Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное проектирование как система деятельности в управлении.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ. Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами). Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание социальных проектов и разработка социальных программ. Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты. Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении. Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Социальное управление - это определенное воздействие на общество с целью качественного и доступного образа жизни. Система управления государством является одним из важнейших объектов проектирования, в целях повышения эффективности государственной службы в 2002 году была принята ФЦП «Реформирование государственной службы на 2003-2005 гг.» Преемственность процесса реформирования ГС продолжила Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ на 2009-2013 гг.» По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления. В данном контексте управления: Программа - процесс разработки последовательных действий, направленных на достижение определенных целей (повышение благосостояния народа). В РФ действуют 50 федеральных целевых программ. Основная программа: социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. На основе этой программы разрабатывается бюджет. В целях обеспечения особо важных гос. задач ФЦП может присваиваться статус Президентской. В соц. сфере в настоящее время действуют следующие ФЦП: - «Дети России» (2007 - 2010гг); - «Соц. поддержка инвалидов» (2006 – 2010гг); - «Жилище» (2002 – 2010гг); - «Соц. развитие села» (до 2010 г) - «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2007-2010 гг). и т. д. В целом на ФЦП на 2009-2010 гг выделяется 37,4 млрд. руб. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РОССИИ. Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Социальное проектирование — термин, который стал употребляться относительно недавно — с 70–80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека — каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микросоциальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире. Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИ. СП - научная и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств. и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования. Социальный проект - разработанное инициатором соц. нововведение, целью которого является создание, модернизация или стабилизация соц. значимой для общества ценности, несущей полож. последствие после осуществления проекта. ПОНЯТИЯ: 1.Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. 2. Соц. субъективность - способность общества, соц.групп, лидеров, любого человека выступать в качестве творца соц.реальности. 3. Ценности - разделяемые и поддерживаемые обществом убеждения относительно целей к которым люди должны стремиться. 4. Нормы - предписание, правило поведения. 5. Установка – Состояние, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам. 6. Идеал - наивысшее мысленное выражение желаемого и должного. Соц. проект, как и соц. технология, всегда направлена на достижение цели и реализацию соц. заказа. Обоснование цели должно начинаться с указания срока её достижения, определения затрат, установления контрольных критериев, которые могут подтвердить, что цель достигнута. Далее устан. задачи, стоящие перед соц. системой. Проектная задача - формулирование индивидуальной или обществ. потребности ожидающей воплощение в реальной жизни. Антиутопии и дистопии. Антиутопии представляют прекрасно организованное будущее общество как враждебное человеку. Именно такую картину тотально управляемого общества рисуют Евгений Иванович Замятин (1884-1937) в романе «Мы»: в высокоорганизованном обществе человек оказывается предельно несвободным. Дистопии также рисуют негативный образ будущего. Но в отличие от антиутопий дистопии выводят его не из отрицательных последствий для человека идеальной социальной организации, а из негативных тенденций, обнаруживаемых сегодня: экологического кризиса, преступности, войн, биологической и психической деградации человека под воздействием наркотиков и т.д. В конечном счете утопии, антиутопии и дистопии — лишь иная форма представления социального прогноза, который хоть и выполняется с применением методов научного исследования, но все же содержит немало интуитивного знания, домыслов и ценностных положений, идущих от исследователей и от экспертов — источников значительного числа данных, обрабатываемых как прогнозная информация. Разумеется, утопии, антиутопии, дистопии не заменяют собой научного знания, необходимого для обоснования социального проекта. Но эти вымышленные социальные конструкции реальны в смысле ценностного отношения к окружающему миру. Вот почему в социальном проектировании с недавнего времени они стали замечаться, учитываться. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки: 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); 2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). 4. Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность проекта. Типология проектов • Предметно-содержательная область. Проекты: - моно-проект (в рамках одной области знания), - межпредметный проект. • Характер координации проекта: - проект с открытой координацией, - проект со скрытой (неявной) координацией. • Характер контактов: - внутри школьный; - региональный; - международный. • Количество участников проекта: - индивидуальные, - парные, - групповые. • Продолжительность проекта: - краткосрочные, - долгосрочные. СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД). Социальное проектирование – научная и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов и социальных объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования. В науке выделяется 3 научных подхода к проектированию: 1) Объектно-ориентированный 2) Проблемно-ориентированный 3) Субъектно-ориентированный Субъектно-ориентированный подход отражает субъективные представления о мире и может рассматриваться как проект, предлагаемый индивидуальным субъектом. Социальное проектирование всегда проявляет ценностно-нормативную мотивацию инициатора проекта. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели и задачи предопределены тезаурусом инициатора. В общегуманитарном подходе, тезаурус - структурированное представление и общий образ той мировой культуры, которую может освоить субъект. В тезаурусной концепции социального проектирования отразился общий социологический принцип, суть которого в признании активности субъекта социального действия в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни. В рамках тезаурусного подхода философию социального проектирования выражают следующие положения: 1) Надо экспериментировать (Установка инициатора социального проекта нацелена на социальные изменения. Человек открыт к социальным нововведениям — к их созданию и к их потреблению). 2) Проект интересен не для всех, но для многих. Всегда найдется группа людей, которая поддержит предлагаемый проект или нуждается в его осуществлении. 3) Мы всегда лучше, чем они (Социальные проекты сближают участников проекта, преобразуя хаотическую массу в нечто определенное, устойчивое и связанное внутренними значениями (ценностно-нормативной системой). 4) Надо создавать возможное (границы проектирования социальных изменений определяются потребностями населения) Генеральная идея субъектно-ориентированного подхода к социальному проектированию состоит в признании тезауруса, ценностной системы создателя проекта источником проектной идеи. 16.МЕТОДЫ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ). Соц. проектирование - научная и практическая деятельность по созданию проектов развития соц. систем, институтов, соц. объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования. Соц. проектирование требует знания законов общественного развития и не должно ориентироваться на субъективные желания и устремления людей. Этому способствуют применение в проектировании ряда научных методов, среди которых: Матрица идей, когда на основе просчета вариантов (на основе нескольких независимых переменных) определяется наиболее эффективный путь реализации того или иного проекта в заданных условиях и составляется вариант решения. Данный метод применим при ограниченности возможностей (в условиях т.н. "области свободы"). Здесь разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Вживание в роль, когда необходимо получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования (или "взгляд в будущее" с целью осмысления путей реализации конкретного проекта). Аналогия, когда существует эффективно функционирующие объекты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы (или выбор из "образца" лучшего для конструирования социальных целей и задач). Методы ассоциации, когда необходимо принять новое решение, вызванное неудовлетворительностью существующей практикой или поиск готового решения в другой сфере общественной жизни, помогающего выбрать "путь движения" к цели: - приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему нас объекту; - модификация (или видоизменение объекта проектирования как по форме, так и по содержательным элементам); - реорганизация (или устранение прежних принципов функционирования объекта и их замена новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных). Методы мозгового штурма, когда возникают ситуации, ставящие принципиально новые проблемы (или "конкурс идей" по нахождению оптимального решения проблем того или иного проекта). Метод синектики, когда одновременно рассматриваются отдельно друг от друга несколько предложенных идей, после чего между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Финансовое обеспечение а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ; б) именно внедрение регионального бюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан; в) планирование и прогнозирование регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности; г) такой анализ дает возможность создать систему налоговых льгот и освобождений для бюджетно- и социально-значимых предприятий и их программ. Результаты анализа социально-экономической ситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должны позволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных и административных мерах. Ресурсное обеспечение а) определить: возможные масштабы и потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых; задачи, связанные с межрегиональной асимметрией; Глубина же такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов на предпрограммные исследования.
