Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими учащимися. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими учащимися.



Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими учащимися.

Метод беседы помогает успешно решать образовательную и коррекционно-воспитательную задачи в процессе обучения.

Наглядные

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомле­нии учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натураль­ном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для

'раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. При демонстрации наглядных объектов обычно описывают

, внешний вид (величину, форму, цвет, составные части, их взаи­моотношение).

Кроме натуральных объектов выделяются образная, символи­ческая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. В младших классах специальной (коррекци-онной) школькУШ вида предпочтение отдается натуральным пред­метам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным картам, графическим изоб­ражениям.

В старших классах активнее используется символическая и схе­матическая наглядность. В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида важно предлагать учащимся различные средства наглядности в сочетаниях (натуральный объект — муляж, макет; изобразительная наглядность — карта, схема).

Применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в коррекционной школе ограничено, так как большинство учащихся этот вид наглядности не понимают.

Самостоятельные наблюдения организуются как перцептивный
опыт самих учащихся. Наблюдение — процесс развернутого целе­
направленного восприятия, осуществляемый по определенному
плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в каби­
нете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в ес­
тественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается
с практическими действиями ученика, побуждает его к размыш­
лению, описанию, обсуждению. s

К выбору и использованию наглядности в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида предъявляется ряд требований:

демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;

учитель должен определить, какой вид наглядности необхо­димо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше исполь­зовать;

необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью.

следует демонстрировать наглядность последовательно;

важно использовать словесное описание, что поможет уча­щимся определить отдельные свойства предмета.

Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.

К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, ка­кой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскур­сии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать.

 

Практические

Упражнения {письменные, устные) — это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает ус-

ешное формирование умений и навыков. Различают специаль-ые, производные и комментированные упражнения. Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям:

- быть посильными и доступными для учащихся;

- быть небольшими по объему и содержанию;

- учитывать особенности познавательной деятельности учащих­ся и степень сформированное™ у них умений и навыков;

- должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности.

 

 

Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют за­дания творческого характера в условиях проведения конкретных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычисля­ют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимся. Прак­тические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики.

Ход урока, на котором проводится практическая работа, име­
ет четкую структуру:?

- объяснение учителя;

- показ (инструктаж);

- первые пробы выполнения заданий;

- выполнение работы;

- контроль со стороны учителя;

- отчет учащихся.

 

 

Самостоятельные работы — это особый вид деятельности уча­щихся. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоя­щей работы. Различают следующие типы самостоятельных работ: самостоя­тельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и твор­ческие работы. Использование конкретной формы заданий обус­ловлено двумя основными факторами:

- готовностью детей к самостоятельной работе;

- уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию са­мостоятельной работы.

 

программированного обучения. Достоин­ствами этого метода являются:

- включение большого количества учащихся в самостоятель­ную деятельность;

- вариативность заданий с учетом возможностей учащихся по конкретному предмету;

- возможность оперативного контроля со стороны учителя;

 

- развитие навыков самоконтроля, самостоятельности. У этого метода имеются и недостатки:

- ограничено речевое общение;

- не всегда можно сократить время самостоятельной работы;

- снижается коррекционное значение речи как средства разви­
тия мышления.

Но мы считаем, что умелое использование элементов програм­мированного обучения значительно усиливает у учащихся с нару­шением интеллекта интерес к овладению знаниями, способству­ет повышению эффективности обучения в целом.

Особое место в системе дидактических методов занимают по­знавательные (дидактические) игры.

 

 

Билет 4)

1. Состав учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

 

2. Методы воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида, их реализация.

 

1) Первую группу детей можно разделить на две подгруппы в зависимости от того, на каком этапе развития головною мозга ребенка происходит его поражение:

в период внутриутробного развития либо в младенчестве;

в дошкольном либо в младшем школьном возрасте.

Ко второй группе учащихся вспомогательных школ относятся дети, страдающие текущими заболеваниями головного мозг.

 

2) методы убеждения словесными методами. Это следующие методы:

направленные на формирование взглядов, убеждений и обес­печивающиеся как обмен информацией в системе педагогичес­кой деятельности;

помогающие организовать деятельность ученика, стимулиру­ющие мотивы деятельности;

помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения;

формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внуше­
ние. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечи­
вается замечанием, советом, просьбой, этической беседой, рас­
сказом.

упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формированию поведения. Эти методы реализуются через приуче­ние, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций.

методы стимулирования — поощре­ние и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы VIII вида за­висит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а также воспитателем.

Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует со­знательно и злонамеренно.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить:

не всякое наказание может решить поставленную задачу;

наказание не дает право воспитателю унижать личность вос-питуемого, требовательность должна сочетаться с уважением к личности;

воспитанник должен знать, за что его наказали, как действо­вать в дальнейшем, понимать свою вину;

нельзя применять коллективные наказания — запрещать про­смотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента;

недопустимо наказывать за болезненные проявления;

меры физического воздействия со стороны воспитателя, уча­щихся запрещены.

Все перечисленные методы воспитания используются комп­лексно и направлены на формирование сознательного нравствен­ного поведения, положительных черт личности.

 

Экзаменационный билет № 5

 

1. Вклад Л.С. Выготского в развитие дефектологии, олигофренопедагогики в частности.

 

2. Деятельность классного руководителя и воспитателя в специальной (коррекционной) школе VIII вида: функциональные обязанности, структурные компоненты, основные направления.

 

1) Для олигофренопедагогики, ее дальнейшего развития большое значение имел Второй съезд социально-правовой охраны несо­вершеннолетних (СПОН). На нем выступил талантливый уче­ный-психолог Л. С. Выготский (1896—1934), который сумел рас­крыть сущность, природу дефективности, социальную значимость помощи аномальным детям. Новый подход к проблеме коррекции дефектов у/о

разработал ВыготскийЛ.С. Он заключ. в том, что под влиянием обучения и воспитания формируются сложные виды психич деят-ти, а также, наметив первич и вторич признаки у/отст-ти доказал, что вторич признаки, к которым относятся различ нарушения характера и поведения, имеющие место при у/отст-ти, поддаются педагогич коррекции. В большинстве случаев такие нарушения возникали в результате неправильного взаимодействия у/о ребенка со средой в ходе его развития.

Физиологич основой коррекции является учение о пластичности функций ЦНС и компенсации дефектов. В условиях специал воспитания и обучения под влиянием направленного педагогич воздействия обнаруживаются огромные возможности развития.

Теоретически обосновал науку об особенностях развития ано­мального ребенка, закономерностях его обучения и воспитания Л. С. Выготский. Л.С.Выготский выделил основные и вторичные признаки ^ственной отсталости. Л.С. Выготский указывал, что педагоги должны не пассивно приспосабливаться к возможностям детей, а активно воздейство­вать на их познавательное развитие В целях максимального ис­пользования потенциальных возможностей каждого.

 

2) Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. В практике сложилось несколько концепций

классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный

руководитель (классный воспитатель), куратор параллели.

В современной специальной (коррекционной) школе VIII вида принята в основ-

ном классно-урочная система организации деятельности. Такое построение школы вызы-

вает необходимость существования института педагогов, осуществляющих организаци-

онно-педагогическое руководство классными коллективами учащихся, – традиционные

классные руководители – учителя, преподающие в классе и за дополнительную оплату

выполняющие функции воспитателя (15–20 % к учительской ставке). Круг функциональных обязанностей классного руководителя в специальной (коррек-

ционной) школе VIII вида можно разделить на 5 групп:

1. Организация деятельности классного коллектива.

2. Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.

3. Организация жизни класса во внеучебное время.

4. Изучение личности и коррекция в воспитании.

5. Работа с родителями.

Целеполагающая деятельность – это определение близких и далеких целей воспи-

тания, развитие коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания

предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом как современных социальных условий в стране, так и типа школы, класса, возрастных

и индивидуальных особенностей учащихся, возможностей и профессионализма педагога.

При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует

изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.

Диагностическая деятельность – это оценочная практика, направленная на изучение

коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебновоспитательного процесса.

Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания,

методов и результатов воспитательной работы. Прогнозирование осуществляется через диагностично сформулированные цели, позволяющие увидеть, какими будут детский коллектив

и личность. Исходя из уровня актуального развития школьника с нарушением интеллекта,

его возрастных, индивидуально-психологических особенностей, уровня развития коллектива, педагог определяет возможные достижения в ходе развития и саморазвития детей

в конкретный временной период. Перспективы развития личности или детского коллектива отражаются в своеобразной «модели» личности школьника или ученического коллектива. Модель личности ученика представляет отражающую результаты воспитатель-

ной работы качественную характеристику взаимосвязанных знаний, умений, способностей,

качеств социально-ориентированной личности, способной к самореализации.

Проектировочная деятельность направлена на создание концепций и программы

развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего раз-

вития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.

Конструктивная деятельность предусматривает отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспитательного процесса, эффективных методов педагогического взаимодействия

и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.

Коррекционная деятельность связана с внесением коррективов в воспитательную

работу и закреплением позитивных качеств личности и коллектива, преодолением нега-

тивных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности

представляются как определенные новообразования в ученическом коллективе и отражают

сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений,

чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками и др.

Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического

стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной

мотивации. Она пронизывает все структурные компоненты деятельности.

Организаторская деятельность – это организация совместной деятельности педа-

гога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее

воспитывающая деятельность, тем больше возможностей создается для развития лично-

сти школьника с интеллектуальной недостаточностью, ее интересов и способностей. Чтобы виды деятельности стали своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создание условий взаимообогащающего общения, что возможно только в среде с благоприятным морально-психологическим климатом. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика. Образуется триада деятельность – коллектив – личность, которую можно трактовать следующим образом: через воспитывающую деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятельности реализовать себя.

Рефлексивная деятельность – это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и

недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.

Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения

достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные методы, приемы и формы

построения воспитательной работы.

 

Билет 6

1. Актуальные проблемы современной олигофренопедагогики.

 

2. Словесные методы обучения: характеристика, функции, особенности использования в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

 

1)хз

2)см выше.

 

Билет 7

1. Система учреждений для детей с нарушениями интеллекта в РФ.

 

2. Принципы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Специфический характер их реализации.

1)

 

 

 

2) Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию лич­ности каждого ребенка.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения реализу­ется в содержании учебного материала, которое отражено в про­граммах и учебниках.» Например, первоначальные нравственные представления о дружбе, честности, справедливости могут быть сформированы на материале рассказов и отрывков из литератур­ных произведений, помещенных в учебниках по чтению для II и III классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Чув­ство гордости за свою страну может быть сформировано в стар­ших классах на уроках истории, где учащиеся узнают о героичес­ком прошлом своей Родины, на уроках географии, где их знако­мят с природными богатствами России, и на других уроках.

 

Принцип связи обучения с жизнью способствует формированию мировоззрения учащихся, повышает значимость для них учебной деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, спо­собствует формированию у них умения применять полученные зна­ния на практике.

Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны те или иные знания и как они могут использовать их в жизни. Мышление учащихся спе­циальной (коррекционной) школы VIII вида конкретное, и учеб­ный материал, который не связан с их личной практикой, не вызывает у них интереса, в то время как то, что связано с их деятельностью в повседневной жизни, усваивается значительно лучше.

 

Принцип научности и доступности в обучении предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в про­цессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности.

Содержание обучения в специальных (коррекционных) шко­лах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассмат­риваемой категории. Значительно снижены по сравнению с про­граммой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно ме­нее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучают­ся. Например, в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида отсутствует такой раздел, как «Алгебра». Вместо большого курса «Геометрия» изучаются только элементы геомет­рии. Вместе с тем формируемые у учащихся специальной (кор­рекционной) школы VIII вида знания, умения и навыки вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.

 

Принцип систематичности и последовательности в обучении яв­ляется необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира.

При обучении школьников с нарушением интеллекта этот прин­цип приобретает особую значимость, так как известно, что пред­ставления и знания детей этой категории отрывочны, бессистем­ны, учащиеся затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение. Поэтому одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование у детей системы доступ­ных знаний, умений и навыков. Сообщаемый школьникам мате­риал увязывается внутри каждого учебного предмета в опреде­ленную систему элементарных понятий. Так, в курсе «Биология» выделяются следующие разделы: «Растения», «Животные», «Че­ловек».

