Тема 10. Организация коррекционной работы доу для детей с нарушениями слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Организация коррекционной работы доу для детей с нарушениями слуха.



В дошкольной педагогике под методами понимаются способы педагогического воздействия, направленные на достижение це­лей воспитания или обучения. Метод включает как способ дея­тельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, так способы и виды деятельности воспитуемых.

Методический прием — частное проявление того или иного мето­да воспитания и обучения, его конкретные элементы.

Основной принцип: Чем больше и разнообразнее число приемов, составляющих метод, тем успеш­нее решаются коррекционно-развивающие задачи. Различия меж­ду методом и методическим приемом заключаются в том, что метод направлен на решение учебной задачи в целом, а прием — на реше­ние частной задачи. Многообразие задач воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, уровень сформированности их познавательной и речевой деятельности диктует необходимость использования разнообразных методических приемов.

В дошкольной сурдопедагогике применяются методов обучения: наглядный, словесный, практический и игровых.

В процессе школьного обучения глухих детей выделяются три группы методов: общие, используемые в различных типах школ, в том числе и в массовой школе; специальные, приме­няемые при изучении того или иного предмета в школе глухих или слабослышащих; специфические, которые специально применяют сурдопедагоги в определенных разделах работы, например при про­ведении работы по обучению.

Решение разнообразных задач в обучении также обеспечивается в процессе различного сочетания наглядных, практических и словес­ных методов. Рассмотрим наиболее часто выделяемые в общей и специальной дошкольной педагогике три группы методов по характеру спосо­бов деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения: на­глядные, практические и словесные. Их выделение связано с на­глядно-действенным и наглядно-образным способами познания. действительности ребенком раннего и дошкольного возраста. Взаимосвязь различных методов зависит от возраста ребенка со сни­женным слухом, уровня его познавательного и речевого развития, способов общения с окружающими.

2. Наглядные методы и приемы обучения.

К ним относятся наблю­дение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ.

К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, по­каз способа действия, образца задания и др.

Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира детьми с нарушениями слуха, преобладание образных форм мышления, мож­но считать наглядные методы наиболее адекватными процессу вос­питания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольни­ков является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в по­вседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушенным слухом об окружающем мире. Как правило, проведе­ние наблюдений с детьми раннего и дошкольного возраста связано с другими методами и приемами: практическими, связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах детской деятельности (ощупывание, обведение, восприятие вкуса, запаха и др. свойств), и словесными, так как наблюдения сопровож­даются речевым общением педагога с детьми.

В зависимости от характера познавательных задач используют­ся наблюдения различного рода:

а) для формирования представле­ний о свойствах и качествах предметов и явлений (величине, фор­ме, цвете, структуре и др.), их соотношениях и связях с другими явлениями;

б) за изменениями и преобразованиями объектов окру­жающего мира (наблюдения за ростом растений, за деятельностью людей и т. п.), что формирует знания о различных процессах в при­роде, занятиях и отношениях людей;

в) для установления логиче­ских связей между явлениями и свойствами (по таянию снега мож­но судить о приближении весны, по цвету листьев — о времени года).

Эффективность использования наблюдения как метода обуче­ния плохослышащих детей обеспечивается при выполнении ряда условий:

— учет возрастных возможностей детей при отборе объектов и объема представлений, формируемых в ходе наблюдений. Нецелесообразно организовывать наблюдения одновременно за несколькими объектами с детьми преддошкольного возраста или за объектами, им мало понятными;

—определение четких целей наблюдения и фиксация внимания детей на них. Например, проводя наблюдения за деятельностью продавца в магазине, педагог заранее ставит задачу перед детьми: понаблюдать за действиями продавца, его внешним видом, отношениями с покупателями, а такие моменты, как внешний вид покупа­телей, рассматривание продаваемых предметов, при решении дан­ной задачи не являются объектами внимания;

—последовательность и планомерность осуществления процес­са наблюдения, которые зависят от задач наблюдения, внешнего вида наблюдаемых предметов, степени их знакомства детям;

—тесная связь между проведением наблюдений и фиксацией их в речи. Педагог указывает на соответствующие объекты, детали, их свойства и называет их устно, при необходимости использует таблич­ки с написанными словами или записывает новые слов, для глухих детей старшего возраста названия могут уточняться устно-дактильно. Новые слова, связанные с наблюдаемыми объектами и явления­ми, включаются в общение с детьми, используются в рассказах, опи­саниях, объяснениях.