Финансовое обоснование должно включать базовые расчеты необходимых средств, фиксировать модель финансирования и его источники. В концепции проекта финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении, где также указываются условия и порядок привлечения средств. Надо заметить, что практически для любого проекта нет необходимости иметь все финансовые ресурсы на своих счетах на стадии закладки проекта. Концепция должна отразить поэтапное распределение финансирования с увязкой по источникам и с учетом условий, под которые выдаются деньги. В таком описании фиксируется модель финансирования проекта. Модель финансирования в малых и микропроектах может быть проста. Но в крупных проектах и особенно мегапроектах трудно обойтись одним источником финансирования, нужна модель смешанного финансирования. В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции; место и время осуществления проекта; имеющиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы. В практике представления проектов на конкурсы для получения грантов принято давать подробную характеристику ресурсного обеспечения проекта, особенно кадрового. Даются сведения о руководителях проекта, основное внимание обращается на квалификацию и опыт работы по тому направлению деятельности, за которое отвечает данное лицо. В целом обоснование проекта призвано показать, что проект реален для исполнения: есть необходимые ресурсы, есть люди, которые смогут осуществить цели проекта, есть необходимые правовые и финансовые предпосылки для того, чтобы достичь конечных результатов. То, что ресурсы, которые мы можем привлечь для реализации проекта, ограничены, — исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов мы будет с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством. Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участков деятельности. Избыток ресурсов может быть оценен на этапе создания концепции и дать основание для уточнения или даже изменения целей проекта. Но, если мы утвердились в целях-ценностях проекта и перешли к планированию, нам надо отказаться от лишнего, даже если это и легко доступные ресурсы. Кадровое обеспечение. В индивидуальных проектах проблема кадрового обеспечения не стоит. Нет большого напряжения в кадровом вопросе и при организации микропроектов, которые реализуют ближайшие друзья или семья. Но чем масштабнее проект, чем более сложную структуру деятельности он предполагает, тем труднее обеспечить его кадровые потребности, привлекая только друзей и знакомых. Кадровое обеспечение должно планироваться как часть задач по реализации проекта. Если речь идет о привлечении высококлассных специалистов, то в их отношении должна быть продумана система стимулирования. Должная оплата труда — лишь часть приемлемых стимулов. Специалист реагирует на условия труда, график работы, обеспечение самостоятельности в принятии решений, на отношения в коллективе. Часть кадровых вопросов приходится решать по мере продвижения к достижению целей проекта. Если речь идет об инновационной деятельности, где специалистов еще, собственно, нет, или о деятельности, для которой система образования не готовит соответствующих специалистов в необходимом количестве, проект должен предусматривать способы подготовки и переподготовки кадров. Жесткий контроль над готовностью персонала к работе в условиях постоянного риска мало что даст, если не будет проводиться обучение кадров. В современных работах по менеджменту персонала предприятий обучение персонала рассматривается среди важнейших средств развития персонала как фактора производства. В крупных проектах возможно внедрение системы кадрового консультирования. В этом случае консультант организует процесс решения профессионально-кадровых проблем и обучает работников самостоятельному решению этих проблем. Консультант дает рекомендации, а сотрудник фирмы фиксирует их. Готовность проекта по ресурсам и достижение промежуточной и финальной фазы реализации подтверждается контролем. В технологии управления проектами принято выделять три вида контроля10. 1. Предварительный контроль. Такой контроль осуществляется до фактического начала работ. Его назначение — заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение. 2. Текущий контроль. Поскольку проект планируется осуществлять поэтапно, каждый из этапов имеет определенные показатели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству. 3. Заключительный контроль. При завершении работ стоит задача дать интегральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в целом. С этой целью проводится заключительный контроль. Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Внешние проверки, которые могут осуществлять инвесторы, налоговая служба, прокуратура и т. д., не являются контролем, направленным на обеспечение реализации проекта. Контроль призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозначенных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения (а они почти всегда неизбежны из-за изменений внешней среды проекта), в-третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА. Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект. 1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития. 2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. 3. Паспортизация объекта. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз): - определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация; - разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы); - заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п. 4. Цели. Три основных звена: - отображение потребности (мотив); - отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий); - отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых). Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил. 5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задача — это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования. 6. Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: - экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; - моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера; - прогнозная оценка эксперта. Три способа разработки прогнозов. Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов: - анкетирование (интервьюирование, опрос); - экстраполирование и интерполирование — построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса; - моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта. Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том: - в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области; - как действительно может протекать развитие; - каков механизм преодоления негативных тенденций. В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей. Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений. Социальная технология проектирования. Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части: - определение исследовательского прогноза; - определение нормативного прогноза; - верификация и корректировка прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками. Исследовательский прогноз характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем. 7. Нормативный прогноз — это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов. На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование — один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный образ будущих объектов. 8. Конструкт — это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, — конструкт социальной системы. 9. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней. Подготовка проекта: Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде. Шаг № 2. Изучение социальной ситуации Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего». Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение. Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта Шаг № 5. Составление плана работы Шаг № 6. Составление рабочего графика Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения Шаг № 9. Составление бюджета Шаг № 10. Формирование общественного мнения Реализация проекта Шаг № 11. Составление предложений по проекту Шаг № 12. Поиск деловых партнеров Шаг № 13. Проведение официальных переговоров Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта Предостережения от ошибок: Не пропускайте процедуру прогнозирования. Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями. Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите. Оцените риски, оцените задачу: стандартная – нестандартная. Потом принимайте решение: искать, или изобретать. Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность. Жизненный цикл проекта. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. В технологии управления проектами это — исходное понятие для исследования финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений1. Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи — установить контрольные точки работы по проекту). Применительно к социальным проектам мы
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.018 с.) |