Пороговая тональная аудиометрия по костному звукопроведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пороговая тональная аудиометрия по костному звукопроведению



Тональная аудиометрия по костному звукопроведению обеспе­чивает прямое определение чувствительности улитки, а также


возможное наличие кондуктивного компонента на каждой из ис­следуемых частот. Вместо воздушных телефонов используется кост­ный вибратор.

Исследование начинают с опыта Вебера, чтобы определить ухо, которое лучше воспринимает костное звукопроведение. Костный телефон помещают на середину лба. Обследуемый должен опреде­лить, где слышен звук — на середине лба, в правом или левом ухе. Считается, что ухо, в котором латерализуется звук при опыте Вебера, лучше воспринимает костное звукопроведение. С него и приступают к дальнейшему исследованию.

Костный телефон устанавливают на сосцевидный отросток (при­бор не должен касаться ушной раковины). Так же как и при опре­делении порогов при воздушном звукопроведении, порогом слу­жит наименьшая интенсивность, воспринимаемая испытуемым в 50 % случаев. Рекомендации по предъявлению частот те же, что и при воздушном звукопроведении.

Результаты обследования каждого уха по воздушному и кост­ному звукопроведению отмечаются на аудиограмме.

На рисунке 26 представлены основные типы аудиограмм с раз­личными частотными характеристиками.

В главе 3, говоря о причинах снижения слуха, мы рассматрива­ли разные виды снижения слуховой функции — кондуктивную и

Частота, Гц 250500 1К2К4К 8К
Частота, Гц 250500 1К2К4К 8К

Частота, гч 2505001К2К К 8К

250 500 1К 2К 4К 8К

Рис. 27. Аудио-граммы при нормальном слухе (А), при нарушениях слуха — сенсоневральном (Б), кондуктивном (Б) и смешанного типа (Г)


2 и 40 а §бо


 

ГДЕ Рис. 26. Типы аудиограмм:

А — плоская; Б — восходящая; В — нисходящая; Г— низкочастотная; Д— высо­кочастотная; Е — обрывистая (круто нисходящая)


 

Правое ухо
 

Левое ухо

^е*

125 250 500 1К 2К 4К 8К Гц 125 250 500 1К 2К 4К 8К О—О — воздушная проводимость (правое ухо); X—К — воздушная проводимость (левое ухо); Д—Д— — костная проводимость; — порог дискомфорта

Рис. 28. Аудиограмма при асимметрии


 

 


сенсоневральную тугоухость, глухоту и смешанные типы наруше­ний. На рисунке 27 (А, Б, В) приводятся аудиограммы, наиболее характерные для разных видов поражения слуха. На рисунке 28 для сравнения дана аудиограмма человека, имеющего нормаль­ный слух.

Окклюзионные тесты

Методы традиционной аудиометрии основаны на регистрации субъективных показаний обследуемых в ответ на звуковые раздра­жители. При этом возникает необходимость применения ряда ме­тодик, позволяющих контролировать достоверность результатов. К ним можно отнести опыты Бинга, Е. М. Хоршака и Федеричи. Последние могут приводиться с использованием карманного слу­хового аппарата и аудиометра.

Эффект окклюзии, т.е. улучшение восприятия костного зву-копроведения при закрытии наружного слухового прохода, прин­цип, на котором основано проведение опыта Бинга, возникает на частотах 125 — 1000 Гц включительно. Согласно исследовани­ям, у людей с нормальным звукопроводящим аппаратом закры­тие наружного слухового прохода приводит к улучшению слы­шимости звуков, передаваемых по кости за счет дополнительно­го участия компонента воздушного проведения в передаче сиг­нала.

Уменьшение или исчезновение разницы между порогами вос­приятия при закрытом и открытом наружном слуховом проходе свидетельствует о поражении звукопроводящего аппарата.

Опыт Бинга, камертональный, выполняется с помощью ка­мертона С-128. Методика выполнения теста такова: после макси­мального удара камертон помещают на сосцевидный отросток, при этом поочередно то закрывают, то открывают наружный слу­ховой проход исследуемого уха. Если звук при закрытом ухе уси­ливается (результат положительный), то функция звукопрово­дящего аппарата не нарушена. Если же закрытие наружного слу­хового прохода не изменяет интенсивности сигнала (результат отрицательный), то функция звукопроводящего аппарата нару­шена.

