Основы менеджмента. Достижения отечественной и зарубежной теории менеджмента. Сущность и цель. Функции менеджмента. Основы маркетинговой деятельности, сущность, принципы, методы. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы менеджмента. Достижения отечественной и зарубежной теории менеджмента. Сущность и цель. Функции менеджмента. Основы маркетинговой деятельности, сущность, принципы, методы.



Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент — современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики.

Термин менеджмент, по сути, является аналогом термина управление, его синонимом. Однако есть отличие. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т. е. управление, является более широким понятием.

Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Система менеджмента — это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Основные цели менеджмента:

o Достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании;

o Руководство предприятия, фирмы, руководящий орган.

Функции менеджмента.

Функция — широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и других науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента — это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности — это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

В основе понятия маркетинг (англ. marketing) лежит термин рынок (англ. market). Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность.

Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяй­ственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критерием эффективности деятельности.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

• надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, т. е. информацию о внешних условиях функциони­рования фирмы;

• создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

• необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

В чем состоят основные принципы маркетинга?

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок и покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга (предельно коротко) состоит в следующем: производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю не согласованную предварительно с рынком продукцию.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые

включают:

• Нацеленность на достижение конечного практического резуль­тата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути, овладение его определенной долей в соответствии с долго­временной целью, намеченной предприятием.

• Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

• Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высоко­прибыльную хозяйственную деятельность.

• Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.

Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

• анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей.

• Классификация потребителей как реальных, так и потенциаль­ных. Заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как своего, так и конкурирующих товаров.

• Изучение существующих и планирование будущих товаров, т. е. разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.

• Планирование товародвижения и сбыта, включая создание (при необходимости) соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей.

• Обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (паблик рилейшнз) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов.

• Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении технологии использования цен, кредитов, скидок и т. п.

• Удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара.

• Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т. е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

Рекомендуемая литература

1. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1

3. Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий

4. Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента». – Минск: «Новое знание», 2000 г.

5. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления№5.

6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарики, 2001.

7. «Секрет Фирмы» №6 (22), АПРЕЛЬ 2003 / БИЗНЕС-СХЕМА / РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Основы предпринимательства: сущность, цели, задачи, принципы. Формы предпринимательской деятельности. Конкурентная борьба и предпринимательский риск. Бизнес - планирование.

Предпринимательство: сущность, цели, задачи.

С молниеносной быстротой меняется наша действительность. Еще два десятилетия назад практически никто, кроме специалистов, не использовал в своем лексиконе такие понятия, как предприни­мательство, бизнес, коммерция. Но сегодня стремительно разви­вающийся рынок, корректируя наше сознание, заставляет по-новому оценивать и бытие, основу которого во все времена и у всех народов составляла экономическая жизнь общества.

Стержнем экономики любой страны с рыночными отношениями — большой или малой, богатой или бедной — так или иначе, является предпринимательская деятельность.

Предпринять — это значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-либо, осуществить, совершить, т. е. заняться конкретным делом.

Предприниматель — это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся увеличивать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий продолжать и развивать хозяйственную деятельность.

Наша экономика, построенная преимущественно на государственной форме собственности, долгое время не представляла других возможностей для легального заработка, кроме зарплаты наемного работника. Но, как говорится, природа не терпит пустоты. 'Гак и в экономике естественное ее состояние предполагает не только многообразие сфер деятельности, но и разнообразные способы зарабатывания денег.

В условиях рыночной экономики основные каналы получения денег частными лицами таковы:

• зарплата наемных работников;

• получение прибыли от продажи ценных бумаг, недвижимости и т. п.;

• получение доходов от владения ценными бумагами;

• получение дохода в виде банковского процента.

Доход от предпринимательской деятельности занимает в этом ряду особое место. Прежде всего, благодаря тому, что его получение более к его зависит от инициативы, творческой и деловой активности, способностей тех людей, которые идут на риск, решив заняться предпринимательской деятельностью, организовав свое собственное дело.

Являясь собственником (совладельцем) предприятия, необязательно самому работать на этом предприятии. При хорошей организации дела, четком распределении обязанностей между работниками, прочных партнерских взаимоотношениях предприятие будет функционировать в нормальном ритме, и обеспечивать необходимый уровень работы без непосредственного участия предпринимателя. Тем не менее, чаще всего такое участие в какой-либо форме осуществляется, если бизнесмен действительно «болеет» за свое дело.

Предпринимательская деятельность относится к так называемой экономике малых форм и осуществляется в рамках небольшого кол­лектива с численностью работников до нескольких сотен человек. В осуществлении бизнеса участвуют три действующих лица: предпри­ниматель (тот, кто снабжает ресурсами других предпринимателей), собственники этих факторов производства и приобретающие продукт предпринимательства в виде товаров и услуг (покупатели).

В зависимости от содержания различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В основе производственного предпринимательства лежит изготовление материальных и духовных ценностей. В коммерческом - предпри­ниматель занимается перепродажей товаров и услуг. В финансовом предпринимательстве предметом купли-продажи являются деньги.

