Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурные и коммуникативныеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СВОЙСТВА ЯЗЫКА Язык – это знаковая система, под которой понимают «единство взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов» (определение А.А. Реформатского). Назовем основные элементы (единицы) языка: звук и фонема, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание), часть речи (знаменательные части речи – существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, наречие, категория состояния; служебные части речи – предлог, союз, частица, междометие), слово, фразеологизм, свободное словосочетание, предложение (простое, сложное – сложносочиненное, сложноподчиненное), текст. Каждый языковой знак имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Однородные единицы объединяются друг с другом, образуя уровни языка, которыеизучаются соответствующими разделами языкознания. Ср.: Звук, фонема – фонетический уровень языка – фонетика; – морфема – словообразовательный уровень языка – словообразование; – часть речи – морфологический уровень языка – морфология; – слово – лексический уровень языка – лексикология; – фразеологизм – фразеологический уровень языка – фразеология; – свободное словосочетание, предложение – синтаксический уровень языка – синтаксис; – текст – языковой уровень текста – теория текста. Язык по своей природе полифункционален. Основные функции языка: коммуникативная функция (средство общения коллектива, социума); познавательная, или когнитивная (средство мышления индивида и общества, средство познания окружающей действительности); аккумулятивная (средство сохранения и передачи культурно-исторических традиций народа); эмоциональная (средство выражения чувств и эмоций). Формы существования языка: – национальный язык (этноязык) – все носители языка как языковой социум; – общенародный язык – все носители языка, кроме говорящих на диалекте (диалект – территориальная разновидность национального языка; существуют северные, южные, среднерусские диалекты); – литературный язык – речь образованных слоев населения. Литературный язык не включает такие формы общенародного языка, как просторечие – речь недостаточно грамотных слоев городского населения (например: магáзин, пóртфель, ложут, в кине), жаргоны – социальные разновидности речи (жаргоны студентов, школьников, спортсменов, военных, музыкантов, актеров, компьютерщиков и под.); арго – речь маргинальных групп и уголовного мира (речь нищих, воров и мошенников, картежных шулеров и т.п.); нецензурную лексику. Литературный язык может реализовываться в двух формах – устной и письменной, которые отличаются друг от друга следующими параметрами: 1) формой реализации: письменная форма литературного языка – графически закрепленная; устная форма – звучащая; 2) отношением к адресату: письменная форма – опосредованное (отсутствие адресата не оказывает влияния); устная форма – непосредственное отношение к адресату; 3) порождением формы: письменная форма – возможна обработка, редактирование; устная форма – создаётся спонтанно. При реализации каждой из форм литературного языка пишущий или говорящий выбирает книжную или разговорную речь. Книжная речь строго подчиняется литературным нормам, используется в политической, законодательной, научной сферах общения, разговорная – допускает отступления от жестких литературных норм, используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, юбилеях, дружеских застольях, встречах, беседах, в обиходно-бытовой, семейной обстановке.
ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ И ЯЗЫКОВАЯ НОРМА. ТИПЫ И ВИДЫ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Под культурой речи понимается качество речи, то есть качество использования языка в речи. Культура речи включает в себя три составляющих компонента: 1) Правильность речи – соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. 2) Коммуникативный аспект культуры речи – умение эффективно отбирать и употреблять языковые средства, достигая успешной коммуникации 3) Этический аспект культуры речи – знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Центральным понятием правильности речи является языковая норма. Языковая норма (литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Характерные особенности нормы литературного языка: относительная устойчивость, распространённость, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению (узусу) и возможностям языковой системы. Норма обязательна как для письменной, так и для устной речи и охватывает все стороны языка. В зависимости от языкового уровня и формы реализации различают следующие нормы: орфоэпические, акцентологические интонационные – нормы произношения, реализующиеся только в устной форме литературного языка, орфографические, пунктуационные – нормы написания, реализующиеся только в письменной форме литературного языка, словообразовательные, лексические, или нормы словоупотребления, грамматические, подразделяющиеся на морфологические и синтаксические, которые реализуются как в устной, так и письменной форме литературного языка. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, защищая его от потока жаргонизмов, арготизмов, просторечий, профессионализмов, диалектной речи. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность. Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от неё. Например, в произведениях А.С. Пушкина встречаются как варианты слова банкрот и банкрутство, а в кон.XIX в. нормативным стало только произношение банкрот; слово диалектический в XIX в. было образовано от слова диалект и означало ‘принадлежащий к тому или иному диалекту’, однако постепенно оно было заменено на диалектный, а за словом диалектический закрепилось значение ‘основанный на законах диалектики, свойственный диалектике’; абитуриентом в 30-40-е годы XX в. назвали и тех, кто оканчивал школу, и тех, кто поступал в вуз и т.д.
НОРМЫ УСТНОЙ ФОРМЫ РЕЧИ Нормы устной формы речи: орфоэпические (нормы произношения), акцентологические (нормы постановки ударения), интонационные (основные интонационные конструкции русской речи). Р.И. Аванесов определяет орфоэпию как «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» [Аванесов 1984: 13]. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Полный стиль произношения необходим для произнесения публичных речей, научных докладов и лекций, он предполагает небыстрый темп речи, строгое соблюдение норм орфоэпии: умеренную редукцию безударных гласных (г[ъ]л[^]ва – голова, х[ъ]р[^]шо – хорошо), оглушение и уподобление согласных (хле[п] – хлеб, смо[к]– смог; горо[ц]кой – городской, учи[цъ] – учиться и др.). Неполный стиль произношения может использоваться только в разговорно-бытовой речи при неофициальном общении. Этому стилю свойственна чрезмерная редукция безударных гласных, приводящая к неотчетливому произношению и даже выпадению отдельных звуков, слогов, к упрощению звукосочетаний, например: Сан Саныч – вм. Александр Александрович, кода – вм. когда, у теа– вм. у тебя и под. Ударение в русском языке свободное, разноместное и подвижное, например: кóмпас, дорóга, докумéнт, медикамéнт; дом, дóма, к дóму, мн.ч. домá, домóв. (Ср.: в армянском, французском языках ударным всегда бывает последний слог, в венгерском, латышском, эстонском, чешском, финском –первый, в польском, грузинском – предпоследний). Эти особенности делают ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Неверное ударение, снижая культуру устной речи, мешает восприятию смысла (валовóй, договорённость, нáчал, началá, пóнял, понялá, срéдства, квартáл, шофёры, заворожённый, недооценённый и т.д.). НОРМЫ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЫ РЕЧИ Нормы письменной формы речи: орфографические (нормы правописания), пунктуационные (нормы постановки знаков препинания). Правописание обеспечивает единообразие способов передачи речи на письме. В русском языке особую сложность представляют правила написания наречий, частиц не и ни с различными частями речи, одной и двух – н в прилагательных и причастиях, сложных существительных и прилагательных и др. Знаки препинания имеют непосредственное отношение к характеру передачи информации. При помощи пунктуации пишущий выражает те или иные значения и их оттенки, содержащиеся в высказывании, а читающий воспринимает эти значения и оттенки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.011 с.) |