Анализ одного из учебников, учебников - хрестоматий по литературе для средней школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ одного из учебников, учебников - хрестоматий по литературе для средней школы



Анализ учебника по литературе для 5 класса (Т.Ф. Курдюмова, 2004год.)

Обращение к реальным запросам ученика — одна из особенностей школы сегодня. Литература как учебный предмет должна воспитать у ученика эстетический вкус и нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызвать потребность обращения к художественным произведениям.

В основе программы лежит историко-литературный принцип: от фольклора – к литературе сегодняшнего дня. Логика расположения материалов хрестоматии помогает увидеть бег времени, показать соотнесенность истории, бытовых реалий и литературы. Такому широкому видению мира способствуют литературоведческие и мемуарные тексты, предваряющие художественные произведения, и репродукции картин русских художников, отражающие определенную эпоху.

Структурная модель литературного образования учащихся пятых—девятых классов предполагает изучение художественных произведений от древности до наших дней. Причем в программу каждого класса входят произведения, соответствующие возрастным особенностям школьников.

Особую роль в общей структуре курса играет композиция программы и реализующего ее учебника. Вся литература до XX века помещена в первом томе. Литература XX века — в равном ему по объему втором томе.

В учебнике пятого класса представлены классические произведения главнейших направлений литературы — реализма и романтизма, но есть в нем и доступные возрасту произведения различных течений начала XX века, хотя о самих направлениях речи пока не идет.

Первые страницы учебника начинаются с введения. Мы вводим учеников в мир науки, искусства и творчества.

Следующий раздел «Мифы». Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мы знакомим учащихся с мифами разных времен и народов.

Далее следует раздел, посвященный фольклору. В этом разделе особенно важно расширение набора жанров: ранее в программу не включались частушки, песни, анекдоты, народная драматургия.

Появление специального раздела малых жанров фольклора помогает осмыслить их взаимные связи, их роль в литературном процессе и возможности использования в более объемных жанрах.

В полном забвении в школе находились и драматургические жанры фольклора, которые знали в русской деревне, и они украшали народные гулянья и ярмарки. Тут и народная драма, и популярный кукольный театр со всемирно известным Петрушкой. Впоследствии, при обращении к классической драме, ученикам поможет знакомство с народными формами этого рода литературы.

«Русская классическая литература XIX века». Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение. (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.)

«Поэтический образ Родины». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.)

«Героическое прошлое России» завершает первый том учебника фрагментом из «Войны и мира» Л. Толстого и отрывком из инсценировки романа, сделанной М. Булгаковым. При работе с этими двумя текстами ученики не только встречаются с одним из самых любимых героев Толстого — Петей Ростовым, но и убеждаются в неразрывности связи литературы XIX и XX веков. Сопоставляя эпическое и драматическое произведения, учащиеся видят их общность и их разительное отличие.

Вторая часть учебника начинается с раздела «Литература XX века»

Для второй части учебника актуальной становится нравственная проблематика урока (чувство любви к Родине, ее природе, людям). Богатый материал для этого дают произведения советских писателей и писателей русского Зарубежья.

Нашло в учебнике отражение такое важное и пока еще недостаточно использованное в практике школы явление, как чтение литературных сказок XX века, созданных и писателями, и учеными.

Первые три темы (Бунин, Бальмонт, Шмелев) «стремятся» показать ученикам неразрывную связь литературы XIX – XX веков

Важен раздел «Современная литература». Долгое время программа по литературе в средних классах не вмещала в себя произведения современных писателей и приходилось в пятом классе обращаться к ним на уроках внеклассного чтения. В настоящий момент в этом разделе всего четыре автора. Все произведения – о современных детях, ровесниках наших учеников. Во всех прозаических произведениях перед читателями – семья сегодня.

Тема, которую сейчас модно называть экологической, но которая и сейчас, как и иные годы, назад все была и будет темой родной природы, пронизывает «сельские» произведения. В одном случае - яркая и героическая любовь к скворцам, к родной природе с ее сменой времен года. В другой – суровая тайга, в которой заблудился герой рассказа – Васька.