Поскольку звучание камертона быстро угасает, больные не всег­да ориентируются в ощущении «тише —громче». В таких случаях при одинаковом слухе на оба уха и отсутствии латерализации (в опыте Вебера) можно воспользоваться модификацией опыта Бин­га, рекомендованной Клаусом.

Опыт Клауса выполняется с помощью камертона С-128. Мето­дика тестирования: максимально звучащий камертон помещают на середину лба или темени; больному предлагают поочередно закрывать то одно, то другое ухо. Результат тестирования положи-


тельный, если звук латерализуется в закрытое ухо (функция зву­копроводящего аппарата сохранна), и отрицательный, если при закрытом ухе больной продолжает слышать звук в центре головы (функция звукопроводящего аппарата нарушена).

Возможности исследования звукопроводимости при тестах Бин­га и Клауса ограничены недостаточной мощностью звучания ка­мертона. Проведению проб в известной степени препятствует виб­рация, которую ощущают больные. При условии восприятия раз­говорной речи на расстоянии менее 3 м отрицательные опыты Бинга и Клауса теряют свое дифференциально-диагностическое значение, так как подобный результат может иметь место при сенсоневральном нарушении с полной сохранностью функции зву­копроводящего аппарата в случае значительного ухудшения слуха на низких частотах.

При исследовании феномена окклюзионной аутофонии (ФОА) по методу Б. М. Хоршака источником звука служит голос больно­го. Ему предлагают считать вслух, при этом исследователь пооче­редно закрывает и открывает его уши (оба уха одновременно). Если ФОА положительный, больной лучше слышит себя при закрытых ушах, т. е. функция звукопроводящего аппарата сохранна или на­рушена незначительно; ФОА отрицательный, если при закрытых ушах изменение силы звучания собственного голоса не наступа­ет — функция звукопроводящего аппарата нарушена.

Опыт Федеричи выполняется с помощью камертона С-128. Цель исследования — сопоставление костно-хрящевой проводимости с костной, т. е. слышимости збука с козелка и сосцевидного отрост­ка. В норме и при чистом поражении звуковоспринимающего ап­парата первая, как правило, лучше второй.

Методика его выполнения отличается от описанного в разделе 4.3.2 тем, что при исследовании с козелка необходимо полностью прикрывать наружный слуховой проход, прижимая козелок нож­кой камертона. Вибрация заключенного в слуховом проходе стол­ба воздуха делает разницу в восприятии с козелка и с сосцевид­ного отростка более ощутимой. Больному предлагается сопоста­вить громкость звучания.

Результат оценивается как положительный, если звук камер­тона при исследовании козелка кажется значительно более гром­ким, чем с сосцевидного отростка (функция звукопроводящего аппарата полностью или частично сохранна); как отрицательный, если звук при помещении камертона и на козелок, и на сосце­видный отросток кажется одинаковым или больной ощущает бо­лее громкий звук при исследовании с сосцевидного отростка (гру­бое нарушение функции звукопроводящего аппарата: величина костно-воздушного «разрыва» на частоте 128 Гц превышает 30 дБ).

Для практически глухих, которые воспринимают низкий ка­мертон как вибрацию, опыт Федеричи можно проводить с по-


мощью слухового аппарата, где имеется костный телефон (кар­манный слуховой аппарат). Вместо камертона на козелок и на со­сцевидный отросток поочередно помещают костный телефон слу­хового аппарата. Исследователь повторяет в микрофон громким голосом одно и то же слово, например: «Два-два-два». Оценка ре­зультатов та же, что и при камертональном варианте. Однако сле­дует иметь в виду, что в данном случае оценивается соотношение между восприятием с козелка и с сосцевидного отростка одновре­менно всех речевых частот. Поэтому возможно сочетание отрица­тельного камертонального опыта Федеричи с положительным опы­том, выполненным с помощью слухового аппарата. Положитель­ный результат в последнем случае будет свидетельствовать об от­сутствии грубого нарушения функции звукопроводящего аппарата.

