Формирование сплочённой группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование сплочённой группы.



Картрайт выдвинул модель сплочённости как результат мотивации группового членства, то есть это результат мотивов побуждающих членов группы к сохранению членства в данной конкретной группе, т.е. совместимость потребностей и ценностей.

Этот результат ни что иное как побудительное свойство группы отражённое в её целях, программых, способах действий, пристиже.

Сплочённость, по его мнению – это ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь положительные последствия.

Четвёртая составляющая сплочённости, по его мнению, - это некая средняя субъективная оценка последствий пребывания человека в разных группах.

Свойства группы:

- привлекательнрость членов группы;

- сходство между членами группы;

- особенности групповых целей;

- своеобразие взаимосвязей членов группы;

- удовлетаорённость груповой деятельностью;

- характер руководства;

- принятие решений;

- величина группы;

-групповая атмосфера.

Дополняя модель Картрайта, другие исследователи вводят понятие межгруппового конфликта. Именно в таком конфликте члены группы воспринимают свою группу как единое целое.

С точки зрения Картрайта групповая сплочённость имеет не только причины, но и последствия:

1. сохранение групового членства

2. усиление влияния на своихчленов

3. возрастание участия членов группы

4. рост индивидуальной адаптации в группе

5. снижение тревожности

6. продуктивность.

А. В. Петровский: высший уровень развития группы – это коллектив который характеризуется сплочённостью.

Трудовой коллектив – одно из центральных понятий – социальная организация для которой характерна совместная значимая деятельность. Единство целей группы, единство ценностных ориентаций, руководство дисциплина – при этом создаются условия нормальной работы.

Классификация коллективов:

- формальные;

- неформальные;

- первичные – это коллективы в масштабе отдела, службы, участка, которые объединяются на основе отделного технологического процесса;

- вторичные – в масштабе цеха, которые объединяются на основе большого объёма технологических функций.

Процесс формирования коллектива проходит несколько стадий, на что должен обратить внимание руководитель.

Сплочённость характеризуется следующими факторами:

- время проведённое вмести;

- преодоление трудностей вступая в группу;

- размер группы и её состав;

- внешние условия;

- прежние успехи или неудачи.

«Выращивание», мотивирование и сплочение группы:

- группообразование;

- организация позиционной динамики;

- сотрудничество;

- продуктивный конфликт.

В реальной жизни все эти формы могут смешиваться, заменяться другими видами деятельности. Например, выращивание группы связано со знакомством, которое может произойти не сразу, а только через несколько часов совместной работы. Группообразование имеет решающее значение, т.к. в этом процессе закладываются основы специализации действий. Именно здесь намечается координация и интеграция усилий, т.е. это процесс ходе которого определяется, станут ли отдельные участники коллективным субъектом, возникает ли синергетический эффект.

Группообразование – это процедура, которая предполагает поддержку естественно протекающих знакомств и сближение участников.

Если группа превратится в коллектив, то быстро наверстает упущенное.

Организация позиционной динамики означает представленные в группе роли, функции, позиции.

По содержанию позиционная динамика предполагает:

1. изменение поведения людей в сторону большей креативности и веры в свои силы.

2. освоение разнообразных ролей.

3. приобретение большей психологической гибкости.

4. способность последовательно осуществлять действия требуемые данной позицией.

Понятие позиция отличается от понятия роль, хотя они близки.

Позиция – это место в структуре деятельности которая определяет особый способ видения восприятия происходящих событий особая направленность действий.

Роль – это ожидаемый образец поведения, принятый в обществе.

Нужно разграничить позицию и личность, особенно в конфликте.

В групповой работе различают три вида позиций: функциональные, ролевые, личностные.

Функциональная позиция соответствует профессиональной должностной принадлежности человека.

Ролевая позиция выделяется в зависимости от места, которая занимает участник группы в содержательной работе.

Известные характеристики ролей:

- эрудит

- аналитик

- диагност: обладает развитым образным мышлением

- генератор идей

- разработчик: незаменим при доработке идей других людей

- имитатор: создаёт видимость в работе

- критик

- интегратор

Сплочение группы имеет спорый характер, не редко сопровождается ролевыми контактами, причинами которых могут быть:

1. противоречия, изначально заложенные в содержание роли;

2. противоречие между человеком и определённой ему ролью в организации;

3. противоречие между ролью и её восприятием, организационным окружением;

4. противоречие между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Эти противоречия можно устранить:

1. изменяя содержание и способы осуществления роли (т.е. изменяя свою работу).

2. изменение самого индивида (в сторону самосовершенствования).

3. перестановка людей

Содержание ролей задаётся статусом, который может быть формальным и неформальным.

Формальный – это положение человека в формальной иерархии распределение влияния на деятельность, т.е. это властные права исполнителей. Он может определяться и средой организации.

Неформальный – передаётся человеку окружающими людьми (зависит от персональных характеристик исполнителя роли). Неформальный может возвысить значение роли и наоборот.

Говоря о личных аспектах, следует обратить внимание на индивидуальность человека.

Индивидуальность складывается из:

1. отличие от других;

2. сходства с другими;

3. непохожести на других.

Каждый имеет общее с другими и непохож на других.

Индивидуальность больше проявляется в длительном промежутке времени, т.к. индивидуальность обладает устойчивостью, хотя может и изменяться (незначительно) под влияние опыта.

Индивидуальность формируется под влиянием 3-х групп факторов:

1. Наследственность и физиологические особенности;

2. факторы окружения (семья, ближайшее окружение, общая культура, общество).

3. черты и особенности характера человека (т.е. индивидуальность оказывает влияние на своё формирование).

Индивидуальность можно описать следующим образом:

- как человек держится по отношению к другим;

- как проявляется авторитетность характера;

- наблюдая чувствительность к другим людям;

- восприятие риска;

- догматизм (черта характера людей с ограниченными взглядами);

- сфера контроля.

Если человек считает, что его поведение зависит от него, то ему присуща внутренняя сфера контроля.

Если человек считает, что его поведение зависит от обстоятельств, то ему присуща внешняя сфера контроля.

В связи с этим различают:

- интерналов (верят в свои силы);

- экстерналов (отрицают личную ответственность).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.013 с.)