Система показателей оценки уровня формируемой прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система показателей оценки уровня формируемой прибыли



 

Стратегической целью менеджмента являются рост стоимости бизнеса, максимизация благосостояния собственников предприятия. Финансовым условием достижения этой цели является сбалансированность денежных потоков, а тактика финансового менеджмента состоит в обеспечении финансового равновесия. Соответственно, суть управления прибылью можно сформулировать следующим образом: управление прибылью - это согласование стремлений к росту доходности и допустимого уровня риска в решениях по формированию, распределению и использованию прибыли.

Главной же целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью:

1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными выступают максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть, максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающие основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.

4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль.

6. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны - обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии[15].

Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.

Важной функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли. Величина плановой прибыли должна быть экономически обоснованной, достаточной для своевременного выполнения в полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

Планирование прибыли – это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия. На практике применяются различные методы планирования прибыли[16]. Наиболее распространенным является метод прямого счета. При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При использовании данного метода необходимо учитывать прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции. Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Для составления плана прибыли используются и другие методы, например, анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:

Минимальный оборот = 1 – (% постоянных расходов / 100)

или

Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала [5].

Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:

Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал;

Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость;

Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала;

Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль». Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде, затем определяется плановая величина прибыли, после плановая сумма маржинальной прибыли и истая прибыль. Данный метод позволяет провести многовариантные расчеты прибыли в зависимости от изменений в объеме реализации продукции в натуральном выражении, планируемых ценах, в затратах. В результате можно рассмотреть разные варианты деятельности предприятия – от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Данный метод позволяет использовать возможности имитационного моделирования [8].

Для решения конкретных задач применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли как в статике, так и в динамике. В практике анализа прибыли в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа: горизонтальный, вертикальный, сравнительный анализ; анализ рисков, коэффициентов; интегральный анализ (рис. 7).

Рисунок 7 – Основные системы анализа прибыли, используемые на предприятиях

Рассмотрим подробнее эти методы.

I. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли: базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).

В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) анализа:

1. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).

2. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей третьего квартала отчетного года с аналогичными показателями третьего квартала предшествующего года). Этот вид анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.

3. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных изучаемых показателей прибыли в динамике.

II. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли: базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.

III. Анализ коэффициентов (R-анализ): базируется на расчёте соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования. распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов:

1. Коэффициенты рентабельности. Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли предприятия. В процессе такой оценки должен строго соблюдаться принцип соответствия соотносимых показателей при расчете коэффициентов по конкретным видам деятельности предприятия. Коэффициенты рентабельности могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах.

а) Для наиболее обобщающей оценки эффективности формирования прибыли используются следующие коэффициенты рентабельности:

- коэффициент рентабельности активов (коэффициент экономической рентабельности). Он характеризует общий уровень прибыли, генерируемый всеми активами предприятия.

- коэффициент рентабельности собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности). Он характеризует общий уровень прибыли, генерируемый собственным капиталом предприятия.

б) Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе операционной деятельности используются следующие коэффициенты рентабельности: коэффициент рентабельности операционных активов. Он характеризует уровень прибыли, генерируемой операционными активами предприятия (т.е. только той частью активов, которая непосредственно обслуживает производственно-сбытовую деятельность предприятия); коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции; коэффициент валовой рентабельности реализации продукции; коэффициент чистой рентабельности реализации продукции; коэффициент валовой рентабельности; коэффициент чистой рентабельности операционных затрат.

в) Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе финансовой деятельности используются следующие коэффициенты: стоимость привлечения заемного капитала (он характеризует как соотносятся между собой сумма привлечённых заёмных средств и затраты по их обслуживанию); стоимость привлечения дополнительного собственного капитала из внешних источников; коэффициент рентабельности среднего остатка денежных активов на счетах в банке.

2. Коэффициенты эффективности распределения прибыли. Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение степени оптимальности, распределения и использования полученной предприятием прибыли. Эти показатели могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах.

Для обобщающей оценки эффективности распределения прибыли используются следующие основные показатели: коэффициент налогообложения прибыли; коэффициент чистой прибыли; коэффициент потребления прибыли.

3. Другие группы финансовых коэффициентов. Наряду с рассмотренными выше, для оценки отдельных аспектов формирования прибыли предприятия используются и другие группы коэффициентов, основными из которых являются: коэффициенты платежеспособности; коэффициенты финансовой устойчивости; коэффициенты оборачиваемости активов (капитала).

Таким образом, управление прибылью очень важно для организации, предприятия, фирмы, частного лица, государства и т.д. Прибыль – это положительная разница между выручкой и затратами. Необходимо стремиться увеличивать прибыль при помощи различных путей и способов. Жизнь человека, общества, государства напрямую зависит от денег, а они получаются как раз за счет получения прибыли. Следует помнить, что только легальные способы увеличения прибыли должны присутствовать в работе фирм, организаций, предприятий. Прибыль – основная составляющая, из которой складывается и какая-то часть бюджета государства за счет налогов, и заработанная плата людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.038 с.)