ТОП 10:

Онера мшиая сводка штаба Волховского фронта № 037 об обстановке



Января 1943 г. 24 ч 00 мин

1. В течение 18 января 1943 г. войска ударной группы войск Волховского фронта продолжали вести бои с целью соединения с частями Ленинградского фронта и разгрома Синявинского узла сопротивления.

Противник продолжат оказывать упорное сопротивление и переходил на ряде участков в контратаки при поддержке танков.

После разгрома противника в Рабочих Поселках №№ 1, 2, 5, остатки разгромленного противника, бросая вооружение, снаряжение, разбегались по лесам.

В ходе боев разбиты 227 пд, 374 пп 207 охранной пд, 85 пп 5 гсд; понесли значительные потери 61 пд, 22 пп 1 пд и отдельные подразделения 96 пд.

2. 2-я ударная армия. Войска 2-й ударной армии после артиллерийской подготовки перешли в атаку и, развивая наступление правым флангом частями 128,372, 18 сд, 12 и 13-й лыжных бригад, в 11.30 соединились с войсками Ленинградского фронта, овладев Рабочими Поселками No 1 и 5.

128 сд, наступая параллельно Старо-Ладожскому каналу, вела бои с противником, очищая лес южнее канала, прикрывавшего Шлисссльбургскую группировку с востока, к 10.00 соединилась с 12 лбр и, продолжая наступление в западном направлении, вышла на рубеж западнее дороги, идущей к северу от Рабочего Поселка № 1 до соединения с частями Ленинградского фронта.

128 сд выводится в район Липка, Рабочий Поселок № 4, где организует оборону опорных пунктов Рабочих Поселков No 9 и No 8, перекрестка железных дорог юго-западнее 800 метров от отм. 18,4 и опорного пункта Липка.

12 лбр выводится в резерв в район Липка.

372 сд с 13 лбр овладела Рабочим Поселком № 1 и соединилась с частями Ленинградского фронта, приступила к организации обороны на рубеже: оз. Глухое, Рабочие Поселки NqNq 5, 1, имея в районе Рабочего Поселка № 1 13 лбр.

18 сд в течение дня вела напряженные бои за овладение Рабочим Поселком № 5 и к 14.00 овладела им, соединившись с частями Ленинградского фронта. Дивизия привела себя в порядок и выступила для развития успеха 239 сд в направлении Рабочего Поселка No 6.

SS7


239 сд, обеспечивая свой правый фланг со стороны Рабочего Поселка No 5 подразделениями 397 сп, преодолевая сильное огневое воздействие с направления Синявино, высоты 43,3 и западнее, к 19.00 овладела Рабочий Поселок No 6, где и закрепляется. В ходе наступления дивизия подверглась контратакам пехоты с танками со стороны Синявино, контратака была отбита, противник оставил на поле боя около 100 трупов и 1 подбитый танк.

256 сд закреплялась на достигнутых рубежах, обеспечивала наступление 239 сд со стороны высоты 43,3 и 100 метров западнее ее, сковывала противника огнем, учитывая его живую силу и технику. Изменений в расположении дивизии пет.

191 сд вела огневой бой на прежних рубежах.

147 сд в течение дня 60 сп продолжала оборудование инженерных сооружений в Рабочем Поселке Nu 8, остальными силами сосредоточена юго-восточнее Рабочего Поселка No 9.

11,71,327,376 сд успеха в наступлении не имели, ведут бой на прежних рубежах. Изменений в расположении войск нет.

3.8-я армия. Действиями отдельных штурмовых групп уничтожала отдельные огневые точки. Изменений в расположении частей армии нет.

На фронте остальных армий фронта изменений нет.

4. 38-я лыжно-стрелковая бригада к исходу дня сосредоточилась в районе Овдокало, Опсала, Канзы.

165 сд, перебрасываемая из состава 52-й армии, к 22.00 1-м эшелоном выгрузилась на ст. Новый Быт.

5. Данные о потерях и трофеях противника доложены боевым донесением.

Заместитель начальника штаба Волховского фронта

генерал-майор СЕМЕНОВ

Заместитель начальника оперотдела штаба

полковник ТАРАСОВ

ЦАМО РФ. Ф. 204. On. 89. Д. 1198. Л. 91—93. Подлинник.

О действии авиации при прорыве блокады Ленинграда

ПОЛИТДОНЕСЕНИЕ

начальника политуправления Волховского фронта начальнику

Главного Политического управления Красной Армии

23 января 1943 г.В боях за прорыв блокады Ленинграда значительную роль сыграла истребительная, штурмовая и бомбардировочная авиация.