Для получения количественной оценки состояния звукопрово­дящего аппарата рекомендуется объединять опыт Федеричи с те­стом числительных Е. М.Хоршака.

Методика выполнения исследования следующая. После опре­деления порога 50 %-ной разборчивости теста числительных по костной проводимости костный телефон аудиометра помещают на козелок так, чтобы слуховой проход был закрыт. Интенсив­ность звука уменьшают на 40 дБ и определяют порог 50 %-ной разборчивости речи таким же образом, как и с сосцевидного от­ростка. При нормальном состоянии звукопроводящего аппарата разница в порогах восприятия с козелка и с сосцевидного отро­стка составляет 30 — 35 дБ (результаты опыта Федеричи положи­тельные). Уменьшение этой величины свидетельствует о соответ­ствующем ухудшении функции звукопроводящего аппарата (ре­зультаты опыта Федеричи слабоположительные); отсутствие раз­ницы в порогах 50 %-ной разборчивости теста числительных с ко­зелка и с сосцевидного отростка характерно для грубого наруше­ния функции звукопроводящего аппарата (результаты опыта Фе­деричи отрицательные).

Взаимосвязь окклюзионных тестов состоит в том, что при со­хранном звукопроводящем аппарате все пробы — Бинга, Федери­чи и ФОА — являются положительными. При небольшом наруше­нии функции, преимущественно на низких частотах, а также на средних, включая 1000 Гц, проба Бинга может быть отрицатель­ной, а пробы ФОА и Федеричи — положительными. При значи­тельном нарушении функции звукопроводящего аппарата, когда величина костно-воздушного «разрыва» превышает 30 дБ, все три пробы отрицательные.

Следует отметить, что данные, полученные с помощью комп­лекса аудиометрических методик, в основном характеризуют со­стояние периферического отдела органа слуха. В определенной мере эти результаты позволяют предположить поражение центральных отделов звукового анализатора. Однако в целом вопрос о диагно-


стике поражения должен решаться комплексно путем сопоставле­ния результатов аудиометрического и детального отоневрологи-ческого обследования. В дополнительном отоневрологическом об­следовании нуждаются также больные с односторонним пораже­нием звуковоспринимающего аппарата неизвестной этиологии для исключения невриномы VIII нерва.

Надпороговая аудиометрия

Тональная аудиометрия, являясь основополагающим исследо­ванием слуха, не всегда полностью отражает действительное со­стояние слуховой функции. В частности, она не дает представле­ния о способности слухового аппарата воспринимать разнообраз­ные, часто встречающиеся в жизни звуковые раздражения, ин­тенсивность которых намного превышает пороговую.

Впервые на необычность реакции при восприятии громких зву­ков некоторыми больными обратил внимание в начале 30-х гг. американский отоларинголог Э.Фаулер. Он обратил внимание на то, что некоторые больные испытывают болезненные ощу­щения при усилении звуков; нередко для людей с одинаковым пороговым слухом характерно различное восприятие речи, од­ним из них удается легко подобрать слуховой аппарат, а другим сделать это почти невозможно. Проанализировав результаты сво­их исследований, Фаулер пришел к выводу, что при пораже­нии кохлеарного анализатора в области улитки развивается по­вышенная специфическая чувствительность к нарастанию гром­ких звуков.

В нашей стране это свойство известно как феномен ускоренного нарастания громкости, или, по терминологии В.Г.Ермолаева, ФУНТ.

ФУНГ субъективно проявляется в виде неприятных ощуще­ний, вызываемых громкими звуками. Как правило, наличием это­го феномена характеризуется сенсоневральное нарушение слуха, обусловленное патологией улитки. Наиболее часто ФУНГ встре­чается при воспалительной и медикаментозной интоксикации улитки, гидропсе лабиринта. Очень важно определение этого фе­номена для лиц с односторонней сенсоневральной тугоухостью.

Для выявления ФУНГа существует большое количество тес­тов, объединенных общим названием — «надпороговая аудио­метрия».

Одним из них является проба дифференциального или разностного порога силы звука по Люшеру. Дифференциальным порогом силы (ДПС) звука обозначается то минимальное увеличение интен­сивности звукового сигнала по отношению к первоначальному тону, которое воспринимается исследуемым как новый, более громкий звук.


