Психолого-педагогическая реабилитация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая реабилитация



Этапы Ведущие элементы деятельности
1. Определение исходного реабилитационного потенциала a сбор психологического анамнеза; a выявление педагогических проблем; a подготовка рекомендаций по воспитанию и обучению  
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации a разработка плана индивидуального обучения и воспитания; a участие в составлении комплексной программы  
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка a развивающее обучение; a организация воспитательной работы; a корректировка комплексной программы реабилитации  
4. Подготовка к выдаче рекомендаций a рекомендации по обучению; a рекомендации по воспитанию  
5. Курирование жизнедеятельности a психолого-педагогические консультации  

 

Таблица 61

Социально-трудовая реабилитация

Этапы Ведущие элементы деятельности
1. Определение исходного реабилитационного потенциала a сбор информации о трудовой установке и профессиональных интересах; a наблюдение за отношением к труду и определение профессиональных способностей; a подготовка рекомендаций по профессиональной адаптации  
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации a разработка плана профессионального обучения; a участие в составлении комплексной программы  
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка a профессиональная ориентация; a выявление профессиональных способностей; a трудовое обучение и воспитание положительного отношения к труду; a корректировка комплексной программы реабилитации  
4. Подготовка к выдаче рекомендаций a рекомендации по трудоустройству; a рекомендации по профессиональному совершенствованию  
5. Курирование жизнедеятельности a содействие в трудоустройстве; a участие в трудовом становлении  

 

Проверьте себя

1. Определите верный ответ. Цель деятельности это:

А. Идеальное состояние объекта, предмета, к достижению которого необходимо стремиться.

Б. Ожидаемый результат деятельности.

В. Идеальное состояние и ожидаемый результат деятельности.

Г. Верного ответа нет.

2. Вертикальную и горизонтальную конкретизацию цели принято называть «древом цели». Разработайте схему, иллюстрирующую метод «древа целей».

3. Назовите не менее трех требований к процессу целеполагания в социально-педагогической деятельности.

4. Определите верный ответ. Какой прием совместного целеполагания используется в случае, когда клиенту трудно определить планы на будущее, таковых планов нет или он не видит возможности внести изменения в ситуацию.

А. Метод целевых карточек.

Б. Метод линии жизни.

В. Метод карточек желаний.

5. Какой уровень целеполагания реализует специалист по социальной работе. Обоснуйте свою точку зрения.

А. Организационно-управленческий.

Б. Конкретный.

В. Организационно-управленческий и конкретный.

Г. Верного ответа нет.

6. Раскройте сущность и алгоритм социального прогнозирования. Покажите возможность применения данной технологии в социально-педагогической деятельности.

7. В чем отличие социального проектирования от социального планирования?

8. На примере анализа любой федеральной целевой программы покажите исполнение требований к социальному проектированию и программированию.

9. Перечислите направления диагностического обследования в социально-педагогической работе.

10. В чем, на Ваш взгляд, отличие вмешательства от терапии как технологий социально-педагогической деятельности?

11. Приведите пример использования технологии социальной реабилитации в деятельности социального педагога.

12. Определите, какие из описанных технологий можно отнести к технологиям общего характера, а какие – к частным?

Мини-словарь

Анализ социального конфликта – вид управленческой деятельности по изучению конфликтной ситуации. Начинается с изучения его участников и характера проблемной ситуации. Проводится по следующим направлениям:

а) идентификация целей участников;

б) определение проблемных ситуаций, предшествующих социальному конфликту;

в) установление факторов, способствующих перерастанию проблемной ситуации в социальный конфликт;

г) измерение степени влияния личностных особенностей конфликтующих сторон и проблемной ситуации на возникновение конфликта. При идентификации целей участников социального конфликта выделяются и описываются ближайшие и перспективные их цели, затем выясняется последовательность и взаимосвязь ближайших целей во времени. При описании проблемных ситуаций следует определить их характер, частоту возникновения и степень чувствительности к ним участников, длительность их действия, величину отклонения, реальность и мнимость ситуации.

Антисоциальная личность – неприспособленная модель отношения к окружающим, характеризующаяся безответственностью, неспособностью чувствовать свою вину, побуждение к деятельности с целью нанесения ущерба другим, частые конфликты с окружающими и общественными институтами, склонность обвинять других и не извлекать уроков из ошибок, нетерпимость, а также иное поведение, указывающее на недостаточную социализацию. Это одно из наиболее часто встречающихся личностных расстройств.

 

Антисоциальное поведение – длительная по времени модель преступного поведения, противопоставляемая общественным нормам, характерная для человека, поведение которого нельзя охарактеризовать как разновидность какого-то умственного расстройства. Подобным термином обычно обозначают профессиональных воров, торговцев наркотиками, членов организованных преступных группировок, нечистоплотных деловых людей.

 

Взаимопомощь – усилия людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу.

 

Воспитание –(в широком смысле) сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи из поколения в поколение социального опыта и включения воспитуемых в жизнь общества, т.е. социальное формирование человека; (в узком смысле) педагогическое управление процессом развития и становления личности (С.Х. Лийметс); создание условий для развития и становления личности (А.В. Мудрик); деятельность по непосредственному включению воспитуемых в жизнь общества (В.М. Полонский).

