ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы политических методологий.



КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

МОДУЛЬ 1

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ И ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Тема 1

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

План

1.1Политология как наука. Предмет политологии.

1.2.Типы политических методологий.

1.3.Методы и функции политологии.

 

Основные термины: политология, биополитика, геополитика, бихевиоризм.

1.1.Политология как наука. Предмет политологии.

Политология-наука о политике. Слово политика происходит от древнегреческого слова police-город-государство, politike-искусство управления государством.

Наука о политике складывалась на протяжении многих столетий, отразив самые широкие взгляды.

1. Период древнего мира. Возникает наука о политике, ставшая основой современных политических знаний, отразившая отношения между людьми, оценки общественных структур, мотивы и рычаги власти. (Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ и др.)

2. Средние века (V-XVI в.в.). Первый период. - теологическая интерпретация политики (христианская политическая доктрина Аврелия Августина, политическая философия Фомы Аквинского). Период Возрождения - наука о политике получила дальнейшее развитие и углубление. Переход от религиозной к светской политической теории (Н.Макиавелли) .

3.Новое время (XVI-первая половина XIX в.). Появление политических теорий, которые легли в основу современных теоретических знаний в области политологии. Общественно-политические теории Т.Гоббса, Дж.Локка,Ш.Монтескье,Ж.Ж.Руссо. Развитие либеральных и консервативных концепций.

4.Современный период (сер.XIX - XX в.в.). Появляется “Политология “ как учебная дисциплина в Америке перед войной между Севером и Югом. В 1880 г. при Колумбийском университете открылась Школа политических наук с системой подготовки научных кадров. В Европе в 1872 г. в Париже открылась Гуманистическая школа политических наук, в 1875 -школа политических наук в Италии, в 1895 г. в Великобритании.

Процесс конституционализации политологии завершился после Второй мировой войны. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО в Париже прошла I Международная конференция политологов, на которой политологии был дан статус отдельной науки. Основными сферами политических исследований были определены следующие направления:

- политическая теория и история политической мысли;

- политические институты;

- политические партии, группы и общественная мысль;

- международные отношения.

В СССР “Политология” считалась буржуазной лженаукой. Перелом наступил в 80-е годы. В конце 80-х годов этот предмет начинают преподавать в вузах Прибалтики, затем Москвы, Киева, а с 1990 года в ДонНУ и затем в других вузах Донецка.

Объект политологии – политическая действительность или политические отношения в обществе. Политическая сфера жизни общества включает в себя ряд институтов и организаций, которыми опосредуется взаимодействие между людьми. Важнейшим из таких институтов является государство.

Но это изучают и другие науки, каждая под своим углом зрения. У политологии есть свой предмет изучения.

Предметом политологии является исследование сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения. Американский политолог Г.Лассуел писал: «Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем ввиду науку о власти”.

Политология связана со многими общественными науками:

Философия - дает философское обоснование политики, политическим процессам, используется для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.

Политэкономия - экономически обосновывает политические процессы, позволяет видеть в них борьбу за реализацию экономических интересов. Политология, в свою очередь, дает научное обоснование принципам выработки и осуществления экономической политики, государственному регулированию экономических процессов.

Теория государства и правовая наука совпадают в части исследования роли государства и правовых норм. Но политология рассматривает эти вопросы в контексте общей политической теории правового государства.

История - исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений. Политическая наука, в свою очередь, помогает создавать теоретическую базу анализа реальной эволюции политических процессов; история же служит критерием проверки правильности теоретических выводов.

Социология наиболее тесно связана с политологией. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся опредеделенным законам. Социология изучает этот процесс не сам по себе, а его человеческое измерение, как политика влияет на развитие людей и их общностей.

Кроме этих наук политология связана с психологией, статистикой, демографией, экологией и другими науками.

План

2.1. Политические идеи древнего мира и античности.

2.2. Политические взгляды средневековья и Возрождения.

2.3. Политическая мысль эпохи Нового времени.

2.4. Основные этапы развития политической мысли в Украине.

Основные термины: аристократия, абсолютизм, антагонизм, бюрократия, государство, марксизм, разделение власти.

В зависимости от целей правителей Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо (монархия, аристократия и полития). Неправильным - такой, при котором преследуются частные цели правителей (тирания, олигархия, демократия).