Принципы предпринимательства.

Развитие своего дела рано или поздно приводит к необходимости найма работников. На этой стадии предприниматель выполняет новую роль — менеджер. Для того чтобы дело процветало, очень важно подобрать себе команду, т. е. тех людей, которые в дальнейшем станут главными помощниками.

Вот несколько советов, которые помогут успешно вести дело:

1. Бизнесмен всегда должен быть вежлив и корректен с клиентами, партнерами, наемными работниками.

2. Ни одно обращение к вам как к бизнесмену не должно остаться без ответа. Если ответ отрицательный, он тем более должен быть дан в самой доброжелательной форме.

3. Не старайтесь вникать во все мелочи. Для этого у вас должны быть помощники — члены команды. Если помощник знает свой участок работы хуже, чем вы, значит, такой работник вам не нужен.

4. Главное в работе — четкость и точность. Если вы обещали заказчику сделать какую-либо работу к определенному сроку, то работа должна быть закончена именно в это время или раньше. Иначе заказчик найдет другого, более надежного партнера.

5. Лучшая реклама любого дела — качество исполнения работы.

6. Имейте дело только с честными партнерами. Никогда не допускайте нечестности сами и не прощайте ее другим.

Формы предпринимательской деятельности.

Какую же роль играет собственник в своем деле? Эта роль зависит от того, какой собственностью вы владеете. Все то, о чем мы говорили выше, подходит к случаю частного предприятия, когда вы его единственный и полноправный владелец. Однако чаще распространены предприятия иных организационно-правовых форм — товарищества и акционерные общества. В товариществах каждый владеет своей долей. А в акционерных обществах каждый владеет тем или иным пакетом акций. Это дает право участия в управлении. Принятие решения осуществляется путем голосования, причем количество голосов у каждого участника равно количеству акций или соответствует размеру доли.

Акционерные общества бывают открытыми (ОАО), которые вправе осуществлять открытую подписку на выпускаемые акции и прово­дить их свободную продажу. Число акционеров в ограничено.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей.

Хозяйственные товарищества — коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Подразделяют их на товарищества с ограниченной ответственностью (участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных вкладов).

Все организованные предприятия любого типа являются юридическими лицами. Они должны иметь:

а) наименование;

б) почтовый адрес и телефон;

в) банковские реквизиты (номер расчетного счета, адрес банка, который будет осуществлять финансовые операции);

г) печать и штамп;

д) официальные бланки с наименованием, адресом, телефоном.

Любое предприятие обязательно должно быть зарегистрировано в соответствующих налоговых органах. Обязательным документом необходимым для регистрации, является его устав - главный закон, по которому должно работать предприятие.

Таблица 1

Достоинства и недостатки форм предприятий

Формы предприятия Основные достоинства Основные недостатки
Индивидуальное предприятие 1. Легко создать. 2. Легко контролировать. 3. Меньше регулирования со стороны государства. 1. Трудно найти средства для расширения фирмы. 2. Меньшая стабильность. 3. Владелец должен вести работу по управлению предприятием.
Товарищество 1. Легко создать. 2. Можно разделить работу по управлению. 3. Легче собирать более крупные суммы денег для развития. 1. Возможны конфликты между партнерами. 2. Выход одного из партне­ров требует переоформле­ния документов пред­приятия. 3. Товарищи несут ответ­ственность имуществом. 4. Для крупных проектов трудно собрать средства.
Акционерное общество 1. Можно собрать огром­ный капитал путем прода­жи акций. 2. Ответственность акционе­ров ограничена. 3. Максимальная стабиль­ность при смене владельцев 4. Возможность найма менеджеров. 1. Жесткое государствен­ное регулирование. 2. Высокие организацион­ные и управленческие расходы. 3. Владельцы фирмы под­лежат двойному налого­обложению.

Конкурентная борьба и предпринимательский риск.

Конкуренция — это борьба, соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной сфере деятельности. Наградой является прибыль. Ну а неудачнику — убытки и банкротство.

Конкуренция — плохо это или хорошо? Для предпринимателя, конечно, плохо: нужно быть в постоянном напряжении, выдвигать все новые и новые идеи.

Однако без конкуренции исчезают стимулы к развитию производ­ства, выпуску новой продукции и повышению качества существующей. Если сегодня ты не придумаешь новую начинку для печенья, новую, 94-ую упаковку для продукции, не дашь запоминающейся рекламы — завтра это сделает твой конкурент, и прибыль пойдет в его карман.

Предприниматель всегда работает на потребителя, поэтому риски связаны с таким фактором, как спрос. И если грамотно проверить на жизнеспособность свои предпринимательские идеи, рисков можно избежать. К рискам можно отнести также инфляцию, когда производство становится невыгодным. Или недобросовестность партнера, поставщика, который не вовремя поставил продукцию. Существует и много других факторов.

Бизнес - планирование.

Многие люди не могут начать какое-либо дело, пока не продумают его в деталях. Тот, кто заранее готовится к сложной работе, планирует ее, наверняка выполнит работу лучше, чем тот, кто надеется на быстрый успех и везение.

