Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа изучения круга общения трудного подростка

Поиск

Психолого-педагогическая карта учащегося

Учебная характеристика учащегося

Заслуживает одобрения ведение в ряде учебных заведений дневника (летописи класса, группы). В нем фиксируются наиболее значительные события из жизни класса (группы) и отдельных учащихся. Иногда в таком дневнике появляются фотоснимки, зарисовки, сделанные во время походов, субботников, классных вечеров и т.д. К ведению летописи класса (группы) обычно привлекаются и учащиеся (в первую очередь актив группы). Это приучает их к учету и оценке проделанной работы, содействует созданию в группе положительных традиций.

Анкета эксперимент

Цель этой анкеты – нахождение количественного выражения уровня самооценки личности. Для этого учащимся:

Диктуются качества личности, которые записываются строго в одну колонку:

2. Из предложенного списка предлагается выбрать 10 слов, обозначающих, на их взгляд, важные качества личности в трудовой деятельности, и поставить против этих слов знак «плюс» (+).

3. Далее из выбранных 10 слов предлагается выбрать столько, сколько качеств, как кажется учащимся, есть у каждого из них самих. Это может быть любое число из отмеченных 10 слов. Против этих слов надо поставить второй знак «плюс» (+).

4. Теперь надо составить дробь, где в знаменателе будет 10, а в числителе – у каждого своё число (по количеству двух знаков «плюс»). Дробь сделать десятичной. Если ответ получится ближе к 1, то учащийся явно переоценивает себя; если ближе к 0, то недооценивает; если ближе к 0,5, то самооценка верна.

Методики определения индивидуально-типологических особенностей (по И.П. Андриади)

Среди индивидуальных особенностей человека наиболее значимыми в современной деятельности и личностном взаимодействии принято считать проявление темперамента, т.е. тех характеристик человека, которые свидетельствуют о динамических особенностях его нервной системы: интенсивности, направленности, темпе, ритме психических процессов и состояний. Не определяя непосредственно содержание черт личности, темперамент, однако, заметно сказывается на их формировании. В социальной перцепции и самосознании представляется значимым соотнесение основных характеристик общих типов темперамента (СНОСКА: См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского, - М., 1986. – С.401 –419.) с их психическими характеристиками: сензитивностью, активностью, реактивностью, их соотношением, типом психических реакций, пластичностью и ригидностью, экстравертированностью и интравертированностью (СНОСКА: См.: Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985. – С. 350; Леонгард К. Акцентированные личности. – Киев, 1981. – С. 350, 361; Луппьянов Я.Л. Барьеры общения, конфликты, стрессы. – Минск, 1986. – С. 29.). Экстраи интравертированность в единстве с эмоциональными характеристиками (эмоциональной стабильностью – тревожностью) являются важными индивидуально-типологическими характеристиками личности.

Существует большое разнообразие методик для определения индивидуальных особенностей человека. Предлагаемые методики наименее трудоемкие, обращены к житейскому опыту и позволяют определить и, следовательно, учесть индивидуально-психологические особенности.

Методика определения типа темперамента

Со времен Гиппократа (1У в. до н.э.) известны четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Каждому из нас свойственно узнавать их в особенностях, обобщенных характеристиках своего поведения, причем сразу во всех четырех типах, что свидетельствует о сложности динамического рисунка нашего поведения, которое не укладывается в рамки признаков одного темперамента.

Определить основные показатели темперамента – значит получить возможность достаточно обоснованно предвидеть поведение человека в ситуациях личностного взаимодействия.

Инструкция. Последовательно прочтите четыре предложенных перечня характеристик поведения и отметьте знаком «+» те из них, которые свойственны вам. Отмечать нужно сразу, не подвергая себя длительному анализу.

Вы – холерик, если:

неусидчивы, суетливы;

невыдержанны, вспыльчивы;

нетерпеливы;

резки и прямолинейны в суждениях;

решительны и инициативны;

упрямы;

находчивы в споре;

работаете рывками;

склонны к риску;

незлопамятны и необидчивы;

обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

неуравновешенны и склонны к горячности;

агрессивны;

нетерпеливы к недостаткам других;

обладаете выразительной мимикой;

способны быстро действовать, решать;

неустанно стремитесь к новому;

обладаете резкими порывистыми движениями;

ненастойчивы в достижении поставленной цели, обладаете большим запасом энергии, но расходуете ее неравномерно;

склонны к резким сменам настроения.

