Мониторинг и моделирующие исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг и моделирующие исследования



 

Основным средством социологического мониторинга непосредственно во время выборов являются периодические опросы с формированием репрезентативной выборки. Цель такого мониторинга – отслеживания хода выборов. В процессе мониторинга измерению подлежат активность избирателей, число определившихся избирателей, узнаваемость, рейтинги, антирейтинги и шансы кандидатов (стандартный замер, см. предыдущий параграф). Помимо этого целесообразно отслеживать отношения избирателей к двум-трем проблемам, наиболее значимым для данной избирательной кампании. При проведении опросов обычно фиксируется и паспортичка респондентов.

Исходной точкой мониторинга является базовый опрос. Далее замеры проводятся периодически раз в 15-30 дней, так, чтобы последний из них был получен примерно за 10 дней до конца избирательной кампании.

Особого внимания заслуживает динамика шансов (электобилити) кандидатов. Она отражает то, насколько кампания соответствующего кандидата отвечает принципу тотальности. Если указанная динамика низкая, то кампания явно недотягивает с точки зрения тотальности и может быть проиграна из-за того, что кандидат не смог удержать голоса своих сторонников.

Помимо периодических замеров для отслеживания ситуации используются экспресс-опросы, проводимые, как правило, либо по телефону, либо в ходе массовых мероприятий. В ходе опроса респондентам обычно задаются один-два простых вопроса. Экспресс-опросы наиболее удобно проводить силами избирательного штаба, не привлекая специальные социологические службы.

Достоинством метода экспресс-опросов является высокая оперативность получения информации. Их целесообразно использовать для непосредственной оценки эффективности того или иного мероприятия кампании.

С другой стороны, поскольку в ходе экспресс-опросов не формируется репрезентативной выборки и паспортички, их данные менее достоверны по сравнению со стандартными замерами.

Следует подчеркнуть, что хотя мониторинг является наиболее простым из всех видов социологических исследований, прово­димых в интересах избирательной кампании, это не дает основа­ния относиться к нему спустя рукава. Иногда ошибки монито­рин­га приводят к проигрышу достаточно перспективных кампаний: кандидат ограничивается экспресс-опросами, которые незадолго до выборов предсказывают ему победу, а голосование дает совсем иные результаты. Причины здесь могут быть разные: погреш­ности, органически присущие экспресс-опросам (отсутствие до­ста­точ­но репрезентативной выборки); ненадежность социоло­ги­ческой службы-подрядчика; специфика российских избирателей (в частности, интервьюируемые граждане далеко не всегда при­знаются, что будут голосовать за оппозиционных кандидатов). В результате мониторинг, вместо того, чтобы выявить реальный ход и проблемы кампании, вводит кандидата и его штаб в заблуж­дение. Такие случаи особенно обидны, когда проигравший канди­дат обладал достаточными возможностями для внесения коррек­тив в свою кампанию.

На наш взгляд, лучше вообще отказаться от мониторинга, чем использовать мониторинг сомнительного качества.

 

Наиболее распространенным методом моделирующих исследований являются фокус-группы: фокусированные интервью специально подобранных групп из 8-12 избирателей. Отладке на фокус-группах подлежат основные агитационные материалы кампании, плакаты и видеоролики. Иногда фокус-группы используются и для пристрелки к округу, с целью проверки и уточнения стратегии кампании.

Проведение фокус-групп целесообразно поручить профессиональным социологам. При интерпретации результатов следует помнить, что фокус-группы относятся к качественным социологическим исследованиям, и делать на их основании какие-либо количественные оценки, вообще говоря, ошибочно.

При планировании фокус-групп необходимо учитывать, что исследование, включая рекрутинг (набор фокус группы), проведение интервью и составление отчета занимает порядка 10 дней.

Еще одним методом моделирующих исследований являются традиционные социологические опросы с формированием репрезентативной выборки. В сущности, «моделирующий» опрос - это тот же базовый опрос, но со значительно расширенным проблемным блоком, который должен включать большой комплекс вопросов типа: «Как изменится ваше отношение к кандидату, если он…?» (далее следуют проверяемые формулировки позиций кандидата по тем или иным проблемам).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.005 с.)