Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания



Юнина Е.А.

Материалы документа опубликованы в учебно-методическом пособии «Педагогическая психология: социально-личностное образование». (-Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.), авторские права защищены. Материалы можно использовать, но при этом делать ссылку на доктора философских наук, профессора Елену Анатольевну Юнину.

Современные образовательные технологии

 

ХХI век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:

· Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.

· Эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

· Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

· Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

· Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.

Представим концептуальное осмысление современных образовательных технологий.

 

Современные образовательные технологии

 

Направлены на <цель>

Повышение качества образования

Опирается на <принципы>

Научности Личностно-деятельностный Системности

Достигаются через <средства>

Обучение в вузах Повышение квалификации Самообразование Мониторинг качества преподавания

Приводит к <результатам>

· Личностному и профессиональному росту педагогов · Успешности учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности · Созданию здоровьесберегающей среды

Зависит от < ресурсов >

Кадровых ресурсов Информационных ресурсов Финансовых ресурсов Временных ресурсов

 

Рис. 2.

 

Тезаурус

Современные образовательные технологии – означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.

Качество образования – означает соответствие образования интересам человека, общества и государства. Качество образования проявляется через ценностное отношение к нему со стороны человека, общества и государства. Главные «вечные» ценности образования - приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, при­обретение жизненно важных знаний и умений - реализуются в процессе вос­питания и обучения. Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего собственно невозможно говорить о социальной ценности образования.

Принцип Научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области разработки образовательных технологий.

Принцип Системности – означает целостный подход (не фрагментарный) к изучению и овладению образовательными технологиями.

Принцип личностно-деятельностный – означает осознанный подход педагогов к изучению и овладению образовательными технологиями.

Обучение в вузах – означает специальную подготовку студентов в области образовательных технологий.

Повышение квалификации – означает последипломную подготовку специалистов по современным образовательным технологиям через семинары, стажировки, консультации.

Самообразование - означает самостоятельную деятельность педагога по изучению современных образовательных технологий при помощи специальной литературы.

Мониторинг – процесс сбора, накопления и обработки информации для целей управления.

Мониторинг качества преподавания – означает оценивание качества процесса или деятельности педагога на уроке, занятии при помощи Анке Кадровый ресурс - означает изменение мировоззрения педагога с объектного на субъектное.

Информационный ресурс - означает совокупность информации о современных образовательных технологиях.

Создание здоровьесберегающей среды – означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей.

Успешность учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности – означает интерес детей к учебе, понимание ими учебной информации, самовыражение и самоопределение детей в процессе обучения и воспитания

Личностный и профессиональный рост педагогов – означает многоплановое изменение человека, обусловливающее наиболее высокий уровень его развития.

 

Тезаурус

Активный характер педагогического процесса – означает построение педагогического процесса таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно исследовать изучаемые предметы и явления.

Принцип научности – означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области проблемного обучения и воспитания.

Принцип креативности –означает творчество учителя (подготовка к уроку, занятию), ученика (деятельность на уроке), а также их совместное творчество на уроке или занятии.

Принцип вариативности – означает многообразие вариантов решения проблем.

Принцип практической направленности – означает связь теории с практикой.

Принцип интегрированности – означает связь с другими образовательными технологиями: технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологией дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения и воспитания, технологиями обучения и воспитания без насилия, технологией эффективной речевой деятельности, технологиями диалогового и рефлексивного обучения и воспитания.

Принцип системности – означает построение всего педагогического процесса на проблемной основе.

Алгоритм проблемной деятельности – означает то, что урок или занятие строится с учетом последовательности шагов: концептуальная цель, учет особенностей аудитории, тема, задачи, стратегическая цель, проблема, проблемный вопрос, варианты решения, оптимальный вариант, тезис. Данный алгоритм основывается наэтапах и компонентах проблемной деятельности(см. Приложение 8 ).

Мониторинг качества урока или занятия – означает оценивание деятельности педагога с точки зрения использования им на уроке или занятии технологии проблемного обучения и воспитания.

Повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности – означает появление и возрастание интереса учащихся или воспитанников к урокам (занятиям).

Углубление уровня понимания учебного материала – означает уход от поверхностного понимания (механического запоминания) и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания.

Конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема» - означает то, что, научившись решать учебные проблемы, дети без страха и паники будут относиться к жизненным проблемам.

Эффективность развития личностных качеств – означает благотворное влияние проблемного обучения и воспитания на процесс развития мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, творческих качеств.

Кадровый ресурс – означает то, что судьба технологии проблемного обучения и воспитания - в руках творческих педагогов с субъектным мировоззрением.

Информационный ресурс – означает специальные знания по технологии проблемного обучения и воспитания.

Временной ресурс – означает необходимость выделять время на разработку проблемных уроков или занятий.

 


Тезаурус

Принцип гуманности -означает осознанную потребность педагога строить обучение и воспитания без насилия (без угроз и манипуляций).

Принцип научности - означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области ненасильственного воздействия.

Принцип креативности –означает творческий подход педагога к активизации мыслительной деятельности детей.

Принцип адресности – означает учет особенностей аудитории при подборе приемов воздействия.

Мониторинг качества урока, занятия – означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии ненасильственного воздействия.

Приоритет нежестких способов – означает преобладание нежестких способов педагогического воздействия над жесткими способами (90% к 10%). Исключено применение таких проявлений жесткого способа как угроза и манипуляция.

Жесткий способ – означает принуждение, т.е. проявление насилия, что выражается в воздействии на психику как наиболее тонкую, ранимую часть организма. Существует два вида жесткого способа: открытый и скрытый.

Открытый жесткий способ – означает откровенное, явное давление на психику при помощи таких средств как приказ, команда, угроза.

Важно подчеркнуть, что приказ и команда имеют право на существование. Однако при использовании этих средств необходимо соблюдать чувство меры, т.е. они должны соответствовать ситуации. В противном случае данные средства играют такую же разрушительную роль, как и угроза. Угроза в культурном цивилизованном обществе не имеет права на существование, так как, разрушая психику человека, разрушает человека в целом: уничтожает его не только как личность, как индивидуума, но и как биологическое существо. Угроза чаще всего реализуется через такие приемы как: крик, наказания, деструктивная критика, шантаж, физическая расправа. Скрытый жесткий способ воздействия – означает манипуляцию, которая представляет неявное, но изощренное воздействие на психику человека, позволяющее использовать человека в своих целях. Приемы манипуляции:

1. Ложная аргументация:

Ø доводы от обещаний (информация, не имеющая под собой никаких оснований)

Ø доводы от обобщений (один факт переносится на все другие ситуации)

Ø доводы введения в заблуждение (сообщение путаной, непроверенной информации)

Ø доводы от осуждений (поношение или осмеяние деятельности человека без знания и понимания этой деятельности)

Ø доводы от оправданий (непринятие нового, необычного и желание любой ценой сохранить свои прежние позиции)

Ø доводы от «жареных фактов» (преподнесение негативной информации в форме скандала, нагнетание негативной информации)

Ø доводы от скрытой насмешки (неявное унижение)

Ø доводы от искажения информации (выдергивание отдельных фраз из текста и, как следствие, заведомо ложная интерпретация информации).

2. Оказание услуги (помощь с выгодой)

3. Притворство (взывание к жалости)

4. Аппеляция к морально-этическим нормам (вызывание чувства вины)

5. Использование личных отношений (выстраивание деловых отношений на основе личных связей)

6. Лесть (незаслуженные комплименты)

7. Якорь (способ привязки одним человеком другого)

8. Эксплуатация каналов восприятия (внушение определенной информации через органы чувств)

9. Трюизм (беседа с самим собою вслух, но так, чтобы слышали другие)

10. Покушение на личное место в пространстве (создание психологического и телесного дискомфорта)

11. Хитрый вопрос (способ задавания вопросов таким образом, чтобы на них нельзя было ответить «нет»)

12. Отвлекающие вопросы (способ отвести внимание от себя)

13. Выбор без выбора (иллюзорный выбор)

14. Связка двух разных действий (скрытый шантаж).

Нежесткий способ – означает отсутствие принуждения в процессе воздействия, т.е. воздействие не на психику, а на мыслеречевую сферу человека с целью ее активизации.

Мыслеречевая деятельность – означает ведущую деятельность человека, главная функция которой – осознавание информации.