Части 14-й воздушной армии, действуя в тесном контакте с наземными войсками, штурмовыми и бомбардировочными действиями уничтожали огневые средства, живую силу и технику врага в его опорных пунктах, прикрывали с воздуха наши наземные войска, вели разведку и уничтожали подходившие резервы в районах Мга, Тосно, Сннявино, Чудово, Любань.

За время с 12 по 24 января проведено воздушных боев, сбито [1] самолетов противника. Подавлено и частично уничтожено десятки орудий, зенитно-пулсмстных точек, железнодорожных вагонов и платформ, автомашин и повозок, складов с боеприпасами и горючим.

Самоотверженными и героическими подвигами прославили себя летный и технический состав частей 14-й воздушной армии.

Летчик Платонов (281-я штурмовая авиадивизия) уничтожил 257 фашистов, 2 самолета МЕ-109ф, 5 орудий, 57 автомашин с войсками и грузом, 2 цистерны с горючим, 2 паровоза, 26 зенитных точек, 3 склада с боеприпасами. Свыше десяти раз самолет тов. Платонова подбивайся огнем противника, но всегда летчик приводил его на свой аэродром. За проявленный героизм и борьбе с немецким фашизмом тов. Платонов представлен к званию героя Советского Союза.

Самоотверженно и умело дерутся с врагом истребители 2-го истребительного авиационного корпуса. Только за один день 23 января летчики этого корпуса в воздушных боях сбили 12 самолетов противника, потеряв 3 своих.

Командир эскадрильи коммунист Карабапов неоднократно с группой своих истребителей сопровождал наши штурмовики. Попытки противника атаковать их всегда отбивались т. Карабановым. В этих боях он сбил 2 самолета противника.

В боях отличились командир эскадрильи коммунист т. Каинов, летчики Славгородский, Санегин, Туманко, которые сбили по два самолета противника.

Звено штурмовиков коммуниста орденоносца Самойлова было атаковано шестью истребителями. Враг наседал, мотор самолета т. Самойлова был поврежден, но несмотря на это он выполнил задание и благополучно вернулся на свой аэродром. В этом неравном воздушном бою его стрелок Сергеев сбил вражеский самолет.

Активным боевым действиям во многом способствовала самоотверженная работа технического состава. Несмотря на сильные морозы инженеры, техники, механики, мотористы, работая по 18-20 часов в сутки, восстанавливали поврежденные машины, добивались безотказной работы материальной части самолетов, моторов и вооружения в зимних условиях, при низких температурах.

Группа техников — член ВКП(б) Хромов, кандидаты ВКП(б) Лавренев, Тещук под руководством старшего техника члена ВКП(б)

SS9


Морозова (232 ШАД) в течение дня восстановили 2 сильно поврежденных самолета и на 1 оборудовали вторую кабину пулеметной установки. Летчики их работу признали отличной.

Гвардейцы 2-го истребительного полка за одну ночь восстановили 7 самолетов. В этой работе отличились: механик комсомолец Медник, механик Мслстинов и моторист Рогозин.

Механик Хворосенко и моторист Сысоев с помощью техника Соколова за 7 часов вместо 18 по норме произвели регламентные работы на самолете. В 263 ИАП механик Корнилов отремонтировал самолет за одну ночь и выпустил его на боевое задание, тогда как для выполнения этой работы обычно затрачивалось не менее двух дней.

Всего с 12 по 21 января восстановлено 54 самолета и на 30 самолетах устранены мелкие повреждения. Технический состав 14-й воздушной армии вернул в строй материальную часть, которой может хватить для вооружения двух авиационных полков.

Партийные и комсомольские организации, политаппарат соединений вели непрерывную политическую работу по обеспечению выполнения боевых приказов командования.

Политработники помогали командованию своевременно доводить до летного состава боевые задания. Ежедневно в частях производится разбор боевой работы, где отмечаются недостатки, допущенные в момент боевой деятельности. Во 2-м истребительном авиаполку при сборе недостатков, имевших место в воздушных боях, летчикам были зачитаны результаты наблюдения наших представителей с земли. Это произвело на летчиков сильное впечатление, заставило всех понять, что их действия находятся под контролем.

Политработники широко популяризируют примеры хорошей работы, опыт передовых делают достоянием всей части. Для этой цели с летным составом проводятся беседы и занятия на военно-политические темы — «Отлично работая на материальной части — приблизим час разгрома врага», «Значение эшелонирования боевых порядков в воздушном бою», «Советские асы в боях», «Работать и воевать так, как работают и воюют старший лейтенант Одно-верченко, старшина Босый, сержант Соколов». Для повышения летной практики в 281-й штурмовой авиадивизии проведены занятия на тему «Воздушный бой штурмовиков», где использовали опыт последних боев. Такие же занятия с учетом недостатков боевых операций применительно к типам самолетов проведены в других частях и соединениях воздушной армии.

