Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие социальной технологии.

Поиск

В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Воронеж – 2006

УДК

ББК

Ш

 

 

  Ш Шакурова М.В. Социально-педагогические технологии в схемах и комментариях: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80 с.  

 

 

Рецензенты

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики (ВГПУ) Кораблина Л.Н.

Социальный педагог (МОУ гимназия № 6 г. Воронежа)

Демченко Е.В.

 

В учебно-методическом пособии раскрывается содержание отдельных общих и частных технологий социально-педагогической деятельности. Может быть использовано как элемент учебно-методического комплекса дисциплин «Методика и технология работы социального педагога», «Социально-педагогические технологии».

Рекомендуется студентам, изучающим социальную педагогику, обучающимся по специальности «социальная педагогика».

 

© Шакурова М.В., 2006

© Редакционно-издательской оформление. ВГПУ, 2006

© Дизайн обложки. Шеминев С.В., 2006

 

 

Введение

 

Под социально-педагогической понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Назначение социально-педагогической деятельности – оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей.[1]

Современный социальный педагог – специалист, работающий на стыке социальной работы и педагогики как двух самостоятельных областей профессиональной деятельности и, как следствие, реализующий задачи социально-педагогической защиты и социального воспитания.

В данном учебном пособии будут представлены общие и частные технологии, направленные на решение задач социально-педагогической защиты. Под социально-педагогической защитой мы будем понимать непосредственную или опосредованную систему способов, средств, мероприятий, направленных на отстаивание интересов и прав личности от посягательства на ее свободу, личное достоинство; оказание помощи в налаживании деловых и межличностных отношений; прямую поддержку в реализации гарантированных прав, предоставленных определенным сообществом.

Структура пособия выстроена с учетом программы курса «Методика и технология работы социального педагога», являющегося обобщающим для цикла дисциплин, направленных на подготовку студентов по специальности «социальная педагогика». Спецификой курса является ярко выраженная прикладная направленность, межпредметные связи с дисциплинами психолого-педагогической, социолого-политологической и социально-педагогической направленности.

Логика изложения содержания и способ его подачи в рамках данного учебного пособия призваны способствовать более эффективной организации самостоятельной работы студентов посредством конкретизации и схематизации материала.

 

Тема 1. Понятие социальной технологии.

Технологический цикл

Социально-педагогической деятельности

Таблица 1.

Таблица 2

Таблица 3

Сущностные признаки

Технологически выстроенного процесса

a наличие четко заданной цели как ожидаемого результата деятельности  
a возможность и необходимость использования обратной связи, выражающейся в тщательной диагностике как на промежуточных этапах достижения цели, так и по получении конечного продукта  
a возможность определения четких шагов достижения цели (алгоритма[2])  
a системность воздействия на исходные характеристики объекта  
a отбор объектов по сходным начальным характеристикам (условиям)  

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

Примеры классификации технологий социальной работы

a массовые, групповые, индивидуальные  
a субъектные, деятельностные, средовые  
a простые (доступные неспециалистам); сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области; комплексные, требующие наличия квалификации нескольких специалистов, работающих в разных областях  
a технологии стратегического характера (нацелены на все слои населения, на широкий спектр социальной сферы, на уменьшение численности населения, нуждающегося в социально-педагогической помощи) и технологии тактического характера (технологии социально-педагоги-ческой работы с отдельной группой, проблемой);  
a технологии, направленные на совершенствование социальной работы как вида деятельности; технологии, направленные на улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (технология управления, прогнозирования, моделирования, проектирования); технологии, оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, установление проблемы и т.п.); технологии, улучшающие деятельность клиента (установка на успех, коммуникативные и т.п.)  

       
   

           
     
 
 

 
 

Рис. 1. Обязательные элементы технологизации

процесса социальной работы (С.С. Анисимов)

 

 

Проверьте себя

1. В чем заключается сущность технологического подхода в социально-педагогической работе.

2. Определите верный ответ. В основе технологического подхода лежит:

А. Искусство исполнения деятельности.

Б. Научные основы деятельности.

В. Верного ответа нет.

