Обследование маленьких детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование маленьких детей



Наибольшие трудности возникают при исследовании состоя­ния слуха у новорожденных и детей младшего возраста в связи с отсутствием общепризнанных методик, а также единого мнения исследователей о возрастных аспектах использования тех или иных методов, позволяющих получать достоверные данные о состоя­нии слуховой функции. Все это создает непреодолимые трудно­сти, заставляющие специалистов в значительном числе случаев отказываться от раннего исследования и ожидать более благопри­ятного времени, наступающего в возрасте 3 — 5 лет. Но такая от­срочка, в свою очередь, отдаляет раннее слухопротезирование и реабилитацию и самый продуктивный период формирования речи остается неиспользованным.

Методики исследования органа слуха у детей раннего возраста можно разделить на три группы (Ю. Б. Преображенский, Л. С. Го­дин, Г. С.Лях, А.М.Марусева):

1) безусловно-рефлекторные методики;

2) условно-рефлекторные методики;

3) методики, основанные на регистрации электрических сиг­налов, возникших в различных отделах слуховой системы.

Безусловно-рефлекторные методики благодаря своей доступ­ности могут быть широко использованы на самых ранних этапах жизни ребенка и в любых условиях. Наибольшее практическое применение при распознавании состояния слуха новорожденных получили следующие ориентировочные рефлексы: глазодвигатель­ный и сосательный; сердечно-сосудистый и дыхательный; различ­ные комплексы двигательных и вегетативных реакций.

Необходимо учитывать, что у маленьких детей, и особенно у новорожденных, даже очень громкие звуки на расстоянии более 1,5 м могут не вызывать никакой реакции. Следовательно, источ­ник звука (например, трещотку) надо приблизить к уху ребенка на расстояние до 10 см и после паузы в несколько секунд, ис­ключающей реакцию ребенка на движение руки исследователя, произвести звук. Используемые при этом игрушки имеют при­близительно одинаковые частотные характеристики и интенсив­ность звучания (Д.И.Тарасов): колокольчик на расстоянии 10 см от уха звучит с интенсивностью 45 — 55 дБ и частотой 1 кГц, ре­зиновая игрушка со встроенной пищалкой — 40 дБ и частотой 1 — 2 кГц.

Д.И.Тарасов с соавторами (1984) считают, что наиболее ин­формативными ответными реакциями детей этого возраста явля­ются такие проявления, как мигание и активность век от слабых подергиваний до зажмуривания глаз и нахмуривания бровей; вздра­гивание всего тела, сопровождающееся разведением рук и ног в стороны; замирание; движение конечностей; поворот головы в сто-


 

 

 


рону источника звука и от него; гримаса лица, сосательные движе­ния; изменения ритма дыхания; широкое раскрывание глаз и др.

Практически данные методики дают ответ на вопрос — слы­шит ребенок или нет, но они не дают информации о том, как он слышит.

Принципиально важное значение для принятия решения име­ет тщательно собранный анамнез, а также разнообразные сведе­ния и наблюдения родных и близких за развитием голосовой функ­ции новорожденных и детей первого года жизни (нарушение раз­вития голосовой функции, как правило, связано с нарушением слуха). Беседуя с родителями, необходимо помнить, что до 6-ме­сячного возраста достаточно точно определить эту патологию, как правило, не представляется возможным, так как сопение, крях­тение, гуление, а также усиление голоса при появлении родите­лей наблюдаются абсолютно у всех детей, как нормально слыша­щих, так и имеющих нарушения слуха. Нередко гуление, прояв­ляющееся у ребенка с патологией слуховой функции в монотон­ном произнесении одних и тех же звукосочетаний — ма-ма-ма, ба-ба-ба, воспринимается родителями как произнесение слова мама или баба, и это заставляет их утверждать, что ребенок говорит. Однако появление в голосе ребенка резкого, скрипучего тембра и употребление им только гласных звуков позволяют предположить у него раннюю тугоухость или глухоту. А после 6 месяцев отсутствие поэтапного развития речевой функции чаще всего указывает на нарушение слуха. Исключение составляет задержка речевого раз­вития, связанная с патологией нервной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.003 с.)