Последний раздел включает произведения о путешествиях, приключениях.

Нужно также отметить появление в учебнике жанра детектива. Знакомство с ним открывает классик детской литературы Астрид Линдгрен, которую шведы назвали «человеком столетия» и поставили памятник единственной среди живущих сегодня писателей.«Приключения Калле Блюмквиста» - одна из лучших книг писательницы. Это целая трилогия, с первой частью которой ученики знакомятся достаточно подробно.

Модель программы для среднего звена начинает осуществляться в пятом классе, то демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова должна сопровождаться освоением элементарных теоретических сведений, которые нужны для понимания учащимися не только содержания произведения, но и его эстетической наполненности. Эмоциональная яркость восприятия не мешает размышлению о прочитанном произведении, а стимулирует его. В свою очередь, размышлению необходим пусть небольшой запас понятий, элементарная теоретическая база.

4.Составление поурочного плана.

Тема: Урок подготовки к сочинению («Тема родины в поэзии А. Блока (на примере стихотворений: «Родина», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Коршун»)»).

Класс: 11

Цели:

образовательные: подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения на указанную тему;

развивающие: развитие умений анализа текста;

воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задачи:

1. Уточнить в сознании учащихся основную задачу, которую им необходимо решить при написании сочинения.

2. Указать на необходимость и значение анализа стихотворений для раскрытия темы (на примере краткого фрагментарного анализа стихотворения «Коршун»).

3. Дать рекомендации по композиции сочинения.

 

Учебная ситуация Виды деятельности учителя Виды деятельности учащихся

Слово учителя

 

 

Катехизирование

 

 

Слово учителя

 

 

Чтение стихотворения

 

Катехизирование

 

 

Слово учителя

 

На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению на тему: «Тема родины в поэзии А. Блока (на примере стихотворений: «Родина», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Коршун»)». Эта работа поможет вам не только справиться с этим заданием, но и обобщит и углубит ваши знания о написании сочинений вообще.

 

Прежде чем приступить к работе, нам необходимо прояснить некоторые «общие положения». Какие задачи вы должны поставить перед собой, чтобы успешно справиться с написанием сочинения?

(Необходимо обдумать тему. Собрать материал и проанализировать его. Затем - выдвинуть свой тезис и удачно расположить аргументы; подкрепляя их анализом текста, вообще, композиционно организовать сочинение; не отвлекаться от заданной темы).

 

Давайте пойдем по порядку. Что предполагает тема нашего сочинения? Какая основная задача должна быть решена?

(Раскрыть эту тему значит выяснить:

• Что такое образ родины?

• Что для Блока – родина?

• Как этот образ создается поэтом (художественно-выразительные средства, приемы поэтики и т. д.)?

• Каково отношение автора к этому образу (положительное, нейтральное, отрицательное)?

• Каковы мировоззренческие позиции автора? Его представление о прошлом, настоящем и будущем родины.

• Указать на свое согласие или несогласие со мнением автора. Обозначить свое представление об этом.)

Необходимо постоянно иметь это в виду, не выпускать из головы.

 

Что же, если говорить о сборе материала, то эта задача уже выполнена. Для анализа вам предлагаются следующие стихотворения: «Родина», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Коршун». Если вы хотите взять другие тексты – вы можете это сделать, но при этом особое внимание следует уделить на соответствие их теме сочинения.

 

Никаких требований к последовательности анализа указанных текстов не предъявляется. Какие варианты можете предложить вы?

(Можно проанализировать все тексты независимо друг от друга, «по порядку» и лишь затем выдвинуть тезис (то есть сначала – аргументы, потом – тезис). Возможен сравнительный анализ стихотворений. Выводы могут быть как промежуточные, так и один общий. Возможна интеграция элементов анализа стихотворений сочинениях в систему доказательств (сначала – тезис, затем – аргументы, это наиболее удачный вариант) и т. д.)