Определение ДПС проводится на частотах от 500 до 4000 Гц по воздушной проводимости. Исследуемому подается звук ин­тенсивностью 40 дБ над порогом слышимости, модулируемый по интенсивности в диапазоне от 0,2 до 6 дБ до тех пор, пока он не начинает отличать модулированный тон от немодулированно­го. В норме и при кондуктивной тугоухости человек различает мо­дуляцию глубиной около 1 — 1,5 дБ, величина менее 0,8 дБ явля­ется показателем наличия ФУНГа.

Другим, еще более распространенным в настоящее время ме­тодом выявления ФУНГа является так называемый 8181-тест, который был предложен в 1959 г. американским аудиологом Джер-гером с соавторами. Основанный на методе малых приращений чувствительности, он служит для диагностирования повышенной чувствительности по различению громкости, т. е. является косвен­ным доказательством восстановления слуха. Поскольку ухо в тече­ние 2 мин испытывает нагрузку от непрерывного звука, одновре­менно происходит процесс адаптации, который желателен и вхо­дит как компонент в оценку результатов исследования.

Необходимо специально подготовить аудиометр для проведе­ния 8181-теста или же подключить его к дополнительному уст­ройству. 8181-тест обычно выполняется при частотах 1 и 4 кГц. Громкость подаваемого в течение 2 мин звукового сигнала на 20 дБ превышает порог слухового восприятия пациента. С интервалами в 4,8 с громкость в течение 200 мс повышают на 1 дБ, таким образом, за 2 мин происходит более 20 таких приращений. Люди с нормальным слухом и пациенты с позадиулиточными наруше­ниями ощущают лишь небольшое число приращений — до 30 %, т.е. 6 услышанных приращений (отрицательный показатель 8181). Пациенты с улиточной патологией, связанной с восстановлени­ем, обычно слышат больше 60%, т.е. 12 приращений (положи­тельный показатель 8181).

Для того чтобы избежать преждевременной адаптации и, сле­довательно, получения ложно положительных или недостоверных результатов, возможных при позадиулиточных нарушениях слуха, рекомендуется перед проведением 8181-теста исключить нагрузки на ухо.

Большинство аудиометров со встроенной функцией 8181-тес­та, а также приставки к аудиометрам дают возможность наряду с приращениями в 1 дБ вводить приращения в несколько деци­бел — для каждого пациента выбирается максимально возмож­ное значение.

Тест проводится следующим образом. Сначала на одном ухе пациента устанавливают сравнительно громкий звук с большими приращениями громкости. Пациенту предлагается в каждый мо­мент, когда он почувствует повышение громкости, коротко на­жимать на сигнальную кнопку, что одновременно позволяет при


предварительном тесте установить, насколько быстро пациент реагирует. Этот этап является как бы тренировочным. Затем, после отключения звука, проводят 8181-тест на другом ухе, как было описано выше, т.е. в течение 2 мин с громкостью, на 20 дБ пре­вышающей порог слышимости. Число услышанных однодецибель-ных приращений подсчитывают и записывают (или отмечают на аудиограмме). После этого тест проводят на том ухе, которое пер­воначально служило для тренировки.

Начинать тест целесообразно с частоты 4000 Гц, а следующее измерение проводить при 1000 Гц, так как опыт показывает, что при 4000 Гц 8181-тест чаще дает положительные результаты и, следовательно, пациенту не нужно терять время на ожидание.

Тест выравнивания громкости (Э. Фаулер) чаще всего исполь­зуется для дифференциальной диагностики болезни Меньера и невриномы слухового нерва. Обычно данный тест проводится при одностороннем сенсоневральном нарушении слуха, однако допу­стимо применять его и при двустороннем нарушении, если раз­ница порогов слышимости превышает 30—40 дБ.

