Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные этапы социального проектирования
Похожие статьи вашей тематики
Алгоритм подготовительного этапа
проектирования
| a анализ объекта проектирования: а) что именно проектируется: система, процесс или ситуация; б) стратометрическое построение: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев, структур, подсистем;
a выбор типа проектирования;
a теоретическое обеспечение проектирования (поиск информации об опыте деятельности подобных объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими специалистами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека систем и процессов и того или иного решения ситуаций);
a методическое обеспечение проектирование (создание инструментария: заготовление схем, образцов документов и т.д.);
a пространственно-временное обеспечение проектирования (оптимальное место и время);
a материально-техническое обеспечение;
a правовое обеспечение проектирования
| Алгоритм основного этапа
проектирования
| a выбор компонента, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие (определяется посредством поиска противоречия: следует найти составные части проекта, которые наиболее не соответствуют друг другу, но находятся в причинно-следствен-ной зависимости);
a установление связей и зависимостей компонентов;
a написание проекта;
| Алгоритм
этапа проверки качества проекта
| a мысленное экспериментирование применения проекта (самопроверка);
a экспертная оценка проекта;
a корректировка проекта;
a принятие решения об использовании проекта
|
Таблица 21
Правильное и неправильное поведение при формулировке
Целей социального проектирования
Типичные ошибки
| Правильные действия
| aвесь объем задач не разделяется на главные и второстепенные; смещается перспектива деятельности
| aзадачи ранжируются на главные и второстепенные; внимание и ресурсы концентрируются на главных задачах
| aпоставленная задача не соответствует необходимому ресурсному обеспечению
| aзадача приводится в соответствие с требующимися материальными, организационными, кадровыми ресурсами
| aвитиеватость формулирования задач, что не способствует ее пониманию исполнителями; неоправданное применение морально-эмоциональных оценок, политических деклараций
| aформулировка задач должна быть организационно недвусмысленной, понятной для тех, кто отвечает за выполнение задач
| aподробные советы и детализированные указания относительно способов выполнения задач, которые могут во многом не соответствовать изменившимся условиям
| aопытные исполнители не нуждаются в подробных указаниях и мелочных советах; в связи с непрерывной изменчивостью внешних условий исполнители должны иметь определенную свободу действий
| aигнорируя вопрос о кадрах, которые будут выполнять проект, не определяются лица, руководящие деятельностью и несущие за нее персональную ответственность
| aназначаются руководители проекта в целом и отдельных ее этапов, определяется круг исполнителей, которые вовлекаются (или могут быть вовлечены при необходимости) в работу
| aне указывается срок исполнения проекта в целом и его этапов
| aустанавливается срок или период выполнения задачи, достижения поставленной цели
|
Таблица 22
Примерная структура социального проекта
a определение темы, актуальности, цели, задач проекта
| a научно-методическое обоснование проекта
| a ожидаемые результаты проекта
| a механизмы выполнения проекта, исполнители, взаимодействия между ними
| a программа выполнения работ по проекту (описание этапов, сроки выполнения, описание используемых методов и способов решения)
| a ресурсное обеспечение (финансирование) проекта
| Пример
В рамках реализации целевой программы «Семья» коллектив гимназии № 6 г. Воронежа разработал положение о школьном конкурсе проектов сотрудничества семьи и гимназии (предлагается текст, подготовленный инициативной группой для педагогов):
Проблема
| Конструктивное сотрудничество, взаимопонимание и поддержка педагогов гимназии и родителей гимназистов в новых социокультурных условиях и с учетом концепции, реальностей и специфики гимназической жизни.
| Цель
| Разработка и внедрение адресных моделей сотрудничества педагогов гимназии и родителей гимназистов в интересах развития и воспитания личности ребенка.
| Задачи
| a привнесение в систему взаимодействия и взаимоотношений педагогов гимназии и родителей гимназистов таких характеристик, как компетентность, значимость, доверие, партнерство, конструктивность, адресность;
a формирование «совокупного субъекта» воспитательной системы гимназии: сообщества педагогов, родителей, гимназистов;
a закрепление позитивных установок у педагогов и детей в отношении семьи, родительства и позитивных установок у родителей и детей в отношении гимназии, педагогов;
a формирование непротиворечивого ценностного пространства взаимодействия педагогов, родителей, детей.
