Определение оптимального слухового поля (ОСП). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение оптимального слухового поля (ОСП).



Существенным этапом функциональной диагностики является определение ОСП, т.е. определение режима наилучшей разбор­чивости при наименьшем усилении.

Оптимальная интенсивность — важная характеристика ОСП, которая в течение реабилитации может меняться в сторону улуч­шения.

Рис. 44. Аппарат «Верботон Г-20» для проведения функциональной

диагностики


Проведение данного обследования возможно при наличии спе­циальной акустической аппаратуры, обладающей сложной систе­мой фильтров. Таким аппаратом является «Верботон Г-20», разра­ботанный профессором Загребского университета В. Козина. «Вер­ботон Г-20» (рис. 44) позволяет установить частотный диапазон и усиление, на которых у данного человека достигается оптималь­ное слушание. Это важно для определения режима работы при дальнейшей реабилитации и уточнения режима настройки слухо­вого аппарата.

4. Определение порога дискомфорта (или болевого порога).

Нередко у людей, имеющих нарушения слуха, порог слышимо­сти и порог дискомфорта (ПД) находятся очень близко, что отри­цательно влияет на развитие слуховой функции. При этом дети могут вообще отказаться носить слуховой аппарат. Диапазон меж­ду порогом слышимости и ПД не должен быть менее 20 дБ. Если при проведении обследования выявлено, что между порогом слы­шимости и ПД диапазон составляет 10—15 дБ, в таком случае до слухопротезирования необходимо провести соответствующие уп­ражнения, направленные на расширение динамики восприятия. Так, если ребенок начинает слышать на усилений в 95 дБ, а ПД наступает на 110 дБ, необходимы специальные занятия, направ­ленные на снижение порога слышимости. Постепенно снижая усиление, педагог добьется восприятия звука на 90 — 85 дБ — этого достаточно для правильной настройки слухового аппарата.

5. Исследование на наличие реверберации.

У человека со сниженным слухом могут возникать дополни­тельные проблемы, осложняющие ему восприятие речи. Устра­нить их с помощью слухопротезирования невозможно, для этого необходима специальная терапия.

Нередко приходится замечать, что, например, на вокзале, на стадионе, в большом зале и т.д., слыша множество звуков, чело­век не в состоянии разобрать, о чем говорят. Это свидетельствует о нарушении восприятия под влиянием реверберации — много­ступенчатого отражения звука в закрытом или полузакрытом про­странстве. Сила отражения звуковой волны зависит от величины этого пространства и наличия в нем различных предметов. В норме время восприятия реверберации составляет 2,2 с. Для людей с на­рушением слуха реверберация может стать очень серьезной про­блемой, значительно влияя на разборчивость воспринимаемой речи. Например, даже в небольшой комнате человек, имеющий нару­шения слуха, может чувствовать себя так, как будто он находится в огромном помещении с выраженным эхом, что мешает ему в восприятии речи. Слуховой аппарат может только усугубить это состояние, и он откажется от его ношения.

Исследования, проведенные хорватскими и американскими специалистами, показали, что люди обладают разным ревербера-


ционным временем для каждого уха. Так, по данным проф. Мирко Крапежа (Загреб), 72 % испытуемых имели различное ревербера-ционное время для каждого уха и только у 18 % оно было одина­ковым. Поэтому обследование особенностей реверберации прово­дится на каждое ухо отдельно.

Для обследования используется аппарат «РЕВЕР-4Е» в комп­лекте с «Верботоном Г-20». При отсутствии специального аппарата можно воспользоваться приемом удаления от микрофона, однако результаты будет весьма приблизительными. В среднем считается, что удаленность от микрофона на 5 м дает реверберацию 2,2 с.

Возникающую у людей, имеющих нарушения слуха, пробле­му влияния реверберации можно решить с помощью специаль­ной терапии. Время такой терапии для каждого пациента инди­видуально — от 1 до 6 месяцев. Как правило, работу по устране­нию или ослаблению воздействия реверберации проводит специа­лист по функциональной диагностике. Она содержит несколько этапов.

Первый этап— пациент слушает в своем слуховом режиме и при оптимальной для себя реверберации (начальной) на аппа­рате «РЕВЕР-4Е». Если работа ведется без аппарата, то восприятие речи происходит через звукоусиливающую аппаратуру на оптималь­ной для данного момента удаленности педагога от микрофона.

Второй этап — делается небольшое увеличение ревербера-ционного времени на аппарате «РЕВЕР-4Е» (например, с 0,5 до 0,7 с), а при работе без аппарата постепенно увеличивается уда­ленность от микрофона (например, с 50 до 80 см). Если для паци­ента в данном случае уменьшается разборчивость речи, это мож­но поправить небольшим увеличением усиления.

Постепенно увеличивая реверберационное время, доводят его до 1,8 — 2,2 с, что является нормой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.007 с.)