 

Теперь мы кратко проанализируем стихотворение «Коршун». Вам необходимо понять общий принцип работы с текстом. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…» вы выполняете совершенно самостоятельно. Стихотворение «Родина» мы с вами анализировали на недавнем уроке, но вам необходимо будет этот анализ дополнить. Дополнить вам будет нужно, конечно, и сегодняшний небольшой фрагментарный анализ стихотворения «Коршун». Мы, повторюсь, лишь намечаем общие подходы к раскрытию темы.

 

<Дома ученики должны были внимательно прочитать указанные стихотворения и подумать над вопросом: как в этих текстах раскрывается тема родины.>

 

Давайте прочитаем стихотворение вслух.

 

Коршун

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг. –

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на грудь, соси

Расти, покорствуй, крест неси».

 

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?)

 

Ответьте на необычный вопрос: как можно доказать, что это стихотворение на тему родины? (Найдите в тексте слова, связанные по значению (возможно, отдаленно) со словом «родина».)

(Мятеж, горят деревни, моя страна, века, война.)

 

Что это за слова, о чем они нам сообщают? Какова эмоциональная оценка этих слов?

(Эти слова указывают на «непостоянство», на «процессуальность», что ли. Эти слова обозначают социальные изменения. При этом автор не уверен, что они верны. Слова с нейтральной стилистической окраской, но с «негативным» смыслом.)

 

Почему стихотворение называется именно так? Что олицетворяет собой образ коршуна? Как этот образ связан с тем, что мы только что сказали?

(Коршун – символ смерти. Беспрестанные социальные потрясения изнемождают страну. Российская цивилизация на грани гибели. Автор не знает, есть ли какой-то выход из этой ситуации – это доказывают последние риторические вопросы.)

 

Какие образы здесь есть еще?

(Еще стоит обратить внимание на образ матери.)

 

Попытайтесь объяснить, как можно понять этот образ. Вспомните, что мы говорили о том, каково соотношение Женщины и Родины в поэзии Блока, анализируя стихотворение «Родина».

(Мать – это своеобразное воплощение родины, Руси. Она – ее душа. В Руси главным оказывается женское начало. Мать – это и символ продолжения жизни. Мать – олицетворение духовности, любви. Коршун кружит и над Матерью – в этом заключается угроза родине, угроза ее духовности. Важно отметить, что над сыном мать «тужит». Это означает, что он не ест, что он, возможно, умирает.)

 

Какие обобщения мы можем сделать?

(В этом стихотворении Блок выражает крайне пессимистический взгляд на судьбу родины. Россия постоянно находилась и находится в каком-то неспокойном состоянии. Это противоречит ее патриархальной сущности. Такое состояние мучительно для ее жителей, оно не может продолжаться вечно. Это грозит гибелью российской цивилизации.)

 

Итак, таков ваш общий принцип работы с текстом. Повторю, что та работа с текстом, которую мы с вами только что провели, очень незначительна, вам предстоит гораздо более внимательно проанализировать стихотворения. Очень важно, чтобы все ваши суждения подтверждались наблюдением над текстом, поскольку он – самый объективный источник интерпретации.

 

Попытаемся перечислить то, что еще может стать объектом анализа в стихотворении.

(Художественно-выразительные средства, размер, рифмовка, строфическое деление, композиция, субъектная организация, образная система, лексика, синтаксис, цветовая палитра, мотивы, эпиграфы и т. д.)

 

Действительно, материала для анализа очень много. Вам, конечно, нужно проработать только то, что напрямую связано именно с темой сочинения.

 

Итак, ваше домашнее задание – написать сочинение на тему: «Тема родины в поэзии А. Блока (на примере стихотворений: «Родина», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Коршун»)». По сути, мы сегодня предлагали разные примерные планы вашего сочинения. Вам остается выбрать наиболее понравившийся из них и наполнить его уникальным содержанием. <Во время урока ученики делают краткие записи в тетрадь.>

 

 

Ученики отвечают на вопрос.

 

Ученики отвечают на вопрос.

 

 

Ученики отвечают на вопрос.

 

 

Ученик зачитывает текст вслух.

 

 

Ученик отвечает на вопрос.

