Психические процессы и состояния. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические процессы и состояния.



Психические процессы:

- ощущения – это отражение отдельных свойств предметов или явлений;

- восприятие – это отражение целостных предметов или явлений.

Для организационного поведения очень важно понятие порога раздражения. Если раздражитель не обладает достаточной силой, то ощущения не возникает, тем более восприятия. Важно выявлять и оценивать наиболее важнее сигналы.

Особенности восприятия: рефлексия и эмпатия.

Рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Исходя из этого, выстраиваются адекватные отношения. При наличии рефлексии существует возможность построения желаемых отношений с окружающими, но для этого важным условием является наличие информации. Если информации не достает, то люди предписывают друг другу не существующие характеристики и причины поведения.

По Келли мы воспринимаем:

1. Когда оцениваются успех и неудачи других людей:

- свойства других людей как причину неудач;

- внешние факторы как причину успеха;

2. Когда оценивается свой успех и свои неудачи:

- собственные свойства как причину успеха;

- внешние факторы как причину неудач.

Для взаимопонимания важно учитывать определенные способы воздействия партнеров друг на друга:

- заражение;

- внушение;

- убеждение;

- подражание.

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям.

Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, то есть эмоциональный отклик на проблемы человека.

Убеждение имеет смысл тогда, когда партнер располагает в общении достаточными аргументами (здесь имеет место сила влияния сознания, а не эмоций).

Восприятие включает множество процессов и действий по отображению в сознании целостных образов. Образ другого человека не является только чувственным образом, при межличностном восприятии он отображает также моральные и рациональные оценки, а также различные заключения и выводы.

Для адекватного восприятия другого человека необходим опыт и усилия интеллекта.

При кратковременном общении мы опираемся на сложившиеся эталоны, которые формируются на основе общих признаков между людьми.

Таким образом, отношение человека к эталону позволяет нам домыслить большое количество необходимых характеристик, даже по отсутствующим сведениям.

Восприятие людей с опоры на эталоны связано с рядом типичных ошибок (эффектов):

- эффект проекции: когда приятному для нас собеседнику мы свойственны приписывать свои достоинства, а неприятным – свои недостатки, то есть мы выявляем те черты, которые ярко представлены у нас самих:

- эффект средней ошибки: проявляется в тенденции смягчить оценки наиболее ярким особенностям человека в сторону среднего;

- эффект ореола: когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи и наоборот;

- эффект порядка: когда при противоречивой информации о человеке при первой встрече с другим новым человеком большой вес придается данным, полученным первыми. При встрече со старым знакомым больше доверяется информации, поступившей последней.

Можно разнообразить эталоны и корректировать свои ошибки:

- большое внимание обращать на невербальное поведение;

- большое внимание нужно уделять ошибочным действиям партнера, за которыми могут скрываться подавленные или сдержанные чувства (оговорки, забывание, замалчивание, ошибки слуха);

- надо обратить внимание как у партнера выражаются две основные социальные потребности: эмоциональная поддержка и признание;

- следить в какую сторону партнер отклоняется от темы вашего разговора. Отклонение от темы – это признак сокрытия чувств.

Сегодня большое значение в установлении контакта имеет способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера (самоподача или самопозиционирование).

Самоподача – это способность вмешательства в процесс формирования образа у партнера. Это вмешательство происходит через стиль одежды, манеру общения, эмоциональное состояние уверенного в себе человека.

Надо демонстрировать свое отношение к собеседнику.

По Леонтьеву существует 3 мотива самоподачи:

- стремление к развитию отношений;

- самоутверждение человека;

-необходимость профессионального плана.

Механизмы социального восприятия, которые лежат в основе разных видов самоподач:

- самоподача превосходства;

- самоподача привлекательности;

-самоподача отношений.

При самоподаче превосходства основная цель – это быть эффектным, то есть делается опора на объективные знаки. Важно, чтобы эти факторы были заметны.

Самоподача привлекательности тоже может быть предметом управления (обаяние, внешние положительные качества, манера поведения).

Цель самоподачи отношений – показать свое отношение к партнеру (важны невербальные способы и комплементы).

Аттракция – возникает при восприятии привлекательности человека человеком.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей и отношений.

В управленческой практике очень важно замечать индивидуальные особенности мышления: критичность, широта, самостоятельность, логичность и гибкость мышления. Важно это замечать при постановке задач, при делегировании функций, при прогнозировании результатов деятельности.

Приемы активизации мышления при решении творческих задач:

- переформулирование задачи, графическое выражение условий задачи;

- моделирование;

- использование непроизвольных ассоциаций, то есть использование наводящих вопросов;

- создание оптимальной мотивации;

-снижение критичности по отношению к собственным решениям.

