Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система и историческая эволюция ценностей, имеющих отношение к государству и праву.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(МАРТЫШИН) Ценности не вечны. На протяжении веков и тысячелетий их набор и характер неоднократно менялся. Часть ценностей устаревала и отходила в прошлое, другие переосмысливались, третьи возникали впервые. В исторической ретроспективе можно предложить следующий примерный перечень ценностей, исходя из того, что не все они признавались одновременно, а некоторые сменяли друг друга: сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами, справедливость, благополучие, безопасность, общественный порядок, равенство, свобода, общее благо, благо личности, национальный интерес, классовый интерес, демократия, солидарность, полезность, прогресс и др. Многие ценности связаны с определенной исторической эпохой. Таков принцип сохранения неизменным божественного миропорядка или установлений, введенных предками. Он характерен для древности и средневековья, когда право рассматривалось как нечто нерукотворное, не зависящее от воли людей, как результат божественного провидения или действия законов вселенной. Древние обычаи, нормы, учреждения рассматривались как воплощение справедливости, а всякое отступление от них воспринимались как порча, деградация, отход от золотого века». Такая традиция особенно характерна для стран Востока. На Западе, еще в Древней Греции наряду с уважением к обычаю возникла тенденция усовершенствования, поисков лучших форм общественной организации. В Новое и Новейшее время сакрализация старины расшатывается и подтачивается сознательными усилиями, направленными на преобразование мира. Возникает новая ценность — прогресс, стремление к лучшему, преобразование устаревших и несправедливых институтов. Но рядом с прогрессом всегда сохраняется, а временами набирает силу и доминирует уважение к существующим порядкам, уходящим корнями в прошлое. Ныне оно вполне уживается с признанием необходимости некоторых перемен, если только они не чрезмерны, постепенны и не разрушительны. Это называется консерватизмом. Исторический, преходящий характер многих ценностей демонстрирует отношение к равенству. Сейчас равенство рассматривается обычно как благо, неотъемлемое свойство справедливое от прогресса, правового государства. Эта традиция постепенно набирала силу и утверждалась с XVII—XVIII вв. Однако в древности и средневековье общественное неравенство представлялось не только нормальным, но и благотворным, разумным. Нечто подобное происходило и с демократией, также основанной на принципе равенства. С начала XIX в. и особенно в XX в. демократия получает все более широкое признание как лучшая форма правления, идеал, к которому следует стремиться, Демократия приобретает характер самостоятельной ценности. Но на протяжении многих столетий демократия рассматривалась всего лишь как одна из форм правления, причем весьма несовершенная. Платон считал ее худшей из правильных форм правления. Свобода личности, права человека и гражданина воспринимаются сегодня как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Между тем древнему и средневековому человеку совершенно чуждо представление личности как о чем-то самостоятельном, обособленном, выделившимся из общества и не поглощаемом им. Индивидуализм как сознание обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, на Востоке — много позже. До того индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностью, правилами, соблюдаемыми всеми. Концепция национального интереса не могла возникнуть раньше формирования наций и национального сознания. «Классовый интерес» получает общественное признание в ХIХ в. в связи с обострением социальных противоречий капитализма и возникновением радикальных социалистических течений. Примерно тогда же, как отклик на социальные противоречия, распространяются идеи солидарности. К вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только справедливость, общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность. Проблема лишь в том, что в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными общественными группами и людьми они, как и большинство других ценностей, понимались неодинаково Исключение в смысле разночтений и интерпретаций составляют, вероятно, 2 вышеупомянутые и близкие друг к другу ценности: порядок и безопасность. Они очень важны как для действия, так и для понимания государства и права. Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать мысль, что важнейшая функция государства и права состоит как раз в обеспечении порядка и безопасности. «Порядок и есть своего рода закон», — говорил Аристотель. Из этого можно заключить, что там, где нет порядка, где нормы права не реализуются, там нет и права в подлинном смысле этого слова. Ценности не равнозначны. Между ними часто возникают коллизии. Ж.-Л. Бержель говорит о «неизбежном диалектическом споре между идеями безопасности, справедливости, социального прогресса». Такой же спор возможен и между другими ценностями. Идеальное решение противоречий представляет синтез, что подчеркивал известный русский юрист Новгородцев применительно к коллизии между индивидуализмом и коллективизмом. «С точки зрения такого синтетического построения, — писал он, — ни личность, ни общество не могут быть признаны началами самодовлеющими». В то же время наряду с попыткой синтеза при решении противоречий трудно обойтись и без признания определенной иерархии между ценностями. На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связанный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы. Рассмотрим ценности, которые приобретают особое значение в контексте государства и права. Наряду со справедливостью это свобода и равенство. Право и правосознание. (ОТ КАТИ) Правосознание – неизбежный спутник права. Это, по сути, отражение правовой действительности в сознании человека. Правосознание формируют: 1) юридические знания человека; 2) оценочные отношения к праву как целостному явлению, к правореализации, законодательству, правовым гарантиям и т.п.; 3) правовые установки и ценностные ориентации людей, регулирующие их поведение в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание - одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка. Между правовым сознанием и правом существует тесная связь, их отношения можно охарактеризовать как взаимообусловленность. Правосознание — необходимое условие правотворчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание. Правосознание существует “до”, “после” права и “параллельно” с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, “улавливает дух своей эпохи” и отражает его в правовых актах. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений. Наряду с правосознанием принято выделять и другие формы общественного сознания: политическое, этическое, философское и религиозное. Обосновывается выделение и этих форм общественного сознания: экономического, исторического, экологического. Формы общественного сознания представляют собой определенные аспекты отражения окружающей действительности, общественного бытия с учетом потребностей и развития общества. Важное значение в общественно-политической жизни страны имеет общественное мнение — сложное и многообразное социально-психологическое явление, представляющее собой специфическое проявление общественного сознания, в том числе правового.