 

 

Ученик отвечает на вопрос.

 

 

Ученик отвечает на вопрос.

 

Ученик отвечает на вопрос.

 

Ученик отвечает на вопрос.

 

Ученик отвечает на вопрос.

 

Ученик отвечает на вопрос.

 

 

Урок-семинар, обобщение изученного по творчеству А. Блока

с целью подготовки к сочинению

“Тема Родины в творчестве Блока”

Класс: 11

Цель: обобщить изученное, подготовиться к сочинению.

Задачи: совершенствование навыков выразительного чтения и анализа стихотворных произведений; развитие и закрепление навыков реферирования.

 

учебная ситуация деятельность учителя деятельность учащихся

Слово учителя

 

 

Беседа

 

 

Сообщения учеников

 

 

Слово учителя

 

 

Беседа

 

 

Итог урока, домашнее задание Изучая творчество русских художников слова, современные читатели приходят к выводу о том, что наша жизнь стремительно меняется вместе с идеалами и ценностями. Так было и будет. Но понятия дружбы, любви, родины занимали и будут занимать значительное место в сознании каждого человека. Восприятие Родины в творчестве великих мастеров русской поэзии, в т.ч. Блока, неоднозначно. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества.

Что же такое для Блока была Россия? Когда он впервые непосредственно обращается к теме родины?

 

Какой мы видим Россию в циклах “Родина” и “На поле Куликовом”?

 

 

Хочу привести слова самого Блока: “Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Значение Куликовской битвы было не столько военным политическим, сколько духовным. и не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

Судьба страны глубоко волновала Блока: “Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”, — писал поэт Станиславскому в декабре 1908 г. Образ возлюбленной, невесты, России возникает в стихах, посвященных родине, в них личные, интимные переживания сливаются с раздумьями о судьбах родной страны и всего мира. Блок то уподобляет Россию спящей красавице, то обращается к ней как жене, то видит в ней всепрощающую и понимающую мать. Т.е. с образом родины у Блока связаны не только трагические мысли, Россия – не только “страшный мир”. Это и очень светлый образ. Докажите это.

Сегодня мы постарались обобщить все, что знает о теме родины в творчестве Блока, проанализировали отдельные стихотворения, некоторые из вас выступили с небольшими сообщениями, что, безусловно, им пригодится при написании сочинения “Тема России в лирике А. Блока”, которое вы должны написать дома.

В стихотворении 1906 года “Русь”. Краткий анализ: Россия – заповедная, сказочная страна, спящее заколдованное царство. Лирический герой проникается его тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь укачала его на своих просторах.

1) Один из учеников читает наизусть стихотворение “Родина”, кратко анализирует:

“В стихотворении возник образ нищей России. Блок пытается осмыслить значение России, понять своеобразие его исторического пути. “Избы серые” соседствуют с прекрасными чертами. Поэт описывает свое истинное отношение к России: любовь к ней, восхищение красотою природы. Противоречивость отношения поэта к родине мы ощущаем с помощью таких художественных средств как контрастный эпитет: “разбойная краса”.”

2) Чтение и анализ первого стихотворения из цикла “На поле Куликовом” (трагическая судьба России /“Закат в крови!”/)

Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” заканчивается словами: “Да и такой моя Россия, // Ты всех краев дороже мне.”

В контрасте с нищетою, “серыми избами” поэт видит и прекрасные черты России – единственной, горячо любимой, ради которой он провидел великое будущее. Образ России был в поэзии Блока тем путеводным месяцем, который светил ему в годы реакции, вселял надежду на лучшее будущее. Ярким факелом вспыхнул он, когда свершилась революция. В ее метельных ритмах поэт услышал ту самую музыку, которая не давала ему покоя всю жизнь: “Мы – дети страшных лет России – // Забыть не в силах ничего”, - писал Блок, обращаясь в стихах к З. Гиппиус.

 

Вавина Л.

Урок-лекция на обзорную тему

“Серебряного века силуэт”

Класс: 11

Цель: дать понятие о периоде развития русской культуры, в частности литературы, известном как “серебряный век”.

