III. Диалектическое исследование мыслительного содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Диалектическое исследование мыслительного содержания



Цель: проведение экспертизы мыслительного продукта II этапа (денотатного графа); критическое осмысление того, что было создано на II этапе.

Задачи:

· Проанализировать все основные понятия, входящие в денотатный граф с точки зрения содержащихся в них плюсов и минусов;

· Сделать вывод по концепции.

 

1 ШАГ: анализ каждого кирпичика в денотатном графе.

а) Необходимо выявить положительный ряд (плюсы, содержащиеся в том или ином понятии), т.е. ответить на вопрос, чем ценен, значим, полезен то или иное понятие в денотатном графе?

б) Выявить отрицательный ряд или минусы в том или ином понятии (минусы – трудности, препятствия, ограничения в реализации концепции).

в) Найти решения отрицательного ряда, т.е. выходы из трудной ситуации, из каждой трудности надо найти не менее трех выходов. «Одно решение – это не решение. Два решения – это пол решения. Три решения – это уже решение» (Гегель).

 

Пример диалектического исследования

положительный ряд понятие отрицательный ряд решение
1. Развитие жизненно важных личностных качеств Проблемное обучение и воспитание 1. Сила привычки преподавать информационно-тематическим способом Организация семинара по технологии проблемного обучения и воспитания
2. Технология повышает мотивацию к учебной деятельности Познакомиться с опытом других в применении технологии проблемного обучения и воспитания
3. Здоровьесберегающая технология Пробовать применять элементы технологии проблемного обучения и воспитания
4. Вырабатывает в человеке конструктивное отношение к проблемам
1. Уважение к самому себе Любовь к себе 1. Отсутствие опыта Получать знания через книги, лекции и т.д.
2. Уважение к другим Разработать программу личной жизни
3. Светлый, чистый человек с положительной энергетикой «Заразиться» опытом других людей
4. Здоровье Увидеть в себе достоинства и закреплять их
5. Притяжение к себе подобных людей Видеть свои недостатки и избавляться от них
6. Постоянное совершенствование, спасает от деградации

 

2 ШАГ: обобщение проведенного анализа (работа со 2, 3, 4 столбиками таблицы)

а) Выделить значимые, ценные проявления положительного ряда (не больше пяти).

б) Выделить значимые, ценные, сильные проявления отрицательного ряда (не больше пяти).

в) Подобрать к выделенным проявлениям решения (см. 4 столбик таблицы).

3 ШАГ: написание текста заключения концепции (например, для защиты на категорию).

Клише:

Разработанная концепция по «………» обладает, на наш взгляд, рядом сильных сторон: во-первых, данная концепция способствует развитию жизненно важных личностных качеств; во-вторых, данная концепция повышает мотивацию к учебной деятельности; ………

Наряду с сильными сторонами концепции отметим также ограничения, которые являются серьезными препятствиями для успешной реализации данной концепции, в частности, к такого рода ограничениям можно отнести силу привычки преподавать информационно-тематическим способом, отсутствие опыта ………

Понимая всю сложность этих трудностей, мы все же считаем, что они решаемы, например, проблему силы привычки преподавать информационно-тематическим способом можно, с нашей точки зрения, решить следующим образом: организовать семинар по технологии проблемного обучения и воспитания, познакомиться с опытом других образовательных учреждений в применении технологии проблемного обучения и воспитания, пробовать применять элементы технологии проблемного обучения и воспитания………

 

Ценность диалектического исследования состоит в том, что этот этап Разработки концепции развивает:

· Глубину мышления;

· Системность мышления;

· Диалектичность мышления;

· Аналитичность мышления;

· Умение прогнозировать;

· Снимает страх перед трудностями.

 

 

Приложение 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.005 с.)