 

Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное отношение учащихся к учебе, сознательное усвое­ние ими знаний, умений и навыков, использование этих знаний, умений и навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную активность.

Этот принцип имеет особо важное значение в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. Как показывают исследо­вания (Н. Г. Морозова и др.), умственно отсталые дети поступают в школу с ^сформированными познавательными интересами, с непониманием значения своего учебного труда. Поэтому добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным развитием.

 

Принцип наглядности в обучении. Наглядность всеми педагога­ми признается исходным началом обучения, так как, во-пер­вых, наглядность выступает как важное средство познания окру­жающего мира, во-вторых, использование наглядности основа­но на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более интерес­ным.

Принцип наглядности в обучении детей и подростков с нару­шением интеллекта реализуется своеобразно. Это обусловлено их психофизическими особенностями, и прежде всего особенностя­ми восприятия, преобладанием конкретного мышления и огра­ниченной способностью к развитию абстрактного мышления.

 

Принцип коллективного характера обучения и учета индивиду­альных особенностей учащихся предполагает необходимость воспи­тывать класс как единый учебный коллектив, создавать условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программ­ного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопут-! ствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а так-t же условий дошкольного и семейного воспитания.

Вместе с тем коллектив очень значим для школьников с нару-> шением интеллекта, так как, находясь в коллективе, они приоб-; ретают опыт коллективной деятельности, учатся подчинять свои [: намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь | друг другу. Коллектив стимулирует детей к достижению более вы- f соких результатов в учебной деятельности, дисциплинирует, вос-j питывает чувство ответственности.

принципа прочности в обучении лежат, преж­де всего, объективные закономерности памяти, ее роли в психи­ческой жизни человека.

У школьников с нарушением интеллекта отмечаются значи­тельные нарушения памяти, хотя эти нарушения могут иметь раз­ную степень выраженности. У большинства учащихся специаль­ной (коррекционной) школы VIII вида снижен объем запоми­наемого материала, причем установлена зависимость между объ­емом запоминания и степенью абстрактности материала: чем аб­страктнее, отвлеченнее материал, тем хуже он запоминается. Точ­ность и прочность запоминания также снижены. При воспроиз­ведении они много пропускают, переставляют местами целые звенья, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, часто случайных, ассоциа­циях. Дети с нарушением интеллекта пользуются непреднамерен­ным (непроизвольным) запоминанием

Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глу­боко освещен в работах Т.А.Власовой, И.Г.Еременко, Н.Г.Мо­розовой, М.С.Певзнер, Т.В.Розановой, В.Н.Синева и других. В основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации.

Принцип коррекционной направленности предполагает кор­рекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIII вила, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока.

профессиональный ха­рактер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллек­та обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра. швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитар­ки и другим. На это отводится много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближены к про­изводственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. Таким об­разом, заканчивая школу, выпускники имеют профессию, кото­рая помогает им занять свое место в обществе.

Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготов­ки в специальной (коррекционной) школе VIII вида обеспечива­ется направленностью всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного материала по труду.

Принцип опоры на сохранные анализаторы. Как указывалось выше, школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания и представления о предметах и явлениях окру­жающего мира, которые не могут служить прочной основой для усвоения других знаний, умений и навыков. Для того чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы. Педагог должен предлагать учащимся не только рас­смотреть предмет, но и ощупать его, послушать, как он звучит

 

Билет 8.

1. Интегрированное и дифференцированное обучение детей с нарушениями интеллекта в РФ на современном этапе.

 

2. Планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

1) f Учитывая разные возможности школьников с нарушением I интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осу-| ществлять дифференцированный подход в обучении. \ В основе дифференцированного подхода в специальной (кор­рекционной) школе VIII вида лежат разные возможности школь­ников в овладении программным материалом. Условно выделены четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвое­ния ими учебного материала по русскому языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В.В.Ворон-кова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.).

Первую группу составляют ученики, успешно овладева­ющие программным материалом в процессе фронтального обуче­ния. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные зна­ния и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначи-

I тельная активизирующая помощь взрослого.