При моделировании используется два вида моделей:

1. модель первая: ключевые альтернативы при моделировании – взаимодействие работников и их противодействие. Эта модель показывает какова ситуация в организации.

2. модель вторая: обращение к мотивам работников. Эта модель характеризует ключевые организационные мотивы поведения.

 

Рисунок 5 – Модель первая

Взаимоотношения в организации

10

 

 
 

 

 


Отчужденность Приобщенность к

работников организации

 

 
 


10 10

 

10

Противодействия работников

 

Рисунок 6 – Модель вторая

Взаимосогласованность «Я-позиций» работников

10

 

 

Узкофункциональное видение Панорамное видение

проблем фирмы проблем работников

 

 

10 10

 

 

 
 


10

Рассогласованность работников

 

 

Внимание – это направленность психики на определенный объект, имеющая устойчивое или ситуативное значение.

Виды внимания:

- произвольное (например, реклама);

- непроизвольное.

Закономерности непроизвольного внимания:

- особенности раздражителя (интенсивность, контраст, новизна);

- соотношение внешнего раздражителя внутренним особенностям человека;

- соотношение прежнему опыту человека;

- общие направленности личности.

Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование или возвращение его в сферу сознания.

Этот процесс включает в себя:

- запоминание;

-сохранение;

- воспроизведение;

- забывание.

Память бывает:

- долговременной;

- кратковременной.

Возможно запоминание, воспроизведение и сохранение произвольное и непроизвольное.

Правила непроизвольного запоминания:

- запоминается лучше то материал, который связан с содержанием основной цели деятельности;

- запоминается тот материал, который требует активной умственной работы.

Правила произвольного внимания:

- план материала;

- сравнение, классификация, систематизация;

- повторение;

- воспроизведение при повторении должно быть осознанным, осмысленным;

- особое внимание на закономерности материала: узнавание, припоминание и воспоминание.

Воля – это регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий.

Качества волевого человека:

- решительность;

-целеустремленность;

-настойчивость;

-инициативность;

-самостоятельность;

Эмоции – отражают субъективное значение для человека предметов или явлений в конкретных условиях.

Виды эмоций:

- эмоциональные реакции;

- эмоциональный отклик;

- эмоциональная вспышка (аффект).

+

- настроение;

- стресс;

- долг;

- патриотизм и т.д.

Механизмы возникновения завести:

- допущение того, что «Он» как «Я»;

- концентрация внимания на качествах и их сравнение со своими;

- «Он» такой же как «Я», но «Я» лучше.

 

Социальный опыт личности.

Социальный опыт:

- знания;

- умения;

- навыки.

Умение – это способность человека продуктивно с должным качеством и в свое время выполнять работу в должных условиях. Формирование умения связано с мастерством. В умение входит творческое мышление.

Человек становится мастером, умельцем, если профессиональные умения становятся качеством его личности.

Навыки формируются в результате тренировок, конкретных действий. Навыки могут быть способом выполнения более сложного действия. Если навыки не подкрепляются соответствующими действиями, то они могут исчезать.

Типы навыков:

- коммуникативные;

- технологические;

- поведенческие.

Сознание освобождается для решения задач, когда есть навыки.

 

Направленность личности.

Направленность личности – это система мотивов, устойчиво присущих данному человеку и обеспечивающих предсказуемую типичность его действий, поступков, целей в разных ситуациях.

Воспитание направленности – очень сложная задача системы образования и семьи.

Установка – это устойчивая предрасположенность человека к определенной эмоциональной или качественной оценке предмета или явления.

Установка – это постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-либо предмету.

Готовность к действию может быть осознанной и неосознанной.

Установки делятся на информационные, эмоциональные и поведенческие.

Эмоциональные – это чувства и аффекты.

Информационные – это убеждения.

Поведенческие – это склонность вести себя определенным образом.

Функции установок:

- приспособление;

- защита собственного эго;

- выражение целостных ориентаций;

- познавательная;

- изменение установок (выгоды от изменения установок обычно превосходят все затраты).

Установки изменяются следующими методами:

- усиление взаимосвязи системы вознаграждения с индивидуальными или групповыми результатами выполнения заданий;

- установление привлекательных для работников целей;

- обеспечение реальности поставленных целей;

- избегание непосредственных воздействий на установки работников, использование методов активного слушания;

- обеспечение устойчивой обратной связи, в частности при удовлетворении потребностей работников в карьерном росте;

- обеспечение возможности участия работников в принятии решений;

- демонстрирование позитивной оценки трудовых усилий и желаемого поведения сотрудников.

Социализация личности.