Наилучшей формой государства он считал политию – правление большинства в интересах общей пользы. Она соединяет лучшие стороны олигархии и демократии. Полития – это “средняя” форма государства и “ средний “ элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, у власти – средний слой.

Из неправильных форм наиболее сносной он считал демократию.

Таким образом, Платон искал “ идеальное “государство, а Аристотель был более реалистичен и рассматривал существующие формы государств, выбирая из них наилучшие. Он говорил, что человек – “существо политическое”, а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.

Произведения Древнего Рима наиболее ярко представлены политическими идеями М. Т. Цицерона в его книгах “О государстве” и “О законах”, в которых он разработал теорию, впоследствии получившую название “ теория правового государства”. В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что условием свободы является подчинение законам всех в равной степени.

 

2.2. Политические взгляды средневековья и Возрождения.

Период средневековья характеризуется сильным влиянием на политическую мысль христианской религии и римско-католической церкви. Одной из центральных проблем тогдашнего политического знания был вопрос: какая власть должна иметь приоритет- духовная (церковь) или светская (государство). Он разрешался в пользу церкви.

Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья был Аврелий Августин(354-430 г.г.). Он обосновывал и оправдывал неравенство в обществе волей бога. Ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе “града Божьего” над “градом земным”, т.е. власть церковная преобладает над властью светской.

Вплоть до начала XIV в. католическое духовенство, как правило, одерживало верх в конфликтах со светской властью.

Своего рода официальной церковной идеологией средних веков было учение Фомы Аквинского(1225-1274). Основные положения его учения:

- светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души;

- верховная власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей принадлежит церкви. Поэтому, Римскому папе, как наместнику бога на земле, должны подчиняться все светские государи;

- государство- результат воли бога. Власть - опосредованное церковью установление бога;

- богом благословлено любое действие правителя. Судьей в случае плохого правления является церковь;

- покорность- основа добродетели;

- лучшая форма государства - монархия. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире.

Начиная с 14-15 в.в. в Западной Европе и других странах происходит ряд изменений, которые знаменовали начало новой эпохи Возрождения. Складывается зажиточная верхушка горожан: купцы, банкиры, ремесленники. Развиваются капиталистические производственные отношения. В этих условиях появляется потребность в новых подходах к вопросам теории государства, общества и личности. Центральное место в социально-политических теориях этой эпохи занимает идеология централизованного государства.

Наиболее ярким представителем политической науки эпохи Возрождения считается флорентинец Н. Макиавелли(1469-1527 г.г.). Теологической концепции государства он противопоставил концепцию светского государства, выводя его законы из разума и опыта. Политику он понимал, как автономную сторону человеческой деятельности, которая является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяет не бог, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.

Лучшей формой государственного правления он считал республику. Однако свои демократические и республиканские взгляды Макиавелли проповедовал для будущих времен. Итальянская действительность того периода требовала единовластия. Поэтому в своем главном труде “Государь” он доказывает, что только при сильном правителе, возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига.

2.3. Политическая мысль эпохи Нового времени

Дальнейшее развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций XVI - первой половины XIX столетий. На начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. Затем акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъекты политики. В целом совокупность идей, выдвинутых в этот период, получила название либерализма (от лат. liberalis – свободный). Центрами политической науки того времени стали Англия, Голландия, США, Франция, Германия.

Основные теории политико-правовой мысли Нового времени: теория общественного договора (Т. Гоббс), теория народного суверенитета (Ж. Ж. Руссо); теория правового государства (И.Кант, В.Гегель); теория разделения власти в государстве (Дж.Локк, Ш. Монтескье и др.).

В эпоху Нового времени происходило утверждение общечеловеческой, гуманистической, просветительской роли учений о политике.

Особое место в развитии учения о политике и политических системах занимает учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Маркс и Энгельс создали развитую и цельную теорию политических отношений, теорию происхождения государства, учение о классовой борьбе пролетариата, теорию перехода к обществу социального равенства.

В. И. Ленин развил вопрос о политической власти и создал учение о значении субъективного фактора, (политической партии), в классовой борьбе пролетариата.

 

ТЕМА 3

План

3.1 . Либерализм и неолиберализм.

3.2 . Консерватизм и неоконсерватизм.

3.3. Социализм и современная социал-демократия.

3.4.Анархизм, национализм.

 

Основные термины: анархизм, доктрина, коммунизм, консерватизм, либерализм, неоконсерватизм, неолиберализм, социал-демократия, социализм, технократия.

