Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и функции стратегического управления.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ © ПОДМОГИЛЬНАЯ В.А., К.э.н., доцент План: Сущность и функции стратегического управления. Основные этапы развития стратегического управления. Научные направления (школы) стратегического управления. Принципы стратегического управления. Объекты, субъекты и уровни стратегического управления. 6. Структура и содержание стратегического управления. Рекомендуемая литература 1. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб.пособие. - М.: Проспект, 2015. Гл. 8-12, 85-94. 2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2008. Гл. 1. 3. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. Гл. 1, 16. 4. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников управления и управленческой практики. - М.: Дело, 1996. 5. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. Введение. 6. Купцов М.М. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. Гл. 1. 7. Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2013. Гл. 1. 8. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. Гл. 2, 3. 9. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Юрайт, 2014. Гл. 1,2. 10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. Гл. 1. 11. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000. 12. Парахина В.Н., Максименко Л.С, Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: Учебник. - 2-е изд. стер. - М.: Кнорус, 2006. Раздел 1. Стратегический менеджмент: Учебник /Под ред. Н.А.Казаковой. - М.: ИНФРА-М, 2014. Гл. 1. 14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008. 15. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008. Гл. 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Понятие стратегического управления и его отличие от оперативного управления Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.
Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Рис. 1. Характеристики оперативного и стратегического управления ● Планирование стратегии ● Организация выполнения стратегических планов ● Координация действий по реализации стратегических задач ● Мотивация на достижение стратегических результатов ● Контроль за процессом выполнения стратегии. Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование. Прогнозирование основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска.
В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?), величина (насколько существенны будут перемены?). С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий реализации стратегических задач заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Термин «стратегическое управление» был введен на рубеже 1960—1970-х гг. для того, чтобы выделить различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Данные изменения имеют определенную циклическую последовательность. Для периода с 80-х гг. XIX в. по 30-е гг. XX в. был характерен процесс формирования инфраструктуры массового производства. Основная задача – максимизация объемов производства слабодифференцированного товара с минимальными издержками. Идеология управления основывалась на возможности экстраполяции текущих тенденций и выражалась в бюджетировании как основной технологии планирования. Период с 30-х по 50-е гг. XX в. называют эпохой массового сбыта. Характерное отличие – стремление производителей оказывать влияние на потребителей. Происходит зарождение маркетинга как философии бизнеса. Преобладающей технологией являлось долгосрочное планирование, выражавшееся в товарном бюджетировании. С середины 50-х г. XX в. начинается «постиндустриальная эпоха». Происходит усиление интенсивности конкуренции в целом и усложнение ее структуры, что в совокупности с ростом стоимости рабочей силы отраслевой конкуренции приводит к переделу рынка. Таблица 1 ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И УРОВНИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Субъектом стратегического управления является руководство организации, но это не единственный субъект стратегического управления. Для стратегического управления во многих современных организациях обязательным является участие всего персонала в обсуждении и выработке стратегии их развития. Так, например, сотрудники фирмы участвуют в формировании и реализации стратегии этой фирмы. В университете преподаватели и студенты должны участвовать в формировании и реализации стратегии развития этого университета. На малом предприятии в процесс стратегического управления естественным путем втягиваются все его сотрудники, а не только владельцы и соучредители. Часто в формировании стратегии развития сложных объектов участвуют внешние по отношению к ним заинтересованные лица. Так, например, в формировании стратегии развития предприятия могут участвовать органы местной власти и местное население, особенно если планы развития этого предприятия существенным образом влияют на жизнь людей, живущих поблизости. В формировании стратегии развития города могут принять участие власти областного и федерального уровня, потенциальные инвесторы, общественные организации. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Рис. 2. Структура стратегического управления Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления.
Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT-анализ). Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов: • формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; • определение долгосрочных целей; • определение среднесрочных целей.
Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлении развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Выполнение стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы выполнения стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии: • цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс выполнения стратегии; • руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для выполнения стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок; • в процессе выполнения стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ © ПОДМОГИЛЬНАЯ В.А., К.э.н., доцент План: Сущность и функции стратегического управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.01 с.) |