Активизация мыслеречевой деятельности – означает включение механизма осознавания информации, что приводит к осмыслению и пониманию информации. Активное состояние мыслеречевой деятельности защищает человека от любых манипуляций, например, от внушения и даже зомбирования.

Средства нежесткого способа воздействия – означают использование аргументации и педагогики сотрудничества.

Аргументация – означает первый этап активизации мыслеречевой деятельности, представляющий собой воздействие Говорящего на мыслеречевую деятельность Аудитории путем убеждения и переубеждения. Приемами убеждения и переубеждения являются аргументы.

Аргументы – означают доводы, доказывающие истинность чего-либо. К ним относятся три группы аргументов:

Ø доводы от личного опыта (ссылка на примеры из собственного опыта Говорящего)

Ø доводы от авторитета (ссылка на мнение уважаемой как Говорящим, так и Аудиторией личности)

Ø доводы от фактов (использование достоверной, объективной информации).

Педагогика сотрудничества – означает второй этап активизации мыслеречевой деятельности: побуждение Аудитории к действию на основе убеждения через преодоление ею определенных препятствий. Препятствия – это барьеры, мешающие Аудитории действовать согласно убеждению, например, применять знания, переходить от теории к практике. Выделим три основных препятствия:

Ø слабая личная заинтересованность Аудитории в информации;

Ø неглубокий уровень понимания информации;

Ø отсутствие коллективной мыслеречевой деятельности.

В связи с чем можно говорить и о трех этапах педагогики сотрудничества:

Ø вызвать интерес Аудитории к информации;

Ø побудить Аудиторию к размышлению над информацией;

Ø соорганизовать Аудиторию на обсуждение информации.

Вызвать интерес Аудитории к информации – означает создать атмосферу сильного эмоционального восприятия информации для того, чтобы привлечь, сконцентрировать, сосредоточить внимание Аудитории на информации и тем самым возбудить, поддержать, усилить и закрепить интерес при помощи психологических и логико-психологических приемов.

К психологическим приемам относятся:

1. Визуальные (использование динамической и статической наглядности, актуализация роли внешнего вида, обращение к живому примеру (образцу), оформление помещений с учетом психологии восприятия).

2. Аудиальные (актуализация роли голоса и музыки в процессе изложения информации).

3. Шоковая терапия (создание неожиданного эффекта).

4. Реклама (краткая, выразительная презентация информации).

5. Стимулирование (уместное использование комплиментов и материального вознаграждения).

К логико-психологическим приемам относятся:

1. Вербальные (использование афоризмов, стихов, цитат, крылатых выражений, анекдотов, притч).

Побудить Аудиторию к размышлению над информацией – означает создание интеллектуальной атмосферы, стимулирующей Аудиторию самостоятельно думать, рассуждать по поводу получаемой информации здесь и сейчас, выражать к ней свое отношение при помощи логических, логико-психологических, психологических приемов.

К логическим приемам относятся:

1. Способы мышления и изложения информации:

Ø Спиральный способ (многократное повторение одной и той же мысли, но каждый раз обогащаемой новым содержанием);

Ø Ступенчатый способ (движение мысли от общих положений к конкретным или наоборот);

Ø Контрастный способ (изложение информации путем сопоставления противоположных подходов, взглядов, позиций);

Ø Ассоциативный способ (изложение информации путем чередования логических положений с их образным осмыслением);

Ø Пунктирный способ (изложение информации путем разворачивания главной мысли на относительно независимые, равноправные части, и в итоге - сведение всех частей к одной главной мысли).

К Логико-психологическим приемам относятся:

1. Чучело оппонента (моделирование разных подходов, мнений о чем-либо, анализ их плюсов и минусов и высказывание на этом фоне своего мнения).

2. Вопросно-ответный ход рассуждения (активизация «рабочего» состояния Аудитории при помощи вопросов на понимание и уточнение).

3. Аналогия (использование сходства между объектами в некотором отношении).

К психологическим приемам относятся:

1. Психологическая пауза (специальное время для активизации самостоятельности мышления и размышления вслух).

2. Похвала в ситуации успеха (активизация размышления за счет внимания, откровенного одобрения, оказываемого Говорящим Аудитории).

