Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология рефлексивного обучения и воспитания

Поиск

 

Рефлексия – самое эффективное средство развития сознания и осознанного отношения человека к себе, другим, событиям, жизненным ситуациям и к миру в целом.

К.Мамардашвили

 

Технология рефлексивного обучения и воспитания

 

Направлена на <цель>

Обеспечение осознанной направленности педагогического процесса

Опирается на <принципы>

Научности Диалогичности Экзистенциальности Креативности

Достигаются через <средства>

 

Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я» Диалог педагога со своим внутренним «я» Мониторинг качества урока, занятия

Приводит к <результатам>

Установлению обратной связи Выявлению уровня понимания информации «здесь и сейчас» Ценностному отношению к информации Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности Созданию Здоровьесберегающей среды

Зависит от < ресурсов >

Кадровых ресурсов Информационных ресурсов Временных ресурсов

Рис. 9.

Тезаурус

 

Рефлексия – означает диалог сознания, подсознания и тела. Рефлексия бывает двух видов: психологическая и интеллектуальная. Психологическая рефлексия выявляет состояния человека как положительные (здоровьесберегающие), так и отрицательные (здоровьеразрушающие). Интеллектуальная рефлексия выявляет отношение к информации, уровень понимания информации. Рефлексия проводится в три этапа: исследование ощущений, логический анализ результата, корректировка результата.

Принцип научности – означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области рефлексивного обучения и воспитания.

Принцип экзистенциальности – означает учет роли ощущений в процессе осознавания информации и анализ состояний, пережитых во время урока, занятий.

Принцип креативности –означает творчество педагога при подготовке и проведении рефлексии: в зависимости от аудитории разрабатываются разные виды рефлексий.

Принцип диалогичности – означает использование диалога как эффективного способа осуществления рефлексивной деятельности.

Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника – означает специальную настройку детей на рефлексию, например, при помощи соответствующих вопросов: Как Вы себя чувствовали на уроке? Какие ощущения Вы испытывали в течение урока? Какую информацию Вы поняли, какую не совсем поняли, какую не поняли? Чем урок для Вас был полезен? Что интересного Вы узнали на уроке? Что касается занятий в ДОУ, то здесь обращение к внутреннему «я» ребенка осуществляется через рисунки, картинки, цвет. В старших группах можно использовать вопросы. При этом во время проведения рефлексии можно включить спокойную музыку, приглушить яркий свет, предложить занять удобную позу и закрыть глаза.

Диалог ученика, воспитанника со свои внутренним «я» – означает взгляд на себе и в себя при помощи вопросов: Какие ощущения вызвал у меня урок? Что я хотел от урока? Что делал на уроке? Что получил от урока? Что у меня лично получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Что я понял? Что не понял? Над чем нужно еще поработать? В чем мне нужна помощь? Какие открытия я для себя сегодня сделал? Чем для меня полезен был этот урок?

Диалог педагога со своим внутренним «я» – означает взгляд на себя и в себя при помощи вопросов: Какие ощущения вызвал у меня урок? Что я хотел от урока? Что делал? Что получил? Что получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Что необходимо сделать, чтобы это получилось? Этот диалог проводится после завершения урока, занятия, но сразу же по горячим следам.

Мониторинг качества урока, занятия – означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии рефлексивного обучения и воспитания.

Установление обратной связи – означает умение педагога «держать руку на пульсе»: умение своевременно считывать и реагировать на информацию, полученную в ходе рефлексии.

Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас» -означает оценивание детьми и педагогом учебных достижений на уроке или занятии и, как следствие, оказание скорой помощи тем, кто не понял информацию, а также использование разноуровневых домашних заданий.

Ценностное отношение к информации – означает осмысленный подход к учебе.

Создание здоровьесберегающей среды – означает своевременное выявление и устранение причин появления отрицательных состояний у детей и педагога.

Развитие личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности – означает раскрытие и совершенствование таких качеств как искренность, открытость, честность, воля, самокритичность, гибкость, конструктивность.

Информационный ресурс – означаетспециальные психоаналитические знания по теории и практике рефлексивной деятельности.

Кадровый ресурс – означает субъектное мировоззрение педагогов.

Временной ресурс – означает выделение специального времени на уроке или занятии для проведения полноценной рефлексии.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Анкета качества урока

Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока

_______________________ учителем ___________________________

(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)

 

1. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.

2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.

3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.

4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).

5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.

6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).

