Сущность и функции стратегического управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции стратегического управления.



НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ

© ПОДМОГИЛЬНАЯ В.А.,

К.э.н., доцент


План:

Сущность и функции стратегического управления.

Основные этапы развития стратегического управления.

Научные направления (школы) стратегического управления.

Принципы стратегического управления.

Объекты, субъекты и уровни стратегического управления.

6. Структура и содержание стратегического управления.


Рекомендуемая литература

1. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб.пособие. - М.: Про­спект, 2015. Гл. 8-12, 85-94.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2008. Гл. 1.

3. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. Гл. 1, 16.

4. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки ос­новоположников управления и управленческой практики. - М.: Дело, 1996.

5. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. Введение.

6. Купцов М.М. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. Гл. 1.

7. Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2013. Гл. 1.

8. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. Гл. 2, 3.

9. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Юрайт, 2014. Гл. 1,2.

10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. Гл. 1.

11. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000.

12. Парахина В.Н., Максименко Л.С, Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: Учебник. - 2-е изд. стер. - М.: Кнорус, 2006. Раздел 1.

Стратегический менеджмент: Учебник /Под ред. Н.А.Казаковой. - М.: ИНФРА-М, 2014. Гл. 1.

14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008.

15. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008. Гл. 1.


СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятие стратегического управления и его отличие от оперативного управления

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

 

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.

 

Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Рис. 1. Характеристики оперативного и стратегического управления
1.2. Функции стратегического управления

● Планирование стратегии

● Организация выполнения стратегических планов

● Координация действий по реализации стратегических задач

● Мотивация на достижение стратегических результатов

● Контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджети­рование. Прогнозирование основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения воз­можности развития и оценки риска.

В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?), величина (насколько существенны будут перемены?). С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей пред­приятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой прог­раммы действий и составления бюджета. Бюджетирование вклю­чает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.

 

Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.

 

Координация действий реализации стратегических задач заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.

 

Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению по­ставленных стратегических результатов.

Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и откло­нения от принятых стратегий и политики предприятия.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Термин «стратегическое управление» был введен на рубеже 1960—1970-х гг. для того, чтобы выделить различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

Данные изменения имеют определенную циклическую после­довательность.

Для периода с 80-х гг. XIX в. по 30-е гг. XX в. был характерен процесс формирования инфраструктуры массового производ­ства. Основная задача – максимизация объемов производства слабодифференцированного товара с минимальными издержками. Идеология управления основывалась на возможности экстрапо­ляции текущих тенденций и выражалась в бюджетировании как основной технологии планирования.

Период с 30-х по 50-е гг. XX в. называют эпохой массового сбыта. Характерное отличие – стремление производителей ока­зывать влияние на потребителей. Происходит зарождение мар­кетинга как философии бизнеса. Преобладающей технологией являлось долгосрочное планирование, выражавшееся в товарном бюджетировании.

С середины 50-х г. XX в. начинается «постиндустриальная эпо­ха». Происходит усиление интенсивности конкуренции в целом и усложнение ее структуры, что в совокупности с ростом стоимос­ти рабочей силы отраслевой конкуренции приводит к переделу рынка.

Таблица 1

ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И УРОВНИ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Субъектом стратегического управления является руководство органи­зации, но это не единственный субъект стратегического управления. Для стратегического управления во многих современных организациях обя­зательным является участие всего персонала в обсуждении и выработке стратегии их развития. Так, например, сотрудники фирмы участвуют в формировании и реализации стратегии этой фирмы. В университете пре­подаватели и студенты должны участвовать в формировании и реализа­ции стратегии развития этого университета. На малом предприятии в процесс стратегического управления естественным путем втягиваются все его сотрудники, а не только владельцы и соучредители.

Часто в формировании стратегии развития сложных объектов уча­ствуют внешние по отношению к ним заинтересованные лица. Так, на­пример, в формировании стратегии развития предприятия могут уча­ствовать органы местной власти и местное население, особенно если планы развития этого предприятия существенным образом влияют на жизнь людей, живущих поблизости. В формировании стратегии разви­тия города могут принять участие власти областного и федерального уровня, потенциальные инвесторы, общественные организации.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 2. Структура стратегического управления

Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. При анализе внешнего окружения исследуются эко­номические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления.

 

Целью стратегического анализа служит выявление угроз и воз­можностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT-анализ).

Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов:

• формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;

• определение долгосрочных целей;

• определение среднесрочных целей.

 

Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлении развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструмен­тарий, включающий количественные методы прогнозирова­ния, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Выполнение стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы выполнения стратегии.

Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

• цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс выполнения стратегии;

• руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для выполнения стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

• в процессе выполнения стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

 

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ

© ПОДМОГИЛЬНАЯ В.А.,

К.э.н., доцент


План:

Сущность и функции стратегического управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.016 с.)