Соорганизовать Аудиторию на обсуждение информации – означает создание атмосферы единения людей для совместного размышления по поводу получаемой информации при помощи психологических и логико-психологических приемов. Совместное размышление над информацией (сила коллективной мысли) способствует эффективному усвоению информации, глубине понимания информации, повышает мотивацию к учебно-познавательной деятельности, а также учит жить в коллективе, уважительно относиться друг к другу.

К психологическим приемам относятся:

1. Погружение в ситуацию (многочасовое совместное проживание в информационном пространстве).

2. Прием коллективных творческих дел (объединение на основе общих интересов).

К логико-психологическим приемам относятся:

1. Организационно-деятельностная игра (сплочение аудитории через интенсивную коллективную мыслительную деятельность).

2. Вербальные средства со значением объединения (использование словесных формул, способствующих единению, например, «мы с Вами», «у нас обязательно получится», «давайте вместе подумаем» и т.д.

Повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности – означает появление устойчивого интереса учащихся или воспитанников к урокам (занятиям).

Углубление уровня понимания учебного материала – означает уход от поверхностного понимания (механического запоминания) и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания.

Создание здоровьесберегающей среды – означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей: создаются условия для самовыражения, устанавливается благоприятный психологический фон, учитываются особенности аудитории, используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, инициируются разнообразные виды деятельности.

Конструктивные межличностные отношения – означают установление доверительных, уважительных отношений между педагогом и детьми.

Эффективное усвоение информации – означает быстрое, полное, легкое (без помех) усвоение.

Усвоение информации – означает восприятие и переработку информации.

Формирование иммунитета к насилию – означает неприятие человеком любых проявлений насилия и, как следствие, развитие гуманистического мышления и гуманного поведения.

Кадровый ресурс – означает субъектное мировоззрение педагога

Информационные ресурс – означает специальные знания по философии, педагогике и психологии ненасилия.

Временной ресурс – означает специальное время для продумывания приемов ненасильственного воздействия.


Тезаурус

Принцип научности – означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области исследования качества речи.

Принцип экзистенциальности – означает опору на эмоционально-чувственное восприятие слова.

Принцип интеграции -означает комплексный, многоплановый подход к обеспечению качества речи (синтез культурологии, риторики, философии, психологии, лингвистики).

Принцип практической направленности – означает актуализацию процесса говорения на уроках, занятиях разной предметной направленности, а также в других коммуникативных ситуациях.

Принцип рефлексивности – означает отслеживание качества как своей, так и чужой речи.

Активизация устной речевой деятельности детей – означает использование на разных уроках, занятиях многообразных форм процесса говорения: размышление в слух, полный устный ответ, аргументация точки зрения, выступление с докладом, вопросно-ответный ход рассуждения и т. д.

Работа с разными видами текстов – означает использование в процессе обучения (это касается уроков различной предметной направленности) текстов разных жанров и стилей, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и приучает осмысленно подходить к слову.

Разнообразие видов речевой деятельности педагога – означает расширение диапазона речевой деятельности педагога: ведение урока, участие в литературных, риторических гостиных, написание программ, статей, брошюр, выступление с докладами на конференциях, семинарах и т.д.

Мониторинг качества речи – означает оценивание качества речи с точки зрения соответствия речи определенным нормам при помощи Анкеты качества урока, занятия, а также при помощи специальной Анкеты (см. Приложение 3).

Осознание ценности слова – означает ответственное, уважительное, бережное отношение к Слову.

Потребность заботиться о качестве речи – означает стремление человека слушать и слышать себя со стороны и стремление к постоянному совершенствованию качества речи.

Умение выражать мысли в действенной словесной форме – означает умение говорить правильно, выразительно, ясно, точно, кратко, уместно, этикетно.

Кадровый ресурс - означает субъектное мировоззрение педагога: человек, который относится к себе как к субъекту, не может быть равнодушен к качеству своей речи.

Информационный ресурс – означает специальные знания о качестве речи.


Тезаурус

 

Принцип научности – означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области диалогового обучения и воспитания.

Принцип адресности – означает учет особенностей аудитории как при подготовке, так и в процессе проведения урока или занятия и своевременную корректировку организационного и содержательного плана урока, занятия.

