Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология проблемной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый этап представляет собой постановку стратегической цели, которая понимается нами как категория, определяющая назначение деятельности на конкретный период времени. Понятие «назначение» предполагает выявление главных, существенных, наиболее ценных смыслов той или иной деятельности. К такого рода смыслам относятся только духовные (высокие, благородные) смыслы. Таким образом, стратегическая цель должна быть наполнена духовными смыслами. Например, в образовании к духовным смыслам относится, прежде всего, развитие личностных качеств учащихся и воспитанников. Благодаря стратегической цели появляется возможность ориентировать весь учебно-воспитательный процесс на развитие – начиная с учебного года в целом и заканчивая каждым уроком или мероприятием. На формулирование стратегической цели влияет три фактора. Во-первых, стратегическая цель вытекает из концептуальной цели, что можно представить в виде ствола и растущей от него веточки. Например, концептуальной целью преподавания математики в школе является развитие логического мышления. Стратегической целью урока математики может быть развитие умения сравнивать, обобщать и т.д. Во-вторых, стратегическая цель зависит от особенностей аудитории (класс, группа), т.е. в разных классах цель может варьироваться. В-третьих, определение стратегической цели должно быть согласовано с содержанием деятельности, например, учебным или воспитательным материалом (тема, учебные ЗУНы), который можно обозначить термином «задачи». Сказанное означает, что развитие учащихся осуществляется не само по себе, а через задачи, т.е. на конкретном учебном материале. В этом как раз и прослеживается взаимосвязь учебных ЗУНов и развития. В противном случае наблюдается парадоксальная ситуация – ЗУНы ради ЗУНов, что характерно для традиционной системы образования. Второй этап представляет собой формулирование проблемы. Для определения ценности проблемы большую роль играет понимание соотношения «цели» и «проблемы». В аспекте психологической интерпретации, в основе которой лежит учет отношения человека к цели и проблеме, цель рассматривается как желаемое состояние человека, а проблема - как нежелаемое состояние. При этом возникает парадокс: желаемое не осуществимо без нежелаемого, т.е. без решения проблемы цель – мертва, бесполезна. Таким образом, проблема является средством достижения цели. Проблема, с психологической точки зрения, представляет собой социально или личностно значимое противоречие, разрешение которого приводит к достижению цели. С философской точки зрения, проблема обычно трактуется как знание о незнании. Думается, что эти два подхода дополняют друг друга. Далее рассмотрим правила работы с проблемой: 1. Выявить проблемы, необходимые для достижения цели. 2. Определить приоритетность проблем: выстроить иерархию проблем по степени их значимости и неотложности решения. При выполнении данного правила лучше всего обратиться за помощью не к логике, а к собственной интуиции. 3. Сформулировать проблему в виде проблемного вопроса. Заметим, что вопросная форма в отличие от повествовательной обостряет противоречие и призывает к действию. Важно также понимать специфику проблемного вопроса, которая выявляется через сравнение проблемного вопроса с простым вопросом: · проблемный вопрос содержит противоречие, выраженное в виде разных точек зрения; · все точки зрения в проблемном вопросе должны быть выражены равноправно, ни одна из них не должна выпячиваться; · проблемный вопрос требует разных вариантов ответов; · проблемный вопрос требует ответа – размышления, а не односложных ответов типа «да», «нет», «согласен», «правомерно». Например, в том виде как сформулирован вопрос «Правомерна ли точка зрения, что уровень культуры человека определяется его образованностью?» егонельзя рассматривать как проблемный. Если же тот же самый вопрос сформулировать по всем вышеназванным требованиям, то он становится проблемным: Чем определяется уровень культуры человека? или Какого человека можно назвать культурным? 4. Осуществить поиск вариантов решения, которых должно быть не меньше трех. 5. Конструирование оптимального варианта, рассматриваемый нами как диалог различных вариантов решений, в процессе которого создается нечто новое, но при этом выигрывают все. Оптимальный вариант создается по определенным правилам: · выделение сильных и слабых сторон в каждом варианте решения; · определение наиболее удачного варианта (вариант, в котором сильных сторон оказалось больше); · дополнение удачного варианта сопутствующими вариантами, которые выстраиваются в иерархической последовательности по мере убывания в них сильных сторон; · оформление оптимального варианта (создание текста со всеми присущими ему признаками – связность, завершенность, целостность). Ценность оптимального варианта заключается в том, что работа с ним в человеке развивает такие ценнейшие личностные качества как толерантность, великодушие, предполагающие признание права на существование любого варианта. Третий этап представляет собой созидание тезиса. Тезис – это есть образное осмысление и выражение оптимального варианта в виде афоризмов, цитат, пословиц, поговорок и других крылатых выражений. Иначе говоря, тезис представляет собой преобразованный оптимальный вариант. В чем же заключается ценность тезиса? Прежде всего, тезис способствует развитию правого полушария (образного мышления). Все предыдущие этапы и компоненты стратегии ориентированы в основном на работу левого полушария (логика, анализ, обобщение). Тезис же гармонизирует работу полушарий на проблемных занятиях, что крайне важно для сохранения здоровья учащихся. Кроме того, «правополушарные» учащиеся при помощи тезиса имеют возможность понять изучаемый материал. Тезис является средством диагностики: Ø корректной постановки проблемы и правильности ее решения: если тезис появляется без особых затруднений, то это говорит о том, что проблема сформулирована корректно и найдены соответствующие ей варианты решения. Если же тезис не получается, то это является знаком допущенной ошибки либо в постановке и формулировании проблемы, либо в предложенных вариантах решения; Ø глубины понимания информации в целом. Если рассматривать тезис как сжатый (свернутый) текст, и если человеку удается создать тезис, то это говорит о том, что он усвоил информацию, так как смог развернутый текст преобразовать в краткий, лаконичный текст. Наконец, благодаря тезису деятельность приобретает такие характеристики как ясность, действенность. Древние греки называли тезис «компасом», «маяком», указующим конкретное направление деятельности. Если тезис получился, это показатель того, что деятельность в целом построена верно, а значит, от нее будет польза.