3. Назовите не менее трех сущностных признаков технологии. Назовите не менее трех особенностей социальных технологий.

4. Чем обусловлена необходимость широкого использования социальных технологий в теории и практике социально-педагогической деятельности?

5. Назовите верный ответ. Система последовательных действий, когда каждое последующее действие обусловлено предыдущим, а в совокупности они определяют эффективность решения задачи это:

А. Алгоритм.

Б. Системное описание.

В. Процесс.

Г. Верного ответа нет.

6. Приведите два примера классификации технологии социально-педагогической работы.

 

Технология целеполагания

Цель – понятие, выражающее идеальное предвосхищение результата деятельности. Сама деятельность в этом плане трактуется как процесс осуществления цели. Выделяются различные типы целей: конкретные и абстрактные, стратегические и тактические, индивидуальные, групповые и общественные, поставленные самим субъектом деятельности и заданные ему извне. В том случае, когда цель задается извне, она выступает в виде требования или задачи, поставленной субъекту деятельности в процессе управления другими людьми, директивной инстанцией и т.д. Цель самого субъекта вырабатывается и определяется им в результате внутреннего развития, его собственной активности. Конкретная цель представляет собой идеальный образ предмета непосредственной деятельности. Абстрактная цель – это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого в конечном счете осуществляется человеческая деятельность. «Дерево» целей – прием в анализе социальной политики для вычерчивания различных целей организации и предпочтений, используемых при их выполнении. Главная цель помещается в верхней части листа, менее значимые цели – ниже в нисходящем (убывающем) порядке.

i Формулировка и определение цели – важная ориентирую­щая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия. В социаль­ной сфере технологический процесс носит творческий харак­тер, он не может быть линейным. Ряд операций осуще­ствляется параллельно либо в обратном направлении. Опреде­ленные процедуры могут меняться местами.

i Целеполагание – процесс выбора и реального определения цели. Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимальных средств ее достижения.

 

Таблица 8

Функции целеполагания

Таблица 9

Таблица 10

Требования к процессу целеполагания и формулировке цели

Требования к процессу целеполагания и к формулировке цели должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия  
должна быть ясной, реальной и достижимой  
основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка  
формулировка цели должна начинаться с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие  
должна конкретизировать требуемый конечный результат, заданный срок достижения цели, максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии  
должна оговаривать только то, «что» и «когда» необходимо сделать, не вдаваясь в детали, «как» и «почему» это должно быть сделано  
должна отвечать непосредственно целевому назначению и обязанностям данного специалиста  
должна быть понятной всем, кто будет с ней работать  
должна соответствовать основным принципам и методам научной организации труда  

Таблица 11

Зависимость цели

Таблица 12

Основные этапы определения цели

a выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их учет в целевой установке конкретного вида деятельности  
a определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности  
a ограничение цели от желательных, но объективно не­достижимых результатов  
a определение собственных намерений, их соотнесение с целями других лиц и организаций, участвующих в реализации данной деятельности  
a определение вероятных последствий достижения сфор­мулирован-ных целей. Многие цели могут оказываться, по сути, средством достижения других, более отдаленных или побочных целей. Если не учитывается возможность побоч­ных результатов, это может привести к непредвиденным по­следствиям  
a определение обстоятельств, средств, способствующих и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления  

iОсобенность социально-педагогической деятельности – обязательная практика совместного целеполагания. Привлекая клиента к постановке целей, специалист увеличивает мотивацию и уверенность человека в себе. Клиент будет упорнее участвовать в целеполагании, если это касается его собственных целей; он видит и слышит, что действительно что-то изменяется; он замечает, что может влиять на самого себя и на окружение.

 

Таблица 13

Таблица 14

Технология прогнозирования

i Социальное прогнозирование – специальное иссле­дование о вероятных перспективах развития социального объекта (социального явле­ния, процесса, социального слоя, социального состояния личности); выработка обоснованного суждения, предсказание возможных состояний объекта в будущем и (или) альтернативных путей и сроков осуществления изменений; форма социального предвидения, вид прогнозирования.