Планирование — это осмысление и детальная проработка того, что предприниматель собирается делать в будущем. В процессе планирования необходимо составить прогноз.

Прогноз — это описание тех мер и мероприятий, осуществление которых ожидается в буду­щем.

Итак, любое дело должно начинаться с составления плана. Хороший бизнес-план должен быть кратким, понятным и давать ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у пользователя. Для потенциальных инвесторов бизнес-план должен отвечать на все вопросы, среди которых одним из основных является вопрос о долгосрочных перспективах. Потенциальным кредиторам важно знать, о возможных рисках и гарантиях возврата кредитов.

Образец оформления бизнес-плана:

1.Титульный лист. Название предприятия, название проекта, разработчики проекта — это обязательные реквизиты. Их можно дополнить данными: начало и продолжительность проекта, место реализации, стоимость проекта, для каких целей предназначен бизнес-план (кредит, участие в проекте), срок окупаемости.

2. Резюме. Самая важная часть, позволяющая получить главную информацию о проекте, на основании которой должно сложиться благоприятное впечатление.

3. Общее описание предприятия. Для уже действующего предприятия необходимо указать уже достигнутые результаты, что должно убедить в высокой квалификации руководителей.

4. Описание продукта и услуг, которые будут производиться в рамках проекта. Должны описываться особенности продукта, его специфические качества, которые должны отличать товар от, уже существующего на рынке.

5. Маркетинговый план. Необходимо доказать, что товар или услуги будут востребованы рынком. Следовательно, в этой части должна содержаться маркетинговая проработка с описанием, идеей товара, его потенциальных покупателей, ожидаемым спросом, возможной рыночной ценой.

6. Организационный план. Указываются все мероприятия по организации нового производства, изменения в организационной структуре и управлении предприятием.

7. Финансовый план. Должен ответить на самый главный вопрос — будет ли предполагаемый проект прибыльным. В этой части приводятся все расчеты по определению эффективности инвестиций.

8. Юридическая проработка проекта. Необходимо указать, в какой юридической форме он будет осуществляться: отдельного юридического лица или в рамках уже существующего предприятия. Если рассматривать юридическую проработку проекта, предпо­лагаемого частным предприятием или предпринимателем, то единственным внешним пользователем будет кредитор. И ему важно увидеть, как будут защищены предоставленные им кредиты и есть ли какой-нибудь залог, который можно реализовать для погашения задолженности.

Виды затрат.

Любая производственная деятельность требует затрат.

Затраты — все денежные средства, израсходованные на изготовление и реализацию производимых товаров или услуг: заработная плата работников, электроэнергия, машины, обору­дование, покупка сырья и материалов для производства, аренда помещений, транспорт и т. д.

Каждый предприниматель заранее должен знать, на что при­дется потратить деньги, прежде чем он произведет и продаст свой товар, так как от величины его затрат будет зависеть цена, которую он назначит за товар или услугу.

Себестоимость продукции — сумма всех денежных затрат на производство и сбыт продукта. Чтобы не допустить ошибок, которые приведут к убыткам, предприниматели составляют калькуляцию себестоимости.

Калькуляция себестоимости — это метод подсчета затрат на произ­водство и продажу каждого вида товара или предоставляемой услуги. Чтобы правильно подсчитать затраты на производство товара или услуги, нужно знать, что для любого производства характерны два основных вида затрат: прямые и косвенные.

Прямые затраты становятся составной частью продукта, они легко подсчитываются, достаточно велики и составляют существенную долю суммы всех затрат. Затраты на материалы и на труд — прямые затраты. Но существуют затраты, которые к прямым отнести нельзя. Все предприятия сталкиваются с затратами на аренду производ­ственных зданий и помещений, на электроэнергию и транспорт, на лицензирование, техническое обслуживание и ремонт.

Прямые затраты — это затраты, непосредственно относящиеся к самим товарам или производству этих товаров и предоставлению услуг.

Косвенные затраты — это затраты на выплату заработной платы персоналу, непосредственно не занятому в производстве продукции, например, заработок владельца предприятия, зарплата продавцов, курьеров, уборщиков и охраны. Расходы на содержание офиса, канцелярские принадлежности, почтовые услуги, плата за телефон, проценты за кредит, обучение персонала и прочие расходы — косвенные затраты. Косвенные затраты — это все прочие затраты, кроме прямых, которые несет компания.

Косвенные затраты обычно не имеют непосредственного отношения к какому-то одному конкретному изделию или услуге. Косвенные затраты называют еще накладными расходами, или издержками.

Суммарные затраты складываются из: прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда и косвенных затрат.

Многие компании, недавно организовавшие свой бизнес, к сожа­лению, не знают своих затрат, не могут правильно рассчитать себестоимость, неправильно устанавливают цены на свою продукцию и терпят убытки.

Рекомендуемая литература

8. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.

9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1

10. Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий

11. Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента». – Минск: «Новое знание», 2000 г.

12. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления№5.

13. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарики, 2001.

14. «Секрет Фирмы» №6 (22), АПРЕЛЬ 2003 / БИЗНЕС-СХЕМА / РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.006 с.)