Задачи: определить основные границы явления и его представителей, показать атмосферу “серебряного века”.

Оборудование: репродукции картин художников “серебряного века”, записи музыкальных произведений (музыка фоном), сборники стихов.

Эпиграф: “… люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося… развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски” (К. Бальмонт)

 

учебная ситуация деятельность учителя деятельность учащихся

Слово учителя Художественная картина “серебряного века” полна загадок. Ее образ столь многослоен и противоречив, что на первый взгляд с трудом поддается реконструкции. На грандиозном историческом полотне хаотически переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, творчество Скрябина и Белого, Кандинского и Блока, Рахманинова и Серова, Мейерхольда и Маяковского, Стравинского и Шагала… Контрастных, порой взаимоисключающих явлений и модных художественных направлений в те годы было куда больше, нежели за все предыдущие столетия развития отечественной культуры.

Не случайно я назвала наш урок “Серебряного века силуэт”: нашей задачей не будет являться охватить все искусство “серебряного века” полностью, подробно, мы постараемся его увидеть, услышать, почувствовать.

 

Не правда ли, достаточно сложно найти в этих разнохарактерных явлениях искусства некий “общий знаменатель”. Однако еще Гераклит сказал, что из контрастов рождается прекраснейшая гармония. Единство искусства “серебряного века” – в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося. Это была гармония противоположностей, рожденная культурой особого рода, культурой грани веков. Поразительно, но само понятие “грань веков” имеет для русской культуры почти мистическое значение. Именно границы столетий порой совпадают с глобальными изменениями в развитии искусства. Культура грани веков как бы аккумулирует традиционное и новаторское, переплавляет в особом сплаве элементы прошлого и будущего. Давайте вспомним, что происходило в культурной жизни страны на рубеже 17-18, 18-19 веков.

 

 

“Серебряный век” — эпоха длиною от силы в четверть века, простирается между временем Александра III и семнадцатым годом 20 столетия. Контраст между серебряным веком и предшествующим ему безвременьем разительный. И еще разительней этот контраст и прямо-таки враждебность между серебряным веком и тем, что наступило после него, — “временем демонизации культуры и духовности”. Нельзя безапелляционно указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря “серебряного века”. Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря “серебряного век” занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер журнала "Мира искусства", новая эстетика сложилась и оформилась.

Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого “серебряного века” после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан “серебряный век”, но сама эпоха кончилась.

Иногда говорят, что серебряный век – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях – Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Гюисманса, Стриндберга, Ибсена, Метерлинка, Уитмена, д’Аннунцио, Готье, Бодлера, Эредиа, Леконта де Лиля, Верхарна. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны свет и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Белый – в Египет, Гумилев – в Абиссинию, Бальмонт – в Мексику, Новую Зеландию, на Самоа, Бунин – в Индию.

Но это только в начале, “серебряный век” ознаменовался возвращением к родной почве. "Славянофильские" интересы этого поначалу столь западнического века сказались многосторонне, но мощнее всего проявились в двух направлениях. Во-первых, в открытии русского художественного и духовного наследия недавнего прошлого и, во-вторых, в глубоком художественном интересе к своим собственным корням – к славянской древности и русской старине. Были по-новому прочтены и заново открыты писатели и поэты недавнего прошлого: Фет, Тютчев, Григорьев, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Баратынский. Возник интерес к славянской мифологии и русскому фольклору. Это проявилось и в музыке Стравинского, и в живописи Кустодиева, Билибина, Васнецова, Рериха, Нестерова.

В тот динамичный период новые художественные поколения заявляли о себе даже не через десятилетие, но чаще. На протяжении короткого серебряного века в литературе, например, проявило себя фактически четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в шестидесятые – начале семидесятых годов), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское (родившиеся около 1886-го), и наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Иванов, Г. Адамович, М. Цветаева, Рюрик Ивнев, С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Маяковский, В. Шершеневич и другие.

