Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные отношения и их современные тенденцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современных условиях без знания и понимания процессов, происходящих в мире, целей внешнеполитической стратегии государства, не может быть подлинно научного мировоззрения, понимания сущности проводимой в государстве политики. Международные отношения в историческом аспекте зародились в глубокой древности: первоначально между первыми историческими общностями людей – родами и племенами. Решали они очень узкий круг вопросов: обеспечение безопасности, определение территории проживания и хозяйствования, примитивный обмен результатами труда и охоты. С возникновением государства появляются международные отношения, которые решают в основном 2 группы задач: военные, которые сводились к защите территории и захвату новых земель и торгово-экономические. Возникает договорно-правовая основа международных отношений, которые носили региональный характер. В условиях феодализма и особенно при переходе к капитализму, была преодолена замкнутость, связанная с развитием промышленности и всесторонним расширением внешней торговли, формируется всемирная система международных межгосударственных отношений. В современных условиях они все более усложняются и строятся с учетом современного многообразия мира. Международные отношения – это сфера межгосударственного межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и другие. Современные тенденции международных отношений: - интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и обеспечении всех аспектов его безопасности; - формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сохранение мира, уменьшение военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемиями и преступностью; - демократизация общественной жизни. Постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих проблем, т.к. они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороне, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими малыми бы они ни были.
В мире существует более 200 государств, они отличаются друг от друга. Это влечет за собой сложности в международных отношениях и во внешнеполитической деятельности. В то же время страны зависимы одна от другой. “Наш мир един в жизни и в смерти”, сказал Д.Неру. 13.2.Сущность мировой политики. Внешняя политика государства Внешняя политика – это комплекс мер, направленных на установление и поддержку отношений с международным сообществом, защита своего национального интереса и расширение своего влияния на другие субъекты международных отношений. Внешнеполитические интересы, т.е. то, что определяет внешнюю политику, конкретные внешнеполитические акции государства – это выражение общих и частных потребностей государства, вытекающих из его места, роли в системе межгосударственных отношений. Главные интересы – это интересы, связанные с обеспечением безопасности и целостности экономической и политической независимости государства, защищаемые всеми средствами - дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными. Специфические интересы – это отдельные, сравнительно частные, хотя и весьма важные интересы: стремление утвердить себя в международных организациях, развитие научно-технических, культурных связей. Между главными и специфическими интересами существует связь. Первые – более устойчивые, здесь может меняться лишь форма выражения. Вторые – более изменчивы и могут перерастать в главные. Существует понятие – национальный интерес. На протяжении всей истории политические лидеры апеллировали к национальному интересу, чтобы оправдать свою политику. Но результаты были разными. Например, Ганнибал верил, что национальный интерес Карфагена требует ведения войны против Рима. Но из-за неудачного участия в Пунической войне римляне разграбили и разрушили Карфаген. Национальный интерес – это не четко определенная величина. Определяя его для каждой отдельной страны нужно учитывать конкретную ситуацию, объективные и субъективные критерии, которые на нее влияют. Но это важная концептуальная категория, которая помогает хотя бы в общих чертах понять, что толкает те или иные государства к определенным действиям на международной арене. Под национальным интересом мы понимаем отношения защиты, сохранения и приумножения тех ценностей, которые являются важными для существования данного государства.