7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.

8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).

9. Дает разноуровневые домашние задания.

10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.

11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.

13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.

15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке использует технологии:

16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).

17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).

18. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)

19. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).

20. Коллективной мыслительной деятельности.

21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Тезаурус к анкете

Представим наш комментарий к смысловому содержанию пунктов анкеты. Это сделано для того, чтобы пользователь анкеты не испытывал смысловых затруднений при экспертизе качества урока.

1. Речь идет о постановке целей урока для эксперта. Поставленные цели должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца.

2. Уверенное владение учебным материалом можно определить как по вербальному, так и невербальному поведению учителя. Это означает, что даже не специалист в данной предметной области может определить, профессионально или непрофессионально учитель владеет учебным материалом. Эксперту необходимо обратить внимание, насколько свободно учитель пользуется понятийным аппаратом, насколько спокойно, без напряжения излагает учебный материал. Опытный, хорошо владеющий учебным материалом учитель в процессе урока почти не прибегает к использованию планов-конспектов. Жесты и мимика при этом нескованные. Демонстрирует уверенную интонацию. Излагает материал интересно, увлекательно. Не уходит от ответов на сложные вопросы, стимулирует задавание таких вопросов.

3. Авторы анкеты считают, что учителем должны реализовываться все 6 признаков качественной речи, указанных в этом пункте. Если хотя бы один признак западает, то этот пункт не должен быть отмечен как реализованный. Речь учителя не может оцениваться как «немного беременная». Она либо полностью отвечает требованиям качества, либо нет. Промежуточные варианты оценивания здесь не допустимы.

4. В дополнение к тексту этого пункта укажем типичные отрицательные реплики: «Быстрее», еще хуже «Быстрее, что вы копаетесь», «Поторапливайтесь, а то мало времени осталось», а также слова «перевертыши», где частица НЕ усиливает отрицательное значение слов: «Не бойтесь», «Не стесняйтесь». Эти и многие другие реплики только ухудшают восприятие учащимися учебного материала и способствуют их дискомфортному состоянию.

5. Этот пункт можно признать реализованным, если учитель апеллирует к пройденному материалу из других предметов «Помните на уроках … вы разбирали …», использует уместные примеры из разных предметов. Ставит комплексные проблемы, решение которых затрагивает другие предметы. Наивысшим уровнем межпредметных связей является интегрированный урок, в котором примерно в равной доле представлены материалы используемых предметов.

6. Среди непредметных сфер жизнедеятельности главное внимание обращается на социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).

7. К раздаточным материалам можно отнести: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы, графики, атласы, карты и т.д.

8. Обычно этот пункт анкеты не вызывает недопонимания. Динамические материалы должны дополнять, обогащать содержание урока, а не использоваться для формального «зарабатывания» балла.

9. Возможны разные трактовки этого пункта. На наш взгляд, его следует понимать как отражение в домашних заданиях трех уровней образования: государственного стандарта (минимальный уровень), школьного и индивидуального компонента.

10. Как правило, педагоги могут стимулировать аргументацию ответов через вопросы и реплики: «Почему вы так думаете?», «Обоснуйте свой ответ». Если учащиеся используют факты из других областей знания, то это должно поощряться.

11. Сложность в понимании этого пункта возникают у тех учителей, которые придерживаются традиционной системы образования. Это связано с их отношением к ученикам как к объектам, которым «не должно сметь свое суждение иметь». Мы имеем в виду, что на уроке учитель создает такие условия, которые позволяют учащимся большую часть времени работать самим и быть активными. Под инициативой мы понимаем, например, добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем-либо. Инициативу и самостоятельность учащихся учитель может поощрять репликами, оценками или отметками. В случаях, когда применяются коллективные формы деятельности, поощрениями отмечается группа.

12. Поощряя индивидуальные учебные достижения учащегося, учитель не сравнивает их с достижениями других. Поощрения могут реализовываться в случае ситуации успеха, в течение или в конце урока.

13. Развивая интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие учащихся, учитель реализует экзистенциальную направленность образования, т.е. наряду с левым полушарием мозга активизирует деятельность правого полушария. Данный пункт побуждает учителя обращать внимание не только на интеллектуальное, но и на душевно-духовное развитие учащихся. Это должно быть естественной составляющей обучения любому предмету и даже таким «недушевным» предметам, как математике или физкультуре.