Вы – сангвиник, если:

- веселы и жизнерадостны;

- энергичны и деловиты;

часто не доводите начатое дело до конца;

склонны переоценивать себя;

способны быстро схватывать новое;

неустойчивы в интересах и склонностях;

легко переживаете неудачи и неприятности;

легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам (к новым людям, новой обстановке);

с увлечением беретесь за любое новое дело;

быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

тяготитесь однообразием, будничной кропотливой работой;

общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

выносливы и работоспособны;

обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

сохраняете самообладание в неожиданных и сложных ситуациях;

обладаете всегда бодрым настроением;

быстро засыпаете и пробуждаетесь;

часто несобранны и проявляете поспешность в решениях;

склонны иногда «скользить по поверхности» и отвлекаться.

Вы – флегматик, если:

спокойны и хладнокровны;

последовательны и обстоятельны в делах;

осторожны и рассудительны;

умеете ждать;

молчаливы и не любите попусту болтать;

обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

сдержанны и терпеливы;

доводите начатое дело до конца;

не растрачиваете попусту сил;

строго придерживаетесь выбранного распорядка жизни, системы в работе;

легко сдерживаете порывы;

маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

покладисты, незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

постоянны в своих склонностях и интересах;

медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

ровны в отношениях со всеми;

любите аккуратность и порядок во всем;

с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

обладаете выдержкой;

легко переносите одиночество.

Вы – меланхолик, если:

стеснительны и застенчивы;

теряетесь в новой обстановке;

затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

не верите в свои силы;

легко переносите одиночество;

чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

склонны «уходить в себя»;

быстро утомляетесь;

обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;

недовольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

впечатлительны (иногда до слезливости);

чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

склонны к подозрительности, мнительности;

чувствительны и легкоранимы;

чрезвычайно обидчивы;

скрытны, необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;

малоактивны и робки;

покорны;

стремитесь вызвать у окружающих сочувствие и желание вам помочь.

Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим.

Но не следует забывать, что понятие «характер» шире, чем «темперамент». В деятельности проявляются наш характер, его волевые черты, целеустремлённость. Однако, понимая, каким темпераментом обладают окружающие вас люди и вы сами, можно предвосхитить реакции человека в тех или иных ситуациях, лучше разобраться в себе самом, научиться оценивать другого не с позиции «плохой» или «хороший», а с той точки зрения, что он не такой, как вы, и, может быть, поэтому для вас неудобный. В этой связи в совместном решении задач, взаимодействии важны отношения не соперничества и противопоставления, а сотрудничества, компромисса.

Методика определения экстраи интроверсии

Определяя, экстраи интроверсию как индивидуальные характеристики личности, вы получите возможность проверить полученные данные по предыдущему тесту. Известно, что экстраверсия соответствует холерическому и сангвиническому темпераментам, а интроверсия – флегматическому и меланхолическому типам.

Инструкция. Прочитайте предлагаемые суждения и отметьте знаком «+» те из них, которые близко характеризуют ваше поведение.

Вы – экстраверт, если:

можете посмотреть в один день 2 кинофильма, концерт, побывать на вечеринке, «проглотить» детектив;

у вас масса знакомых, и число их растет;

вам необходим поток информации. Вас волнует, почему никто не звонит, почему так тихо…;

легко запоминаете лица, биографии, дела, хуже – формулы, теории, иностранные слова;

не можете обедать в одиночку;

любите рассказывать анекдоты, умеете копировать людей, рассказывая в лицах;

можете выступить, публичное выступление вам не в тягость;

любите фотографировать и фотографироваться;

знаете где, что, почем;

легко ориентируетесь в незнакомой обстановке;

легки на подъем;

не прочь обсудить другого, не ради злословия, а для интереса;

видите и одобряете лучшее, действуете по обстоятельствам;

у вас масса замыслов, часть которых остается нереализованными;

не понимаете людей, которые прислушиваются к своим ощущениям;

заинтересованы во впечатлении, которое производите на окружающих, и оно вас в общем устраивает.

Вы – интроверт, если:

незначительного события достаточно, чтобы ваша мысль дошла до вещей значительных;

часто погружаетесь в воспоминания, память «разматывается», как клубок;

одного хорошего спектакля, кинофильма вам достаточно на целый месяц;

предпочитаете одного хорошего друга на всю жизнь; с людьми сходитесь нелегко;

лучше запоминайте смысл, чем детали;

чем меньше новостей, тем для вас лучше, можно сосредоточиться;

вас раздражает громкое радио;

предпочитаете вещей поменьше, но они – одно целое с вами;

свободно себя чувствуете только в одиночестве; не жадный, но едите в одиночку;

вам легче в большом собрании малознакомых, чем в небольшой группе, где необходимо устанавливать много контактов;

к новой обстановке приспосабливаетесь с трудом;

следуете своим принципам, во что бы то ни стало;

мнительны в отношении своего здоровья, много думаете по поводу мелких самоощущений;

способны долго биться над проблемой, углубляться;

усматриваете двусмысленность в том, что является однозначным для других, и видите только один смысл, когда для собеседников очевиден двойной смысл;

вам иногда говорят, что вы «не от мира сего».