Один из критериев оценки правового сознания — уровень отражения им окружающей действительности. Принято различать 3 уровня общественного сознания: обыденный, практический и научный (теоретический). - Обыденное правосознание основано на житейских знаниях и навыках, добытых ненаучным путем. - Практическое правосознание связано с опытом непосредственного воздействия на реальную общественную жизнь. В отличие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства. - Специфика научного правосознания заключается в наиболее глубоком постижении сущности правовых явлений.
Носителями правового сознания являются общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды. Место правосознания в системе общественного сознания, а также характер их соотношения определяются рядом факторов, главным образом социально-исторического порядка. Как правило, за исключением моментов сплочения для защиты общих интересов, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания. В соответствии с марксистским подходом корни правосознания — в объективном факторе — возникновении в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права, и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, — одна из основных движущих сил развития правовой системы. Наличие в современном обществе классов в марксистском понимании этого слова, т.е. четкого раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых с антагонистическими (непримиримыми) противоречиями интересов, ставится под сомнение многими направлениями социологии и экономической науки. Развитием производства и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую.
Национальное правосознания. Как известно, в определение нации наряду с экономическими, территориальными и языковыми включается также признак психологии. Эти особенности могут существенного сказаться и на правосознании. Исключительное значение для формирования правосознания, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания Индивидуальное правосознание каждого человека неповторимо. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Профессиональное и непрофессиональное правосознание. В широком смысле под профессиональным может пониматься правосознание самых различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятельность существенно на него влияет. В строго научном смысле под профессиональным правосознанием может пониматься правовое сознание только юристов, так как они профессионально занимаются юридической деятельностью.
Говоря об идеологической стороне правосознания, обычно исходят из понимания идеологии как системы идей и теорий, ценностей, норм и идеалов, выражающих интересы, цели и задачи определенных общественных групп. В условиях капиталистического общества классическим мировоззрением буржуазии становится юридическое мировоззрение. Своеобразный тип правовой идеологии — «правовой идеализм» или «юридический романтизм». Для него свойственны преувеличение возможностей правового регулирования общественных отношений, роли права в установлении в обществе социального согласия, отрыв от социально-экономических основ права, уровня развития общества. Крайней формой правового идеализма выступает «правовой фетишизм»: праву, законодательству приписываются почти чудодейственные возможности, способность снять все трудности и решить все проблемы на пути развития общества. Общественную психологию принято трактовать как совокупность взглядов, настроений, чувств, переживаний, устремлений, порожденных жизнью общества и характеризующих поведение общественных групп. Психология непосредственно отражает повседневные нужды и характер людей. Это отличает ее от правовой идеологии, которая может быть оторвана от повседневных представлений, опосредованно отражает потребности развития общества, права. Право и свобода.
(С СЕМИНАРА) Свобода, равенство и справедливость - это юр. ценности по Нерсесянцу (ахинея по Мартышину). Это моральные ценности, которые пронизывают всю жизнь и все сферы общественной жизни.
Можно ли говорить о сугубо правовых или юридических ценностях?! Государство - ценность. Различий между государством и государственностью нет (это лингвистическая разница). Это необходимое условие существования общества. Право - это ценность.
Равенство, свобода и справедливость - это вторичные ценности, которые служат для достижения целей права и государства. Государство и право охватывают весь круг явлений... Кельзен - каждое право представляет собой определенную ценность. Суверенитет (по Мартышину) - это правоспособность государства.
Отрицание свободы характерно и для современного традиционного общества. Свобода - это отрицательное понятие. Оно означает неспособность человека следовать своей природе. Ева проявила свою свободу, итог - люди были выгнаны из рая (Величко а.м.)
Свобода возрождается в эпоху возрождения
Берлину. Позитивная свобода - возможности определять границы негативной свободы. Кто обладает этими возможностями? Государство, законы, парламенты. По Берлину это свобода избирать и быть избранными
Свобода - это не анархия, а подчинение законам (Локк, Монтескье)
Философское понимание свободы - это познанная необходимость (Гегель, Руссо). Она ограничена реальными обстоятельствами. Абсурдно действовать против них, разумно действовать в соответствии с ними.
