ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи древнего мира и античности.



Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Индия, Персия, Китай) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением и функционированием государства. На политические представления людей в этот период сильное влияние оказывало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя.

Cреди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, древне вавилонский политико-правовой памятник 18 в. до н. э. “Законы Хаммурапи”, учение персидского мыслителя 8 в. до н. э. Заратустры “Зороастра”, учение древнекитайского мыслителя Конфуция 6-5 век до н. э. и т. д.

Однако наивысшего развития политическая мысль древнего мира достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Основные политологические труды Платона – трактаты “Государство”, “Законы”, диалоги “Политик”, отчасти “Критий”.

В диалоге “Политик” дается определение политики, которая есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.

В трактате “Государство” Платон обрисовал проект идеального государства. Устройство общества выходит из трех начал человеческой души: разумной, яростной и вожделеющей. Этим трем началам соответствуют три сословия: философы-правители, воины, трудящиеся.

Рабство является необходимым условием для деятельности свободной части общества. Таким образом, философы и воины становились коллективными рабовладельцами. Платоновское идеальное государство справедливо расценивается как утопия.

Взгляды Аристотеля выражали интересы среднего слоя рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе “Политика”.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Он выступил против общности имущества, жен и детей, защищал права индивида, частную собственность и моногамную семью.

Государство, по мнению Аристотеля, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Человек – существо политическое. Тот же, кто в силу случайных обстоятельств живет вне государства – либо животное, либо божество.

К политике Аристотель применяет метод индукции, анализируя из каких элементов состоит государство. Он различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве – это гражданин, т.е. тот, кто участвует в суде и в управлении.

В зависимости от целей правителей Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо (монархия, аристократия и полития). Неправильным - такой, при котором преследуются частные цели правителей (тирания, олигархия, демократия).

Наилучшей формой государства он считал политию – правление большинства в интересах общей пользы. Она соединяет лучшие стороны олигархии и демократии. Полития – это “средняя” форма государства и “ средний “ элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, у власти – средний слой.

Из неправильных форм наиболее сносной он считал демократию.

Таким образом, Платон искал “ идеальное “государство, а Аристотель был более реалистичен и рассматривал существующие формы государств, выбирая из них наилучшие. Он говорил, что человек – “существо политическое”, а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.

Произведения Древнего Рима наиболее ярко представлены политическими идеями М. Т. Цицерона в его книгах “О государстве” и “О законах”, в которых он разработал теорию, впоследствии получившую название “ теория правового государства”. В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что условием свободы является подчинение законам всех в равной степени.

 

2.2. Политические взгляды средневековья и Возрождения.

Период средневековья характеризуется сильным влиянием на политическую мысль христианской религии и римско-католической церкви. Одной из центральных проблем тогдашнего политического знания был вопрос: какая власть должна иметь приоритет- духовная (церковь) или светская (государство). Он разрешался в пользу церкви.

Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья был Аврелий Августин(354-430 г.г.). Он обосновывал и оправдывал неравенство в обществе волей бога. Ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе “града Божьего” над “градом земным”, т.е. власть церковная преобладает над властью светской.

Вплоть до начала XIV в. католическое духовенство, как правило, одерживало верх в конфликтах со светской властью.

Своего рода официальной церковной идеологией средних веков было учение Фомы Аквинского(1225-1274). Основные положения его учения:

- светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души;

- верховная власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей принадлежит церкви. Поэтому, Римскому папе, как наместнику бога на земле, должны подчиняться все светские государи;

- государство- результат воли бога. Власть - опосредованное церковью установление бога;

- богом благословлено любое действие правителя. Судьей в случае плохого правления является церковь;

- покорность- основа добродетели;

- лучшая форма государства - монархия. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире.

Начиная с 14-15 в.в. в Западной Европе и других странах происходит ряд изменений, которые знаменовали начало новой эпохи Возрождения. Складывается зажиточная верхушка горожан: купцы, банкиры, ремесленники. Развиваются капиталистические производственные отношения. В этих условиях появляется потребность в новых подходах к вопросам теории государства, общества и личности. Центральное место в социально-политических теориях этой эпохи занимает идеология централизованного государства.

Наиболее ярким представителем политической науки эпохи Возрождения считается флорентинец Н. Макиавелли(1469-1527 г.г.). Теологической концепции государства он противопоставил концепцию светского государства, выводя его законы из разума и опыта. Политику он понимал, как автономную сторону человеческой деятельности, которая является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяет не бог, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.

Лучшей формой государственного правления он считал республику. Однако свои демократические и республиканские взгляды Макиавелли проповедовал для будущих времен. Итальянская действительность того периода требовала единовластия. Поэтому в своем главном труде “Государь” он доказывает, что только при сильном правителе, возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига.

2.3. Политическая мысль эпохи Нового времени

Дальнейшее развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций XVI - первой половины XIX столетий. На начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. Затем акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъекты политики. В целом совокупность идей, выдвинутых в этот период, получила название либерализма (от лат. liberalis – свободный). Центрами политической науки того времени стали Англия, Голландия, США, Франция, Германия.

Основные теории политико-правовой мысли Нового времени: теория общественного договора (Т. Гоббс), теория народного суверенитета (Ж. Ж. Руссо); теория правового государства (И.Кант, В.Гегель); теория разделения власти в государстве (Дж.Локк, Ш. Монтескье и др.).

В эпоху Нового времени происходило утверждение общечеловеческой, гуманистической, просветительской роли учений о политике.

Особое место в развитии учения о политике и политических системах занимает учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Маркс и Энгельс создали развитую и цельную теорию политических отношений, теорию происхождения государства, учение о классовой борьбе пролетариата, теорию перехода к обществу социального равенства.

В. И. Ленин развил вопрос о политической власти и создал учение о значении субъективного фактора, (политической партии), в классовой борьбе пролетариата.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.005 с.)