 

 

Научное знание о реальных политических процессах предполагает ознакомление с содержанием различных социально-политических идей, которые являются неотъемлемым элементом политического действия. Мы рассмотрим основные идейно-политические концепции и течения современности.

Нужно помнить, что политическая наука формулирует теории, объясняет явления политической действительности, но не указывает участникам политики те цели, к которым они должны стремиться.

3.1. Либерализм и неолиберализм

Либерализм (лат. liberalis свободный). Этот термин вошел в употребление в первой половине XIX в., когда в Западной Европе появились партии либералов. Истоки его в эпохи революций XVII - XVIII в.в. Классиками либерализма считают: Дж. Локк, А. Смит, И. Бентам, Ш. Монтескье, Фр. Гизо, И. Кант, В. Гумбольдт, Т. Джеферсон, Д. Медисон. В последующие годы эти идеи разрабатывали Дж. Миль, Г. Спенсер, Дж. Кейнс, В. фон Хайек, Дж. Гельбрейт, Р. Даль и др.

ЛИБЕРАЛИЗМ – социально-политическая теория, в которой обосновываются прирожденные и неотъемлемые права индивидов, а все надындивидуальные связи и отношения, прежде всего государственное вмешательство в частную жизнь людей, допускаются, лишь, если они не противоречат принципу индивидуальной свободы.

Либерализм - социально-политическая теория, идейно-политическая доктрина, политическая программа и политическая практика. Он возник в период борьбы против феодализма, абсолютизма, духовного господства церкви. Это мировоззрение среднего сословия, свободных предпринимателей. Это доминирующее идейно-политическое течение Запада.

Основные принципы либерализма:

n идея свободы человека в обществе, его право самому определять свои жизненные цели и выбирать направление деятельности, личная ответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественное положение.

n индивидуальная свобода связана с политической и “естественными правами” (правом на жизнь, свободу, частную собственность).

n ограничение объема и сфер деятельности государства и его вмешательства в частную жизнь, но обеспечение свободы действий в рамках закона, который обеспечивает государство. Государство призвано охранять общественный порядок и защищать страну от внешней опасности.

Основываясь на принципе свободы человека, либерализм сыграл огромную роль в разработке идей современной демократии, к которой относятся: равенство всех граждан перед законом, обладание основными политическими правами и свободами (свобода слова, гражданства, свобода передвижений, собраний, создания партий), принцип терпимости к инакомыслию и защита прав меньшинств.

Идеалом для либералов является правовое государство, т.е. органы, которые обладают в рамках законов, принимаемых демократическим путем, всей полнотой власти и одновременно находятся под контролем народа, существует разделение властей.

На всех этапах либерализм не представляет собой однородного течения. Существуют два его направления:

а) классический период, когда делался упор на экономическую независимость индивида, свободное предпринимательство в рамках рыночных отношений, независимость от государства;

б) начало XX в. (Великобритания – Л. Джордж, Россия – П. Столыпин) – осуществление либеральных реформ с опорой на сильную государственную власть.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ. Для него характерно:

n новое понимание социальной и экономической роли государства: в его функции входит активная защита свободы предпринимательства, рынка, конкуренция от возрастающей угрозы монополизма, принятие антимонопольного законодательства, поддержка мелких и средних предпринимателей, расширение числа собственников.

n Разработка общей стратегии экономического развития и осуществление мер по ее реализации.

n Социальная защита граждан, помощь неимущим и малоимущим.

Для либералов характерен разброс мнений относительно пределов, форм и методов вмешательства государства в экономическую жизнь.

Рассмотренные принципы реализованы в социально-политической жизни западных стран. Это парламентаризм, разделение властей, обеспечение прав и свобод личности, созданы основы гражданского общества. Либерализм—одна из доминирующих идейно-политических теорий Запада.

Партии либерально-демократической ориентации объединены в Либеральный Интернационал, учрежденный в 1947 г. В ряде стран они правящие или входят в правительственные коалиции. Программный документ этого течения “Манифест либералов”.

 

Для утверждения авторитета своего государства, считают неоконсерваторы, необходимо применять более действенные средства. Только в чрезвычайной ситуации выявляется сущность государственного авторитета, нормальное положение вообще ни о чем не свидетельствует.

