Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис либертарной теории и её развитие

Поиск

В 60-х гг. ХХ в. В. С. Нерсесянц активно изучает философию права Г. В. Ф. Гегеля, младогегельянство и неогегельянство, а также критику К. Марксом взглядов Гегеля на государство и право. В 1973 г. В. С. Нерсесянц впервые публикует статью о необходимости различения права и закона для преодоления формально-догматического позитивистского подхода к праву, обосновывая правомерность такого различения цитатами из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса.

После защиты докторской диссертации В.С. Нерсесянц начинает активно разрабатывать проблему различения права и закона. В 1977 г. В.С. Нерсесянц предлагает главному советскому юридическому журналу «Советское государство и право» статью «Право и закон: их различение и соотношение». Статья получает отрицательные рецензии и не допускается к печати.

В 1979 г. ранее широко неизвестные идеи В.С. Нерсесянца получают известность в советской юридической науке после его выступления на круглом столе «О понимании советского права», который проводился журналом «Советское государство и право» в 1979 г. и в 2 номерах за тот же год которого были опубликованы выступления всех участников. В своем выступлении В.С. Нерсесянц подверг резкой критике господствовавший в марксистско-ленинской науке подход к пониманию права (т.н. «узконормативный», введенный в советскую науку А.Я. Вышинским в 1938 г.), а также выразил сомнения в теоретической состоятельности (но не ценности) так называемого «широкого подхода» к праву, охарактеризовав различия между этими типами понимания права, как «непринципиальные».

По сравнению с неопубликованной статьей 1977 г. В.С. Нерсесянц пошел дальше простого различения права и закона, но указал на необходимость рассматривать категорию «право» через категорию свободы. Эта точка зрения на право существенно отличалась от принятой в советской науке с 1938 г. и резко контрастировала с большинством высказанных мнений о праве на круглом столе.

«Понятие «свобода» диаметрально противоположно понятиям «произвол», «своеволие», «насилие» … В условиях государственно-организованного общества свобода возможна и действительна лишь как право, имеющее законную силу…

 

…В условиях взаимосоответствия свободы, права и закона законной силой обладает лишь норма, представляющая собой меру свободы. Ценность права как раз и состоит в том, что право обозначает сферу, границы и структуру свободы, выступает как форма, норма и мера свободы, получившая благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту».

Таким образом, уже в 1979 г. В.С. Нерсесянц и его концепция резко и публично дистанцируются от магистральной линии советской теории государства и права, которая за редкими исключениями (Л.С. Мамут, В.Д. Зорькин) рассматривала право с точки зрения принятых государством норм (законодательство в широком смысле).

В 1983 г. В.С. Нерсесянц публикует одну из своих фундаментальных книг — «Право и закон. Из истории правовых учений», в которой впервые на монографическом уровне он формулирует свой подход к различению права и закона и определению понятия права через категории «свобода», «равная мера», «справедливость». Основания для своих выводов В.С. Нерсесянц вновь находит в первоисточниках классиков марксизма:

Право как форма (и мера) свободы и равенства, объективно обусловленная данным способом производства и соответствующим ему уровнем социального, политического, духовного и культурного развития в его соотношении с законом (т.е. официальной формой общеобязательно-нормативного признания или непризнания объективно сложившихся мер этой свободы и равенства) выступает как источник, олицетворение и критерий справедливости, которая, по словам Энгельса, есть «абстрактнейшее выражение самого права...». Представленная в праве справедливость носит формальный характер, поскольку «всякое право» по своему содержанию есть «право неравенства», «неравное право для неравного труда», «применение одинакового масштаба к различным людям...».

В конце 80-х, в 90-е и последующие годы подход В.С. Нерсесянца к пониманию права в своей основе не претерпел существенных изменений. В.С. Нерсесянц публикует обстоятельные работы, в которых системно и комплексно излагает основы своего учения о праве и государстве: «Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации» (1990 г. материалы круглого стола), «Наш путь к праву: от социализма к цивилизму» (1992 г.) «Право — математика свободы» (1996 г.), «Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства» (1998 г.), «Философия права» (1998 г.), «Общая теория права и государства» (2000 г.). В этих работах классические рассуждения В.С. Нерсесянца о различении права и закона, о понятии права как формально равной свободе были систематизированы и были дополнены теоретическими положениями о государстве, о правовом государстве, правах человека. Также почти все работы В.С. Нерсесянца, начиная с конца 80-х годов ХХ в. содержат разработку оригинальной идеи об общественном строе после социализма — цивилизме и присущей ему особой форме собственности — гражданской (или цивилитарной). В 2006 г. уже после смерти В. С. Нерсесянца выходит второе, серьёзно дополненное издание его фундаментальной книги «Философия права».

Ещё при жизни академика В. С. Нерсесянца сформировался основной круг сторонников либертарной теории. Это российские ученые Н. В. Варламова, В. В. Лапаева, В. А. Четвернин и старший брат академика В. С. Нерсесянц. Под руководством В. А. Четвернина защищено несколько диссертационных работ на соискание степени кандидата юридических наук, концептуальной основой которых стала либертарная теория.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.006 с.)