Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Принципы, задачи и методы обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.

Поиск

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха ре­шаются задачи развития, воспитания и обучения глухих и сла­бослышащих дошкольников. На современном этапе развития педа­гогики совокупность и единство этих процессов рассматриваются как целостный процесс дошкольного образования, основным усло­вием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору содержания (А. Г. Асмолов, Р. Б. Стеркина и др.).

Основной задачей дошкольного образования детей с нарушени­ями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должна быть направлена на преодоле­ние социальной недостаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания в цивили­зацию». Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего должна обес­печиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ре­бенка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечело­веческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, форми­рование речи как средства общения и познания, личностное разви­тие дошкольников. Реализация этих направлений работы возможна только в процессе длительной систематической работы, ориентиро­ванной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии до­школьников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представле­на в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознаком­ление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементар­ных математических представлений, музыкальное воспитание. Каж­дый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в со­вокупности обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Проведение работы по этим разделам не только обогащает общее развитие ребенка, приближая его к развитию нормально слышащих детей, но и создает базу для коррекционной работы, так как каждый из разделов содержит специальные задачи.

Преодоление специфических' недостатков, обусловленных сни­жением слуха, делает особо важными коррекционные задачи. В со­ответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка рано возникшая глухота или туго­ухость обуславливает отклонения вторичного порядка, которые свя­заны с нарушением в речевом развитии. Отклонения в речевом раз­витии и связанные с этим нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие в развитии познавательной деятельности, а также в личностном развитии. Преодоление отклонений в разви­тии детей связано со всей системой работы дошкольного учрежде­ния и направлено в первую очередь на коррекцию вторичных от­клонений — развитие речи и общения. Важными компонентами этой работы являются специфические разделы: развитие слухового вос­приятия и обучение произношению. Работа по развитию речи про­водится на специальных занятиях. Задачи формирования речи так­же включены во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению и развития слухового восприятия в дошкольных учреждениях решаются и другие проблемы, связан­ные с наличием особенностей в развитии познавательной деятель­ности, со своеобразием формирования игровой, изобразительной деятельности и т. д.

Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со снижен­ным слухом и стать основой его подготовки к школьному обучению.

Принципы воспитания и обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога и детей. В воспи­тании и обучении дошкольников с нарушенным слухом использу ется система дидактических принципов, характерных для воспита­ния детей дошкольного возраста: научность, систематичность вос­питания и обучения, доступность, наглядность, активность и само­стоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактичес­кие принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения плохослышащих детей и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

Помимо общедидактических принципов выделяются специфи­ческие принципы, определенные с учетом особенностей развития дошкольников с недостатками слуха, характером содержания рабо­ты с ними (Н. И. Белова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.). Эти принципы учитывают основные подходы и требования к обу­чению, используемые в дефектологии (В. А. Лапшин, Б. П. Пуза­нов). Определение специфических принципов дошкольного воспи­тания также связано с разработкой теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей школьного возраста (С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Pay и др.). Можно выделить сле­дующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

1. Генетический принцип, основанный на учете последовательно­ сти возникновения и развития психических функций и новообразо­ваний в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть
общие закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в
развитии психических функций.

2.Принцип развивающего обучения. В основу содержания вос­питания и обучения положены ориентация на здоровые силы ребен­ка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического
развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозмож­ность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жиз­ни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут приве­сти к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы. Многие дети, по­ступающие в детские сады в четыре-пять лет, оказываются педагоги­чески запущенными. Поэтому принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отстава­ния и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплифи­кации развития.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия, на­правленные на максимальную реализацию возможностей ребенка. Определение индивидуальных возможностей плохослышащего ребенка возможно только при активном участии педагогов, которые направляют («ведут») развитие ребенка, выявляют его потенциаль­ные возможности, «зону ближайшего развития».

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обуче­ния является одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса. Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индиви­дуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей. Своеобразие развития детей с недостатками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и связанного с ним общения, обуславливает необходимость проведе­ния систематической коррекционой работы.

В содержании обучения выделяются специфические разделы, не­сущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Задачи этих раз­делов работы связаны с преодолением наиболее тяжелых послед­ствий отсутствия или нарушения слуха и направлены на формиро­вание устной и письменной речи, развитие речевого и неречевого слуха, навыков восприятия речи. Конечной целью этой работы яв­ляется формирование речи как средства коммуникации, использо­вание которой даст возможность ребенку общаться во взрослыми и детьми.

Корреционная направленность воспитания выражается также в использовании специфических средств для развивающей и кор­рекционной работы. В целях развития слухового восприятия, ак­тивизации остаточного слуха широко используется звукоусилива­ющая аппаратура коллективного и индивидуального назначения. Ее применение способствует развитию навыков восприятия речи, улучшает качество устной речи, расширяет ориентирование ре­бенка в мире звуков. В обучении детей широко используется опо­ра на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, осяза­тельный.