Анархизм, национализм

Спектр современных левых течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. Его составной частью является анархизм. АНАРХИЗМ (от греч. anarchia – бeзначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой другой власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Это течение сложилось в середине 19 в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом М. Штирнером (1806-1856 г.г.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1865 г.г.). Видными представителями анархизма были русские революционеры М.А Бакунин (1814-1876 г.г.) и П.А.Кропоткин (1842-1921 гг.)

Основные положения анархизма:

n Основой мировоззрения анархизма является индивидуализм. Сторонники этого течения крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности.

n Наиболее враждебно они относятся разновидностям государственной власти, в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности.

n Поэтому государство, любую политическую власть они попросту объявляют властью, которая должна быть немедленно уничтожена.

n Основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей.

n У анархистов негативное отношение и к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их главная задача – завоевание государственной власти. Главный упор анархисты делают на неполитические средства борьбы, а на экономические средства социальной борьбы – деятельности профсоюзов, забастовки, массовые выступления. Большое значение придается тактике “прямого воздействия” – непосредственным массовым действиям против государственной власти, в том числе и “пропаганде смертью” – терроризму.

Существует ряд неустранимых недостатков анархизма предопределяющих его неспособность к масштабному политическому действию и к долговременному осуществлению власти в обществе:

а) нет определенности в будущем общественном строе, которым они пытаются увлечь за собой массы;

б) плохая организация и руководство массами не позволяет анархистам там быстро менять тактику борьбы, соответственно меняющимся условиям;

в) внутри анархистских течений постоянно существует острая борьба по тактическим вопросам, которая делает недостижимыми их политические цели.

При всей несостоятельности анархизма он продолжает существовать, т.к. в политической и социальной структуре современных обществ имеются причины и условия, порождающие склонность к принятию анархистских программ и действий: бюрократизм и особенно коррупция порождают антибюрократические и антигосударственные ориентации и действия; появление социального и политического неравенства оборачивается стремлением к перераспределению имущества; жесткая регламентация социального поведения рождает тоску масс по индивидуальной свободе и т.д.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеологическая доктрина, социальна политика, политическая концепция, исходящая из идеи исключительности нации, ее обособления. Идеология национализма обосновывает приоритетность национальных интересов, формулирует цели и ценности нации, как субъекта политического процесса.

Существует три разновидности национализма:

демократический национализм, национальный экстремизм, шовинизм. Общим для всех этих течений является акцентирование внимания на национальной идее – идеи о создании нациями своих национальных государств. А различия заключаются в трактовке их содержания, соотношения с другими идеями и т.д.

Демократический национализм не запрещает прав человека, а защищает их вместе с правом национальной идентичности и культурного развития. По своей природе он апеллирует к разуму, общечеловеческой морали, а не к инстинктам. Решение национального вопроса осуществляется вместе с решением задач политического, социального и экономического развития. Наряду с национализмом существуют другие политические доктрины и движения, которые формируются под влиянием тех условий, в которых происходит самоутверждение наций.

Национальный экстремизм – разновидность политического экстремизма, который апеллирует к национальной идее, гиперболизируя значения национальных задач, проявляет непримиримость, склонность к использованию насильственных, в том числе вооруженных методов борьбы. Его сущность можно охарактеризовать как экстремальные условия существования нации и борьба за ее политическое самоопределение. Иногда она не имеет ничего общего с национальным возрождением и является социальным или психологическим.

Шовинизм – крайняя форма национализма господствующей нации, которая стремится господствовать над другими народами в силу своей якобы исключительности.

Таким образом, существует национализм как стремление нации сохранить свою идентичность и национальную самобытность, самоутвердится в первую очередь через создание собственного государства. А есть национализм как гипертрофия этих явлений, как главная идея нации, которой подчиняются все остальные идеи и устремления. Если этот национализм берет верх, то он направляет энергию людей на достижение целей никак реально не связанных ни с благополучием, ни с процветанием, ни с выживанием нации. Чаще всего этот путь ведет к потере благополучия, процветания, люди оказываются на грани вымирания.

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

1. В чем сущность понятия “политическая идеология”? Определите причины появления идеологий.

2. Какие причины влияют на формирование определенной идеологии в конкретном государстве?

3. Что нового появилось в идеологической политике мира с появлением неоконсерватизма и неолиберализма?

4. Дайте характеристику современного либерализма.

5. Назовите отличительные признаки неоконсерватизма.

6. Какие теории получили название социалистических? Назовите основные течения социализма.

