Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявления эффективного общения

Поиск

I. Многогранный диалог, состоит из семи граней:

· информативной (наличие предмета речи)

· интерактивной (организационная сторона диалога)

· эмотивной (эмоционально-чувственный контакт субъектов)

· перцептивно-когнитивной (изучение и учет особенностей аудитории в процессе общения)

· креативной (творческий контакт: обогащение друг друга идеями)

· конативной (поддерживание обратной связи)

· биоэнергетической (энерго-информационный контакт, т.е. создание позитивной энергетики в пространстве общения, объединяющей всех участников).

II. Виды диалога:

· Человек – Человек (Говорящий – Слушающий; Слушающий – Говорящий)

· Человек – Информация. Этот вид диалога подразумевает правильное отношение человека к информации, с той целью, чтобы последняя не разрушала, а приносила пользу. Отсюда отношение должно быть: внимательным (уметь видеть смыслы), осознанным (уметь понимать смыслы), избирательным (уметь видеть главные смыслы, отбирать информацию, избавляться от «всеядности»), прагматичным (уметь применять информацию).

· Человек – Пространство. Этот вид диалога подразумевает получение максимального удовлетворение от общения, для чего важно испытывать чувство удовольствия, а для этого важно, чтобы пространство общения соответствовало таким признакам как энергетическая легкость, уют, эстетичность.

· Человек – Время. Этот вид диалога подразумевает умение быть современным, чувствовать время, понимать и принимать требования времени.

· Человек – Внутреннее «я» человека. Этот вид диалога подразумевает диалог со своей совестью, умение смотреть внутрь себя.

III. Диалог экзистенциальной направленности представляет собой взаимопроникновение субъектов, так называемое «событие бытия» (М.М.Бахтин). Отличительными признаками диалога данной направленности являются: открытость новому, необычному, непривычному, проявление эмпатии (поддержки, сочуствия, сопереживания, сорадования) относительно друг друга, толерантности к инакомыслию.

IY. Технология эффективного общения представляет собой.

1. Управление Говорящим собственным поведением:

· управление внутренним поведением (управление отрицательными эмоциями, настроением).

· управление внешним поведением

- управление невербальным поведением, что означает открытые жесты, доброжелательный взгляд, обаятельную живую мимику, искреннюю улыбку, уважительную позу, корректную дистанцию, эстетичный внешний вид;

- управление вербальным поведением, что означает, с одной стороны, знание и владение Говорящим основными коммуникативными качествами речи: правильностью, выразительностью, ясностью, краткостью, точностью, уместностью, логичностью, этикетностью. С другой стороны, это означает умение Говорящего комбинировать коммуникативные качества в зависимости от жанра речи.

2. Управление Говорящим поведением аудитории, что предполагает умение Говорящего считывать информацию, идущую от Аудитории через разного рода стимулы (выражение лица, мимику, жесты, позу, вопросы, реплики, суждения), а также своевременно и уместно реагировать на нее. Данное действие позволяет Говорящему поддерживать обратную связь, выражать своим вниманием уважение к Аудитории, отслеживать уровень понимания информации, предотвращать возможные конфликтные ситуации, возникающие из-за непонимания или недопонимания Слушателями Говорящего, избегать бесплодных споров, порой специально провоцируемых Аудиторией, выявлять и снимать негативные психологические состояния Слушателей (усталость, утомляемость). Итак, управление Говорящим поведением Аудитории является необходимым для того, чтобы направлять ее внимание, чувства, мысли на предмет речи, чтобы быть услышанным и понятым, чтобы процесс общения оказался в итоге результативным, плодотворным, успешным.

3. Управление Говорящим содержанием речи, что целиком и полностью зависит от Аудитории (ее состава, ситуативного поведения). Например, невозможно предвидеть весь спектр реакций аудитории на информацию, могут быть непредсказуемые явления. В результате чего от Говорящего требуется проявить гибкость мышления и поведения и изменить (откорректировать, дополнить, углубить) содержание информации. Итак, если Говорящий ориентируется на общение, а не на коммуникацию, более того, на эффективное общение, то психологически он всегда должен быть готов к изменению содержания, хотя, естественно, сделать это не просто, к тому же, если Говорящий тщательно подготовился к выступлению. Например, в школе это касается уроков проблемного типа, которые, с одной стороны, требуют от учителя скрупулезной подготовки, с другой, - предполагают совместное творчество учителя и ученика, т.е. на ход урока может активно влиять деятельность учащихся.

4. Управление Аудиторией собственным поведением, что означает умение Аудитории быть благодарным Слушателем. Не смотря на то, что 90% успеха в общении зависит от действий Говорящего, все же нельзя не согласиться с тем, что и действия Аудитории накладывают свой отпечаток на ход и результат общения. Здесь прежде всего речь идет о специальной культуре поведения, которая заключается в том, насколько Аудитория владеет тремя видами слушания. К первому виду слушания относится так называемый рефлексивный вид (активное слушание), который ориентирован на понимание смысла информации через вопросы на уточнение или понимание, реплики (уточняющие, акцентирующие, дополняющие смысл), перефраз (перевод информации на свой языковой код и высказывание переработанной информации вслух с той целью, чтобы проверить правильность понимания). Рефлексивное слушание предполагает ряд правил:

· выслушать собеседника до конца, дать Говорящему возможность завершить мысль и только тогда задать вопрос;

· соблюдать чувство меры в вопросах, поскольку общение – это не допрос;

· задавать корректные вопросы, помогающие разобраться в сущности информации, а не тенденциозные (вопросы с подковыркой, издевкой).

Ко второму виду слушания относится нерефлексивный вид, сущность которого заключается в понимании смысла информации при помощи невербальных средств и минимума вербальных. Данный вид слушания также опирается на ряд правил:

· следует помнить, что невербалика выдает обман и притворство, поэтому необходимо слушать всем телом, быть искренним в своих телодвижениях;

· следует помнить, что молчание – это не всегда внимательное слушание, оно может выражать и равнодушие.

Наконец, третий вид слушания – эмпатическое слушание, которое предполагает понимание смысла информации через ее переживание, а также понимание состояния Говорящего при помощи невербальных средств (глаза, мимика, жесты) и минимума вербальных либо фактом своего присутствия, порой внешне скрытого от Говорящего (например, исповедь). Данный вид слушания можно еще назвать сердечным, душевным («душа с душою говорит»). Эмпатическое слушание, являясь деликатным, чутким, основывается на таких проявлениях как сорадование, сопереживание, сочуствие. Таким образом, эмпатическое слушание активизирует «правополушарные» процессы, делая понимание информации наиболее глубоким. Эмпатическое слушание является важным компонентом экзистенциального диалога.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.008 с.)