Серьезное внимание политорганы уделили подготовке личного состава и материальной части к эксплуатации ее в зимних условиях. В ряде соединении проведены теоретические конференции об особенностях эксплуатации «ИЛ-2» и «ИЛ-4» в зимних условиях


(полевой ремонт, запуск моторов «АМ-38», «М-88» при низких температурах, отепление мотора и т. д.). Проводились совещания технического состава по обмену опыта работы в зимних условиях, где выступали лучшие инженеры и техники.

По инициативе коммунистов, партийных организаций командованием проведены ряд организационно-технических мероприятий, направленные на улучшение эксплуатации машин — оборудованы специальные землянки, где сосредоточены расходно-эксп-луатационные материалы, необходимые для производства ремонта, в частях установлен строгий график ремонта машин, организованы специальные бригады.

На партийных и комсомольских собраниях ставились такие вопросы: «О роли коммунистов и комсомольцев в выполнении боевого приказа», «Задачи технического состава по обеспечению боевой готовности самолетов», «Ведущая роль коммунистов в организации ремонта самолетов». Эти собрания воспитывали у коммунистов и комсомольцев чувство ответственности за боевую готовность материальной части.

После проведенной беседы на темы: «Наши лучшие техники» коммунист техник эскадрильи тов. Морозов (232 ШАД) собрал технический состав и заявил пм: в нашей эскадрилье 3 машины находятся не в боевом строю, работаем мы еще не совсем качественно, от нас во многом зависит успехи летчиков, и мы обязаны работать лучше.

На следующий день 3 самолета были отремонтированы.

В частях используется и наглядная агитация. На стоянках развешены памятки для технического состава, лозунги, призывающие следовать примеру лучших людей эскадрильи.

Все эти мероприятия способствовали улучшению боевой деятельности летных частей.

Из работы нашей авиации можно сделать следующие выводы:

1. В этих боях, в отличие от предыдущих, командиры полков и их заместители по политчасти, сами, участвуя в боевых операциях, имели возможность конкретно руководить боевой деятельностью летного состава, влиять на ход боя. Командиры и политработники гораздо лучше стали организовывать летный день и тем самым снизили до минимума летные происшествия — все имеющиеся в наличии самолеты выходят па боевые задания.

2. Значительно возросла организующая сила партийных организаций частей, о чем свидетельствует то, что случаи невыполнения боевых заданий стали единичны, а до этой операции их было очень много.

3. Театр военных действий насыщен большим количеством зенитных средств, и штурмовики, которые действуют на низких высотах, как правило возвращаются с задания с большим количеством


повреждений. Кроме того, значительные потерн имеются и в рс-зуль гатс воздушных боев. 1{ссмотря на отсутствие запасных частей, благодаря хороню слаженной работе инженерно-технического состава, проявляющего русскую смекалку, смелую рационализацию, самолеты быстро вводятся в строй. На поле боя не оставлен ни один самолет — все они вывезены.

4. Если до этого времени считали, что самолет штурмовик ИЛ-2 не может вести воздушный бой с истребителями противника, то сейчас опыт показал обратное — штурмовики сбили 5 вражеских истребителей, потеряв 2 своих. Каждый летчик-штурмовик при встрече, как правило, вел активную оборону.

5. Тактика немецких истребителей осталась почти старой — ходят парами, умело и всегда используют облачность, нападают внезапно с солнечной стороны. В последнее время в связи с вводом в действие советских самолетов Л А-5 немцы применяют новые приемы: в оперативную группу истребителей МЕ-109ф входит один фокс-вульф-190, имеющий хорошую маневренность. Он вступает в бой и отвлекает наших истребителей, а в это время нападают мессеры. В борьбе с нашими штурмовиками, когда их прикрывают истребители, немцы атакуют хвост с бреющего полета, подходя с низу. В это время наши истребители их не видят.

6. В работе наших истребителей отсутствует слаженность пары как наиболее подвижной и маневренной оперативной группы. У некоторых летчиков плохая осмотрительность в воздухе, чем пользуется противник. При прикрытии наземных войск бывают случаи недоговоренности между истребительными полками — вместо того, чтобы ходить по ярусам, истребители ходят на одних и тех же высотах.

Политорганы принимают меры к усилению военно-технической пропаганды, к освоению летным составом новых приемов врага и тактики передовых летчиков наших соединений.

Начальник Полнтупраолсния Волхооского фронта генерал-майор К. КАЛАШНИКОВ ЦАМО РФ. Ф. 204. On. 125. Д. 78. Л. 40—43. Подлинник.

1. Цифры не указаны.


\

«26 января войска... продолжали наступательные бои...»







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.009 с.)