Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи работы социального педагога в группе

Поиск
a исправление, корректировка целей, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов  
a предупреждение дисфункций (в случае такой опасности)  
a обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критический период роста  
a утверждение личности  
aвоспитание чувства гражданственности  

           
     

Рис. 11. Типология групп в социальной работе


i
В практике деятельности социального педагога работа с групой, как правило, сводится к работе с семьей и неформальными объедине-ниями и организациями. Обращаем внимание на возможность использования распространенной в социальной работе деятельности по иницииации, организации, руководству и привлечению для рещения социально-педа-гогических задач групп взаимопомощи и взаимоподдержки.

Таблица 39

Типология групп взаимопомощи

aгруппы, возникающие спонтанно, и инициированные специалистами
a группы, имеющие программу функционирования и четко определенную цель, и группы со спонтанной динамикой  
a группы закрытого типа, когда состав участников постоянен, и группы открытого типа, когда допускается смена состава в процессе функционирования и прием новых членов  
a группы, работающие в течение определенного времени, имеющие регулярные встречи, и группы собирающиеся лишь по каким-либо поводам
a группы могут быть тематическими, объединяющими тех, кто пережил сходный травматический опыт, например, группы жертв насилия и т.п., и смешанные  
a группы могут дифференцироваться в зависимости от состава участников, объединяя людей по какому-либо формальному признаку, например, по полу, по возрасту и др., а также быть смешанными  

 

i Целевые установки групп взаимопомощи:

- минимизация негативного самовосприятия: «Это случилось не только со мной»;

- обсуждение прошлого травматического опыта, а также возможного будущего;

- оказание комплексной социально-психологической поддержки, в том числе инструментальной (материальной), эмоционально-психо-логической и ценностно-смысловой;

- сохранение социальной (культурной, национальной) идентичности;

- выработка средств для преодоления кризисных ситуаций (как психологических, так и организационных);

- формирование групповой сплоченности.

 

 

Таблица 40

Требования к ведению групп взаимопомощи

a каждый участник группы стремится уважать мнение другого и принимать его чувства
a каждый участник группы имеет право (но не обязан) высказываться и может рассчитывать на то, что будет выслушан со вниманием, хотя не обязательно, чтобы с ним непременно соглашались  
a члены группы должны быть уверены в конфиденциальности сообщаемых ими сведений о себе, что дает ощущение безопасности  
a члены группы стремятся к совместному обсуждению и решению всех групповых (а при договоренности и внегрупповых) вопросов  
a члены группы при пропуске занятий предупреждают ведущего или одного из членов группы (это важно, чтобы члены группы и лидер были в курсе возможных декомпенсаций участников группы)  

 

Таблица 41

Пути и рекомендации по созданию групп взаимопомощи

прямой – предложение по организации встреч косвенный – путем приглашения на собрание или встречу с каким-либо интересным или полезным собеседником и т.п. выявление уже имеющихся кругов неформального об-щения, выполняющих функ-ции поддержки и взаимопомощи  
aорганизация места сбора группы, помещения, способствующего возникновению групповой сплоченности  
aгруппа должна быть нацелена на решение актуальных для данного круга лиц проблем, для создания у них достаточной мотивации к объединению и участию в группе  
aучастие в группе должно быть свободным и добровольным  
aгруппа формируется на основе одного основополагающего принципа, по остальным показателям группа может быть разнородной  

 

 

Таблица 42

Функции лидера-ведущего групп взаимопомощи

a постоянное активное вовлечение участников группы и членов их семей в работу, совместное преодоление актуальных проблем, обсуждение индивидуального опыта, проведение досуга  
a помощь в поиске информации по жизненно важным вопросам; помощь в налаживании прямых связей участников группы между собой; создание теплой дружеской атмосферы  
a совместное с рядовыми членами группы при их желании создание правил работы группы, приема, общих ритуалов и т.п.
a организация эффективного общения на период сбора группы
aоказание при необходимости экстренной индивидуальной психологической помощи, готовность выслушать и понять любого члена группы  
a посредничество в решении социальных, юридических, финансовых и медико-психологических проблем  

i

 
 

Для того чтобы работа с группой счита­лась социальной, социальный педагог должен сосредоточить внимание на оказании помощи членам группы в развитиисистемывзаимопомощи. Это требует поощрения об­щения между членами группы.

Вторым кри­терием является то, что педагог должен чет­ко осознать, оценить и уважать групповой процесс, поскольку он сам по себеявляетсямощной движущей силой. Значение группо­вого процесса как движущей силы для дости­жения перемен подтверждается исследова­ниями. Групповой процесс предполагает последующее развитие группы, как и процесс взаимодействия во время каждой встречи.

Третьим критерием является наличие определенной ус­тановки. С самой первой встречи членов группы социальный педагог думает о том, чтобы в ре­зультате его работы группа перестала нуж­даться в нем. Он пы­тается дать возможность группе расширить свою самостоятельность (автономность). В случае с детьми педагог помогает группе стать автономной в той мере, в какой это возможно. Необходимо учитывать, что жиз­ненные процессы, в которые педагог включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода.

Четвертый критерий состоит в том, что социальный педагог должен помочь членам группы ощущать свою принадлежность к группе, в том числе в момент прекращения занятий. Это может достигаться по-разному, вербально или невербально, например через общие воспоминания или через какой-то заключительный аккорд.

aведущий организует знакомство членов группы между собой и с делом; aорганизует обсуждение вопроса о составе группы (если группа предполагается открытой, возможна разработка правил или ритуала приема); aвырабатываются собственные правила и санкции за отступление от групповых правил; aопределяются основные цели группы как на уровне реальной проблематики, так и на психологическом уровне

u

aприменение разнообразных (в зависимости от специфики группы) методов; aзавершение встреч подведением итогов, определением ориентиров на будущее, создание возможностей для неформальных встреч, передача инициативы встреч участникам, уход ведущего на права «гостя»

Рис. 12. Работа с группой взаимопомощи,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.011 с.)