14. Здесь важно подчеркнуть, что учителя обращают внимание на качество речи учащихся на всех предметах. Более того, учителю следует отмечать не только речь с ошибками, но и хорошие образцы речи.

15. Заканчивать урок вовремя – это не прихоть экспертов, а есть ничто иное, как соблюдение прав детей на отдых, на уважение и защита их от учебных перегрузок. Если учитель не уложился в отведенные рамки урока, то его проблемы не должны решаться за счет детей. Кроме того, после звонка большинство учащихся плохо воспринимает информацию учителя.

16. Индивидуализированное обучение как частный случай дифференцированного обучения предполагает индивидуальную работу с каждым учащимся. В условиях обычной школы (25 – 30 человек в классе) индивидуализированное обучение трудно осуществимо. В условиях малокомплектной школы или в особых случаях эта технология является приоритетной. Дифференцированное обучение предусматривает объединение детей по определенным признакам. Подобного рода объединение осуществляется педагогом не буквально (физически), а мысленно. Учитель дает учебную информацию и задания с учетом особенностей учащихся: их темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления, уровня развития и т.д., тем самым преодолевая обезличенный подход в обучении. Технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения помогают учащимся быть успешными в познавательной деятельности.

17. Особенность проблемных ситуаций и вопросов состоит в относительной трудности их разрешения. Если ответ на поставленный вопрос дается сразу, либо он дается в форме «да - нет», то это скорее всего не проблемное задание. Проблемный урок предполагает размышление и множественность вариантов решения проблемы и их анализ.

18. Диалоговое обучение – одно из наиболее трудных понятий современной парадигмы образования. Это связано с тем, что отечественная педагогика много десятилетий обходилась без уважительного отношения к собеседнику, не терпела инакомыслия, слышала только то, что хотела слышать, не поощряла искренность, открытость, свободу мысли и слова. Диалог пробуждает в людях естественные человеческие процессы: взаимоуважение, взаимопонимание, терпимость, право свободно, без оглядки, выражать свое мнение, конструктивное отношение к критике. Диалог – это публичное размышление вслух. Диалог – это яркая форма самореализации, самоутверждения, но без унижения других собеседников. В диалоге необходимо учитывать мнение других. Все это должно проявляться в отношениях между учениками и между учителем и учениками. Еще раз подчеркнем, что здесь диалог понимается не как разговор двоих, а как технология субъект-субъектных отношений. Простая работа в парах или фронтальный опрос никакого отношения к этой технологии не имеют. Диалог – это неформальная, живая обратная связь.

19. Рефлексивное обучение – это технология современного образования, которая пока еще трудно реализуется по причине незнания и отсутствия опыта. Рефлексивное обучение можно рассматривать как один из видов диалога – ученик и его внутреннее «я». Рефлексия происходит вслух, публично, хотя на первых порах можно использовать письменное выражение своих мыслей и чувств. Сложность реализации этого вида диалога обусловлена, прежде всего, психологическими причинами: страх быть осмеянным другими учащимися или учителем, страх наказания за искренность, недоверие к взрослым. Кроме того, учащиеся, как правило, не обучены навыкам оценки полезности своей деятельности, деятельности других учащихся, учителя на уроке. Они не привыкли задавать себе и отвечать на вопросы: «Что дала мне работа в микрогруппе?», или «Чем ценен для меня изученный материал?», или «Какие ощущения я испытывал в течение урока?», или «Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности, беспокойства к концу урока, либо я испытываю эмоциональный подъем и чувство удовлетворения?».

20. Для организации коллективной мыслительной деятельности можно использовать разные методики. Лучше всего использовать организационно-деятельностный режим, который направлен на эффективное применение полученной информации и быстрее приводит к осознанному знанию.

21. Содержание этого пункта вообще-то отражено в других пунктах анкеты (4, 7, 8, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 20). Однако учителя могут использовать на уроке специальные здоровьесберегающие методики и приемы. Этот пункт анкеты предназначен именно для этих случаев.

 

 

Приложение 2

Анкета

Качества занятий в ДОУ

Отметить номера тех проявлений, которые имели место при проведении занятия

_____________________ ________________________

вписать занятие, группу Ф.И.О. педагога

 

1. Информирует эксперта о целях развития личностных качеств учащихся на занятии (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного материала.

2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.

3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.

4. Демонстрирует ненасильственные приёмы обучения (не проявляет неприятия, раздражения, гнева).

5. Устанавливает и использует связи с другими учебными предметами.