 

Процесс социализации – это непрекращающееся воздействие окружающей среды на личность, которое продолжается всю жизнь.

Решение процесс социализации – это и есть процесс социализации.

По Лютенсу содержание процесса социализации определяется следующими задачами:

- изменение установок, ценностей и форм поведения.

- содержание этого процесса определяется непрерывностью процесса социализации;

- приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим группам и к работе внутри организации;

- взаимное влияние новых сотрудников и их руководителей;

- первостепенная важность отводится начальному периоду социализации.

Социализация – это есть еще и адаптация, то есть усвоение работником элементов культуры и ценностей организации.

А. Нордкрафт и Нил выделили 7 шагов, обеспечивающих полную социализацию:

1. отбор кадров;

2. проверка адаптивности, то есть получение от работников информации о прежнем поведении, верованиях и т.д.

3. обучение, то есть новичков обучают базовым дисциплинам бизнеса;

4. результаты и вознаграждения;

5. ориентация на соблюдение базовых ценностей организации;

6. подкрепление фольклора организации, традиций и верований;

7. формирование совместимости ролевых моделей.

Наставничество как процесс социализации делится на 4 фазы:

1. предварительная (6 месяцев): познание друг друга;

2. развития: отношения между учителем и учеником очевидны;

3. разъединение: ученик не нуждается в наставничестве, он уже зрелая личность;

4. переоценка отношений (протеже).

 

Типология личности.

 

Типология личности:

- интеллектуальный тип: рассудительная деятельность;

- эмоциональный тип: наиболее выделяется чувственное отображение.

Психологические типы людей в зависимости от подструктур личности:

1. Гиперактивный тип: характерны энергичность, самостоятельность, стремление к лидерству; часто меняют профессию и место работы.

2. Дистимичный: пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимизм, не могут долго находиться в шумном обществе, очень ценят друзей и готовы им подчиняться. Окружающим нравится в них серьезность, высокая нравственность, справедливость. При неблагоприятных условиях они склонны к депрессии.

3. Циклоидный: смена подъема и спада настроения, то есть сочетание гиперактивного и дистимичного типа. В период спада очень обостренно воспринимают все неприятности. Склонны к смене профессий, места работы. Чаще всего встречается у меланхоликов.

4. Эмотивный: очень чувствителен, раним, предпочитает узкий круг общения.

5. Деконструктивный: стремится быть в центре, добивается целей любой ценой, нередко бывает в состоянии аффекта, для них характерна высокая приспосабливаемость к окружающим, достаточно обходителен с людьми, характеризуется актерским дарованием. Отталкивает от других лживостью, эгоизмом, склонностью к интригам, отклонение от работы.

6. Возбудимый: повышенная раздражимость, несдержанность, угрюмость, конфликтность.

7. Педантичный: любят «пережевывать» подробности трудовой жизни, чрезмерно аккуратен, требователен.

8. Тревожный: пессимизм, робость, неуверенность в себе, излишний самоанализ, переживание с отрицательными эмоциями.

9. Конформный: в силу разных причин легко поддаются влиянию большинства.

Майерс-Бриггс выдвинул 4 шкалы предпочтений по отношению к типологии личности:

1. Восстановление энергии.

По этой шкале выделяются типы:

- экстраверт: предпочитает энергию черпать из внешнего мира;

- интроверт: предпочитает черпать энергию из своего внутреннего мира (мыслей, эмоций, впечатлений).

2. Сбор информации:

- сенсорный (чувственный) тип: получает информацию по средством 5 органов чувств;

- интуитивный тип: получает информацию по средством 6-го чувства и обращает внимание на возможности.

3. Принятие решений:

- аналитический тип: принимает решения «головой», основывается на логике и объективных соображениях:

- нормативный тип: принимает решения «сердцем», основывается на личных убеждениях и субъективных ценностях.

4. Образ жизни:

- решающий тип: предпочитает упорядоченный, распланированный образ жизни;

- воспринимающий тип: предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни.

Дополнительные характеристики личности, различающиеся по вектору контроля:

- экстерналы: характеризуются склонностью приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам. Экстерналы демонстрируют неуверенность, тревожность, агрессивность.

- интерналы: характеризуются склонностью приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным способностям и усилиям. Интерналы уверенны в себе, уравновешенны, в меру общительны.

Типологии людей возможны:

- по темпераментам;

- по конституции;

- в зависимости от стиля информационного взаимодействия со средой.

Принадлежность к типу людей определяется следующим:

- генетической предрасположенностью человека;

- чистых психотипов не существует, а существуют промежуточные типы;

- имеется прямая связь между темпераментом и деловыми качествами человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.108.187 (0.104 с.)