Что такое методология педагогической науки?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое методология педагогической науки?



Зачем нужно знать методологию? Можно ли обойтись без неё в педагогической работе? Попытаемся ответить на эти совсем нелёгкие вопросы.

Прежде всего, по своей природе педагогическая деятельность необычайно сложна и многогранна. Во-первых, это определяется множеством влияющих на педагогический процесс объективных и субъективных факторов, управляемых и неуправляемых условий, и их неповторимыми сочетаниями и вытекающим из этого весьма своеобразным и тонким механизмом постановки и решения воспитательных и образовательных задач, и многообразием средств и условий их решения. Во-вторых, педагогический процесс подчиняется объективным законам, без учета и использования которых педагог не может добиться прочного успеха. Поэтому педагогу нужно знать важнейшие закономерности обучения и воспитания, совершенствовать своё педагогическое мышление. В-третьих, педагогический процесс настолько подвижен, динамичен, диалектичен, что нельзя однажды и навсегда постичь все «тайны» и «секреты» педагогики. Их приходится «переоткрывать» снова и снова. И вновь – поиск, вновь «езда в незнаемое».

Успешно решить сложнейшие учебно-воспитательные задачи сможет только творческий, думающий, ищущий педагог-исследователь, который хорошо знает методологию педагогической науки. И ещё. Не может педагог анализировать результаты, достоинства и недостатки своего труда, не опираясь на научно-педагогические методы исследования.

Объективность полученного нового знания обусловлена прежде всего выбором методологии исследования.

Методология (от греч.methodos – путь, исследования или познания, теория, учение и logos – наука) – 1) «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» (СНОСКА: См.: Философский энциклопедический словарь. - М. , 1983. – С.365.); 2) «учение о научном методе познания» (СНОСКА: См.: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994. – С. 376.); 3) «совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» (СНОСКА: Там же.).

В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности (СНОСКА: См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М., 1996. – С. 33-34.), «систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества» (М.А. Данилов).

Можно утверждать, что методология педагогики это область научного знания, которая позволяет с методологических позиций установить в первую очередь четкую адресную направленность конкретного научного исследования, выявить специфические особенности и закономерности педагогической деятельности. Педагог-исследователь должен четко понимать, чему служит его работа и что в результате появится, ради чего она затеивается, что он хочет изменить в теории, методике, практике.

Принято выделять четыре уровня методологии:

Первый уровень – философские знания – экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм.

Второй уровень – общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.).

Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике. Методология специальной науки включает в себя исходные теоретические концепции.

Четвертый уровень (технологический) – включает в себя методику и технику исследования.

Сферы реализации методологии педагогики осуществляются по различным направлениям (см. табл.1):

Таблица 1.

Сферы реализации методологии педагогики

(По В.И. Смирнову)



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.013 с.)