Вначале на оба уха подается звук, интенсивность которого со­ответствует пороговому значению, например: 5 дБ на правое ухо и 45 дБ на левое. Затем интенсивность звука, подаваемого на боль­ное ухо, увеличивают на 10 дБ, а для здорового уха подбирают интенсивность, которая вызывает равное по громкости ощущение. Далее интенсивность звука в больном ухе увеличивают на 10 дБ, и процедура повторяется. При наличии ФУНГа увеличению интен­сивности в хуже слышащем ухе на 20 — 30 дБ соответствует при­рост в 45 — 50 дБ на здоровом ухе. При этом результаты теста счи­таются положительными.

Тест на определение порогов дискомфорта (ПД). Верхней грани­цей является ПД, у людей с нормальным слухом равный 130 дБ УЗД. Звуки, имеющие более высокую интенсивность, вызывают дискомфорт, а затем и боль.

ПД (международное обозначение — 11СЬ) определяют на час­тотах: 500, 1000, 2000, 4000 Гц. Тестирование начинается на уров­не примерно посередине между порогом восприятия на данной частоте и 110 дБ.

Для определения ПД лучше использовать импульсно-модели-рованный сигнал. После его включения интенсивность поднима­ется на 5 дБ каждые 5 с, пока не будет достигнут ПД.

Перед началом проведения обследования пациенту объясняют: «Сейчас вы услышите пульсирующие тоны, такие же, как вы уже слышали раньше, только они будут все громче и громче. Как только звук станет неприятно громким, сразу же скажите "стоп", и я отключу звук».

Диапазон используемого слуха между порогом восприятия речи и ПД называется динамическим диапазоном (ДД) или диапазоном


комфортной громкости. ДД определяется путем вычитания порога восприятия речи (ПВР) из ПД. Например, для человека, имеюще­го ПВР 50 дБ, ДД определяется так: 130 дБ(ПД) - 50 дБ(ПВР) = = 80 дБ(ДД). Если частота и интенсивность звука соответствуют данной зоне, пациент слышит звук. Любые звуки, находящиеся вне этого диапазона, нами не воспринимаются.

Речевая аудиометрия

При описании современных аудиометров мы обращали внима­ние на то, что все они помимо тональной и надпороговой аудио-метрии позволяют проводить речевую аудиометрию, которая явля­ется одним из наиболее ценных и физиологически адекватных ме­тодов исследования слуховой функции человека с помощью речи.

Описанный в разделе 4.3.1. традиционный метод исследования шепотной и разговорной речью имеет ряд недостатков, к кото­рым в основном следует отнести разную интенсивность речевых сигналов, зависящую от индивидуальных голосовых особеннос­тей каждого исследователя. Кроме того, при проведении исследо­вания слуха речью используются различные слова (речевые сиг­налы), частотный состав которых и в связи с этим громкость так­же значительно различаются. В частности, колебания интенсив­ности речи даже у одного исследователя могут достигать 10 — 20 дБ. В ограниченных помещениях к звуковым помехам, обусловлен­ным передачей уличного шума через воздух и по твердым телам, добавляются еще акустические эффекты самого помещения (ре­верберация). Указанные выше обстоятельства, естественно, ска­зываются на степени достоверности полученных данных, кото­рые обнаруживают значительные колебания в результатах обсле­дования слуха одного испытуемого несколькими аудиологами. Та­ким образом, традиционная методика исследования слуха речью содержит значительный элемент субъективизма.

Несовершенство указанной методики, целью которой является определение максимального расстояния, на котором испытуемый воспринимает речевые сигналы, диктует необходимость примене­ния значительно более достоверных и адекватных способов рече­вого исследования слуха, а именно речевой аудиометрии, что стало возможным с усовершенствованием электроакустики, техники за­писи речи, ее воспроизведения и передачи в неискаженном виде.

Речевая аудиометрия широко применяется в сурдопедагогиче­ской и сурдологической практике, а также при проведении науч­но-исследовательских работ. С помощью современной речевой аудиометрии измеряется острота слуха путем определения порога ее разборчивости и кривых нарастания разборчивости речи. Спе­циальная аппаратура (магнитофон, компьютер) обеспечивает максимальную точность в отношении постоянства силы подавае-


мых испытуемому речевых раздражителей и возможностей ее за­данного изменения. Через громкоговоритель или наушники для испытуемого воспроизводится речь, уровень звука которой мож­но изменять градуированными ступенями. Степень восприятия оп­ределяется как функция громкости.