 

Таблица 15

Таблица 16

Таблица 17

Составляющие проектирования как этапа деятельности

a определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов  
a построение модели, необходимой для получения результата деятельности (моделей может быть несколько)  
a определение средств, необходимых для реализации действия, а также временных рамок и ориентиров качества будущего результата, средств промежуточного контроля  
a построение модели индивидуальной реализации деятельности (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управленческих, эмоциональных и т.п. особенностей субъекта осуществления деятельности)  

Таблица 18

Типы проектирования

Поисковое проектирование Нормативное проектирование
  современное состояние объекта u учет известных закономерностей развития объекта u построение «древа проблем» и определение механизма учета проблем u построение желаемого и возможного состояния объекта в данный промежуток времени   будущий желаемый вариант u нахождение наилучшего пути (среди множества возможных) u построение «древа целей» u определение траектории развития существующего сегодня объекта

Таблица 19

Принципы проектирования

в социально-педагогической деятельности

Принцип человеческих приоритетов, ориентация на человека-участ-ника социальных систем, процессов или ситуаций aподчинение проектируемых социальных систем, процессов, ситуаций реальным потребностям, интересам и возможностям личности, группы, общности; aгибкость в выполнении проектов, умение по необходимости отступить, заменить один проект другим; aрамочный характер проектирования, наличие в проекте возможности для импровизации
Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций aразработка модели, проекта таким образом, чтобы отдельные компоненты легко заменялись, подвергались модернизации, корректировались; aразработка гибких проектов, допускающих многократное использование, приспособление к изменившимся условиям; aразработка серии проектов по одной проблеме, выбор оптимального проекта для данных условий

Таблица 20

Таблица 21

Таблица 22

Примерная структура социального проекта

a определение темы, актуальности, цели, задач проекта  
a научно-методическое обоснование проекта  
a ожидаемые результаты проекта  
a механизмы выполнения проекта, исполнители, взаимодействия между ними  
a программа выполнения работ по проекту (описание этапов, сроки выполнения, описание используемых методов и способов решения)  
a ресурсное обеспечение (финансирование) проекта  

Пример

В рамках реализации целевой программы «Семья» коллектив гимназии № 6 г. Воронежа разработал положение о школьном конкурсе проектов сотрудничества семьи и гимназии (предлагается текст, подготовленный инициативной группой для педагогов):

 

Проблема   Конструктивное сотрудничество, взаимопонимание и поддержка педагогов гимназии и родителей гимназистов в новых социокультурных условиях и с учетом концепции, реальностей и специфики гимназической жизни.  
Цель   Разработка и внедрение адресных моделей сотрудничества педагогов гимназии и родителей гимназистов в интересах развития и воспитания личности ребенка.  
Задачи   a привнесение в систему взаимодействия и взаимоотношений педагогов гимназии и родителей гимназистов таких характеристик, как компетентность, значимость, доверие, партнерство, конструктивность, адресность; a формирование «совокупного субъекта» воспитательной системы гимназии: сообщества педагогов, родителей, гимназистов; a закрепление позитивных установок у педагогов и детей в отношении семьи, родительства и позитивных установок у родителей и детей в отношении гимназии, педагогов; a формирование непротиворечивого ценностного пространства взаимодействия педагогов, родителей, детей.  
Участники конкурса проектов   Участниками конкурса проектов могут стать как коллективы классов, цикловые комиссии, органы родительского самоуправления, органы ученического самоуправления, так и временные творческие группы смешанного состава, объединяющие представителей родителей, педагогов, детей, выпускников гимназии. Количественный состав группы не регламентируется.  
Условия конкурса проектов   a конкурс проектов проводится под единым девизом сотрудничества педагогов гимназии и родителей гимназистов, тема индивидуальных проектов может определяться разработчиками самостоятельно с учетом общей темы, цели и задач конкурса; a разработчики сами уточняют профиль проекта, например, модель сотрудничества, модель родительского самоуправления, информационно-обучающая модель, досуговая модель и т.п.; a структура проекта должны включать: а) целевой блок, б) аналитический блок (анализ практики, сложившейся к настоящему моменту, отдельные ведущие идеи), в) описание предлагаемой модели, г) деятельностный блок (что и как нужно сделать, чтобы реализовать предложенную модель), д) ожидаемые результаты, е) участники и предполагаемые сроки; a предлагаемая модель должна отвечать следующим требованиям: а) быть реально осуществимой; б) согласовываться с конкретными условиями данного класса, параллели; в) не противоречить общим установкам и ценностям, принятым в гимназии; г) быть «проверяемой» как в процессе внедрения, так и по результату; д) быть полезной и интересной; е) реализовываться не только силами отдельно взятых педагогов.  
Сроки проведения конкурса проектов   Конкурс проектов проводится в три этапа: 1 этап – объявление конкурса, разъяснительная работа, формирование временных творческих групп, подача заявки, пробные работы, индивидуальные консультации. 2 этап – разработка и графическое оформление модели, проведение необходимой диагностической работы, уточнение ведущих идей и характеристик модели, необходимые обсуждения и консультации, корректировка модели. На этом основная часть конкурса считается завершенной. 3 этап – внедрение моделей (в соответствии с установленными разработчиками сроками).  
Информационная поддержка конкурса   aпо завершении каждого этапа выпуск «Витрины конкурса»; aраспространение необходимых инструктивных материалов силами администрации и председателя экспертной группы; aотражение и обобщение результатов конкурса в публикациях гимназии; aвыставка проектов по окончании второго этапа конкурса, организация работы «добровольной экспертизы».  
Экспертная группа   Экспертная группа конкурса создается и работает под председательством заместителей директора по научно-методической работе и по воспитательной работе. В состав экспертной группы в равных пропорциях включаются представители педагогического коллектива, родителей и детского сообщества (из числа лиц, не принимающих участия в конкурсе), а также общественные эксперты (выпускники, представители общественности).

