Этапы проведения консультативного интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы проведения консультативного интервью



a установление контакта, дости­жение взаимопонимания с клиентом (представляясь кли­енту, консультант разъясняет свои профессиональные воз­можности). Началом беседы может стать рассказ клиента без «специального приглашения». Если клиент молчит, ему можно помочь репликами типа: «Слушаю Вас внимательно» или «Расскажите, что Вас сюда привело»  
a сбор информации о клиенте и решение вопроса о том, в чем же состоит его проблема. Выдвигаются и обсуждаются несколько гипотез о проблеме клиента. Выбирается одна проверенная факта­ми гипотеза. На данном этапе: а) консультант поддерживает контакт с клиентом; б) стимулирует его на дальнейший рассказ (к полезной информации можно отнести историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась), отношение клиента со всеми действующими в рассказе лицами, их отношение к проблеме, представление о том, чем именно вызвана проблема, с точки зрения самого человека и окружающих его людей, чем именно обусловлено обращение к социальному работнику, почему оно происходит сейчас, а не раньше или позже и т.п.); в) способствует целенаправленному развитию беседы; г) осмысливает то, что говорит клиент  
a вместе с клиентом определяется желаемый результат, обсуждается то, что изменится в его жизни, ког­да желаемое будет достигнуто; у клиента должны возникнуть переживания, связанные с осознани­ем собственных возможностей; формулируются рекомендации; обсуждаются различные варианты решения про­блемы, создаются условия для выбора альтернатив  
a обобща­ются результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы  

 

i Семейное консультирование – один из видов консультирования.

Таблица 51

Предмет социального семейного консультирования

в сфере жизнеобеспечения aтрудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидности, помощь в кризисной ситуации и т.п.  
в сфере семейного здоровья aдиагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, организация наркологической помощь и т.п.  
в сфере организации быта aобеспечение необходимыми предметами, организация «уголка ребенка» (инвалида, пожилого больного и т.п.) в квартире, проблемы организации свободного времени, надзора и т.п.  
в сфере духовного и морального здоровья aизбавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.  
в сфере воспитания детей aрешение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.  
в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи aвосстановление или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений;  

 

i В отличие от индивидуального консультирования, специалист работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи, до проведения совместной встречи.

Таблица 52

Фазы семейного консультирования

I фаза a создание климата, обеспечивающего успех консульта­ции. Социальный педагог должен убедить кли­ента в том, что он испытывает ис­кренний интерес к его проблемам и желает ему помочь  
II фаза a создание своеоб­разного «катарсиса», душевного об­легчения, возникающего вследствие того, что человек впервые за дли­тельное время выговаривается по наболевшим проблемам  
III фаза a «фаза утешения» – задача специалиста сводится к снятию деструктивного аффективного фона. Клиент должен переоценить свою ситуацию, по­нять, что она не столь трагична, как ему казалось. Необходимо помочь ему увидеть в сложившейся ситуации нечто положительное, чего он преж­де не замечал, и переориентировать внимание клиента на эти аспекты  
IV фаза a социальный диагноз – кон­сультант обязан понять, в чем причи­на проблемы, по поводу которой к нему обратились (диагноз не должен сообщаться клиенту)  
V фаза a основываясь на своем диагнозе, консультант стара­ется помочь клиенту самому поста­вить «диагноз» ситуации, в которую он попал (в этом процессе активны обе стороны, поэтому эту фазу можно назвать фазой исследова­ния)  
VI фаза a осознание клиентом имеющихся вариантов поведения и выбор одно­го из них (все решения человек при­нимает самостоятельно, только тогда он будет чувствовать себя от­ветственным за свои поступки и не откажется от принятого решения при первой же трудности)  
VII фаза a закрепление мотивации на вы­полнение принятого решения  

 

i Специфическим видом консультативной деятельности является дистантное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяетмногимгражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Идея использования телефонной связи для оказания помощи и духовной поддержки отчаявшимся и одиноким людям начала реализовываться на Западе лишь в начале 50-х г. ХХ в.

 

Таблица 53



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.007 с.)