Аппаратура обеспечивает хорошее воспроизведение речи, т. е. по возможности равномерную передачу в диапазоне частот от 125 до 6000 Гц. Исследования следует проводить в специальном помещении с достаточно низким уровнем шума, не влияющим на условия обследования. Речь, главным образом, идет о таких шумах, которые перекрывают прежде всего нижний диапазон ча­стот разговорной речи. При использовании наушников влияние размеров помещения исключается и проблем с акустикой не воз­никает, но и в этом случае следует выбирать или подготавливать по возможности тихое помещение. Шумы меньше мешают слабо­слышащим, чем людям с нормальным слухом. Даже если наушни­ки обеспечивают звукоизоляцию порядка 30 дБ, уровень помех все еще перекрывает порог слышимости для человека с нормальным слухом и может сравниваться с состоянием легкой тугоухости.

В отношении выбора помещения для проверки слуха следует руководствоваться следующими рекомендациями. Его площадь должна составлять примерно 15м2, оно должно находиться в спо­койном месте и быть защищено от нежелательных внешних шу­мов окнами с двойными рамами и плотными дверьми. Уровень | маскирующего шума в звукозаглушенном помещении не должен превышать допустимой нормы — 20 дБ. Реверберация должна быть минимальной (радиус реверберации для разговорной речи при I измерении на одно ухо не может превышать 0,6 мс).

По возможности следует выбирать помещение без шумоизлу-I чающего или звукопроводящего оборудования, например без ба-I тарей парового отопления, водопровода, люминесцентных ламп и т. п. Окна должны быть занавешены очень толстым мягким зана­весом, пол покрыт ковром, стены облицованы звукопоглощаю­щими панелями. Поскольку в акустическом поле помещения про­верка слуха проводится не только с помощью наушников, но так­же (например, при подборе слухового аппарата) с помощью со­ответствующего громкоговорителя, помещения малых размеров для этой цели непригодны.

Слуховое восприятие измеряется как показатель уровня звука речи. Результаты наносятся в виде кривой на систему координат, горизонтальная ось которой соответствует уровню звука голоса (в децибелах) от 0 до 120 дБ с интервалом 10 дБ, а вертикальная — слуховому восприятию (в процентах), снизу вверх — от 0 до 100 %, также с интервалом 10 дБ. Кривая разборчивости речи, в отличие от пороговой тональной кривой, вычерчивается не в горизонталь­ном, а в вертикальном направлении. На всех речевых аудиограм-


диска в свободном звуковом поле через динамический громкого­воритель или при помощи специальных воздушных телефонов от­дельные слова или фразы. При этом его усаживают таким обра­зом, чтобы голова находилась на расстоянии 60 см от динамика и оба уха были одинаково удалены от центра диффузора.   Методика исследования заключается в том, что испытуемому передаются со специальной магнитофонной записи или компакт-   текст подается непосредственно в наушники.   ются так, чтобы их центр находился против наружного слухового прохода и они плотно прилегали к ушным раковинам. Словесный   записывать услышанные слова, или нажимать кнопку при вос­приятии сигнала. Затем надевают наушники, которые располага-   инструктируют о том, что он должен делать — повторять, или   Исследования слуха с помощью речевой аудиометрии прово­дятся в наушниках и в свободном звуковом поле. Испытуемого   века с нормальным слухом, достигается при уровне звучания речи около 38 дБ.   Если для речевого теста используются односложные слова, то кривая имеет более пологую форму — Б на рисунке 29. Степень 50 %-ного слухового восприятия, как среднее значение для чело-   По результатам измерений восприятия многосложных слов (чи­сел) людьми, имеющими нормальный слух, получают кривую, средние значения которой показывает линия А (кривая нормаль­ной разборчивости речи) на рисунке 29. В данном случае имеет место слуховое восприятие 50 % слов при эффективном значении уровня звука речи 15 дБ. Обычно значение 15 дБ используют в качестве нулевой точки для шкалы потери слуха — разности меж­ду уровнем звука, при котором человек с ослабленным слухом понимает 50 % многосложных слов (чисел), и нулевой точкой дан­ной шкалы.   мах обязательно должна быть нанесена кривая нормальной раз­борчивости речи, так называемая эталонная кривая.  

