Документация педагогического исследования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документация педагогического исследования.



Изучаемая документация исследования должна выступать в виде не только словесных описаний наблюдаемых явлений, но и числовых характеристик (таблицы,схемы, диаграммы), наглядно-чувственных отображений, (кинофотофонодокументация). И чем более разнообразны её формы, тем больше даёт она для проникновения в сущность изучаемого объекта (см.табл.4):

Таблица 4.

Работа над педагогическим исследованием.

Документацию педагога-исследователя можно подразделить на облегчающую сбор фактического материала (рабочий дневник, информационно-справочный каталог) и помогающую сохранить в памяти для осмысливания собранный фактическийматериал, т.е. зрительное отображение полученной информации в виде текста, знака графики и образа и их комбинаций.

Остановимся на основных формах ведения научной документации.

Одной из наиболее распространённых форм фиксации изучаемых фактов является рабочий дневник исследователя, где в удобной форме делаются отдельные выписки из книг, записываются данные о встретившихся явлениях, связанных с темой исследования, собственные мысли, возникшие в процессе наблюдений, бесед.

Дневник исследователя – это документация для себя, в помощь памяти. Записи ведутся «впрок», в том числе – факты, мысли, цифры, не имеющие прямого отношения к теме. Они попали в дневник, потому что во время наблюдения исследователю показалось, что данный факт, мысль или цифра могут ему пригодиться.

«Коэффициент полезного действия дневника» зависит главным образом от тщательности записи, культуры её оформления. Опыт показывает, что значительная часть материалов оказывается неиспользованной не из-за их бесполезности, а в силу отсутствия культуры оформления: исследователь часто не может восстановить в памяти цель и смысл сделанных ранее записей (неизвестно, откуда взята цитата, кому принадлежит мысль, где, когда и в какой обстановке произошёл факт, в связи с чем возникло суждение и др.)

В процессе научного исследования одновременно с дневником ведётся и информационно-справочный каталог – библиографическая картотека, а также картотека лиц и учреждений, имеющих отношение к проблеме исследования. Документация информационного характера даёт возможность иметь в поле зрения все известные источники фактов, по мере надобности возвращаться к этим источникам.

Большое значение для последующих обобщений имеют описания отдельных явлений в виде протоколов наблюдений. Особенно важную роль играют тщательные описания сложных воспитательных мероприятий или тех ситуаций в жизни детей, которым исследователь придаёт особое значение. В таких описаниях важно возможно более точно отобразить обстановку, на фоне которой происходит явление, характер целенаправленной деятельности воспитателей, реакцию детей.

В последствии, просматривая записи, исследователь имеет возможность проанализировать явление, определить его внутреннюю логику, уточнить, скорректировать мысли, появившиеся во время непосредственного наблюдения. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если явление описано очень тщательно, точно, и если исследователь фиксировал не только мысли, но и те факты, которыми вызваны эти выводы.

Описания и протоколы, ведущиеся по единой форме, помогают дать сравнительный анализ аналогичных явлений, наблюдаемых в разное время и в различных местах. Сопоставляя описания, можно делать выводы об общих условиях, об эффективности тех или иных мер воздействия на учащихся.

Важную роль в анализе исследуемых явлений играют дневники наблюдений за отдельными детьми и коллективами, а также картотеки фактов.

Сотни записей, характеризующих на протяжении нескольких лет слова и поступки ребёнка в различных ситуациях, дают возможность проследить становление его личности, процесс формирования того или иного качества, изменение характера его взаимоотношений с товарищами, семьёй.

Сопоставление систематически ведущих дневниковых записей о поведении ребёнка с материалами бесед, сочинений и т.д. помогает раскрыть процесс формирования его личности под влиянием различных факторов. А сравнение аналогичных материалов, характеризующих поведения ряда детей, даёт возможность обоснованно судить об эффективности воздействия этих факторов.

Столь же существенную роль в анализе изучаемых явлений играет тематическаякарточка фактов, почерпнутых исследователем из окружающей действительности, литературы, различных устных сообщений. Пользуясь подобной картотекой, можно подобрать факты по тому или иному вопросу, сравнить их и сделать определённое заключение.

