Понятие и виды ценностей. Их универсальный характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды ценностей. Их универсальный характер.



(МАРТЫШИН)

Ценностям и называют все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, и др. Они представляют собой цели, к которым люди стремятся и связаны с удовлетворением потребностей людей.

Ценности пронизывают все стороны жизни человека и об­щества. Выражая предпочтения и ориентацию, интересы отдель­ных лиц, групп и слоев общества, они связаны с познаватель­ной, творческой и практической деятельностью, опосредован­ной новыми решениями. Среди них есть утилитарные, практические и материальные ценности. Их называют также «предметными ценностями». В качестве таковых выступает все многообразие предметов человеческой деятельности, общест­венных отношений. Любые товар, услуга представляют собой «предметную ценность». Исследованием ценностей такого рода заняты экономисты, товароведы, потребители.

Есть ценности эмоциональные, плотские и платонические, изучаемые физиологией и психологией. И есть ценности отвлеченные, идеаль­ные, не связанные со стремлением обладать или пользоваться каким-либо конкретным объектом. И они неоднородны. Можно говорить о ценностях научных (предмет науковедения), эстетических (предмет эстетики) и этических или моральных, изучаемых этикой и философией.

"Идеальные ценности в противоположность предметным на­зывают «субъектными ценностями», имея в виду, что они пред­ставляют собой не реальные, внешние по отношению к челове­ку объекты, а заключены в его внутреннем мире, сознании. Это «ориентиры деятельности человека», «способы и критерии, на основе которых производятся сами процедуры оценивания» яв­лений.

Субъектные ценности — это не сами по себе реальные предметы, явления или действия, а те «свойства, благодаря которым они заслуживают уважения или становятся объектом жела­ния». Эти свойства воспринимаются как благо не в конкрет­ном, а в абстрактном, идеальном смысле. Если N влюбился в Z, потому что она красива, Z представляет собой предметную ценность, а субъектная ценность — красота.

Субъектные ценности изучаются аксиологией, особой нау­кой о ценностях, которая может рассматриваться также как со­ставная часть философии и этики. Субъектные ценности прояв­ляются во всех общественных явлениях. Многие из них имеют непосредственное отношение к государству и праву. Они пред­ставляют собой одну из основ ТГП.

Ценности предстают или подаются как безусловные, высшие принципы, а потому для их обоснования трудно прибегать к рациональным аргументам. Есть убежденные сторонники и противники равенства. Каждый из них способен привести много фактов и рассуждений в защиту своей позиции, но ни та, ни другая позиция не может быть доказана с точностью и безус­ловностью математической теоремы.

Именно недоказуемостью и связью с интересами объясняет­ся отсутствие единодушия по вопросу о ценностях среди гражданина, социальных групп, слоев общества. Несовпадение представ­лений о ценностях становится особенно очевидным при сопоставлении разных периодов истории.

Тем не менее, хотя ценности не могут быть безусловно доказанными, по удачному выражению известного американского тео­ретика права Джона Финниса, они могут быть подкреплены как данными наблюдений, так и диалектическими аргумента­ми. Ценности порождаются историческим опытом и одним из важных доказательств их убедительности служит общественное признание.

 

Об универсальном характере ценностей

В правовой литературе ставится вопрос: являются ли ценности, лежащие в основе права, государства и изучающих их наук, сугубо юридическими (правовыми) или моральными и тем са­мим универсальными, поскольку мораль распространяется не только на юридические отношения, но и на все другие сферы общественной жизни?

Академик В.С. Нерсесянц и В.А. Четвернин настойчиво проводят мысль, что в праве и государстве не применяются всеобщие ценности философско-этического порядка, а, наобо­рот, создаются собственные ценности, которые затем признаются и применяются в разных областях жизни. «Справедли­вость, — пишет В.С. Нерсесяцц, — категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). Более того, только право и справедливо». Тот же принцип применяется В.С. Нерсесянцем и к таким ценно­стям, как равенство и свобода, которая распространяется на всю область общественных и личных отношений, в том числе, разумеется, и на право. Спра­ведливость — это критерий оценки отношения к праву. Ее можно было бы характеризовать также как принцип – идеал права. Но следует иметь в виду, что как принцип, идеал или критерий оценки справедливость отнюдь не исчерпывается правом, не сводится к нему и не поглощается им, а выходит да­леко за его пределы. То же относится и к таким критериям оценки права, как ясность, точность, непротиворечивость. Все это — неюридические категории, но ТГП широко ими пользуется, как и многими другими понятиями логики, морали, философии, других наук.

По словам известного болгарского правоведа Н. Неновски «ценностный подход к праву, в конечном счете, выводит нас за строгие очертания самого права», «оценка правовых институтов и права, в конце концов, делается с помощью неправовых кри­териев».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.174.191 (0.006 с.)