 

Группа самопомощи (взаимопомощи) – формальная или неформальная организация людей, имеющих общие проблемы и встречающихся регулярно небольшими группами для оказания друг другу помощи, эмоциональной поддержки, обмена информацией и т.п. В отличие от групп самопомощи, в группах взаимопомощи могут быть профессионально подготовленные лидеры.

 

Группа социальная – (в широком смысле) различные по своим основаниям объединения людей, образующиеся на основе существующей в обществе системы общественных отношений: экономических, социальных, политических, культурных, национальных, правовых, религиозных и т.п. Социальная группа – (в узком смысле) социальное образование, выделяемое на основе социального положения людей, их места и роли в социально-экономической структуре общества, их интересов и ценностей, социальных ориентаций. В рамках общества – это классы и социальные слои (переходные, промежуточные общественные группы), большие и малые трудовые коллективы, социально-профессиональные и другие группы общества.

Группы риска – группы, члены которых уязвимы или могут понести ущерб от определенных медицинских, социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды.

 

Девиантное поведение – оценка любого поведения, отклоняющегося от нормы, нестандартного поведения. Подразделяется на две группы. 1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии (астеники, шизоиды, эпилептоиды и др.), а также люди с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы. 2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии: пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений.

 

Депрессия – ряд эмоциональных реакций, часто характеризующихся, отчаянием, пессимизмом в отношении будущего, снижением активности и продуктивности, нарушением сна и чрезмерной усталостью, чувством безнадежности. У отдельных индивидуумов подобные проявления могут быть мягкими и незаметными для наблюдений, у других – продолжительными и интенсивными.

 

Депривация – недостаток важного, невозможность удовлетворения потребностей. Психическая депривация – состояние недостаточного удовлетворения основных потребностей в течение достаточно длительного времени, специфическое обеднение жизненной среды. Социальная депривация – лишение, ограничение либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития.

 

Защита социальная – экономические, социальные, правовые гарантии, обеспечивающие гражданам общества соблюдение и реализацию прав и свобод, достойный человека уровень, качество жизни. Как правило, включает комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости, вознаграждения и оплаты труда, компенсации потерь населения от инфляции, помощи престарелым и инвалидам и т.п.

 

Интерес социальный – причина действий индивидов, социальных групп и общностей, формирование которых обусловлено осознанием потребностей. В классификации социальных интересов выделяется ряд оснований. По значимости различают непосредственный и опосредованный социальный интерес; по сфере их направленности – экономические, политические, духовные и собственно (в узком смысле) социальный интерес; по степени осознанности – стихийные и программные; по возможности осуществления – реальные и мнимые; по степени общности – индивидуальные, групповые, общие. Содержательное различие социальных интересов вытекает из положения роли индивида, социальной группы или общности в системе социальных отношений.

 

Контроль социальный –система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Социальный контроль служит достижению и поддержанию стабильности социальной системы и обеспечению ее позитивного развития. Различают три формы социального контроля: 1) элементарные (в основном принудительные санкции); 2) общественное мнение; 3) социальные институты.

 

Конфликт – форма организационного взаимодействия индивидов (социальных групп), в процессе которого их действия взаимоотрицают, взаимоисключают друг друга. Процесс развертывания конфликта включает следующие стадии: а) временные удачи и временные победы участников; б) равновесие сил участников; в) кульминация, знаменующая решительный поворот и изменение характера взаимодействия; г) доминирование одного участника над другим. Доминирующий участник организует конфликтное взаимодействие, адекватно имитирует внутренний мир противника, формирует его цели через создание выгодной для себя стратегической обстановки, своевременно прогнозирует появление новых проблемных ситуаций и готовится к их разрешению.

 

Правовой статус личности – система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством; обязанности выражают притязание государства к гражданину, его поведению. Законными интересами являются те интересы личности, которые непосредственно не охватываются содержанием установленных законом прав и свобод, но подлежат защите со стороны государства и охраняются законом. В основе прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности лежит обладание, пользование конкретными социальными благами: социально-экономическими, духовными, политическими и личными. Правовой статус личности определяется прежде всего принадлежностью человека к конкретному государству, механизмом правового регулирования общественных отношений, включающим такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.п.

 

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Семью отличает единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

 

Социализация – процесс приобретения людьми опыта и ценностных ориентаций, норм и правил поведения в обществе, необходимых для осуществления социально-значимой роли во всех сферах жизни и деятельности личности. Включает механизм управления развитием человека, обретения им своего статуса в обществе на базе освоения культурного наследия, обучения, образования, воспитания. Виды социализации: полоролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, этносоциализация, субкультурно-групповая и др.

 

Социальная служба – предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

 

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Среда – совокупность жизненных условий, то конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализуется как личность. Влияет на развитие организма человека, становление его индивидуальности и личности.

 

Статус социальный – положение индивида или группы, общности людей по отношению к другим индивидам и группам в обществе. Характеризуется экономическими, демографическими, профессиональными, образовательно-культурными и другими признаками.

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1994.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1993.

3. Бочарова В.Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / В.Г. Бочарова. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Линнеер-Аксельсон Б. Психосоциальная помощь населению / Б. Линнеер-Аксельсон, И. Тюледгорс. – М., 1994.

6. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Методика социально-психологической диагностики личности и группы. – М., 1990.

8. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: методическое пособие / Л.К. Сидорова. – М.: Айри-Пресс, 2004.

10. Социальное управление: словарь / [под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова]. – М., 1994.

11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

12. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. – М., 1995.

13. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / [под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.035 с.)