•а |В8 К О Р Д Ы Сг1 ВЗ , Я о О 2 Е Ц5 Яг «Я о § 2 3 о о «43 II 2§ 1 = I? § х К м |е ? и II Я Р 1-И Е и *й н о Р и -н ЬЗ СТ> н ^ со о и я У

ж * 3 ^ 9 со Я § ИЗ о ев и Я в К Я д 5; Е § о о ^ »й Я СО n—, н^^ §§ к Л Я о§8^1 °1§М1 ш ^ и я в Я |Т1 "* 11" §§ * ре о о> ^ о\ н |2Е |й § §11 Л я ^ Я § со о я | Я Я " Ъ Н О 2 Я^ 2 е^ I—I Л Ь-< ьз ш ^-- Я О ^43 о 55 ^ 3|3 ЗЗд н о о

 


Порогом разборчивости речи, или порогом появления речи, счи­тается та интенсивность воспроизводимой речи, при которой ис­пытуемый обнаруживает разборчивое восприятие определенного количества речевых сигналов (20 или 50 %).

Порог максимальной разборчивости соответствует уровню гром­кости шепотной речи, воспринимаемой нормально слышащим человеком (80—100%).

Исследование начинается с определения порога слышимости. Для этого интенсивность речи постепенно увеличивается до тех пор, пока испытуемый не сигнализирует о появлении в исследу­емом ухе пока еще недифференцируемого слухового ощущения, имеющего характер периодического шума. Достигнутый уровень интенсивности речи в децибелах принимается за первую точку кривой нарастания разборчивости речи — порог слышимости речи.

Затем исследователь, увеличивая интенсивность подаваемых речевых сигналов через каждые 5 дБ, определяет вторую точку кривой нарастания разборчивости речи, которая соответствует порогу 20 %-ной разборчивости речи. Полученный порог разбор­чивости речи показывает уровень интенсивности, при котором испытуемый правильно воспринимает исследуемым ухом 20 % всех переданных ему слов. Дальнейшее увеличение интенсивности по­зволяет определить пороги 50 %- и 80 %-ной разборчивости речи. Затем наступает 100 %-ная, т.е. максимальная разборчивость.

Обнаруженные в ходе исследования пороги разборчивости речи регистрируются в виде отдельных точек на сетке прямоугольной системы координат, где по оси абсцисс обозначается интенсив­ность речи в децибелах, а по оси ординат — процент разборчиво­сти речи. Так, например, предположим, что при интенсивности речи 10 дБ была получена реакция испытуемого на недифферен­цируемое слуховое ощущение, что означает обнаружение порога слышимости речи. На бланке речевой аудиограммы этот порог обозначается точкой в месте пересечения вертикали, обозначаю­щей интенсивность речи 10 дБ, и горизонтали, обозначающей отсутствие разборчивости речи. При интенсивности речи 25 дБ была получена 20 %-ная разборчивость речи, которая соответствен­но отмечается точкой в месте пересечения вертикали, обозначаю­щей интенсивность речи 25 дБ, и горизонтали, соответствующей 20 %-ной разборчивости.

Аналогичным образом на бланке наносятся пороги 50 %-, 80 %-, 100 %-ной разборчивости речи. Соединение указанных точек об­разует речевую аудиограмму, т. е. кривую нарастания разборчиво­сти, идущую от порога слышимости речи до максимальной ее разборчивости.

При обследовании детей и при подборе слуховых аппаратов или уточнении правильности их настройки рекомендуется исполь­зовать тестирование речью в свободном звуковом поле. На рече-


с. 30. Формуляр для речевой аудиометрии

вой аудиограмме следует указать, что обследование проводилось с индивидуальным слуховым аппаратом.

На рисунке 30 приведен образец формуляра речевой аудио-граммы, стандартного для всех современных аудиометров. Более подробно о речевой аудиометрии с использованием слуховых ап­паратов будет рассказано в разделе 5.6.

Для получения достоверных данных исключительно важно по­стоянство частотной характеристики речевого материала, приме­няемого для исследования. Большое значение для речевой аудио-

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.045 с.)