Никогда еще формы общения между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Значительная часть творческой энергии серебряного века ушла в кружковую общественно-художественную жизнь. Связи между поэтами, писателями, художниками, артистами, философами оказались столь многосторонними и насыщенными, что уникальность этой эпохи поддерживается не только значительностью созданных произведений, но и концептуальными и личностными противоречиями, примерами дружбы-вражды. Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями – гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами.

Прошло столетие. И сегодня идеи и наследие “серебряного века” воспринимаются отнюдь не однозначно. Для одних ученых — это прежде всего опыт рождения нового искусства из недр прошедших эпох. Так, теоретик европейской культуры В. Вейдле писал: “Правда, длился этот век недолго, всего 20 лет, и был исключительно и всецело создан теми образованными и творческими людьми, которые не принадлежали ни к интеллигенции в точном смысле слова, ни к бюрократии, так что не только народ о нем ничего не знал, но и бюрократия с интеллигенцией частью его не замечали, частью же относились к нему с нескрываемой враждой. Правда и то, что сияние его – как и подобает серебряным векам – было в известной мере отраженным: его мысль и его вкус обращались к прошлому и дальнейшему; его архитектура была ретроспективной и на всем его искусстве лежал налет стилизации, любования чужим; его поэзия (и вообще литература), несмотря на внешнюю новизну, жила наследием предыдущего столетия; он не столько творил, сколько воскрешал и открывал. Но он воскресил Петербург, воскресил древнерусскую икону, вернул чувственность слову и мелодию стиху, вновь пережил все, чем некогда жила Россия, и заново для нее открыл всю духовную и художественную жизнь Запада. Конечно, без собственного творчества все это обойтись не могло, и как бы мы строго не судили то, что было создано за эти 20 лет, нам придется их признать одной из вершин русской культуры”.

Для других – искусство “серебряного века” не только творческое, но прежде всего духовное наследие. При этом наследие столь богатое, что и спустя десятилетия проявляется в разных видах искусства.

Мы с вами тоже сейчас живем на рубеже двух веков, и между нашим временем и рубежом 19-20 веков очень много общего. Именно сейчас искусство “серебряного века” становится еще более актуальным. Если мы поймем, что происходило в мире и в душах людей тогда, может быть, мы сможем понять, что происходит сейчас.

 

Звучит музыка (Рахманинов, Скрябин…), в классе висят репродукции картин (Кандинский, Шагал, Н. Гончарова, Врубель…), учащиеся вслух читают заранее выбранные учителем стихи – разных авторов, разные по настроениям и темам.

 

 

17-18: начало царствования Петра I,, в искусстве переплелись уходящее средневековое мироощущение и новизна светских жанров.

18-19: “золотой век” русской культуры, знак наступающего обновления – рождение А.С. Пушкина в 1799 г.

 

Урок-лекция

Тема: Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

Класс: 10

Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Ф.М. Достоевского

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского

 

Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы “Творчество Ф.М. Достоевского”. На первом уроке я вам расскажу об основных этапах жизни и творчества писателя, а на следующих мы приступим к анализу его произведений, и подробно будем говорить о романе “Преступление и наказание”.

 

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве. “Я происходил, — писал он, — из семейства русского и благочестивого”. Отец – Михаил Андреевич — сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная.

Достоевские были небогаты, но вполне обеспечены и, не позволяя себе никакой роскоши и излишеств, никогда не нуждались в необходимом. Часто говорят о деспотизме отца Достоевского, но это не так. По воспоминаниям современников, Михаил Андреевич был странный человек обладал трудным, тяжёлым характером: строгий и требовательный к себе, он был ещё строже и требовательнее к другим; постоянно угрюмый, нервный, подозрительный и, часто ревнивый и вспыльчивый, он заставлял часто страдать и жену, и детей. Но отец Достоевский был в то же время добрым, прекрасным семьянином и в высшей степени гуманным, просвещённым человеком. Он любил своих детей и умел их воспитывать; своим восторженным идеализмом и стремлением к прекрасному писатель Достоевский больше всего обязан своему отцу и домашнему воспитанию. В тот век, когда главным средством воспитания были розги, он не только никогда не применял к детям телесного наказания, но не ставил их на колени в угол и, при своих ограниченных средствах, не отдавал своих детей в казённую гимназию только потому, что там детей пороли... Вдова Достоевского говорила, что её муж любил вспоминать о своём “счастливом и безмятежном детстве” - с нежной, любящей и любимой матерью, любящими нянями, рассказывавшими интересные сказки, с самым большим другом – братом Михаилом, с богатым детским миром – кроме Федора в семье было еще 6 детей: все его воспоминания говорят не только о “счастливом”, но и о хорошем детстве, воспитавшем в нём человека и писателя.