(МАРТЫШИН) Свобода личности, права человека воспринимаются сейчас как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Индивидуализм как сознание обособленности, самоценности человека утверждается на Западе с эпохи Возрождения, до этого индивидуальные права и свободы поглощались долгом, обязанностями, правилами. Свобода - не вечная ценность. Но это ценность, которая приобретает особое значение в контексте государства и права. В древности и средневековье она служила идеалом лишь для одиночек, поднявшихся в своем духовном развитии над общим уровнем. Таков знаменитый древнегреческий мудрец Сократ, пожертвовавший жизнью ради утверждения права мыслить и действовать в соответствии со своим «внутренним голосом», т.е. убеждениями. Большинство же в то время и много позже задумывалось о свободе и не дорожило ею. Жизнь общества легальнейшим образом регламентировалась обычаями и традициями, не оставлявшими места, или оставлявшими слишком мало места для выбора и личных решений. Такая ситуация характерна для традиционных обществ и в наше время. Ее пытаются гальванизировать или возродить с позиций религиозного фундаментализма. Свобода рассматривается как «печальный факт», который «обусловлен не чем иным, как нежеланием человека пребывать в своем естественном, безгреховном состоянии», а свобода выбора – как «признак несовершенства (человеческой природы), ограничение подлинной свободы». Однако ныне это уже не только не общепринятая, но скорее даже сектантская позиция. С эпохи Возрождения постепенно утверждалось представление о самоценности личности. Она уже не рассматривалась только как часть общественного организма. Буржуазные революции выдвинули требование … свободы. В XIX—XX вв. он получает широкое признание и сегодня рассматривается как признак высокоразвитого общества, хорошей политической и правовой системы. Свобода — это возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями или убеждениями. Как отмечал еще И. Кант - это предполагает «независимость от принуждающей воли другого», от воли внешней по отношению к действующему субъекту. И известный консервативно-либеральный мыслитель Йсайя Берлину выделил 2 различных значения (аспекта) понятия «свобода»: негативное и позитивное. В негативном смысле субъект свободен в той степени, в которой никто не вмешивается в его действия. В позитивном смысле человека можно признать свободным, когда он сам себе господин, а его жизнь и решения зависят от него самого, а не от каких бы то ни было внешних сил. Можно не испытывать давление чужой принуждающей воли и в то же время в силу обстоятельств быть лишенным возможности действовать в соответствии со своими желаниями или убеждениями. Такая свобода будет формальной, фиктивной, лишенной практического содержания. Человечество давно пришло к выводу, что ради беспрепятственного и гарантированного осуществления свободы ее нужно в определенной мере ограничивать. Особенно важно это при определении ее юридических аспектов. Все великие правоведы и философы, рассуждая о свободе, обращали внимание на данную сторону дела. Для них свобода представляет собой познанную необходимость, способ сосуществования людей в обществе, а не одностороннее утверждение собственной воли. Дж. Локк, идеолог английской буржуазной революции, один из родоначальников либерализма, полагал, что свобода — это не анархия, а гарантия от произвола, она предполагает соблюдение законов природы, ставших законами государства: «Там, где нет законов, там нет и свободы». (Монтескье проводил ту же мысль: «Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Классическое определение неиндивидуальной свободы дал крупнейший представитель английского либерализма ХХ в. Дж. Ст. Милль: это право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.
Связь свободы с обязательствами перед обществом подчеркивал выдающийся русский юрист и государственный деятель М.М. Сперанский. Для него свобода «есть признание моральной необходимости, ее торжество над потребностями физическими». Четвернин пишет, что «свобода – это абсолютная ценность человеческого общества». По существу с этой точкой зрения полемизирует Г.В. Мальцев. Но он считает провозглашение индивидуальных свобод и прав человека «высшими ценностями», характерным для западной культуры, западного либерализма. Г.В. Мальцев называет это «демоническим феноменом», идущим вразрез с общими этическими установками христианского вероучения Традиции классического либерализма все еще живы на Западе. Но рядом с ними возникло новое направление, которое действительно объявляет индивидуальную свободу высшей ценностью. В отличие от либерализма, оно получило название либертаризма. Квентин Скиннер пишет, что либертаризм, требуя очистить публичную арену от любых идей кроме эгоистического интереса и прав личности, угрожает вместе с тем самим правам и свободам человека. Другой критик либертаризма, проф. Лондонского университета Питер Селф, отмечал, что «экстремисты от либерализма (либертаристы) извратили хорошо известное различение, проводимое Исайей Берлином между «негативной» и «позитивной» свободой и низвели его до утверждения, что только негативная форма свободы реальна и что свобода должна ограничительно толковаться как отсутствие прямого принуждения». Российские либертаристы в лице Четвернина и его единомышленников заимствовали их основные идеи, сводящиеся к свертыванию социальных функций государства и государственного регулирования экономики под предлогом защиты прав личности. Таково урезанное, антигуманное и антиобщественное толкование свободы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.011 с.) |