Помимо содержания воспитания, коррекционная направленность отражена и в формах работы с детьми: использовании фронтальных, подгрупповых, занятий малыми группами (по 2—3 ребенка), инди­видуальных. Формы организации зависят от состава группы, струк­туры нарушений и личностных особенностей каждого ребенка. Важ­ным условием реализации данного принципа является раннее начало коррекциониой работы.

4. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольни­ка осуществляется в деятельности. Через разные ее виды ребенок познает окружающий мир, расширяет и углубляет способы ориен­тирования в нем, постигая социальную сферу жизни человека, оп­ределяя взаимоотношения с другими людьми. Развитие психики связано с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное разви­тие ребенка на данном этапе (А. Н. Леонтьев). Поэтому в содержа­нии воспитания на разных этапах выделяются ведущие виды дет­ской деятельности, определяется их развивающее и коррекционное значение, направленность на развитие универсальных человеческих способностей. Процесс развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста связан с предметной, игровой, изобразитель­ной, конструктивной деятельностью, элементарной трудовой.

Работа по различным разделам предполагает связь с деятельно­стью ребенка, ее использование для решения общеразвивающих и коррекционных задач. Большое значение имеет деятельностный принцип в процессе развития речи (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова). В игре и других видах детской деятельности созда­ются оптимальные условия для овладения пониманием и исполь­зованием речевых средств в реальных условиях коммуникации. В соответствии с деятельностным принципом речь также рассмат­ривается как деятельность с присущей ей структурной организа­цией (Л. П. Носкова).

5. Принцип учета степени выраженности и структуры наруше­ния. Группа глухих и слабослышащих дошкольников характери­зуется большой разнородностью по состоянию слуха, речи, уровню интеллектуального развития. Дифференцированный принцип пред­полагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Прежде всего в соответствии с этим принципом при воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей используются разные программы, в кото­рых определены различные требования по развитию речи, слухово­го восприятия и обучению произношению.

Дифференцированный принцип реализуется и применительно к формам обучения: в составе группы для слабослышащих или глу­хих могут быть выделены две подгруппы детей с разным состояни­ем речи, что позволяет в большей степени учитывать их возможно­сти и темпы речевого развития.

Уровень интеллектуального развития детей, наличие у некото­рых из них сложной структуры нарушений развития, когда помимо снижения слуха имеются и другие первичные нарушения (напри­мер, задержка психического развития, умственная отсталость, на­рушения поведения), делают целесообразным дифференцированный подход к их воспитанию. В детском саду могут быть организованы специальные группы, обучение детей в которых строится с учетом сложной структуры нарушений.

6. Принцип формирования речевого общения. Данный принцип предполагает обучение языку по принципу формирования речево­го общения (С. А. Зыков, Л. П. Носкова и др.). Этот принцип свя­
зан с необходимостью формирования у детей потребности в рече­вом общении, овладением необходимыми речевыми средствами, обслуживающими потребности коммуникации, создание слухо-речевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в раз­личных условиях. Происходит формирование разных форм речи, в первую очередь устной, в наиболее полной мере отвечающей зада­чам общения. Письменная форма речи предполагает прежде всего овладение чтением и письмом.

В качестве вспомогательного средства, способствующего лучше­му овладению структурой слова, ускорению темпов обучения чте­нию, в детских садах для глухих используется дактилология.

Принцип коммуникативной направленности реализуется преж­де всего в программе по развитию речи, а также во всех видах дет­ской деятельности. Он полностью пронизывает коррекционно-вос-питательную работу.

7. Принцип развития слухового восприятия предполагает мак­симальное развитие остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного использования. Развивающееся слуховое восприятие создаетлучшую сенсорную базу для ориентирования в звуках окружаю­щего мира. Особенно важно подчеркнуть, что данный принцип связан с расширением возможностей слухо-зрительного воспри­ятия речи окружающих. Развитие слуха создает основу для овла­дения произносительной стороной устной речи. В связи в большой значимостью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению эта работа выделена в специальный раз­дел и проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных
занятиях. Важнейшим условием ее четкой организации являетсяправильное использование звукоусиливающей аппаратуры кол­лективного назначения и индивидуальных слуховых аппаратов.
Аппаратура коллективного назначения используется на фронталь­ных и подгрупповых занятиях, индивидуальные аппараты — на не­которых фронтальных занятиях (музыкальных, физкультурных), во время свободной деятельности, в режимные моменты. Постоянноеиспользование звукоусиливающей аппаратуры является необхо­димым компонентом слухо-речевой среды, организация которой имеет важное значение для формирования речи и мотивированно­го общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.012 с.)