Приложение 9 Пример проблемного урока Урок физкультуры в 10 «а» классе Концептуальная цель преподавания физкультуры: развитие потребности в красивом, здоровом теле. Портрет аудитории. В классе 10 девушек, возраст 16 – 17 лет. Физкультурная группа: основная – 6 человек, подготовительная – 1 человек, специальная – 3 человека. Потребности осознаваемые, у всех девушек преобладает интеллектуально-познавательный мотив с конструктивным отношением к уроку физкультуры. Внимание произвольное и постпроизвольное, преобладает осознаваемая память. У большинства девочек логическое мышление, но есть несколько учениц с образным мышлением. В классе преобладает аудиальный канал восприятия. Среди девочек преобладают ваты. Большая часть девочек воспринимает мир по типу: «Я хороший – мир хороший», и лишь немногие – по типу: «Я плохой – мир хороший». При составлении акробатических пирамид девушки сами разбиваются на группы, интуитивно чувствуя, кому и с кем нужно объединиться для данной работы, а именно: медлительные капхи старались взять в команду питт, которые более подвижны, активны, и ват, у которых развиты гибкость тела, пластичность. В случае затруднения девушки обращались к учителю, который, зная телесные и психологические проявления психосоматических типов, рекомендовал, как им объединиться в группы. Так как у большей части девочек уровень понимания о чем + что + как, то учитель приходит к выводу, что данный урок лучше проводить в форме проблемно-поискового урока. Тема: «Гибкость, грация и пластика – вот что дарит вам гимнастика». Стратегическая цель: · развитие конструктивного отношения к своему телу; · развитие координации движений; · развитие грации; · развитие артистизма; · совершенствование коммуникативных качеств. Задачи: * формирование вестибюлярной устойчивости; * укрепление группы слабых мышц; * формирование мышечного чувства; * построение художественной композиции с лентой. Проблема. Женщина от природы должна быть гибкой, грациозной, пластичной, но далеко не каждая умеет развивать эти качества. Проблемный вопрос: как развивать грацию? Варианты решения: 1. систематически тренировать свои мышцы; 2. танцевать; 3. по внутренним ощущениям определить группы слабых мышц; 4. любить себя и нравиться себе. Оптимальный вариант: 4, 3, 1, 2. Самое главное – любить себя и нравиться себе, а также уметь определять у себя группы слабых мышц и систематически тренировать их при помощи танцев. Тезис: «Женщине необходимо освоить разные способы работы над своим телом, чтобы наслаждаться его красотой».
Приложение к уроку.
Приложение 10 Пример проблемного занятия в ДОУ Занятие по плаванию (средняя группа)
Ход занятия Звучит аудиозапись звучания ручейка Инструктор по плаванию: Из недр земли забил родник, Ручьем хрустальным ставший в миг. Спешат ручьи, вперед бегут, И вот рекой уже текут. Река течет не как-нибудь, А прямо к морю держит путь, И море как огромный рот, Все воды рек в себя вольет. Ну а потом их примет сам Необозримый океан! И он омоет шар земной Водою чистой, голубой! Инструктор: Ребята, а для чего нужна вода на Земле? (О тветы детей). Воспитатель: Правильно, вода нужна всем, чтобы жить на Земле. А как человек использует воду? (О тветы детей). Воспитатель: Все верно, человек нуждается в воде для приготовления пищи, для хозяйственных дел – уборка, стирка белья, мытье посуда и т. д. Инструктор: А где встречается вода в природе? (О тветы детей). Действительно, мы встречаемся с водой повсюду – дождь, снег, речка, море, ручеек, озеро… Воспитатель: А как вода попадает к людям? (О тветы детей). Воспитатель предлагает детям превратиться в капельки воды. Проводится разогревающая разминка перед заходом детей воду. Инструктор по плаванию комментирует все виды деятельности. (Музыкальное сопровождение подбирается совместно с музыкальным руководителем).
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.012 с.) |