7. В чем заключается специфика идеологической ситуации в посткоммунистических государствах?

8. Имеет ли сегодня в Украине любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Почему?

9. Почему коммунизм претендовал на статус науки? Чем наука отличается от идеологии?

10. Какая идеология нужна Украине в современных условиях?

 

ТЕМА № 4

План

 

Цели и средства в политике.

Чтобы стать преобразующей силой, политика не может строиться на произвольных действиях политиков, она должна руководствоваться законами общественного развития. “Мы можем столько, сколько знаем”,- говорил Ф.Бэкон. А чтобы знать, что и как делать, необходимо вырабатывать программу действий и умело руководствоваться ею.

Политика по своей природе является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения определенных целей соответствующие средства.

Цели в политике подразделяются на:

- по их значению: общие и частные;

- по содержанию политики: социальные, экономические, политико-юридические, идеологические, национальные и т.д.;

- по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные;

- по сферам политической деятельности: внутренние, внешние.

Определение целей – это начало процесса, но чтобы он эффективно осуществлялся, надо изыскать средства в политике, которые должны представлять собой инструмент достижения целей, превращение их из идей в реальные действия и результаты. В политической жизни могут быть использованы такие средства как: пропагандистские компании, критика политических оппонентов, популистские обещания, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, требование исполнения этических и правовых норм, забастовки и даже вооруженные действия.

Между целями и средствами существует взаимосвязь. Цель во многом предопределяет используемые средства, а средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели.

Искусство политики состоит в умении соизмерять ее цели и средства, использовать их в оптимальном варианте. В политике необходимо отказаться от принципа “цель оправдывает средства”. Переход к честной политике, характерной для настоящего гуманного и демократического общества – длительный и трудный процесс. Он достижим тогда, когда изменятся сами народы и выдвигаемые ими политики. В.И.Ленин отмечал, что “честность в политике есть результат силы, а лживость - бессилия”.

Современная наука не может определить, какие именно средства являются наиболее эффективными и нравственными сегодня. Но она устанавливает гуманистические пределы в использовании этих средств. Сюда относится:

- недопустимость использования политического, информационного и других видов террора;

- приоритетность мирных средств в устранении антинародных политических режимов; использование вооруженных средств лишь в том случае, если все мирные исчерпаны и не дали результатов и это не угрожает гражданской войной в государстве;

- не использование ядерного или других видов оружия массового уничтожения для решения спорных международных вопросов.

Таким образом, политические и нравственные отношения противоречивы. Источник этих противоречий в столкновении разных политических движений, идеологических течений, правительственного курса и оппозиции ему, традиций и нововведений. И чтобы политика не была “грязным делом” все члены общества должны, так или иначе, принимать в ней активное участие.

Структура политики. В структуру политики входят разнообразные компоненты: люди, организации, отношения, действия, программы, эмоции и т.д. Но все многообразие сведено к трем основным группам:

1) Объекты политики – это элементы политической реальности, на которых направлено политическое действие целью их изменения, преобразования или поддержки. К ним относятся: социальные общности, группы, нации, народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует с определенными целями.

2) Субъекты политики – носители активного, целенаправленного и обоснованного действия. К ним относятся: отдельные люди, социальные группы, организации, институты, движения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.

3) Ресурсы политики– это элементы материальной и духовной действительности, вовлеченные в политику, которые используются субъектами политики для воздействия на объекты политики для достижения своих целей.

Существует 3 группы ресурсов:

а) материально-технические: технические и информационные средства, финансы, энергетика, продовольствие и др.

б) человеческие - это вся масса людей, активно действующих в политике или оказывающая поддержку политическим действиям, уровень их активности, степень вовлеченности в политические процессы.

в) духовные – это эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания и поддержки ими программных целей и установок конкретной политики.

Движущей силой политики являются интересы людей. Без интересов людей и необходимости их реализации политика мертва. Нет вечных друзей и вечных врагов в политике. Есть вечные интересы. Основа интереса – потребность.

В политическом поведении принято выделять:формы рациональных политических действий и формы бессознательного политического поведения. Поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.

Политическая реальность находится в постоянном развитии, движении, изменении. Средством её изменения является политическая деятельность. Это сложный процесс, состоящий из подготовки и принятия решений и собственно политических действий, связанных с управлением общими делами в государстве.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ политической деятельности:

- концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

- рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения этих проблем;

- использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Сущностью политической деятельности являются следующие основные моменты:

- исходным моментом политической деятельности являются определённые взгляды, убеждения, интересы, на основе которых вырабатываются решения и затем действия.