Таблица 23

Методы проектирования

матрицы идей a на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях  
ассоциации a (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). Виды ассоциаций: а) приспособление (имеющийся опыт решения одной из проблем может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы); б) модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); в) реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных)  
вживание в роль a используется для создания более четкого представления о том, что и каким образом можно реализовать в сложившейся ситуации; основывается на стремлении представить функционирование будущего проектируемого объекта или процесса, что требует тщательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях  
аналогия a распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях)  
метод мозгового штурма, метод синектики a поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики  

2.4. Технология планирования

i Планирование социально-педагогической деятельности – одна из функций управления; процесс разра­ботки планов, включающий выработку единства действий, опреде­ленные меры (мероприятия), пока­затели, связанные с решением пер­спективных и текущих задач, распределение совокупности необходимых для реализации решений во времени и пространстве, уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Главной проблемой планирования социально-педагогической деятельности была и остается реалистичность, понимае­мая как обоснованность мер (меро­приятий) и их ресурсное обеспече­ние («стартовое» и последующее).

Таблица 24

Принципы планирования

научность – предполагает конкретность основных позиций плана, его реальность, целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий; учет закономерностей развития общества, группы, личности; всесторонний анализ сложившейся тенденции, перспектив и специфики работы социального педагога  
скоординированность (согласованность) – предполагает соотнесение и координацию плана работы социального педагога с планами работы других специалистов, отдельных подразделений учреждения, системы и т.п.  
оптимальность – отбор как содержания, так и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий  
перспективность – построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей  
коллегиальность – использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценки экспертов  
конкретность – четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей  

 

i Этапы разработки плана:

1. Изучение ситуации, определение темы и проблем, отбор актуальных направлений на основе:

а) ознакомления с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

б) изучения литературы по общим основам планирования;

в) изучения научных рекомендаций и нормативно-правовых основ по планируемому вопросу;

г) анализа недостатков плана работы за прошедший период;

д) изучения рекомендаций научной организации труда.

2. Коллективное обсуждение отдельных аспектов плана. Рассмотрение и утверждение проекта плана работы на заседании полномочных органов.

3. Подготовка проекта плана.

