Заключительные занятия, учёт и оценка знаний и умений школьников по лит-ре. И тд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заключительные занятия, учёт и оценка знаний и умений школьников по лит-ре. И тд.



Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данному предмету.

Для определения уровня подготовки учащихся по литературе необходимо ориентироваться на критерии достижения цели литературного образования. В Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.1999 № 56) выделяются следующие показатели:

• начитанность учащихся в области художественной литературы: разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы;

• глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);

• уровень овладения знаниями о литературе (умение применить важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

• качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для полноценной читательской деятельности видами связного речевого высказывания).

Для определения уровня сформированностн знаний, умений и навыков учащихся используются разнообразные виды, методы и формы контроля.

Остановимся подробнее на опросе как одной из форм устного контроля. Опрос позволяет учителю установить обратную связь с классом, проверить эффективность проделанной работы. При опросе, ориентированном на развивающее обучение, контролируются не только конкретные знания и степень их освоенности, но и способность к их применению, определенные умения и навыки, важные для деятельности читателя в целом.

Новая система опроса побуждает к решению еще одного важного вопроса методики: какие виды деятельности учащихся проявляют и фиксируют отдельные читательские качества? В решении этой проблемы много трудностей: трудно закрепить ту или иную операцию, которую проделывает ученик (составление плана, пересказ и т.д.), за определенным качеством читателя. Каждый вид работы многофункционален и в разных ситуациях способен содействовать развитию разных читательских качеств. Однако во многих учебных операциях по литературе можно выделить доминирующую функцию. В.Г.Маранцманом выделены виды работ, при опросе соотносящиеся с развитием тех или иных читательских качеств (2).

1. Эмоции.

• Выразительное чтение

• Ответы на вопросы после первого чтения произведения

• Оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом

• Сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки

2. Осмысление

• Составление плана содержания

• Сжатый пересказ

• Комментирование текста

• Ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера

• Рассмотрение композиции художественного произведения

• Сопоставление литературных произведений

• Сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции

3. Воображение

Творческие пересказы (с изменением лица рассказчика)

1. Устное словесное рисование

2. Составление киносценария

3. Инсценирование

4. Домысливание сюжета

5. Реконструкция внесценических эпизодов драмы

4. Реакция на художественную форму

• Пересказ, близкий к тексту

• Стилистический анализ

• Оправдание слов-образов и приемов авторского повествования

• Сопоставление произведения и его реальной основы.

Следует отметить, что виды работ 1 и 3 групп тесно связаны между собой и часто могут взаимозаменять друг друга. Они обнаруживают, в первую очередь, субъективную позицию читателя.

Такую же родственность обнаруживают приемы изучения литературного произведения, отнесенные ко 2 и 4 группам. Они способствуют, прежде всего, прояснению авторской мысли, раскрывают позицию писателя.

В практике школы оценка знаний и умений по литературе осуществляется на основании как устного, так и письменного контроля (сочинение, реферат, ЕГЭ и др.).

Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.

Контроль знаний, умений и навыков, учащихся при изучении литературы так же необходим, как при обучении любой школьной дисциплины: в постоянном и систематическом учете реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, степени формирования умений, о темпах продвижения каждого ученика в процессе обучения, о самом протекании этого процесса. Кроме контроля, учет несет обучающую и воспитывающую функции. К устным ответам учеников называется: - знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного материала, - умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, - понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения, - знание теоретико-литературных понятий, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно, - речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с членением изучаемого материала на литературные темы и учебного процесса на четверти и полугодия учет бывает текущим и итоговым. Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучении темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе класса, выполнение групповых и индивидуальных заданий, результаты классной и домашней подготовки. Основная функция текущего контроля – обучающая. Итоговым учетом именуют проверку обобщающих знаний изученной темы. Он осуществляется на заключительных занятиях по теме или в виде контрольных работ и зачетов по итогом четверти, полугодия и учебного года. Оба вида учета – текущий и итоговый – осуществляется и в устной и в письменной форме. Традиционно часть урока, осуществляющую функцию учета, именуют опросом. Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся; это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвуют большое количество учащихся класса. В этом случае ответы учеников менее глубоки и обстоятельны, чем при индивидуальном опросе, однако подобный вид опроса охватывает большое количество учеников и позволяет убедиться в качестве подготовки всего класса. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика. Пятибалльная система оценок. У домашнего задания по литературе выделяют 2 стороны: закрепление материала урока и опережающее задание, выражающееся, как правило, в указании текста (главы, стихотворений, эпизодов), который нужно прочитать к следующему уроку. Типы домашних заданий (по источнику материала) могут быть обозначены как: - задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), - задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), - задания, обращающие к дополнительной или критической литературе (этот тип относится к урокам внеклассного чтения и урокам в старших классах). В отличие от итогового учета, который проводит учитель по результатам изучения темы или проводя итоги четверти, полугодия или учебного года (в этом случае итоговый учет иногда называют контрольной работой), имеет место и собственно контрольный учет, проводимый и организуемый администрацией школы и органами народного образования. Он осуществляется в виде контрольных работ, тесты которых предъявляются школе отделами народного образования или Министерства просвещения республики, и в экзаменах по предмету (устных и письменных) выпускных классах школы. Контрольный учет направлен не только на проверку уровня ученической подготовки, но и осуществляет функции контроля работы учителя.