К Во вторую группу вошли ученики,,.также успешно обуча-Ц ющиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяс-Ц нение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняют- Щ ся сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает мень-

II шая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

II К третьей группе относятся ученики, которые с трудом
I. усваивают программный материал и нуждаются в помощи учите-
I ля. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изу-
Щ чаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объясне-
i нии. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения мате-
Щ риала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесен- ных ко второй группе. Значительно снижены у школьников дан­ной группы способности к обобщению.

Четвертую группу составляют ученики, которые овладе­вают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значи­тельно меньший объем знаний и умений, чем остальные школь­ники.

чВсе ученики выделенных групп нуждаются в дифференциро­ванном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и при­емов обучения. \

Принцип дифференцированного подхода отражен в примеча­ниях к программам специальных (коррекционных) школ VIII вида по ряду предметов, в выделенных уровнях усвоения программно­го материала.

индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных осо­бенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обу­чения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащим­ся специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются за­дачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников. (Оно про­водится на основе анализа медицинской (медицинская карта) и психолого-педагогической документации (характеристики, днев­ники наблюдений, школьный журнал, личное дело), изучения письменных работ учащихся, бесед с учениками, педагогами, родителями, наблюдений за учащимися. На каждого ребенка, по­ступившего в специальную (коррекционную) школу VIII вида, заводится дневник наблюдений, где фиксируются все его успехи и неудачи, изменения в поведении. Так как дневник ведется в тече­ние нескольких лет, с его помощью бывает легко проследить дина­мику развития ребенка. В дневнике наблюдений ставятся коррекци-онные задачи, указываются способы их достижения и результаты.

 

2) Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование дея-

тельности педагога-воспитателя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в школе,

в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить

долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемствен-

ность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обуче-

ния и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса

и его результативность.

При планировании воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII

вида важно придерживаться некоторых правил.

1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности и ведущие интересы школь-

ников. 2. Преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; их

реальность.

3. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы.

4. Творческий характер планирования.

5. Дела должны быть разнообразны по формам, методам и содержанию: в план вно-

сятся мероприятия, развивающие знания и способности ребят (интеллектуальные, духовно-

нравственные, художественные, трудовые, спортивные и др.), а также ряд развлечений.

6. Педагог-воспитатель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан

выявить проблемы коллектива, которые необходимо решить в будущем году.

7. Учитывать кадровые, материальные, финансовые и другие ресурсы.

8. Каждая школа обязательно имеет традиции – это передаваемые обычаи. Школу

трудно представить без Дня знаний, Дня учителя, Дня школы, Новогоднего вечера, Послед-

него звонка и др. Традиционные дела обязательно нужны, однако следует ежегодно обно-

влять их содержание, форму и методику.

9. Полезно учитывать календарь знаменательных дат. Стоит заранее поинтересоваться,

чем замечателен предстоящий учебный год: выделить даты, связанные с историей государ-

ства, знаменитыми людьми, событиями города, родной школы и пр. Народный календарь

подскажет проведение дел, возрождающих старинные обряды.

10. Планирование должно быть диагностичным, гибким, возможным для корректи-

ровки.

11. Желательно привлекать родительский коллектив, который продумывает совмест-

ные дела, готовит и проводит их с детьми.

 

Билет 9.

1. Характеристика процесса обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

 

2. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: этапы, задачи, содержание, формы, методы.

 

1) Процесс обучения — это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

- теория обучения;

- теория воспитания;

- система управления специальной (коррекционной) шко­лой — школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида — это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

- качественное своеобразие структуры дефекта, его количе­ственных проявлений у разных детей;

- первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;

- низкий уровень развития всех психических процессов (памя­ти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).

- гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, пе­рерабатывать полученную информацию;

- особенности воздействия социальной сферы (окружение ре­бенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

- В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность. В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с пози­ций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика уче­ника как неразвитого в физическом и психическом развитии вер­на только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживает­ся не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обу­чение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуще­ствляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это осо­бая личность со своими учебными, двигательными возможностя­ми, характером и поступками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.15 с.)