| Участники конкурса проектов
| Участниками конкурса проектов могут стать как коллективы классов, цикловые комиссии, органы родительского самоуправления, органы ученического самоуправления, так и временные творческие группы смешанного состава, объединяющие представителей родителей, педагогов, детей, выпускников гимназии. Количественный состав группы не регламентируется.
| Условия конкурса проектов
| a конкурс проектов проводится под единым девизом сотрудничества педагогов гимназии и родителей гимназистов, тема индивидуальных проектов может определяться разработчиками самостоятельно с учетом общей темы, цели и задач конкурса;
a разработчики сами уточняют профиль проекта, например, модель сотрудничества, модель родительского самоуправления, информационно-обучающая модель, досуговая модель и т.п.;
a структура проекта должны включать:
а) целевой блок,
б) аналитический блок (анализ практики, сложившейся к настоящему моменту, отдельные ведущие идеи),
в) описание предлагаемой модели,
г) деятельностный блок (что и как нужно сделать, чтобы реализовать предложенную модель),
д) ожидаемые результаты,
е) участники и предполагаемые сроки;
a предлагаемая модель должна отвечать следующим требованиям:
а) быть реально осуществимой;
б) согласовываться с конкретными условиями данного класса, параллели;
в) не противоречить общим установкам и ценностям, принятым в гимназии;
г) быть «проверяемой» как в процессе внедрения, так и по результату;
д) быть полезной и интересной;
е) реализовываться не только силами отдельно взятых педагогов.
| Сроки проведения конкурса проектов
| Конкурс проектов проводится в три этапа:
1 этап – объявление конкурса, разъяснительная работа, формирование временных творческих групп, подача заявки, пробные работы, индивидуальные консультации.
2 этап – разработка и графическое оформление модели, проведение необходимой диагностической работы, уточнение ведущих идей и характеристик модели, необходимые обсуждения и консультации, корректировка модели. На этом основная часть конкурса считается завершенной.
3 этап – внедрение моделей (в соответствии с установленными разработчиками сроками).
| Информационная поддержка конкурса
| aпо завершении каждого этапа выпуск «Витрины конкурса»;
aраспространение необходимых инструктивных материалов силами администрации и председателя экспертной группы;
aотражение и обобщение результатов конкурса в публикациях гимназии;
aвыставка проектов по окончании второго этапа конкурса, организация работы «добровольной экспертизы».
| Экспертная группа
| Экспертная группа конкурса создается и работает под председательством заместителей директора по научно-методической работе и по воспитательной работе. В состав экспертной группы в равных пропорциях включаются представители педагогического коллектива, родителей и детского сообщества (из числа лиц, не принимающих участия в конкурсе), а также общественные эксперты (выпускники, представители общественности).
|
Таблица 23
Методы проектирования
матрицы идей
| a на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях
| ассоциации
| a (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение).
Виды ассоциаций:
а) приспособление (имеющийся опыт решения одной из проблем может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы);
б) модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений);
в) реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных)
| вживание в роль
| a используется для создания более четкого представления о том, что и каким образом можно реализовать в сложившейся ситуации; основывается на стремлении представить функционирование будущего проектируемого объекта или процесса, что требует тщательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях
| аналогия
| a распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях)
| метод мозгового штурма, метод синектики
| a поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики
| 2.4. Технология планирования
i Планирование социально-педагогической деятельности – одна из функций управления; процесс разработки планов, включающий выработку единства действий, определенные меры (мероприятия), показатели, связанные с решением перспективных и текущих задач, распределение совокупности необходимых для реализации решений во времени и пространстве, уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Главной проблемой планирования социально-педагогической деятельности была и остается реалистичность, понимаемая как обоснованность мер (мероприятий) и их ресурсное обеспечение («стартовое» и последующее).