Стратегические цели в международной политике для большинства государств: 1)обеспечение мира и национальной безопасности; 2)сотрудничество с другими государствами и создание условий для решения внутренних задач; 3)возрастание потенциала государства в целом; 4)улучшение международных позиций государства и увеличение престижа. Все эти цели подчинены одной главенствующей – гарантии национальной безопасности. Она является наивысшим приоритетом. Именно так ее трактуют во Франции, Германии, США. Реализуя свои национальные интересы государства действуют по-разному. Выделяют 4 вида внешней политики государств: Агрессивная политика – характеризуется стремлением государства достичь экспансионистских целей, попытками решить внутренние проблемы посредством внешней политики. Активная политика строится на поисках баланса между внутренней и внешней деятельностью государства, успешном выполнении им роли субъекта международных отношений. Пассивная политика характерна для слаборазвитых в экономическом отношении государств, которые стремятся приспособиться к международной жизни, переведя свою внешнюю политику на позиции других государств. Фактически такая политика является отказом от собственного суверенитета или его части. Консервативная политика – связана со стремлением некогда “великих” держав сохранить свое влияние на международной арене и достигнутый ранее баланс между внутренней и внешней политикой. Внешняя политика базируется на основных принципах международной жизни, которые возникают на определенных этапах развития человеческой цивилизации и отмирают с переходом ее на новую ступень. Они влияют на внешнюю политику отдельных государств и характер межгосударственных отношений в целом. Принципы современных международных отношений: - уважение государственного суверенитета и суверенного равенства, - не использование силы или угрозы силой, - не нарушение границ и территориальной целостности государства, - мирное урегулирование споров, - невмешательство во внутренние дела, - уважение прав человека и его основных свобод, - равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, - сотрудничество между государствами, - исполнение международных обязательств. Их должны признать все государства и использовать в политической практике. Из них выходят основные идеи внешнеполитической деятельности государств: мирное сосуществование, коллективная безопасность, ответственность агрессора, самоопределение народов и др. В международных отношениях выделяют 3 уровня: Глобальный, который затрагивает интересы всех народов и требует объединения их усилий для решения проблем общечеловеческого масштаба. Суть проблем: сохранение мира, развитие дружественных отношений между народами, соблюдение прав человека, экология и т.д. Рычагом решения этих проблем выступают ООН и другие мировые международные организации.
Региональный – политика строится с учетом особенностей региона, имеющего свои специфические проблемы экономического, политического и военного характера. Рычаг решения: региональные международные организации (Лига Арабских государств, Организация Африканского единства и т.д.). Двусторонний – это многообразные связи между государствами. Рычагом решения выступают внешнеполитические ведомства (министерства, посольства, консульства, торговые представительства и т.д.). На международные отношения влияют различные факторы в зависимости от конкретных условий: географическое положение, культурные традиции и процессы, религиозные факторы, политический режим, фигура лидера и т. д. Внешняя политика государства осуществляется путем использования следующих средств: - Дипломатическая деятельность – позволяет решать возникающие спорные вопросы политическими методами, без применения силы. - Экономические связи – открывающие возможности для специализации производства и взаимовыгодной торговли. - Научно-технические связи, обеспечивающие совершенствование технологий производства, использование открытий в сфере науки и техники для прогресса; в частности, объединение усилий ученых, специалистов помогает решению глобальных проблем. - Культурное сотрудничество, позволяющее сохранить и приумножить духовные ценности, обмениваться культурными делегациями, приобретать научную и художественную литературу, кинофильмы и т.д. - Сотрудничество в военной области, зависящее, прежде всего от того, каковы отношения между государствами. Если отношения дружественные, то сотрудничество носит доверительный характер, предполагая обмен информацией, совместные учения и т.д. На различных этапах истории, в зависимости от политического режима и социально-экономического строя, внешняя политика государства имеет определенную форму, которая определяет и ее стратегический принцип, и конкретное отношение к другим странам. Известны следующие формы внешнеполитической деятельности: - политика холодной войны. Была характерна для стран двух противостоящих друг другу систем - социалистической и капиталистической с конца 40-х до конца 80-х годов. - политика блоков. Практиковалась и в прошлом (Антанта, Тройственный союз) и в современных условиях (НАТО, Варшавский договор, распавшийся в конце 80- х годов). - политика неприсоединения. Отказ от участия в каких бы то ни было блоках, проведение самостоятельной политика (Индия). - политика нейтралитета. Политика государств, находящихся рядом с конфликтующими и объявление себя вне участия в их спорах (Швейцария, Швеция, Австралия).
- политика разрядки. Стремление государств перейти от конфронтации, от “холодной войны” к мировому сотрудничеству (началось в начале 80- х годов). - политика равновесия сил. Преследует цель добиться паритета в соотношениях вооружений (договоры по ОСВ- 1 между ядерными державами).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.41.251 (0.012 с.) |