38. Внеклассная работа по литературе.

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников. Все внеклассные работы по литературе должны быть организованы с участием школьного библиотекаря, который участвует в пропаганде книги (готовит рекомендованные списки книг для самостоятельного чтения, выставки книг, книжные бюллетени, стенгазеты и проводит беседы), оказывает методическую помощь преподавателям (отбор и рекомендации книг по методике проведения внеклассных мероприятий, читательской конференции, диспутов, тематических вечеров, разработка вопросников, рекомендательных списков книг, вечера). В средних классах такие формы внеклассной работы: - подготовка и проведение диспутов, дискуссий, литературных композиций и читательских конференций. Эти виды работы формируют навыки общения с книгой, учат высказывать свою точку зрения, делать обобщения, т.е. мыслить и рассуждать. В старших классах наиболее целесообразно _ дни литературы, олимпиады, читательские конференции, литературные вечера на более сложном литературном материале. Традиционными формами внеклассной работы являются работы кружков, утренников, вечеров, дней литературы, литературных фестивалей, олимпиад. Всю внеклассную работу можно объединить в 3 группы: а. индивидуальная работа со школьниками, б. групповые занятия, в. массовые мероприятия. К наиболее распространенным видам работы по внеклассной работе относятся беседы по текстам, индивидуальные консультации при написании заметок в стенгазету, при выборе произведений для участия в конкурсе чтецов, при изготовлении наглядных пособий, при подготовке номеров художественной самодеятельности. Составляются кружки, общества, клубы, которые идут продолжительное время. Работа кружков сопровождается выпуском газет, бюллетеней. Как итог проводятся олимпиады, вечера, дни литературы. Организуются музеи, выставки. Кружок по литературе может сместить в себя знакомство с произведениями, как с классными, так и с новыми, обучение выразительному чтению стихов и прозы, подготовка к инсценировке, обсуждение членов кружка. Требования к отбору материала в кружках: - тематика занятия должна соответствовать названию и содержанию кружка, - сообщаемая информация должна иметь практическую ценность, - тематика внеклассных занятий должна соответствовать тематике уроков литературы. Организовывать работу в кружке целесообразно с помощью занимательных игр, задач, ребусов, кроссвордов, заучивание стихов, песен, выписывание пословиц, поговорок, изречений, составление тематических альбомов, работа над газетным материалом.

Факультативные занятия.

Факультативное изучение литературы начинается в 8 классе, когда интересы школьников в основном уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. В школе существуют следующие факультативные курсы по литературе: 8 класс – «Русская литература первой половины 19 века», 9 класс – «Русская литература второй половины 19 века», 10 класс – «Литература народов СССР», 8-10 классы – «Зарубежная литература». С литературными факультативами тесно связан факультатив по мировой художественной культуре, где в единстве изучаются словесное и иные искусства. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся, развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы – учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Факультативные занятия по литературе – одна из трех главных составных частей процесса литературного развития школьников: они взаимодействуют с основным курсом, с внеклассной работой и как бы занимают промежуточное положение между ними. Участие школьников в факультативах – дело добровольное, как и во внеклассной работе. Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем, что его влечет. Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и способностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как высший в системе методов. Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, его жизни на сцене или на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.014 с.)