Принцип креативности –означает творчество педагога при подготовке и проведении урока или занятия. Уроки на диалоговой основе представляют собой живое общение, к которому каждый раз нужно готовиться вновь (старые конспекты не срабатывают), а также быть готовым (оперативно, творчески реагировать) к разным неожиданностям, так как такого рода уроки и занятия приближены к естественным жизненным проявлениям, а жизнь бывает непредсказуемой.

Принцип экзистенциальности – означает подачу информации не только на логическом уровне ее восприятия, но и сквозь призму переживания участниками процесса данной информации, что достигается через использование личного опыта, как педагога, так и детей, включение эмоционально-чувственного восприятия информации, через образное представление информации. Это создает атмосферу сомыслия, сотворчества, столь необходимую для установления и сохранения субъект-субъектных отношений, а также способствует глубине понимания информации.

Эффективное общение – означает такое общение, которое реализуется через многогранный диалог, разнообразные виды диалога, диалог экзистенциальной направленности, а также имеет определенную технологию, результатом чего является взаимопонимание и взаимообогащение субъектов общения. Все проявления эффективного общения подробно представлены в Приложении 11.

Построение урока, занятия по правилам эффективного общения - означает использование педагогом разных граней диалога, разнообразных видов диалога, а также диалога экзистенциальной направленности.

Мониторинг качества урока, занятия – означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии диалогового обучения и воспитания.

Повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности – означает появление устойчивого интереса учащихся или воспитанников к урокам (занятиям).

Углубление уровня понимания учебного материала – означает уход от поверхностного понимания (механического запоминания) и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания.

Создание здоровьесберегающей среды – означает благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей: создаются условия для самовыражения, благоприятный психологический фон, учитываются особенности аудитории.

Развитие личностных качеств, необходимых для эффективного общения – означает раскрытие и совершенствование таких качеств учащихся, воспитанников как умение слушать и слышать, терпимость, вежливость, тактичность, искренность, толерантность.

Кадровый ресурс – означает субъектное мировоззрение педагога.

Информационный ресурс – означает специальные знания по психологии общения.

 

 


 

 

Тезаурус

 

Рефлексия – означает диалог сознания, подсознания и тела. Рефлексия бывает двух видов: психологическая и интеллектуальная. Психологическая рефлексия выявляет состояния человека как положительные (здоровьесберегающие), так и отрицательные (здоровьеразрушающие). Интеллектуальная рефлексия выявляет отношение к информации, уровень понимания информации. Рефлексия проводится в три этапа: исследование ощущений, логический анализ результата, корректировка результата.

Принцип научности – означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области рефлексивного обучения и воспитания.

Принцип экзистенциальности – означает учет роли ощущений в процессе осознавания информации и анализ состояний, пережитых во время урока, занятий.

Принцип креативности –означает творчество педагога при подготовке и проведении рефлексии: в зависимости от аудитории разрабатываются разные виды рефлексий.

Принцип диалогичности – означает использование диалога как эффективного способа осуществления рефлексивной деятельности.

Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника – означает специальную настройку детей на рефлексию, например, при помощи соответствующих вопросов: Как Вы себя чувствовали на уроке? Какие ощущения Вы испытывали в течение урока? Какую информацию Вы поняли, какую не совсем поняли, какую не поняли? Чем урок для Вас был полезен? Что интересного Вы узнали на уроке? Что касается занятий в ДОУ, то здесь обращение к внутреннему «я» ребенка осуществляется через рисунки, картинки, цвет. В старших группах можно использовать вопросы. При этом во время проведения рефлексии можно включить спокойную музыку, приглушить яркий свет, предложить занять удобную позу и закрыть глаза.

Диалог ученика, воспитанника со свои внутренним «я» – означает взгляд на себе и в себя при помощи вопросов: Какие ощущения вызвал у меня урок? Что я хотел от урока? Что делал на уроке? Что получил от урока? Что у меня лично получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Что я понял? Что не понял? Над чем нужно еще поработать? В чем мне нужна помощь? Какие открытия я для себя сегодня сделал? Чем для меня полезен был этот урок?

