Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, целей и тд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, целей и тд.



Урок -- это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса -- от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок -- дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях

Уроки основных типов в рамках традиционного обучения

 

- Урок ознакомления с новым материалом

- Урок закрепления изученного

- Урок применения знаний и умений

- Урок обобщения и систематизации знаний

- Урок проверки и коррекции знаний и умений

- Комбинированный урок

Нетрадиционные уроки

 

 

Уроки основных типов по форме организации взаимодействия

 

- Урок-лекция

- Урок-семинар

- Урок-зачет

- Урок-практикум

- Урок-экскурсия

- Урок-дискуссия

- Урок-консультация

- Урок-театрализация

- Урок-соревнование

- Урок с дидактической игрой

- Урок – деловая игра

- Урок – ролевая игра

- Интегрированный урок

Нетрадиционный вид урока по литературе (па примере конкретной методической темы)

Нестандартный урок литературы. "Брейн-ринг" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Цели:

1. Систематизировать знания, полученные во время изучения темы.

2. Сформировать у учащихся умение работать в творческой группе в поисковом режиме.

3. Выявить уровень свободного владения материалом.

4. Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской литературе.

5. Повысить интерес к изучаемому предмету.

Брейн-ринг – это соревнование команд. Как в каждом состязании, в нём есть победители и побеждённые. Главное условие такого урока - доскональное знание текста, включая даже сноски. Здесь хорошо сочетаются принцип научности с занимательным литературоведением. На таком нестандартном уроке царит психологический комфорт и присутствует возможность каждому игроку реализовать себя.

Такой урок строится не на выборочном анализе, а на системном анализе произведения, что актуально на сегодняшний день.

1. “Брейн-ринг” - игра командная.

2. Состав учеников – 3 команды.

3. Количество учащихся в команде – любое, которое можно удобно разместить за игровым столом.

4. Количество игровых столов – 3+(на каждую команду + стол для жюри)

5. Команды заранее готовят название, можно эмблемы и девиз.

6. Вопросы задаются поочерёдно либо первой отвечает та команда, которая быстрее всех подала звуковой или зрительный сигнал.

7. В случае неправильного ответа вопрос передаётся другой команде.

8. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

9. Вышеизложенные правила можно варьировать на своё усмотрение.

Слово предоставляется ведущему.

Ведущий представляет членов жюри, команды и капитанов команд.

 

1тур. “Восстановите фразу”.

2 тур. “Кто так характеризуется в романе?”

3 тур. “Кому принадлежит фраза?”

4 тур. “Дайте название эпизода, сцены”.

5 тур. “Конкурс капитанов”.

6 тур. “Конкурс зрителей”.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Анализ одной из программ по литературе для средней школы. Её структура и содержание.

Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО

для средних общеобразовательных школ

Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:

• 5 – 7 кл.

• 8 – 9 кл.

• 10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.

8 – 9 кл. составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой - самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:

• биографические сведения о писателях;

• обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;

• выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;

• усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;

• создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

10 – 11 кл. Основу курса литературы в старших классах составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Из-за сокращения историко-литературного курса с 3 до 2 лет некоторые произведения включены в средние классы.

Литература в программе изучается в контексте эпохи. Такое изучение предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, обращение к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям, с произведениями других видов искусств.

В программе наряду с произведениями "для чтения и изучения", "для чтения и бесед"; после каждого раздела названы книги для самостоятельного чтения. Например, в разделе "Литература XX в." "Для чтения и изучения" предлагается "Зеленая лампа" А. Грина, для самостоятельного чтения другие произведения А. Грина: "Голос и глаз", "Победитель", "Алые паруса"; "Для чтения и бесед" - "Могила цветка" Мусы Джалиля.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.239.71 (0.016 с.)