Обработка данных. Подсчитайте число плюсов по обоим блокам суждений, если число плюсов представлено у вас в двух группах суждений одинаково, вы амбаверт (смешанный тип). Большинство людей относится к этому типу.

Методика определения эмоциональной - устойчивости (стабильности) – неустойчивости (нейротизма, тревожности).

Эмоциональные характеристики человека – устойчивость, стабильность или неустойчивость, тревожность, нейротизм, подверженность психическим травмам – сущностно определяют его индивидуальность и рассматривается обычно в паре с экстраверсией - интроверсией, дополняя характеристики поведения.

Инструкция. Прочитайте предлагаемые утверждения, отметьте знаком «+» те из них, которые характерны для вас. Отвечайте быстро, не раздумывая.

Перед тем как пойти к зубному врачу, представляю, как мне будет больно.

Волнуюсь, когда не знаю, по какой причине меня вызвал начальник, шеф.

Во время работы мне приходится сильно напрягаться.

Мне неприятно оставаться одному.

Возможные неприятности вызывают у меня тревогу.

Я часто смущаюсь, и мне неприятно, если другие это замечают.

Моя потливость усиливается, когда я нервничаю.

Сон у меня прерывистый и неспокойный.

Нередко у меня бывают приступы страха.

Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

Ожидание всегда нервирует меня.

Я не могу заснуть, если что-нибудь тревожит.

Мои тревоги и опасения часто мешают мне думать и работать.

Состояние моего здоровья беспокоит меня.

Я всегда боюсь встречи с трудностями.

Пугаюсь грозы и молнии.

С трудом осваиваюсь в новом месте или незнакомом коллективе.

Иногда чувствую себя беспомощным.

Я редко бываю в хорошем настроении.

Обработка данных. Подсчитайте число плюсов. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом. Если количество балов превышает 10, то можно говорить о повышенном уровне тревожности.

Литература.

Баранов Г.В. Проблемы научного метода.

Верёвкин А.Н. Как оформить библиографию к научной работе. – Методическое пособие. – М., 1992.

Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. – Киев, 1990.

Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. – М., 1994.

Голубев Н.К. Педагогическая диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988.

Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.

Гуцанович С.А., Радьков А.М. Знаешь ли ты математику? Сборник тестов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1994. – 105 с.

Гуцанович С.А., Радьков А.М. Есть ли у тебя математические способности? Сборник тестов. – Мн.: Народная асвета, 1997. – 125 с.

Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Советская педагогика, 1969, № 5.

Данилов М.А. Некоторые методологические вопросы педагогических исследований // Советская педагогика, 1965, №10.

Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.

Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. – М., 1962.

Изучение личности школьника учителем / Под редакцией З.И. Васильевой и др./ - М., 1991.

Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ. – М., 1989.

Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Мн., 1996.

Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – Мн., 1987.

Краевский В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика. – 1988, № 7.

Кравец Е.В., Радьков А.М. Числа и функции в ответах. Учебно-методическое пособие. Мн.: В.М. Скакун, 2000. – 188 с.

Кравец Е.В., Радьков А.М. Тесты в условиях математических понятий. Методические рекомендации. – Могилёв, 1998. – 42 с.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. – М., 1997.

Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980.

Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. Ч.1 и 2. –Мн., 1996.

Методы педагогических исследований / Под редакцией В.И. Журавлева. – М., 1972.

Общая психодиагностика / Под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.

Приходько П.Г. Тропой науки. – М., 1969.

Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под редакцией М.А. Данилова и Н.И. Болдырева. – М., 1971.

Путь к творчеству / Под редакцией А.М. Новиковой, А.Т. Куракина. – М., 1966.

Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.

Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. Пер. с чешск. – М., 1989.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

Шубинский В.С. Развиваются ли методы исследования // Советская педагогика. – 1991, № 7. С. 48 –52.

Шульман Э.А. Методологический аппарат исследований // Советская педагогика. – 1988. - № 11. С. 43 –48.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.014 с.)