 
 
       
   
 

       
   
 
 


Рис. 2. Виды планов

Таблица 25

Примерная структура плана работы

социального педагога образовательного учреждения на год

(специализация – охрана прав детства)

1. Организация работы aвыявление в микрорайоне необучающихся, сирот, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в защите государства, неблагополучных семей (совместно с классными руководителями); aанализ контингента обучающихся в школе, составление списка малообеспеченных семей, неполных, многодетных; aсоставление плана совместной деятельности с подразделениями по делам несовершеннолетних (ПДН) (совместно с заместителем директора по воспитательной работе); aучет детей, состоящих на учете в ПДН и на внутришкольном учете; aорганизация питания в школьной столовой (совместно с заместителем директора по воспитательной работе); aпроведение акции «Защита» с целью выявления детей, нуждающихся в помощи государства; aорганизация и проведение дней здоровья (совместно с преподавателем физкультуры); aвыполнение санитарно-гигиенического режима  
2. Работа с опекунами и подопечными детьми aсоставление плана работы по защите прав опекаемых; aмесячник по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помещении в детские учреждения; aработа по охране имущественных прав несовершеннолетних (с РЭУ), материальное обеспечение детей в опекунских семьях, контакт с отделением социальной защиты населения, оказание материальной помощи нуждающимся семьям в виде бесплатного питания в школьной столовой. Проведение «круглого стола» с опекунами; aсистематический контроль за условиями воспитания опекаемых детей; aорганизация педагогической помощи опекунам в воспитании подопечных индивидуально и в рамках всеобуча; aсоставление контрольных актов обследования жилищно-бытовых условий; aорганизация отчета опекунов о расходовании средств по ст. 409; aсоставление годового отчета в отдел опеки (декабрь); aконтроль организации зимнего отдыха опекаемых детей; aорганизация медицинского осмотра; aпути решения конфликтных ситуаций в опекунских семьях; aпланирование работы в рамках месячника по защите прав несовершеннолетних; aподведение итогов успеваемости детей данной группы, медицинский осмотр  
3. Работа с неблагополучными семьями aучет семей социального риска; aпроведение контрольного обследования для контроля и оказания помощи; aсбор данных на лишение родительских прав, участие в судебных заседаниях; aоформление нуждающихся в интернатные учреждения; aоказание помощи в организации лечения и оздоровительного отдыха  
4. Совместная работа с подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН) и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) aпланирование работы; aпроведение ежемесячных занятий с учащимися во внеучебное время; aконтроль проведения учащимися внеучебного времени; aучет детей, состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учете; aучастие в разборе правонарушений в школе; aвыявление детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения, неблагополучных семей; aучастие в заседаниях КДНиЗП; a проведение рейдов «Подросток» (1 раз в месяц); a посещение неблагополучных семей, трудных подростков  
5. Организация профориентационной работы   aпрофориентационные беседы со старшеклассниками; aвыявление профессиональных интересов и наклонностей старшеклассников; aэкскурсии по предприятиям; aтрудоустройство старшеклассников в летнее время  

 

Таблица 26

Рис. 3. Этапы социально-педагогической диагностики

 

i Как подчеркивают П.А. Шептенко и Г.А. Воронина[3], диагностическая функция является исходной в деятельности социального педагога. Ее реализация начинается с комплексного социально-психолого-педагогического диагностического исследования, которое требует серьезного анализа и интерпретации полученных результатов. Социальный педагог диагностирует развитие личности ребенка в социальной среде, особенности влияния этой среды на социализацию ребенка, ее позитивные возможности, негативные влияния, а затем, осуществляя прогностическую функцию, проектирует деятельность всех субъектов социального воспитания. На основе мониторинга социальный педагог способен скоординировать позитивные влияния всех субъектов социального воспитания с целью оказания комплексной (социально-психолого-педагогической) профессиональной помощи ребенку в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации.

Таблица 27

Рис. 4. Методы социально-педагогической диагностики

 

i Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют социально-педагогический диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практически­ми работниками, занятыми в той или иной сфере. Определение диагноза – заключительный этап со­циальной диагностики, далее начинается разработка кон­кретных программ социально-педагогической деятельности.