Понятно, что, исходя только из таких данных, прийти к обоснованным выводам нельзя. Для этого требуется не серия примеров, а специально проведенная экспериментальная работа. Но гипотеза для неё как раз и может быть составлена на базе фактов, полученных из самых разных источников. И чем обширнее картотека, тем обоснованней будет гипотеза, тем эффективнее будет эксперимент.

Используя первичную документацию при обработке собранного фактического материала, исследователь нередко прибегает к помощи различного рода схем, помогающих осмыслить этот материал, лучше уяснить характерные связи, вытекающие из них закономерности. Так, например, при целостном изучении того или иного детского коллектива исследователю чрезвычайно полезно в виде схемы представить его структуру, характер самоуправления, взаимодействия его органов.

В процессе исследования встречается немало случаев когда схематическое отображение предполагаемых связей помогает лучше постичь их характер, привести в систему рождающиеся выводы.

Значительна документация, характеризующая не только качественную, но и количественную сторону интересующих исследователя явлений. Цифровые данные, полученные при изучении массового опыта и специально организованной экспериментальной работы, играют очень большую роль. Они могут показать распространённость явления и подтвердить или опровергнуть сделанные предложения, дать возможность в конкретной форме выразить направление и темп развития интересующего исследователя объекта. Особенно убедительны эти данные, когда они сопровождаются качественным анализом, качественной характеристикой отражённых в цифрах явлений.

В педагогическом исследовании редко применяют графики, но там, где они используются, появляется возможность в наглядной и убедительной форме сообщить необходимые данные.

Велика роль различных видов документации, получаемой при использовании технических средств в процессе научного исследования.

Магнитофонная фонограмма совершенно точно воспроизводит речь и тем самым даёт возможность тщательного анализа её содержания. Воспроизводя оттенки голоса говорящего, интонацию его речи, реплики окружающих, ответную реакцию на них выступающего, она позволяет анализировать не только содержание самой речи, но и отношение человека к тем идеям, которые он высказывает, а аудитории – к сказанному выступающим и к нему самому.

В процессе наблюдений как в естественных условиях, так и в эксперименте исследователю очень часто бывает необходимо ещё и ещё раз обратиться не только к содержанию того, что говорили учащиеся, учителя, выступающие перед школьниками люди, но и к отношению ребят к словам товарищей и взрослых. В этом случае как раз и может помочь фонограмма, как и тогда, когда сам исследователь живую речь не слушал.

В настоящее время наиболее распространённым видом документации, связанной с использованием технических средств, являются фотографии. С их помощью фиксируется обстановка, в которой происходит изучаемое действие.

Хотя фотографии отражают лишь внешнюю сторону явления, к тому же в статистике, по ним можно судить и о его сущности. Так, например, по фотографии рабочего места ученика в мастерской можно судить о культуре его труда, об отношении к инструментам.

Анализ серии фотографий рабочего места ученика, сделанных в течение года, помогает уловить и охарактеризовать те изменения в отношении школьника к труду, которые произошли за это время. Сопоставление фотографий рабочих мест разных учеников одного класса даёт возможность сделать вывод о требованиях учителя к культуре труда.

Иной является роль кинодокументации, отражающей наблюдаемое явление в его целостном, нерасчленённом виде, как единый процесс. Она помогает устанавливать взаимозависимость различных частей, анализировать отдельные стороны изучаемого объекта, обстановку, в которой протекал наблюдаемый факт, содержание той деятельности, которой заняты ребята, формы и методы этой деятельности, отношение к ней школьников, роль учителя в её организации.

Кинодокументация даёт возможность запечатлеть в зрительных образах явление в целом, получить о нём общее представление. Вместе с тем она помогает увидеть впоследствии такие детали, которые при непосредственном наблюдении вовсе ускользали от внимания исследователя.

Подводя итог, можно утверждать, что фотокинодокументация, с одной стороны, облегчает труд исследователя, помогая одновременно воспроизводить в памяти ранее наблюдавшиеся явления и факты, сравнивать и сопоставлять их, и, с другой, является базой обобщений, даёт возможность не только в словесной, но и в образной форме воссоздать картину того явления, которое исследователь наблюдал при изучении практического опыта.

Охарактеризовав некоторые способы фиксации накапливаемой исследователем информации, необходимо ещё раз подчеркнуть важность отображения получаемых данных в общем процессе педагогического исследования.