Диалог педагога со своим внутренним «я» – означает взгляд на себя и в себя при помощи вопросов: Какие ощущения вызвал у меня урок? Что я хотел от урока? Что делал? Что получил? Что получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Что необходимо сделать, чтобы это получилось? Этот диалог проводится после завершения урока, занятия, но сразу же по горячим следам.

Мониторинг качества урока, занятия – означает оценивание деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии технологии рефлексивного обучения и воспитания.

Установление обратной связи – означает умение педагога «держать руку на пульсе»: умение своевременно считывать и реагировать на информацию, полученную в ходе рефлексии.

Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас» -означает оценивание детьми и педагогом учебных достижений на уроке или занятии и, как следствие, оказание скорой помощи тем, кто не понял информацию, а также использование разноуровневых домашних заданий.

Ценностное отношение к информации – означает осмысленный подход к учебе.

Создание здоровьесберегающей среды – означает своевременное выявление и устранение причин появления отрицательных состояний у детей и педагога.

Развитие личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности – означает раскрытие и совершенствование таких качеств как искренность, открытость, честность, воля, самокритичность, гибкость, конструктивность.

Информационный ресурс – означаетспециальные психоаналитические знания по теории и практике рефлексивной деятельности.

Кадровый ресурс – означает субъектное мировоззрение педагогов.

Временной ресурс – означает выделение специального времени на уроке или занятии для проведения полноценной рефлексии.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Анкета качества урока

Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока

_______________________ учителем ___________________________

(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)

 

1. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.

2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.

3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.

4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).

5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.

6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).

7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.

8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).

9. Дает разноуровневые домашние задания.

10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.

11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.

13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.

15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке использует технологии:

16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).

17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).

18. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)

19. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).

20. Коллективной мыслительной деятельности.

21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Тезаурус к анкете

Представим наш комментарий к смысловому содержанию пунктов анкеты. Это сделано для того, чтобы пользователь анкеты не испытывал смысловых затруднений при экспертизе качества урока.

1. Речь идет о постановке целей урока для эксперта. Поставленные цели должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца.

2. Уверенное владение учебным материалом можно определить как по вербальному, так и невербальному поведению учителя. Это означает, что даже не специалист в данной предметной области может определить, профессионально или непрофессионально учитель владеет учебным материалом. Эксперту необходимо обратить внимание, насколько свободно учитель пользуется понятийным аппаратом, насколько спокойно, без напряжения излагает учебный материал. Опытный, хорошо владеющий учебным материалом учитель в процессе урока почти не прибегает к использованию планов-конспектов. Жесты и мимика при этом нескованные. Демонстрирует уверенную интонацию. Излагает материал интересно, увлекательно. Не уходит от ответов на сложные вопросы, стимулирует задавание таких вопросов.

3. Авторы анкеты считают, что учителем должны реализовываться все 6 признаков качественной речи, указанных в этом пункте. Если хотя бы один признак западает, то этот пункт не должен быть отмечен как реализованный. Речь учителя не может оцениваться как «немного беременная». Она либо полностью отвечает требованиям качества, либо нет. Промежуточные варианты оценивания здесь не допустимы.

4. В дополнение к тексту этого пункта укажем типичные отрицательные реплики: «Быстрее», еще хуже «Быстрее, что вы копаетесь», «Поторапливайтесь, а то мало времени осталось», а также слова «перевертыши», где частица НЕ усиливает отрицательное значение слов: «Не бойтесь», «Не стесняйтесь». Эти и многие другие реплики только ухудшают восприятие учащимися учебного материала и способствуют их дискомфортному состоянию.

5. Этот пункт можно признать реализованным, если учитель апеллирует к пройденному материалу из других предметов «Помните на уроках … вы разбирали …», использует уместные примеры из разных предметов. Ставит комплексные проблемы, решение которых затрагивает другие предметы. Наивысшим уровнем межпредметных связей является интегрированный урок, в котором примерно в равной доле представлены материалы используемых предметов.

6. Среди непредметных сфер жизнедеятельности главное внимание обращается на социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).

7. К раздаточным материалам можно отнести: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы, графики, атласы, карты и т.д.

8. Обычно этот пункт анкеты не вызывает недопонимания. Динамические матер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.161 с.)