 

 

Технология вмешательства

i Вмешательство технология (метод) социально-педагоги-ческой работы, применяемый в практической деятельности с инди­видами, группами, семьями, находящимися, как правило, в кризисной ситуации. Вмешательство предполагает оказание помо­щи, мобилизацию ресурсов и потен­циала самого клиента для разреше­ния возникшей кризисной ситуации. Главной задачей вмешательства является мобилизация ресур­сов клиента и возвращение его на докризисный уровень функциони­рования.

 
 

 
 

Рис. 5. Стратегии вмешательства (Г. Бернлер, Л. Юнссон)

Таблица 28

Таблица 29

Рис. 6. Алгоритм управления конфликтом

(П.А. Шептенко, Г.А. Воронина)

Пример

 

1. Стадия обнаружения, сообщения и сбора информации, действия классного руководителя

u

2. Своевременное письменное информирование родителей о пропусках

u

3. Вместе с классным руководителем посетить семью на дому. Составить акт обследования жилищно-бытовых условий, предупредить родителей об ответственности

u

4. Вызвать родителей в школу для беседы

u

5. Если пропуски продолжаются, завести карту индивидуальной работы, совместно с классным руководителем и психологом наметить план работы сроком на шесть месяцев

u

6. Организовать сопровождение социально-психологической службы. Каждый месяц отслеживать состояние ситуации. Регулярно информировать родителей

u

7. В случае, если прогулы продолжаются, передать материалы в школьную комиссию по профилактике правонарушений учащихся, постановка на внутришкольный учет

u

8. Если ситуация не изменилась, инициировать подготовку материалов на заседании административного Совета с рекомендацией постановки на учет в ПДН

u

9. Подготовка письменного уведомления инспектору отдела мониторинга образования (МО) о необходимости осуществления социального воздействия на семью, уклоняющуюся от воспитания ребенка (зарегистрированную копию оставляет у себя). По истечении месяца и получении письменных ответов из МО и ПДН готовит документы на заседание КДНиЗП

 

Рис. 7. Вариант деятельности социального педагога

Таблица 30

Примерный алгоритм посреднической деятельности

aознакомление с проблемой, выслушивание, уяснение причин, оценка возможностей ее решения  
aрасширение состава участников процесса решения проблемы, совместные обсуждения; оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему  
aвыработка программы социального воздействия  
aреализация программы заинтересованными сторонами, помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением или специалистом  

 

 

i Посредническая деятельность социального педагога имеет различные проявления: работа с семьей и педагогическим коллективом как субъектами социального воспитания ребенка, участие в работе медико-психолого-педагогического консилиума, инициирование и участие в разработке проекта и организации социально-педагоги-ческого комплекса и т.п.

 

Таблица 31

Рис. 8. Функции социальной экспертизы

Таблица 32

Таблица 33

Таблица 34

Таблица 35

Методы работы с экспертами

Методы очной работы: заключение (мнение) формируется в ходе непосредственного контакта экспертов между собой или с организатором Метод ситуационного анализа (очный) a для анализа представляется описание (в том числе и в диалоговой форме) реальной жизненной ситуации; a выясняются проблема, ее симптомы, устанавливается ее типичность путем сопоставления с другими проблемами, исключаются из описания несущественные условия, предлагаются возможные способы выхода из ситуации и возможные последствия этого; на этом основании формулируется наиболее приемлемое решение; a полученные экспертные материалы анализируются в соответствии с общими правилами работы с экспертными заключениями  
Методы заочного участия экспертов (подготовка докладной записки, ответы по опросным листам, формализованный анкетный опрос и т.п.) Метод Дельфи (заочный) a каждый член группы экспертов дает числовую оценку какого-либо процесса, явления или объекта; a организатор опроса подсчитывает и сообщает всем экспертам среднюю оценку (медиану) и показатель разброса (интервал между крайними из них); a экспертов, которые дали крайние оценки, просят письменно обосновать свои суждения, которые анонимно передаются остальным экспертам; a аналогично проводится второй тур и последующие туры опроса, которые заканчиваются, когда интервал оценок экспертов окажется достаточно узким
Метод Дельфи (заочный, модифицированный) a запрос у экспе


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.014 с.)