6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности окружающего мира (апеллируя к личному опыту ребенка).

7. Использует раздаточные, наглядные статические материалы.

8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, настольный театр, диапроектор и т.п.).

9. Поощряет инициативу и самостоятельность детей.

10. Поощряет индивидуальные достижения.

11. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

12. Обращает внимание на качество речи детей.

13. Участвует с детьми во всех видах деятельности в течение всего занятия.

14. Демонстрирует гибкость мышления и поведения (быстрая переключаемость педагога).

На занятиях использует технологии:

15. Игровой деятельности

16. Индивидуализированного воспитания и обучения (учитывает особенности каждого ребёнка).

17. Проблемного воспитания и обучения (проблемные вопросы и ситуации).

18. Диалогового воспитания и обучения.

19. Рефлексивного воспитания и обучения (учитывает эмоционально-психологическое состояние ребёнка и побуждает его к размышлению).

20. Исключающие утомляемость, перегрузки детей.

Тезаурус к анкете

Для того, чтобы педагоги-дошкольники не испытывали затруднений при работе с Анкетой, ниже предлагается комментарий смыслового содержания каждого пункта.

1. Эксперту предлагается план занятия, в котором должна быть прописана цель. Поставленная цель указывает на конкретные личностные качества, которые должны развиваться у детей на данном занятии. Цель должна быть наблюдаема на протяжении всего занятия.

2. Уверенное владение учебным материалом можно определить как по вербальному, так и невербальному поведению педагога. Так, к первому можно отнести правильную, чёткую, выразительную речь, уверенное, свободное общение с детьми. Ко второму – доброжелательный настрой, уместную мимику и жесты, свободу передвижения в пространстве. Как правило, уверенные в себе педагоги не пользуются на занятии конспектами, не сбиваются с мысли, не путаются в словах и действиях, чётко и правильно проговаривают предлагаемые задания, координируют деятельность детей. В их работе отсутствуют искусственные заминки, паузы. Материал излагается увлекательно и интересно.

3. Авторы анкеты считают, что педагог в своей деятельности должен проявить все составляющие качественной речи: правильность (владенние нормами литературного языка), ясность (умение говорить доступно, понятно), выразительность (умение говорить эмоционально и красиво), точность (умение использовать слова в строгом соответствии с их значением), краткость (умение говорить по существу, избегая многословия), уместность (умение говорить в соответствии с целью и ситуацией общения), логичность (умение выражать мысли системно, последовательно, говорить связно), этикетность. Особо следует обратить внимание на этикетность (вежливое речевое обращение к детям через «пожалуйста», «будьте добры»). При этом в речи педагога должны отсутствовать императивы типа: «встаньте», «сядьте», «читайте». Исключение составляет речь педагога физкультуры, но только в том случае, если словесные команды являются уместными. Если один из этих признаков отсутствует, этот пункт считается не выполненным. Речь педагога должна быть эталоном для подражания.

4. Педагог на занятии проявляет искреннюю заинтересованность в деятельности каждого ребёнка, подбадривает неуверенных, успокаивает подвижных; с любовью и заботой помогает выполнять трудные задания; не торопит, не "подгоняет" детей при выполнении ими заданий; конструктивно реагирует на возникшие проблемные и конфликтные ситуации в течение занятия; не выражает неудовольствия от каприз, непослушания отдельных детей; не применяет в речи, мимике, жестах осуждения, порицания, обидных насмешек. К этому следует добавить, что речь педагога должна быть спокойной, интонации доброжелательные, эмоции уравновешенные.

5. Этот пункт анкеты можно признать реализованным, если на занятии дети применяют знания, полученные на других занятиях. Наивысшим уровнем интеграции является занятие, где примерно в равной доле представлена информация из нескольких учебных материалов. "Всё в одном, и одно во всём" – вот главный принцип рассмотрения каждой изучаемой на занятии темы. Допустимым мы считаем и частичную межпредметную связь: математика + окружающий мир, музыка + рисование, физкультура + познавательное, грамота + информатика и т.п.

6. Слова взрослого ребёнок старается проверить на практике, поэтому любая предлагаемая информация должна опираться на предыдущий практический опыт ребёнка и подтверждаться новым. Личный опыт ребёнка отражает социальный контекст его жизни (семья, родственники, друзья, место жительства, языковая среда, культурные, национальные традиции и т.д.). Следует так же учитывать неодолимую потребность дошкольников фантазировать, что часто является компонентом их личного опыта.