Дело в том, что исследователь, как и любой человек, запоминает то, что ему в момент восприятия видится главным, важным, существенным, и невольно опускает такие детали, которые, как ему сейчас кажется, не имеют существенного значения. Но нередко бывает так, что именно они при сопоставлении с другими оказываются как раз важными, существенными.

Различные средства отображения, научная документация оказывают исследователю помощь в последующем осмыслении собранных фактов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «Методы научных исследований»?

2. Охарактеризуйте теоретические методы педагогического исследования?

3. Охарактеризуйте эмпирические методы педагогического исследования?

4. В чем сущность методики педагогического исследования?

5. Что такое педагогический эксперимент, его особенности?

6. Дайте характеристику основным видам педагогического эксперимента.

7. Дайте характеристику общей структуры результатов педагогического эксперимента.

8. В чем сущность и назначение метода педагогического наблюдения?

9. Дайте характеристику основным видам метода педагогического наблюдения?

10.Какие требования предъявляются к методу педагогического наблюдения?

11.Определите назначение диагностической беседы как метода педагогического исследования.

12.Какие требования предъявляются к методу диагностической беседы?

13. Для каких целей в педагогическом исследовании применяется метод анкетирования?

14. Назовите виды анкет и их педагогическое назначение?

15. В чём сущность социометрического опроса?

16. Какие требования предъявляются к методу социометрического опроса?

17. Дайте характеристику методу ранжирования.

18. С какой целью в педагогическом исследовании используется метод независимых характеристик?

19. В чем сущность и назначение в педагогическом исследовании метода моделирования?

20. Охарактеризуйте метод изучения и обобщения передового педагогического опыта, в чем его сущность и назначение?

21. Назовите основные критерии передового педагогического опыта?

22.Раскройте основное содержание документации педагогического исследования.

Советы аспирантам

1. Если Вы пришли в аспирантуру, то тему диссертации, несомненно принесите с собой.

2. Глубокое изучение литературы позволит Вам получить информацию о современном состоянии исследуемой проблемы.

3. Не следует стремиться к особой оригинальности и выбирать тему из области, в которой никто не работал.

4. Определите социальную значимость Вашей темы, докажите актуальность решаемой проблемы.

5.Источников информации бесконечное множество, поэтому используйте библиографические издания (реферативные журналы, каталоги, аннотированные издания и др.)

6. По мере возможности формируйте личную научную библиотеку.

7. Шире используйте разнообразные источники устной информации.

8. При работе с литературой удобно пользоваться карточками, в которые помимо библиографических данных, записывается краткая аннотация статьи или книги.

9. Просмотрите всю известную литературу по Вашей теме и составьте на неё карточки. Не доверяйте своей памяти, делайте пометку и замечания на карточках.

10. Собранную информацию группируйте по главам, параграфам диссертации; удобно использовать для этих целей папки.

11. Помните. Труд ученого – это упорная, длительная работа, связанная и с приятной серией открытий и с разочарованиями.

12. Для достижения конечной цели важны не только озарение, вдохновение, порыв, но гораздо важнее усердный и хорошо организованный труд.

13. Весьма важная заповедь аспиранта – не бояться слова «Невозможно» (академик С.Я. Батышев).

14. Не следует бояться и неудач. Они должны давать только повод: Начать все снова, но более Талантливо! (профессор А.Я. Найн).

15. Не нужно бояться критического восприятия чужих мыслей и идей. Используя накопленные знания, попытайтесь найти собственные пути научного поиска (профессор Е.Д. Варнакова).

16. В работе должна быть доказана новизна полученных результатов.

17. Главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов – вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно.

18.В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

- название и содержание глав, а также параграфов должно соответствовать теме исследования;

- содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов – главу в целом;

- избегать наукообразности, не злоупотреблять специальной терминологией, не «играть» в эрудицию;

- стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

- соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все то, что открыто предшественниками в разработке изучаемой проблемы, честно и объективно оценить свой вклад в науку.

19.Вы должны очень жестко оценить свою работу и очень хорошо знать её недостатки, чтобы по-бойцовски отстоять её и защитить (академик С.Я. Батышев).

20.Следите, чтобы в ходе работы Ваше исследование не завлекло Вас в область весьма отдаленную от специализированного совета, в котором Вам придется защищаться. Если такое отклонение наметилось, немедленно посоветуйтесь со своим научным руководителем.

Приложение



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.01 с.)