Метод как единство объективного и субъективного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод как единство объективного и субъективного



Любой научный метод разрабатывается на основе оп­ределенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Теория и метод одновременно тождественны и различны. Сходство состоит в том, что они взаимосвязаны и в своем единстве отражают реальную действительность. Они взаимно переходят, взаимно превращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые возвращаются в теорию, а через нее – в практику, ибо субъект применяет их в качестве предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам. Основные различия теории и метода состоят в следующем:

1) теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

2) главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), метода – регуляция и ориентация деятельности;

3) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, а метод – система правил и предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

4) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Любой метод детерминирован предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, той теорией, на которой он основан.

Метод – это не совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых априори, независимо от материальной действительности, практики вне и помимо объективных законов ее развития.

Поэтому необходимо искать происхождение метода не в сознании людей, а в материальной действительности. Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, «фактичен». Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, «безбрежная субъективность», а как продолжение и завершение объективности, из которой он происходит.

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальности) формулируются определенные принципы, правила, предписания. Каждый метод субъективен и в том смысле, что его «носителем» является конкретный индивид, субъект, для которого данный метод и предназначен.

Классификация методов

Многообразие видов деятельности человека обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). В зависимости от роли и места в процессе научного познания выделяют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, исследования и изложения и пр. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. Методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и др. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

К характерным признакам научного метода (любого типа) чаще всего относят следующие: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания, позволяющая все методы научного познания разделить на следующие основные группы (по степени общности и широте применения): философские; общенаучные подходы и методы; частнонаучные; дисциплинарные методы; методы междисциплинарного исследования.

Таким образом, методология не может быть сведена к одному, даже «очень важному методу». Методология – это не простая сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология – это сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и др..

Учебно-тематический блок 2

«Профессиональная БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА труда»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.004 с.)