7. На занятиях используются разнообразные виды раздаточного и наглядного материала. К ним относятся: игрушки, карточки, учебно-дидактические пособия, иллюстрации, индивидуальные предметы для выполнения изобразительной, музыкальной, театральной, спортивной, конструкторской, исследовательской, трудовой деятельности, схемы, карты, индивидуальные рабочие тетради и т.д.

8. На занятиях уместно (динамические дидактические материалы должны соответствовать содержанию занятия) используется магнитофон, проигрыватель, диапроектор, видеомагнитофон, а так же пальчиковый, настольный, теневой и кукольный театр.

9. На занятии педагог должен быть готов к тому, что дети могут предложить свой вариант ответа на поставленный проблемный вопрос, свой способ решения задачи, своё видение образа, собственное мнение на создавшуюся ситуацию. Пункт анкеты считается реализованным, если воспитатель спокойно и с уважением принимает все предложения детей, выражая конструктивное отношение (вербальное и невербальное) к активности ребёнка.

10. Значительно возрастает успешность и результативность занятия, если педагог находит "нужное" слово для оценки достижений ребёнка, замечает даже небольшие его продвижения в том или ином виде деятельности. Вовремя оказанная поддержка, высказанное поощрение или проявленный тактильный контакт поселяет в душе у детей уверенность, чувство успешности и психологической комфортности.

11. Педагог должен преподносить учебный материал таким образом, чтобы у детей возникла потребность самим присваивать его, а не механически усваивать. Это достигается через активизацию правополушарных процессов: интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие. Только благодаря этим процессам ребёнок способен переживать получаемую информацию, а следовательно, её понимать.

12. Этот пункт анкеты, как правило, вызывает вопросы и недоумение у педагогов, проводящих занятия не по речевому циклу. Давно известно, что речь ребёнка упражняется и развивается не только на специальных речевых и грамматических занятиях, но и на всех остальных. Следовательно, этот пункт должен работать на любом занятии.

13. Спецификой проведения занятий в детском саду является непосредственное участие педагога во всех видах деятельности детей на занятии.

14. Данный пункт, как правило, трудноосуществим педагогами, которые привыкли вести занятие строго по конспекту в форме монологового преподнесения информации. Для них важно изложить учебный материал в том виде, как он прописан в программе или методических рекомендациях, не обращая внимания на реакции детей. Пункт считается выполненным, когда педагог умеет быстро ориентироваться в ситуации, исходя из поведения детей, их реакций, и быстро принять оптимальное решение-выход без ущерба физического и психического состояния детей.

15. Этот пункт в основном не вызывает недопонимания у педагогов-дошкольников. Игровая деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного периода, вплоть до подготовительной к школе группы.

16. Индивидуализированное воспитание и обучение предполагает знание педагогом особенностей каждого ребёнка (возраст, состав семьи, пол, тип мышления, каналы восприятия, психосоматические типы, темпераменты, темп усвоения, интересы и т.д.), умение "считывать" его настроение и физическое состояние непосредственно на занятии. Это предполагает наличие у педагога программы как общего, так и индивидуального развития дошкольников.

17. Особенность проблемных ситуаций и вопросов состоит в относитеьной тудности их разрешения. Если ответ на поставленный вопрос даётся сразу, либо он даётся в форме "да-нет", то это не является проблемным заданием. Если вопрос или игровая ситуация вызывают у детей потребность размышлять, рассуждать, высказать различные варианты решений, то в этом случае мы имеем дело с занятием проблемной направленности.

18. Воспитание и обучение в атмосфере диалога подразумевает взаимодействие субъектов педагогического процесса на основе уважения, понимания, сочувствия, помощи. Диалог – это живая обратная связь. Существуют разные виды диалога, которые вполне можно использовать на любом занятии в детском саду: диалог педагога и ребёнка, ребёнка с ребёнком, диалог ребёнка с предметом своей деятельности (это предполагает полную увлечённость ребёнка выполняемым действием), диалог ребёнка с окружающим пространством. С точки зрения диалогового воспитания и обучения, необходимо предоставлять детям возможность свободно высказаться (даже если его ответ будет неверным), излагать своё видение ситуации. Помимо этого, важно учить детей слушать и слышать друг друга, терпимо относиться к мнению другого.