Достоевский вспоминал: “С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным”.

И если Достоевский в 16 лет пережил смерть Пушкина как великое русское горе, то кому он этим обязан, как не своей семье, рано привившей ему любовь к литературе? Как ни важно, что Достоевский на всю жизнь сохранил хорошую память о своём детстве, ещё важнее, что эта память дала ему большой творческий материал. Как не увидеть в рассказе старца Зосимы о своём детстве отголосок воспоминаний самого Достоевского: “Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценней воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе только чуть-чуть любовь и мир. Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если только сама душа твоя способна искать драгоценное. К воспоминаниям домашним причитаю и воспоминания о священной истории, которую в доме родительском, хотя и ребёнком, я очень любопытствовал знать. Была у меня тогда книга, священная история с картинками, под названием: “Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета”, и по ней я и читать учился. И теперь она у меня здесь на полке лежит, как драгоценную память сохраняю”. Эта черта подлинно автобиографическая: Достоевский действительно учился читать по этой книге, и когда в 1870 году нашёл у букиниста точно такую же книгу, очень обрадовался и сохранял её как реликвию.

Достоевский вынес много хороших воспоминаний из детства, но одно следует отметить, которое приобрело для него значение символа веры в русский народ.

Когда Достоевскому было 10 лет (1831), его родители приобрели имение, и с тех пор дети с матерью проводили летние месяцы в деревне. Достоевский видел жизнь простого, трудового русского крестьянина. Как-то в августовский день мальчик блуждал в лесу, и вдруг он услышал (или ему послышался) страшный крик: "Волк!". Мальчик со всех ног бросился бежать из лесу и оказался на поляне, где мужик Марей пахал землю. Достоевский бросился к нему и схватил его за руку, дрожа всем телом и повторяя всё одно и то же: "Волк! Волк!" Большой рыжий мужик стал ласкать его и успокаивать: "Что ты? Какой волк? Померещилось... Окстись. Христос с тобой! Уж я тебя волку не выдам!" – и своими заскорузлыми пальцами в земле Марей перекрестил дрожащего мальчика.

Это воспоминание сохранилось на всю жизнь в Достоевском. "Уж я тебя волку не выдам" — он всегда верит, что простой русский народ, с которым родители Достоевского старались сблизить своих детей, а не отделять от него (иначе такая оценка была бы немыслима), не "выдаст его волку", защитит и не обманет его веры в Россию.

Родители рано начали обучать его, и с ним, как и с другими детьми, занимались мать и диакон, затем он с братом Михаилом был отвезён в полупансион Дракусова, но продолжал жить в семье, которая заботилась о его воспитании и продолжала заботиться и тогда, когда тринадцатилетнего мальчика отдали (в 1834 году) в пансион Чермака, и тогда Достоевский со своим братом Михаилом проводили каждую субботу и воскресенье дома, да и в самом пансионе он продолжал жить теми же интересами, которые в нём воспитали его родители. Он много читал (Жорж Санд, В.Гюго, Диккенса), но не сближался с товарищами и дружил только со своим верным другом-братом. Последний год пребывания в пансионе был трудным для юноши Достоевского: 29 января 1837 года умер Пушкин, 27 февраля он лишился своей любящей и самоотверженной матери.

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Достоевский старался уйти — в мир Пушкина, Шиллера и Корнеля. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — “Мария Стюарт” и “Борис Годунов. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.093 с.)