Тема 12. Физическое воспитание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Физическое воспитание.



Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — на­ходится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их ак­тивность, повышает работоспособность, становится базой для ус­пешного проведения воспитательной и коррекционно-образова-тельной работы.

Исследования физического и моторного развития детей ранне­го и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р. Д. Бабенкова, А. А. Катаева, А. А. Коржова, Н. A. Pay, Л. В. Рябова, Г. В. Трофи­мова и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные сни­жением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппара­та, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у глу­хих детей отмечается отставание в сроках удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка прямостояния компен­сируется к одному году и двум-четырем месяцам.

Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нару­шениями слуха в преддошкольном и младшем дошкольном возра­сте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, ла­зать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особен­ностями, которые проявляются в нарушении координации, ориен­тировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скован­ности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уров­нях скоростных качеств и равновесия. Так, по данным А. А. Коржо-вой (1990), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполня­ют задания на сохранение статического равновесия, <. которыми справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возра­сте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слы­шащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.

Многим детям присущи нарушения мелкой моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в дальней­шем на формировании разных видов детской деятельности. Так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора, то при выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замед­ленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдает­ся асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений. Отсутствие словесного общения в процессе формирова­ния движений также является одной из причин, снижающих каче­ство движений.

Среди детей с нарушениями слуха выделяются те, у кого есть ос­таточные явления ДЦП, что связано с параличами и парезами туло­вища, резко ограничивающими передвижение детей в пространстве.

Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями слуха оказывает большой объем статических нагру­зок, связанный с множеством занятий в детском саду и дома. Гипо­динамия, по мнению Г. В. Трофимовой, является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызы­вает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и сла­бослышащих дошкольников.

Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком заболевания, соматическая ослабленность. У этих детей отмечаются более низкие по сравнению со слышащи­ми ребятами показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки (А. А. Коржова, Г. В. Трофимова). Для дошкольников с на­рушенным слухом характерны мышечная слабость, снижение тону­са мышц, вегетативные расстройства. В группе детей с нарушения­ми слуха отмечаются большие индивидуальные различия внутри одной возрастной группы. Вместе с тем в физическом и моторном развитии таких дошкольников отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей.

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигатель­ной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического разви­тия. В процессе работы по физическому воспитанию реализуются как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физичес­ком и моторном развитии детей с нарушениями слуха.

Решение оздоровительных задач — укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со сто­роны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских ос­мотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома. Чередование разных видов деятельности, занятий и отдыха способ­ствует четкой работе организма. Режим каждой возрастной группы построен с учетом психофизических особенностей детей, в нем рег­ламентировано время сна (11-часовой ночной сон и 1,5—2 часа днем), четырехразовое питание, утренние и вечерние прогулки (в целом 3—4 часа), свободные игры детей (около 1,5 часа), занятия. Учиты­вая большее по сравнению с массовым детским садом число заня­тий и значительные статические нагрузки, особое значение приоб­ретает контроль со стороны сурдопедагога и воспитателей за сменой видов деятельности на занятиях, включении в них подвижных игр, физминуток, фонетической ритмики и др.

Укреплению организма детей, повышению сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям способствует закали­вание. Его проводят с первого года пребывания в детском саду детей путем систематических воздушных и водных процедур, обтирания и обливая ног водой. Закаливанию также способствуют пребывание в хорошо проветриваемых помещениях и сон при открытых фраму­гах. Закаливающие процедуры проводятся с учетом состояния здо­ровья детей, перенесенных заболеваний, индивидуальных особен­ностей.

Формирование основных движений и двигательных качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с наруше­ниями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказы­вает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сфор-мированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для ов­ладения более сложными движениями. Для формирования основ­ных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скорост­ные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-вре­менные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, вы­носливость.

Решение коррекционных задач связано с развитием и трени­ровкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахожде­ния детей и размещения инвентаря в зале, изменением направле­ния и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умений. Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, виб­рационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и рече­вого общения. Выполнение движений сопровождается использова­нием речевых инструкций воспитателем. В зависимости от возрас­та детей и этапа обучения они предъявляются устно и письменно (на табличках), устно-дактильно (в детском саду для глухих). По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой ма­териал предъявляется устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвиж­ных игр, выполнения упражнений. Использование речевого мате­риала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспи­тателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей развивается произ­вольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять уп­ражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дети учатся действовать в коллективе, согласовывая свои действия с действи­ями других детей, помогать им, проявлять инициативу, самостоя­тельность, выдержку в играх и упражнениях. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию у старших дошкольников оценки собственных возможностей, поло­жительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает фор­мирование у дошкольников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх, соревнованиях.

Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррек-ционно-воспитательной работы. Основными формами физическо­го воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фо­нетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическо­му воспитанию.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в тече­ние дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика прово­дится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, раз­витие равновесия, формирование правильной осанки. Перед нача­лом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее на­строение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). За­рядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следую­щая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах меж­ду занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, от­дохнуть после активной работы на занятиях. Игры между заняти­ями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.

Организация игр на прогулке зависит от времени года и состоя­ния погоды. Необходимо также учитывать характер предшеству­ющей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду орга­низуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бес­сюжетные игры, например серсо, кольцеброс, кегли; в старших груп­пах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

В содержание прогулок могут включаться также и различные уп­ражнения на развитие движений и двигательных качеств, закреп­ление разученных на занятиях упражнений.

Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время созда­ет хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гим­настических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с за­нятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуж­дения в процессе коллективных игр.

Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на заняти­ях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкульт­минутки проводятся, как правило, в середине занятия, после по­явления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обыч­но носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно свя­зывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе заня­тия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы.

В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физ­культминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в ко­торой различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-инто-национной стороны речи.

Музыкальные занятия — также одна из форм физического вос­питания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, игра­ют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В со­держание музыкальных занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элемен­ты танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слит­ность речи.

Занятия по физической культуре проводятся в разных возраст­ных группах 3—4 раза в неделю. Часть из них проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные — на участке или с группой в комнате. Структура занятий по физическому вос­питанию в специальных садах, как и в массовых включает три ча­сти: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важ­но подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, крат­ковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвиж­ная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из уп­ражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключи­тельной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упраж­нения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.

Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно.

Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей. На занятиях по физическому воспитанию используются фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей. Дети преддошкольного и младшего дошкольно­го возраста чаще всего выполняют движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники — поточно или по под­группам. Все способы организации должны сочетаться таким обра­зом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребен­ка, была равномерной, а моторная плотность занятий — высокой.

Во время проведения занятий используется имеющееся оборудо­вание зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка, стойки для прыжков, мячи, обручи, канат и др. На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопро­вождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков. Содержание физического воспитания дошкольников с наруше­ниями слуха во всех возрастных группах определяется общими за­дачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении. Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и млад­шего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигатель­ной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, формированию навыков поведе­ния в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Обучение ходьбе, бегу проводится по показу воспитателя, с включением интересных детям игровых мо­ментов: пойти в гости к кукле, добежать до домика мишки и др. Дети овладевают различными видами прыжков (на месте, с пово­ротом, перепрыгивать через веревку, спрыгивать с доски). Детей также обучают ползанию, лазанью, перелезанию.

В средней группе повышается степень сложности упражнений и изменяются условия их выполнения. Повышаются требования к качеству основных движений: дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге, самостоятельно лазать. Важно научить детей пра­вильно вести себя в коллективных играх, выдерживать свою роль, согласовывать свои движения с действиями других детей. Развива­ется умение реагировать на звуковые сигналы.

В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и по словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения труд­ности упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего (в соответствии с возрастом) качества движений. В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентироввания в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр. На этом эта­пе обучения с целью достижения высокой моторной плотности за­нятий чаще всего используются фронтальный, поточный или под-групповой способы организации детей.

Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движений в ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в усложня­ющихся пространственных условиях (в играх). Требования предъяв­ляются также к поведению в коллективе, умению согласовывать свои действия с действиями других детей в подвижных играх, эстафетах.

На разных этапах обучения используются такие методы, как по­каз, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.

Показ как метод обучения используется в работе и с младши­ми дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процес се показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Не­брежная, неточная демонстрация движений может повлечь непра­вильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения други­ми детьми.

В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имею­щими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движе­ния вместе с ребенком, например удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении уп­ражнений на равновесие.

Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвраще­ния возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спры-гивании и др.

По мере усвоения детьми движений, которые демонстрирова­лись первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции. В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния слуха и речи воспитатель исполь­зует разные формы речи. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для луч­шего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на таблич­ках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к таблич­кам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно. Инструкции должны быть кратки­ми, понятными детям, так как необходимость разъяснения значе­ний слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непо­нимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные нарушения в моторном развитии детей раннего и до­школьного возраста с нарушениями слуха.

2.Чем обусловлены отклонения в физическом и моторном развитии дошкольников с нарушениями слуха?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.029 с.)