19. Рефлексивное воспитание и обучение – это технология современного образования, которая пока ещё трудно реализуется по причине незнания и отсутствия опыта у педагогов. Рефлексию можно рассматривать как специфический, довольно сложный вид диалога "Я – моё внутреннее Я – внешний мир". Рефлексия проводится для того, чтобы педагог мог получить информацию о психическом состоянии детей (степень усталости, утомляемости, тревожности или, наоборот, увлеченности, заинтересованности), их эмоционально-чувственном настрое (преобладание положительных или отрицательных эмоций). В условиях детского сада рефлексия может проводиться различными невербальными способами и приёмами, главное, чтобы эта деятельность осуществлялась естественно, ненавязчиво в конце или в течение всего занятия. Для рефлексии можно использовать разнообразные разноцветные фигурки, вырезанные из бумаги, фольги (или другого любого материала), схемы-карты, составные картинки, мозаику, и т.д. Рефлексировать можно и вербально, высказывая вслух свои впечатления, настроения, самочувствие. Дети-дошкольники, как правило, искренне и открыто выражают свои эмоции и мысли. Главная цель педагога состоит в умении считать состояние детей, учесть это при планировании следующего занятия и продумать индивидуальную работу с детьми, рефлексия которых выразила их дискомфортное внутреннее состояние.

20. Содержание этого пункта отражается и в других пунктах анкеты (3,4,5,6,7,8,11,14,15,17,18,19), однако педагоги могут использовать на занятии специальные здоровье сберегающие приёмы (например, физкультминутку, танец, пальчиковую гимнастику, частую смену видов деятельности, и т.п.).

Приложение 3

Анкета качества речи

Инструкция: отметить кружком номера тех пунктов анкеты, которые характерны для исследуемой речи.

Уникальность:

1. Не использует штампы, общие, избитые фразы.

2. В речи проявляет яркие, красивые индивидуальные особенности личности (образованность, воспитанность, духовность, мудрость, чувство юмора, достоинства пола и др.).

3. Уместно использует индивидуальные словоупотребления, придающие речи изящный шарм.

Осознанность:

4. Речь продумана, каждое слово наполнено смыслом (слова произносятся обдуманно).

5. Через речь не унижает, не оскорбляет, не навешивает ярлыков.

6. Речь убедительная (используются доводы от фактов, от авторитета, от личного опыта и не используются доводы от угрозы, от осуждения и от обещания).

7. Демонстрирует эрудицию, использует примеры из разных сфер знаний.

8. Речь точная (называет вещи своими именами).

9. Речь уместная (соответствует ситуации).

10. Речь краткая (говорит по существу, не говорит лишнего, говорит полезное и важное).

11. Речь способствует улучшению качества речи слушающих.

12. В речи не проявляет комплексы собственной неполноценности, уважает, любит себя.

Чистота:

13. Нет нарушений лексических речевых норм.

14. Нет нарушений норм в произношении.

15. Нет нарушений грамматических речевых норм.

16. Нет нарушений стилистических речевых норм.

17. Уместно употребляет нелитературные формы национального языка (жаргоны, просторечие, диалекты).

Диалогичность

18. Говорит приятное, использует похвалу, комплименты, речью создает ситуацию успеха.

19. Речь эмоциональная, но не раздражительная.

20. Речь ясная, понятная, доступная для аудитории.

21. Использует речевые средства, выражающие уважение к собеседнику (в манерах здороваться, обращаться, задавать вопросы, отвечать на вопросы).

22. Не употребляет такие слова как «должны», «заставить», «наказать», а также выражения в приказной форме (выйди, встань, принеси).

23. Своей речью способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует участие аудитории в разговоре.

Действенность

24. Нет расхождения вербальных и невербальных средств.

25. Речь внутренне согласована, логически не противоречива.

26. Поведение адекватно произносимому слову («живет, как говорит»).

Эстетичность

27. Обычно не употребляет деловую казенную лексику.

28. Использует образные средства, афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые слова.

29. Использует интонационно богатую речь.

30. Использует оптимальный темп, управляет громкостью голоса.

Воздейственность:

31. Не употребляет слова, приводящие впоследствии к физиологическим осложнениям или заболеваниям («меня тошнит от этого», «видеть больно», «сплю как убитый», «душит обида», «не перевариваю его» и пр.).

32. Уместно употребляет слова с частицей «не».

Диагностичность:

33. Подбирает слова, в которых проявляется личностная культура: разумность, положительные эмоции, конструктивность поведения, благородство, коммуникабельность)

 

 

Приложение 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.013 с.)