Интересы делятся на индивидуальные, групповые и всего общества в целом. Они могут быть постоянными (для биологического выживания людей), текущие (на них направлены усилия субъектов политики), перспективные (которые должны быть удовлетворены в будущий период времени).

- В её осуществлении учитываются объективные процессы реальной жизни, полученные на основе научного анализа.

- В ней присутствуют не только логические, рациональные суждения, но и настроения, эмоциональные чувства. Политика – одна из самых эмоциональных сфер деятельности людей. Поэтому выработка устойчивых эмоциональных стереотипов является важнейшим условием формирования человека как личности, как участника политических действий.

- В её проведении используются различные методы, в том числе манипулирование массами в интересах господствующих политических сил.

К ним можно отнести различные действия, акции, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направлены на сохранение или изменение существующей общественно-политической реальности. Есть мирные формы: выборы, голосования, референдумы, политические речи, манифесты, призывы, собрания, встречи, переговоры, консультации, террористические акты, войны.

Выбор зависит от конкретного общества, его политической культуры, политической реальности. Их ограничивают законы. Если действия выходят за разрешённые законом нормы, правящая власть использует насилие. Законным правом насилия обладает только государство и, соответственно, те, кто им управляет.

- На методы, характер политической деятельности существенно влияет комбинация отношений основных политических сил: то ли это сотрудничество или – соперничество, борьба.

- На её ход и исход оказывает влияние: экономика, национальный, социальный состав общества, идеология, традиции, международная обстановка.

Идеология – осознание социальными группами своего места в системе общественных отношений. Это систематизированная совокупность взглядов на социальную действительность, её оценка на предмет соответствия или несоответствия своим потребностям, проекты её преобразования. На неё опирается политическое действие.

- Конечной целью политического действия является овладение государственной властью и использование власти для защиты жизненных интересов властной политической структуры.

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

1. Каковы основные подходы к исследованию политики?

2. Как вы объясните понятие “искусство в политике”?

3. Как определяется понятие “политика” сегодня? В каком направлении по мере исторического развития изменялось это понятие?

4. Как влияет политика на экономику?

5. Как связаны социальные общности и политика? Может ли в политике реализоваться общественный интерес или она служит только выражению и защите интересов узких групп и социальных слоев?

6. Какие функции выполняет политика в обществе? Какие из функций политики слаборазвиты в современном украинском обществе?

7. По сферам общественной жизни политику делят на: (укажите один правильный ответ):

1. Внутреннюю и внешнюю

2. Государственную и партийную

3. Военную, экономическую, социальную, научно-техническую, культурную

4. Нейтралитета, национального примирения, «открытых дверей», «большого скачка»

5. Авторитарную и демократическую

8. Когда политика выступает в качестве науки, а когда – в качестве искусства?

9. Каковы конкретные формы политического участия масс для выражения своих интересов и позиций?

10. Как зависят между собой политика и политическая деятельность?

 

ТЕМА 5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

План

 

5.1.Сущность, природа и функции власти. Типы истолкования власти.

5.2.Лигитимность политической власти. Типы легитимности власти.

5.3.Власть и оппозиция.

 

Основные термины: власть, делегирование власти, политический институт, политический аппарат, легальность, легитимность, оппозиция, партия власти, фракция

 

Власть и оппозиция

В любые времена и во всех государствах трудно назвать политическую власть, не имеющую оппозиции. Это связано с различием мнений и интересов, позиций, направлений политической жизни, порождённой самой природой политики, которые выражаются в отношениях между властьимущими и теми, кто борется против неё.

В тоталитарных и авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, т. е. ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга.

В демократических политических системах эти силы могут вполне сосуществовать и конструктивно взаимодействовать, причём оппозиция может использовать разные формы как взаимодействия с властью, так и влияния на неё.

Оппозиция, как правило, делится по принципу лояльности по отношению к действующей политической власти:

1) Лояльная оппозиция – действует как часть политической системы, соблюдает её основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью.

2) Полулегальная оппозиция – включает политические силы, которые воздерживаются от противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других сил, выходящих за рамки разрешённого законом.

3) Нелегальная оппозиция – осуществляет открытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы, а поэтому исключается из политической системы и подавляется властными структурами.





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.034 с.)