Организация наблюдения зависит от внешнего вида предмета, предполагает его расположение таким образом, чтобы он хорошо был виден всем детям, а при необходимости они могли с ним дей­ствовать. Педагог должен вызвать интерес к предмету, дополнить наблюдение рассказом, демонстрацией картинок. Прежде чем начи­нать наблюдение, педагог должен быть уверен, что дети фиксиру­ют внимание на предмете. Он может привлечь внимание с помощью инструкции: «Смотрите», подкрепив ее указательным жестом. Стар­шим детям педагог может предварительно сказать, на что необхо­димо смотреть, за чем наблюдать. Чтобы выяснить правильность восприятия детьми, необходимо задать уточняющие вопросы, попро­сить ребят показать выделяемые свойства предмета или продемон­стрировать действия с ним, так как недостаточность восприятия речи глухими и слабослышащими детьми может вызвать неточное пони­мание задания. В зависимости от возраста детей и наблюдаемого объекта детям надо задать вопросы репродуктивного, поискового или обобщающего характера.

В дошкольных учреждениях широко используются демонстра­ция предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и пр.

В качестве распространенного методического приема в дошколь­ном возрасте применяется рассматривание картин, которое ис­пользуется для решения разнообразных дидактических задач. Картина как дидактическое средство широко используется на всех заня­тиях в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, игре и др. видах деятельности. В процессе обучения картины могут использоваться с целью формирования образов тех предметов и явлений, которые невозможно увидеть непосредственно в данное время (животные, растения, явления природы и др.); для уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни; для систематизации и обобщения имеющихся представлений. Про­цесс восприятия и понимания картин всегда связан с обогащением словаря, уточнением значений слов и фраз, развитием разговорной или описательно-повествовательной формы речи. Необходимо учи­тывать, что не всегда дошкольники с нарушениями слуха правильно воспринимают содержание картин, могут соотнести изображения с реальными предметами, действиями, эмоциями людей. Поэтому важно не только организовать восприятие картины, но и проверить понимание ее содержания с помощью демонстрации действий, ука­заний на предметы, рисования и др. В зависимости от целей демон­страции картины она может предъявляться для целостного воспри­ятия, а также для восприятия ее элементов, уточнения логических связей. В практике работы дошкольных учреждений используют­ся разнообразные виды работы с картиной: беседа, составление рас­сказа по картине или серии картин, творческое рассказывание с включением предшествующих или последующих событий, приду­мывание названия и др.

В старших группах дошкольных учреждений для детей с наруше­ниями слуха демонстрируются диапозитивы, слайды, видеофиль­мы, диафильмы и др. Демонстрация видеофильмов, мультфильмов всегда вызывает у детей большой интерес и может использоваться как эффективное средство формирования разнообразных представ­лений об явлениях окружающей жизни, способствовать социально­му, умственному и речевому развитию детей. Педагог руководит восприятием видео- или диафильмов, организуя последователь­ность просмотра. Предварительно он проводит беседу, в которой уточняет знания и представления детей по теме диафильма, сооб­щает или уточняет значения слов, важных для понимания содержа­ния. После первого просмотра фильма выявляется общее впечатле­ние от него, уточняется отношение детей к событиям. В процессе повторного просмотра фильма педагог конкретизирует содержание некоторых кадров, в случае необходимости уточняет отдельные факты и связь между ними. После повторного просмотра в ходе беседы уточняется целостное содержание диафильма, устанавлива­ются логические связи между ними. В результате просмотра и об суждения увиденного, уточнения его понимания может быть со­ставлен рассказ, организовано рисование, лепка персонажей из просмотренного фильма.

К наглядным методам обучения относится и ряд методических приемов, в процессе которых используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу, так как в их основе лежат про­цессы восприятия. Эти приемы работы применяются в обучении игре, изобразительной деятельности и конструированию, труду, фи­зическом воспитании глухих и слабослышащих дошкольников. Кроме того, подражание и образец активно помогают в развитии речи, формировании произносительных навыков. На начальных этапах обучения, в процессе формирования первичных навыков, чаще всего используется подражание действиям педагога. Оно пред­полагает последовательное воспроизведение детьми действий педа­гога. Например, в процессе выполнения движений по подражанию дети воспроизводят все их элементы в процессе развернутого пока­за педагога. Рисование по подражанию предполагает повторение действий воспитателя, которые производятся на глазах у детей. На­пример, дети по подражанию закрашивают флажок, повторяя дей­ствия воспитателя, наблюдая, как нужно удерживать кисточку, как набирать краску, как действовать при закрашивании флажка. По­каз действий всегда должен быть четким, в работе с маленькими детьми немного замедленным. Педагог обращается к детям с инст­рукцией: «Делайте так», в процессе поэтапного воспроизведения действий комментирует действия речью.

Использование образца предполагает наличие изделия-образца без демонстрации процесса его изготовления или же законченное выполнение каких-либо действий без поэтапного их воспроизве­дения. Работа с образцом предполагает более высокий уровень восприятия, умение проанализировать образец, определить приемы работы, возможности целостного воспроизведения в собственной деятельности. Работа с использованием образца значительно слож­нее, чем работа по подражанию. На первых порах педагог помогает детям проанализировать образец, например, при конструировании помогает выделить части постройки, их пространственное располо­жение и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.87 (0.012 с.)