Таблица 24
Принципы планирования
научность – предполагает конкретность основных позиций плана, его реальность, целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий; учет закономерностей развития общества, группы, личности; всесторонний анализ сложившейся тенденции, перспектив и специфики работы социального педагога
| скоординированность (согласованность) – предполагает соотнесение и координацию плана работы социального педагога с планами работы других специалистов, отдельных подразделений учреждения, системы и т.п.
| оптимальность – отбор как содержания, так и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий
| перспективность – построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей
| коллегиальность – использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценки экспертов
| конкретность – четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей
|
i Этапы разработки плана:
1. Изучение ситуации, определение темы и проблем, отбор актуальных направлений на основе:
а) ознакомления с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
б) изучения литературы по общим основам планирования;
в) изучения научных рекомендаций и нормативно-правовых основ по планируемому вопросу;
г) анализа недостатков плана работы за прошедший период;
д) изучения рекомендаций научной организации труда.
2. Коллективное обсуждение отдельных аспектов плана. Рассмотрение и утверждение проекта плана работы на заседании полномочных органов.
3. Подготовка проекта плана.
Рис. 2. Виды планов
Таблица 25
Примерная структура плана работы
социального педагога образовательного учреждения на год
(специализация – охрана прав детства)
1. Организация работы
| aвыявление в микрорайоне необучающихся, сирот, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в защите государства, неблагополучных семей (совместно с классными руководителями);
aанализ контингента обучающихся в школе, составление списка малообеспеченных семей, неполных, многодетных;
aсоставление плана совместной деятельности с подразделениями по делам несовершеннолетних (ПДН) (совместно с заместителем директора по воспитательной работе);
aучет детей, состоящих на учете в ПДН и на внутришкольном учете;
aорганизация питания в школьной столовой (совместно с заместителем директора по воспитательной работе);
aпроведение акции «Защита» с целью выявления детей, нуждающихся в помощи государства;
aорганизация и проведение дней здоровья (совместно с преподавателем физкультуры);
aвыполнение санитарно-гигиенического режима
| 2. Работа с опекунами и подопечными детьми
| aсоставление плана работы по защите прав опекаемых;
aмесячник по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помещении в детские учреждения;
aработа по охране имущественных прав несовершеннолетних (с РЭУ), материальное обеспечение детей в опекунских семьях, контакт с отделением социальной защиты населения, оказание материальной помощи нуждающимся семьям в виде бесплатного питания в школьной столовой. Проведение «круглого стола» с опекунами;
aсистематический контроль за условиями воспитания опекаемых детей;
aорганизация педагогической помощи опекунам в воспитании подопечных индивидуально и в рамках всеобуча;
aсоставление контрольных актов обследования жилищно-бытовых условий;
aорганизация отчета опекунов о расходовании средств по ст. 409;
aсоставление годового отчета в отдел опеки (декабрь);
aконтроль организации зимнего отдыха опекаемых детей;
aорганизация медицинского осмотра;
aпути решения конфликтных ситуаций в опекунских семьях;
aпланирование работы в рамках месячника по защите прав несовершеннолетних;
aподведение итогов успеваемости детей данной группы, медицинский осмотр
| 3. Работа с неблагополучными семьями
| aучет семей социального риска;
aпроведение контрольного обследования для контроля и оказания помощи;
aсбор данных на лишение родительских прав, участие в судебных заседаниях;
aоформление нуждающихся в интернатные учреждения;
aоказание помощи в организации лечения и оздоровительного отдыха
| 4. Совместная работа с подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН) и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)
| aпланирование работы;
aпроведение ежемесячных занятий с учащимися во внеучебное время;
aконтроль проведения учащимися внеучебного времени;
aучет детей, состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учете;
aучастие в разборе правонарушений в школе;
aвыявление детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения, неблагополучных семей;
aучастие в заседаниях КДНиЗП;
a проведение рейдов «Подросток» (1 раз в месяц);
a посещение неблагополучных семей, трудных подростков
| 5. Организация профориентационной работы
| aпрофориентационные беседы со старшеклассниками;
aвыявление профессиональных интересов и наклонностей старшеклассников;
aэкскурсии по предприятиям;
aтрудоустройство старшеклассников в летнее время
|
|