А. включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом в процессе собственной деятельности и общения.

Б. упорядоченная последовательность взаимосвязанных культурных изменений или событий.

В. приспособленческое, пассивное, некритическое принятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления.

 

21. К первичной социализации относится:

А. социализация, осуществляемая на протяжении всей жизни

Б. социализация, происходящая под влиянием исключительно компании друзей

В. социализация, охватывающая период детства.

 

22. Личность – это:

А. человек, который, получая информацию от средств массовой информации, передает ее затем другим людям в процессе межличностной коммуникации и тем самым ощутимо влияет на их мнения и суждения.

Б. целостность социальных свойств человека, формирующаяся в процессе его включения в систему общественных отношений и проявляющаяся через его индивидуальность.

В. особая способность индивида оказывать влияние на массы или повелевать ими.

 

23. Для фрустрированного типа личности характерны:

А. сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на само развитие во что бы то ни стало

Б. низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

В. сочетание стремления к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровым скептицизмом с самодисциплиной и самоконтролем

 

24. Гедонистические материалисты – это личности:

А. ориентированные в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

Б. ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас».

В. сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на само развитие во что бы то ни стало

 

25. Социальная маргинальность – это:

А. промежуточное положение, определяющее поведение, мышление и социальное самочувствие людей в ходе утраты ими своей принадлежности к прежней среде и слабой освоенности новых ролей и норм поведения.

Б. психологическая консолидация людей на основе осознания принадлежности к той или иной этнической общности и противопоставление себя другим общностям.

В. включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом в процессе собственной деятельности и общения.

 

26. Общественное мнение, которое выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам, называется:

А. аналитическое

Б. оценочное

В. регулятивное

 

27. Общественное мнение, которое вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом неписанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов, называется:

А. аналитическое

Б. оценочное

В. регулятивное

 

28. Наиболее эффективным способом использования свободного времени, с точки зрения развития личности, является:

А. работа на огороде

Б. хождение по магазинам

В. самообразование

 

29. С 1991 года в России наблюдается тенденция на:

А. увеличения свободного времени у всех категорий населения

Б. сокращения количества свободного времени у всех категорий населения

В. увеличения свободного времени у женщин

 

30. Какой метод исследования применяется в социологии чаще, чем в других науках:

А. анализ текста

Б. анкетирование

В. наблюдение, эксперимент.

 

31. Какой метод исследования был заимствован социологией у естественных наук:

А. анализ текста

Б. анкетирование

В. наблюдение, эксперимент.

32. Какой метод исследования пришел в социологию из гуманитарных наук:

А. анализ текста

Б. анкетирование

В. наблюдение, эксперимент.

 

33. Аксиология – это:

А. учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций) и отдельных личностей.

Б. направление в социологии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам – биологическим, космическим и социальным.

В. направление в социологии, которое делит общество на различные слои, - страты, различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям.

 

34. Теория социальной стратификации – это:

А. учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций) и отдельных личностей.

Б. направление в социологии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам – биологическим, космическим и социальным.

В. направление в социологии, которое делит общество на различные слои, - страты, различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям.

 

35. Социологический позитивизм – это:

А. учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций) и отдельных личностей.

Б. направление в социологии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам – биологическим, космическим и социальным.

В. направление в социологии, которое делит общество на различные слои, - страты, различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям.

 

36. Плюралистическая социология – это концепция, согласно которой:

А. социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, а во-вторых, ориентированы на других субъектов.

Б. в развитии общества одинаково важную роль могут играть не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологические, нравственные, религиозные.

В. развитие общества и культуры определяется деятельностью людей, в основе которой лежат разного рода психологические факторы, которые постепенно развиваются и обогащаются.

 

37. Понимающая социология – это направление, согласно которому:

А. социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, а во-вторых, ориентированы на других субъектов.

Б. в развитии общества одинаково важную роль могут играть не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологические, нравственные, религиозные.

В. развитие общества и культуры определяется деятельностью людей, в основе которой лежат разного рода психологические факторы, которые постепенно развиваются и обогащаются.

 

38. Психологическое направление в социологии – это:

А. социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, а во-вторых, ориентированы на других субъектов.

Б. в развитии общества одинаково важную роль могут играть не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологические, нравственные, религиозные.

В. развитие общества и культуры определяется деятельностью людей, в основе которой лежат разного рода психологические факторы, которые постепенно развиваются и обогащаются.

 

39. Классы – это:

А. социальные институты и малые группы, в основе которой лежат родственные связи и которая регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

Б. большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

В. санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

 

40. Брак – это:

А. социальные институты и малые группы, в основе которой лежат родственные связи и которая регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

Б. большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

В. санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

 

41. Семья – это:

А. социальные институты и малые группы, в основе которой лежат родственные связи и которая регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

Б. большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

В. санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

 

42. Демографические группы выделяются:

А. исключительно по признакам пола

Б. по половому и возрастному признаку

В. только по возрастному признаку

 

43. Массовая культура – это:

А. развлекательно-поверхностный вариант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.

Б. специфический вид культуры (этнические, классовые, молодежные), ценности и образцы поведения которой отличаются от общественных.

В. отрасль социологии, которая изучает культуру как общественное явление.

 

44. Субкультура – это:

А. развлекательно-поверхностный вариант куль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.257 с.)